Пивная интуиция: как превратить локальную пивоварню в национального производителя

СЕО «Перша приватна броварня» Андрей Мацола считает, что – учась на собственных ошибках и не боясь кризиса
Андрей Мацола знает, как варить крафтовое пиво
Фото: Владимир Герасимов для Forbes Украина

Андрей Мацола с детства увлекался боксом. Изнурительные тренировки научили его держать удар не только на ринге, но и в бизнесе. Даже сейчас, принимая на работу нового менеджера, предприниматель спрашивает, занимается ли тот спортом. «Спорт воспитывает, дает стержень и уверенность», – убежден Мацола.

Не в последнюю очередь благодаря этим качествам сегодня он CEO и основной акционер компании «Перша приватна броварня», которая за 11 лет смогла войти в четверку крупнейших производителей пива Украины.

От торговца к производителю

Первый бизнес Мацола основал в середине 1990‑х, создав дистрибьюторскую компанию «Олмар», которая занималась крепким алкоголем. Вспоминая те годы, предприниматель рассказывает, как вместе с братом на стареньких «жигулях» развозил товар по львовским магазинам. Спустя несколько лет «Олмар» начала поставлять пиво концерна Baltic Beverages Holding (ВВН), который на то время владел запорожской и львовской пивоварнями.

Благодаря этому «Олмар» стал крупнейшим дистрибьютором Западной Украины. Но в 2002 году, после конфликта с руководством ВВН, перед предпринимателем встал вопрос дальнейшего развития. «Любой дистрибьюторский бизнес имеет два логических продолжения: ритейл или же собственное производство», – уверен Мацола. Он выбрал второе.

Как боксер, Мацола знал, что победа на ринге возможна только после тщательной подготовки. Поэтому в 2002 году инвестировал $175 000, заработанные в период дистрибьюторского бизнеса, в открытие небольшого пивного завода. «Мы приобрели бывшую овощную базу, снесли ее и построили экспериментальный недорогой завод, своеобразную тренировочную площадку», – делится CEO «Першої приватної броварні». Его команда знала, как правильно продавать пиво, но хотела предложить клиентам собственный уникальный продукт. Новую компанию назвали «Галицький Бровар».

Учиться производственному бизнесу приходилось в полевых условиях. Полагаясь на интуицию, Мацола искал новые вкусы пива и реанимировал давно забытые рецепты. По такому же «полевому» принципу формировалась и ценовая политика компании: изначальную стоимость бутылки пива в 1,5 гривны пришлось снизить до 50 копеек. Но эксперименты не принесли финансового успеха.

Самой большой проблемой стало оборудование, которое закупили в Австрии и Венгрии. Оно позволяло варить пиво с очень коротким сроком хранения, что было нерентабельно. Компания не просуществовала даже полгода.

Этот момент предприниматель вспоминает как один из самих трудных в своей карьере. Необходимо было решить: уйти в другой бизнес или серьезно заниматься производством пива и превратить тренировочную площадку в полноценный завод. Он снова положился на интуицию и рискнул.

Частная история

Использовав $2,5 млн, предоставленных Укрсоцбанком в кредит для компании «Олмар», Мацола обновил более 90% оборудования завода, по сути опять построив его с нуля. Компания под новым названием «Перша приватна броварня» (ППБ) поставила перед собой скромную задачу: рассказать потребителю, что наряду с пивными гигантами на рынке есть небольшое частное производство, которое реанимирует проверенные временем рецепты пива и тщательно следит за их соблюдением на всех этапах изготовления. Противопоставление пивным гигантам было заложено даже в самом названии. «Много людей уверяли меня, что оно не пройдет, ведь три слова – это много», – вспоминает Мацола. Но все же компания пошла на такой шаг. Даже сейчас в пивоварне считают это важнейшим этапом развития.

