Преимущество маленьких

Как уместить в одну коробку звездное небо, 30 игровых приставок, картинную галерею и хорошо на этом заработать

На конференции International Planetarium Society 2014 украинцы Виталий Слюсаренко и Юрий Костенко представили свой продукт в помещении планетария Macao Science Center. Он считается одним из самых дорогих и передовых в мире: работоспособность системы поддерживают два ряда супермощных компьютеров.

Преимущество маленьких

Фото: Игорь Тишенко для «Forbes Украина»

«Такое ощущение, будто это серверная Facebook, а не планетария»,  – вспоминает 38-летний Слюсаренко. Для демонстрации своих достижений основатели компании Fulldome.рro переключили систему на один небольшой медиасервер собственной разработки, откалибровали за 10 минут изображение на купол и сорвали аплодисменты. Создатели планетария, вложившие в покупку техники миллионы долларов, не верили своим глазам: одна «коробочка» справлялась с нагрузкой не хуже 12 дорогостоящих серверов.

Через несколько дней повторить успех удалось и в пекинском Beijing Planetarium. По итогам поездки в Азию Fulldome.рro смогла найти стратегических партнеров в Японии. Украинская компания теперь продает туда системы для планетариев собственной разработки, сделанные под ключ. При этом цена украинских «коробочек»  – около $65 000, тогда как системы конкурентов как минимум в 10 раз дороже. В Японии Fulldome.рro обкатала и первую купольную игру, в которой до 40 человек одновременно отстреливаются от инопланетян. Фактически украинская команда превратила планетарий в большую приставку. До них этого не делал никто.


Виталий Слюса­ренко так и не окончил КПИ  – друзья позвали на работу в собственную компанию. Молодой парень предпочел реальные деньги неясному будущему. Вспоминая события почти 20‑летней давности, Слюсаренко о принятом решении не жалеет. Времени на получение диплома нет и сейчас  – очень много работы. Чтобы встретиться с Forbes, пришлось отменить поездку в Китай, а на следующий день после интервью он отправился в Монте‑Карло.

С Юрием Костенко Слюсаренко познакомился в киевском офисе Leo Burnett, где работал в начале нулевых. Коллеги быстро нашли общий язык и в 2003‑м ушли из агентства, чтобы запустить собственную техническую студию Front Pictures. Первые инвестиции – на аренду помещения и технику – составили $10 000. Вскоре к команде присоединились Андрей Ионин и Максим Зайцев. «Мы вместе начинали в 2003‑м и сегодня остаемся единственными владельцами бизнеса»,  – отмечает Костенко. В компании «плоская» система управления: каждый работает над тем проектом, который ему интересен.

Прибыльным для Front Pictures стал уже первый месяц. С заказами помогали в родном Leo Burnett, задействовали и старые связи с клиентами. Компания создавала сенсорные интерфейсы, мультимедийные презентации, занималась классическим 3D-моделированием. В 2005 году с просьбой о помощи к ним обратились организаторы мероприятия Djuice Nokia Video Drive: требовалось сделать видеоряд очень высокого качества, который можно было бы проецировать на экран размером с хоккейное поле. Ни одна студия в Киеве не бралась создавать контент такого размера. «Мы раньше тоже такого не делали, но решили попробовать,  – вспоминает Слюсаренко.  – Провели не одну бессонную ночь». Часовое видео успели сдать в срок, клиент остался доволен, их работа попала в Книгу рекордов Украины как самое большое цельное видеоизображение. Это был переломный момент для Front Pictures.

Во время подготовки мероприятия Djuice Nokia Video Drive команда познакомилась с немецким видеоинженером Свеном Петерсеном. Он привез в Киев соответствующие проекторы и софт. Питерсон посоветовал Front Pictures взяться за разработку собственного софта. Но тогда молодая команда не придала значения его словам. До кризиса 2008 года Front Pictures только в Украине выполнила десятки заказов на реализацию световых шоу и постановок. Клиентов становилось все больше, требования росли. И тогда стало понятно: стандартное программное обеспечение не позволяет создавать видеоряд желаемого качества.

Front Pictures создала медиасервер, который вдвое меньше стандартного компьютерного блока

В рамках Front Pictures в 2006-м был открыт R&D‑центр, где создается собственный софт. «Мы разработали формат хранения видео, оптимизированный для работы со сверхвысокими разрешениями и минимальными требованиями к производительности железа»,  – поясняет Костенко. Особенность формата в том, что он может выдавать картинку размером 8000 х 8000 пикселей с одного компьютера. Раньше для этого потребовалось бы как минимум 16 машин.

