Радикализуй это: как «продать» Украину

Стране, кроме базовых изменений, очень нужны сфокусированные радикальные и обязательно рискованные маркетинговые шаги, которых раньше никто в мире не делал

Если представить себе, что государство Украина  – это компания и ей нужно работать со стратегией и брендом, то я порекомендовал бы членам правительства про­­читать книгу «Маркетинговые войны». В этом бестселлере Джека Траута и Эла Райса маркетинг и конкуренция рассматриваются как жесткое военное противостояние, где выбор стратегии зависит от трезвой оценки стартовых позиций. 

Радикализуй это
Фото Shutterstock

Если ты большой, то обязан использовать «принцип силы»  – драться за самые сладкие куски, атаковать в лоб, давить и играть мышцами. Если ты маленький  – добро пожаловать в мир партизан, в мир инноваций, мир точечных фланговых атак. В мир, где отсутствие риска  – самый большой риск. Если у тебя мало ресурса, у тебя нет права на классические решения  – иначе ты просто обречен. К чему я веду? Пора признать, что Украина не Германия, не США и даже не Россия. Мы можем сколько угодно мечтать о том, чтобы быть Coca‑Cola, но мы не она. И нам нужно стать Red Bull.

Для этого необходимо сделать как минимум три вещи.

1. Сконцентрироваться на том, в чем мы действительно сильны. Нельзя заниматься всем. Это прописная истина. Нужно выбрать простое отличие, на развитие которого бросить все ключевые ресурсы. Сейчас очевидными кажутся минимум две отрасли: IT и агросектор.

На мировых маркетинговых конференциях, таких как Cannes Lions, каждый второй доклад посвящен тому, как интернет вещей перевернет традиционный маркетинг. Все только и говорят о том, что смартфоны способны собирать данные о реальной жизни и поведении пользователей, сводя их в единую базу данных. О том, как они откроют доступ к бесплатному образованию в любой точке мира и изменят рынок труда. Как Google Translate сделает возможным взаимодействие людей, не говорящих на одном языке. Против Uber таксисты во Франции выходят на демонстрации, а компания готова купить у Tesla первые 500 000 автомобилей без водителя. И все это уже завтра. Нет. Сегодня вечером!

Если IT  – самый перспективный и быстрорастущий сегмент мировой экономики (а нам повезло стать одним из крупнейших разработчиков программного обеспечения в мире), то, черт побери, правительство должно каждый день заниматься поддержкой IT‑сектора: строить IT‑кластеры в каждом райцентре, открывать курсы программирования в сельских библиотеках и т. д.

Если агросектор  – наша территория успеха. Если мы уже экспортер №1 подсолнечного масла в мире. Если эко  – тренд. Давайте бороться именно за это. Никто не отказывается от металлургии или самолетов. Но эффективные программные решения и вкусная еда должны стать нашей целью и маркой страны. И на этом надо концентрироваться.

2. Сфокусироваться на возможностях, а не на проблемах. Мы тонем в негативе. То революция, то голодомор, то Чернобыль, то война. Каждый доклад чиновников сводится к тому, что идет не так. Если я обычный западный человек, то у меня возникает единственное желание  – держаться от Украины подальше. Мы, к сожалению, сильно увязли в образе страны проблем и упущенных возможностей. Нужно это сломать.

Мы не факап  – мы стартап. Со всеми вытекающими последствиями. Да, у нас много недоделанного и устаревшего. Но зато какой объем работы! Да, у нас высокие риски  – зато каков уровень возможной доходности! Да, гривна упала, но зато туризм в Украине стал доступным для рядового европейца. Это не о наличии денег  – это об отношении к жизни. Какими бы ни были обстоятельства, нам нужно переключиться с выживания на развитие.

3. Быть радикальными. Быть заметными. Я не верю в эффективную борьбу с коррупцией нынешними методами. Мы говорим о коррупции, как о раковой опухоли, которую нужно вырезать. Но она уже давно стала организмом, который достаточно эффективно борется со всем новым, как с опухолью. Решение на поверхности: жесткость + шоу‑бизнес. Нужны не просто строгие наказания. Нужны зрелищные наказания. Пусть коррупционеров возят по городу в прозрачном «коррупционеровозе», а потом на неделю сажают в камеру, где непрерывно играет музыка Михаила Поплавского. Каждому новому коррупционеру  – новое наказание. В случае особо важных чиновников можно привлечь Тарантино. Почему нет?

Наше преимущество в том, что во множестве государственных отраслей все настолько плохо, что нам фактически нечего терять. Мы пытаемся чинить и переделывать, а нужно взрывать и строить заново.

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.
Журнал Forbes
Экскурс в историю
Инвестиции в доходные дома могут стать хорошей альтернативой банковским депозитам и другим видам вложений
Продавец интеллекта
Для гендиректора Google Сундара Пичаи искусственный интеллект — это не модная фраза из фильмов о далеком будущем. Это то, на чем интернет-гигант уже в ближайшее время намерен заработать миллиарды
Быть за кадром: как собственнику выбрать грамотного топ-менеджера
И в чем состоит основная задача менеджмента
Все материалы раздела
Мнения
Самое темное время перед рассветом: как преодолеть кризис в компании
Какие задачи лягут на плечи команды, а какие – непосредственно на владельца
8916 просмотров
Коллекторы и юрлица: с бизнесом не церемонятся
Чем отличается поведение коллекторских структур в отношении должников-физлиц и бизнесменов
12578 просмотров
Скромное обаяние биткоина: украинские реалии использования криптовалют
При том, что криптовалюты пока официально запрещены, Украина входит в топ-5 стран мира по количеству пользователей различными биткоин-кошельками
20208 просмотров
Новый-старый порядок аттестации от Минюста: что изменилось
Об особенностях нового порядка аттестирования состава Государственной уголовно-исполнительной службы Украины
3313 просмотров
май 2017
ПнВтСрЧтПтСбВсПнВтСрЧтПтСбВс
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31
FORBES В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ
Комментариев 0
Войдите, чтобы опубликовать комментарий