Учиться производственному бизнесу приходилось в полевых условиях

 В то время ППБ старалась позиционировать себя как handmade‑производитель. «Это была первая компания, которая изготавливала крафтовое пиво и с ним вышла на телеэкраны», – рассказывает Петр Чернышов, экс‑глава «Carlsberg Украина». При этом она предложила жестко структурированный ассортимент продукции: каждый мог найти пиво себе по карману. Такие действия дали результат: за два года работы компания завоевала почти 6% рынка пива Западной Украины.

В 2005‑м ППБ столкнулась с проблемами на производственной линии завода во Львове. В то время на рынке стремительно выросли продажи в пластиковых бутылках, соответственно возникла необходимость разливать пиво как в стекло, так и в пластик. Но имеющееся в наличии оборудование не позволяло это сделать без ущерба для качества. Поэтому было принято решение снова инвестировать в производство около $1,8 млн, который одолжили в Укрэксимбанке. В итоге в 2006-й предприятие вошло с немецким оборудованием от компании Krones. Благодаря модернизации за год «Перша приватна броварня» разлила 8,9 млн л пива – почти на 2 млн больше, нежели годом ранее. Но даже это не спасало от новой проблемы: спрос на пиво ППБ все равно был выше предложения.

Для дальнейшего расширения производства компания продолжила сотрудничество с банком, и в 2007 году он представил ППБ руководству ЕБРР. «Укрэксимбанк презентовал нас как показательного клиента, тогда нас посетили более 10 руководителей ЕБРР из разных стран мира»,  – вспоминает Мацола. Благодаря этому в 2007‑м пивоварня стала участником программы по энергосбережению для малого и среднего бизнеса UKEEP, в рамках которой банк открыл компании кредитную линию в $17,6 млн.

Следующих два года пивоварня тратила эти деньги на закупку оборудования, которое позволило не только наращивать мощности, но и экономить $550 000 в год благодаря сокращению расходов на энергоносители. Одновременно с увеличением объемов производства, достигших в 2008‑м 22,7 млн л, росла и рыночная доля компании: к началу финансового кризиса 2008 года ППБ контролировала уже 7% пивного рынка Западной Украины. «В то время позиции большинства транснациональных корпораций пошатнулись, мы увидели возможности для дальнейшей экспансии»,  – вспоминает Мацола. Предприниматель заключил партнерское соглашение с пивкомбинатом в Радомышле. И летом 2009-го на двух линиях пивоварни начали разливать пиво от ППБ, которое отправлялось в центр и на восток Украины. Благодаря этому сотрудничеству чистый доход от реализации за год вырос в 2,3 раза: с 99 млн гривен до 229 млн. «В такие времена все обычно боятся тратить деньги и инвестировать, а они делали это»,  – объясняет успех компании в период кризиса Чернышов.

Профессиональный «ринг»

В 2011 году доля ППБ на украинском рынке пива достигла 2,5%. Чтобы успешно проводить дальнейшую экспансию, Мацола всерьез начал задумываться о международном партнере. Помог старый товарищ  – инвестиционный банкир Виталий Струков, посоветовавший обратить внимание на международную группу Oasis CIS. Во‑первых, она занималась пивными рынками СНГ. Во‑вторых, эта компания заинтересовала ЕБРР, которая вела переговоры о покупке 20% акций, а с этим банком у ППБ сложились партнерские отношения. В том же году международный холдинг купил завод в Радомышле, а спустя несколько месяцев Oasis CIS и ППБ договорились о слиянии активов. К этому моменту общие инвестиции в компанию составили приблизительно $30 млн.

По словам Мацолы, Oasis развивает рынок в сегменте, который не так уж интересен транснациональным корпорациям: «В холдинге есть пивная философия. Он не занимается массовым безликим евролагером». Доктор Карл Либль, управляющий директор пивоварни OeTTINGER, которой принадлежит часть холдинга Oasis, добавил, что его компания отдает предпочтение семейным предприятиям или компаниям среднего масштаба. «Решающим аргументом в пользу партнерства была личность Андрея Мацолы. Он ставит перед собой ту же задачу, что и мы: варить достойное пиво»,  – подчеркивает Либль.