Чтобы замкнуть на себя весь цикл производства, в Front Pictures сделали и собственный медиасервер. Его задача  – связывать в единое полотно картинку с каждого отдельного проектора. Главное достижение компании  – размер сервера, который вдвое меньше стандартного компьютерного блока. «Всегда беру с собой в самолет как ручную кладь»,  – с гордостью говорит Слюсаренко. Для удобной транспортировки даже заказали специальный чехол.

«У Front Pictures отличный сервер, который можно конфигурировать под любые задачи»,  – отмечает Алексей Розов, сооснователь российской студии «Сила Света», работающей с украинскими коллегами в сфере создания проектов по 3D‑маппингу (проецированию изображений на неровные поверхности ). Несмотря на то что компании работают на одном рынке, им удается сотрудничать, а не конкурировать. «С Front Pictures мы столкнулись на большом тендере. В коридоре, перед дверью клиента. Быстро нашли общий язык и решили: мы делаем контент, они – технику. Так и продолжается до сих пор: мы заказываем им техническую работу и остаемся довольны быстротой и качеством»,  – подтверждает слова Розова второй основатель «Силы Света» Александр Ус.

Цена на услуги Front Pictures зависит от сложности проекта. По словам Слюсаренко, 10‑минутный 3D‑видеоряд (3D‑маппинг) будет стоить от $10 000 до $80 000. На его производство понадобится два месяца. В Украине компания делала такой для винницкого фонтана и дважды на День Киева. Услугами Front Pictures активно пользовались ночные клубы для создания визуальных эффектов, были и зарубежные заказы.

В 2009 году команда Слюсаренко сделала 3D‑шоу на фонтане по заказу сети ресторанов «Козырная Карта». Спустя пять лет проект дал о себе знать: его увидели продюсеры шоу America’s Got Talent. Через Freckled Sky  – американских партнеров Front Pictures  – вышли на украинскую компанию. Задача была поставлена предельно ясно: сделать танцевальный номер с использованием воды и света. Режиссером‑постановщиком выступил известный в Украине по шоу «Голос країни» Олег Боднарчук. «Мы полностью отвечали за техническую часть. Построили в Киеве всю площадку, работали со светом, водой и танцорами,  – вспоминает Слюсаренко.  – Во время перформанса в США я лично следил за техникой. Помню, руки тряслись так, словно делал это впервые». Успешное выступление принесло два новых контракта, а постановка за 10 дней набрала почти 3 млн просмотров на YouTube.

Партнеры не говорят, сколько заработали на этом проекте, подчеркивают, что он «скорее имиджевый». «Сейчас наша главная задача  – закрепиться в США. Это важный рынок, на котором у нас уже есть партнеры и первые клиенты»,  – объясняет Костенко.

Параллельно с развитием 3D‑маппинга команда Front Pictures бралась и за другие проекты. Например, сделала интерактивный музыкальный стол, который с легкой руки диджея The Maneken стал использоваться как DJ-пульт. Идея выстрелила, но прожила недолго. Интерактивные столы быстро перестали пользоваться спросом, и уже через год проект был свернут. Тогда‑то и решили, что созданный медиасервер и софт можно использовать в планетариях. Идею подсказал фестиваль Kazantip, где вместе с Leo Burnett команда Front Pictures делала купольный бар.

Испытательной площадкой стал Киевский планетарий, в котором открыли культурно‑­развлекательный центр ATMASFERA 360. «С появлением цифровой технологии вывода изображения на купол развитие планетариев вышло на новый уровень: теперь это не просто звезды над головой. Это изображение, которое полностью погружает зрителя в происходящее действо»,  – хвалит проект директор сферического кинотеатра Ольга Козаковская. По словам Слюсаренко, для компании это одновременно и социальный проект, и полигон, где можно проверять самые новые разработки перед презентацией клиентам. Технологии, которые внедрили в Киевском планетарии, стоили Front Pictures несколько десятков тысяч долларов. Для сравнения: техническое оснащение московского планетария обошлось в несколько миллионов. Очевидное ценовое преимущество доказало  – пора выходить на новый рынок. Так появился бренд Fulldome.рro.

Украинская компания готова предоставить покупателю вариант создания планетария под ключ, вплоть до купола. Софт и сервер свои, а проекторы закупаются у Benq: сотрудничество с международной компанией дает дополнительные преимущества. К тому же эти проекторы недорогие и продаются в обычных магазинах. Управлять системой можно через iPad.

Украинская команда превратила планетарий в большую приставку

Но и планетариев Слюсаренко и партнерам уже мало. Не так давно они разработали первую игру‑стрелялку, изображение с которой проецируется прямо на купол. Одновременно играть могут до 40 человек. Команда Fulldome.рro полностью написала сюжет, сделала картинку и даже разработала свои лазерные «бластеры». «В Нагасаки есть парк развлечений с этой игрой. Дети играют с утра до вечера, в очереди стоят по два часа»,  – делится впечатлениями Слюсаренко, демонстрируя разработку в R&D‑центре возле метро «Левобережная». Там есть и пистолеты, и небольшой купол для демонстрации возможностей компании. Ставить создание игр на поток не планируют. Наоборот, хотят сделать набор инструментов для сторонних разработчиков игр.

Какие перспективы у этого направления бизнеса? Оборот лидера рынка – американской Evans & Sutherland в прошлом году составил $26,5 млн, но компания показала убыток в $1,3. По словам Костенко, первая пятерка крупнейших игроков зарабатывает до $100 млн в год, также демонстрируя минимальную прибыль. Огромные деньги международные компании вкладывают в разработку новых технологий. Рынок же сравнительно небольшой. Сегодня Fulldome.рro развивает азиатское направление: открыто представительство в Таиланде, есть планы по созданию дилерской сети в Японии. По оценке Forbes, суммарный оборот Front Pictures и Fulldome.рro в 2014-м составил $2–3 млн.

В прошлом году Front Pictures осуществила еще один проект  – открыла 3D‑галерею в торговом центре Аrt Mall. «Мы хотели создать галерею, которая не имела бы аналогов в Украине и мире. Я предложила руководству ТЦ использовать идею маппинга, адаптировав его под наши требования»,  – рассказывает маркетинг‑директор Аrt Mall Юлия Ванченко. Искали подрядчика, который смог бы создать неразрывную картинку площадью 685 кв. м. По информации Ванченко, украинцы были готовы сделать это на 30% дешевле, чем западные конкуренты.

Проект был необычайно трудным технически, говорит Костенко. На создание бесшовной анимации продолжительностью 60 минут ушло почти полгода. На 52 проекторах воспроизводится видеопоток разрешением 6748 х 6748 пикселей. Проект такого масштаба стоит не менее $150 000, но A‑Gallery он обошелся в разы дешевле. Как и в случае с Киевским планетарием, для Front Pictures это имиджевый проект  – для демонстрации своих возможностей.

Команда Front Pictures загорелась новой идеей  – созданием мобильной галереи. Это избавит от необходимости поисков специальных помещений: развернуться можно будет в зале любой площади. «Мы хотим создать конструкцию, которую можно поместить в фуру и отправить по городам»,  – делится планами Слюсаренко.

В чем же секрет украинской компании из 20 человек? По словам Розова из «Силы Света», любой сотрудник Front Pictures  – настоящий профессионал своего дела. «Для них каждый проект  – это целая жизнь»,  – подтверждает Козаковская.

Сам Слюсаренко более прагматичен и видит преимущество команды в другом: «В бизнесе, где все привыкли работать медленно и по старинке, мы работаем быстро и с учетом современных технологий». Собственные разработки позволяют как минимум быть более мобильными: в любой момент команда готова отправиться на другой край света для реализации самых необычных проектов. Благо медиасервер отлично помещается на багажной полке самолета.

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.
Журнал Forbes
Экскурс в историю
Инвестиции в доходные дома могут стать хорошей альтернативой банковским депозитам и другим видам вложений
Продавец интеллекта
Для гендиректора Google Сундара Пичаи искусственный интеллект — это не модная фраза из фильмов о далеком будущем. Это то, на чем интернет-гигант уже в ближайшее время намерен заработать миллиарды
Быть за кадром: как собственнику выбрать грамотного топ-менеджера
И в чем состоит основная задача менеджмента
Все материалы раздела
Мнения
Самое темное время перед рассветом: как преодолеть кризис в компании
Какие задачи лягут на плечи команды, а какие – непосредственно на владельца
7769 просмотров
Коллекторы и юрлица: с бизнесом не церемонятся
Чем отличается поведение коллекторских структур в отношении должников-физлиц и бизнесменов
11877 просмотров
Скромное обаяние биткоина: украинские реалии использования криптовалют
При том, что криптовалюты пока официально запрещены, Украина входит в топ-5 стран мира по количеству пользователей различными биткоин-кошельками
18977 просмотров
Новый-старый порядок аттестации от Минюста: что изменилось
Об особенностях нового порядка аттестирования состава Государственной уголовно-исполнительной службы Украины
3053 просмотра
апрель 2017
ПнВтСрЧтПтСбВсПнВтСрЧтПтСбВс
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30
FORBES В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ
Комментариев 0
Войдите, чтобы опубликовать комментарий