ЕБРР тоже доволен сотрудничеством. «За последние три года мы и OeTTINGER суммарно инвестировали в ППБ $30 млн»,  – отметили в банке. А Шевки Аджунер, глава украинского подразделения ЕБРР, в 2014-м назвал компанию «эталоном прозрачности и образцом европейского отношения к бизнесу».

После объединения активов Мацола остался крупнейшим акционером и СЕО компании, которая теперь владела двумя пивзаводами  – во Львове и Радомышле  – суммарной мощностью более 200 млн л пива в год.

За первый год работы с международным партнером доля рынка ППБ увеличилась почти в вдвое, до 4,5%. Тогда же началось изготовление и разлив пива OeTTINGER, Cervena Selka и «Жигули Барное». И хоть многие боялись, что теперь компания Мацолы будет заниматься только импортным пивом, он утверждает, что в 2012 году эти бренды составили 24% их портфеля. «Украинцы любят импортное пиво, пробуют его, но пьют все же свое»,  – объясняет предприниматель.

Еще через год  – в 2013‑м  – портфель пополнился брендами Bavaria и Heineken, а пиво от ППБ начали разливать на мощностях Московской Пивоваренной Компании, которая входит в состав холдинга. По словам Мацолы, это первый случай лицензионного производства украинского бренда за рубежом. Правда, объемы выпуска пока небольшие.

В 2014 году рыночная доля ППБ выросла до 7,51 %, сейчас она оценивается в 9,7%, хотя сам рынок пива Украины на протяжении последних двух лет сокращался на 25% в год. Впечатляет и чистый доход от реализации: за последних три года компании удалось увеличить его более чем в три раза  – до 1 млрд гривен. Даже учитывая события последнего года, компания не понесла значительных убытков, ведь только в 2013-м начала поставлять пиво на Восток и в Крым.

Правда, после объединения с международным партнером работы стало в разы больше. Но Мацола, как и на боксерском ринге, хочет контролировать ситуацию лично. Так, в конце лета он ездил по точкам продаж и расспрашивал продавцов о предпочтениях покупателей. Подобные привычки остались с 1990‑х, когда он только начинал дистрибьюторский бизнес, и избавляться от этих привычек Мацола не намерен. Именно поэтому передавать управление менеджеру и «сидеть на Мальдивах» предприниматель не планирует, как не планирует и продавать созданную им пивоварню. «Хочу лично присутствовать в бизнесе, ведь я понимаю, что делаю. И самое главное  –  мне это нравится»,  – говорит Мацола.

Сегодня он уже не занимается боксом. «Времени не хватает, да и приходить на совещание с опухшим лицом не хочется»,  – объясняет бизнесмен. Все силы он перекинул на другой «ринг»  – пивной, где среди украинских тяжеловесов история компании только начинается. Ведь в планах «Першої приватної броварні»  – выход со своей продукцией на рынок Европейского союза.

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.
Журнал Forbes
Создать яблочный пирог, или Каким должно быть идеальное блюдо
Брайс Шуман, шеф‑повар нью‑йоркского ресторана Betony (одна звезда Michelin), — о вдохновении, актерстве и секретах своего мастерства
Подземное царство: как изобразить шахтера и заработать на этом
Художник Роман Минин нашел свою главную тему, обратившись к знакомому с детства шахтерскому быту. И сделал ее интересной и для Украины, и для зарубежья
В духе модернизма: как стать успешным галеристом
Мартин Мюллер — о своем собрании авангарда, о предпочтениях коллекционеров и о том, насколько оправданы инвестиции в искусство
Все материалы раздела
Мнения
Maximum minimorum: что принесут бизнесу новые условия оплаты труда
Каково Украине входить в Новый год с рекордно высокой минимальной зарплатой
19594 просмотра
Новинский vs Банковая: торг все еще уместен
Как голосование за снятие неприкосновенности с Вадима Новинского повлияет на атмосферу в Раде, и чем может закончиться уголовное дело против экс-регионала
3434 просмотра
Выживет сильнейший: как страховым компаниям привлечь инвесторов
И готовы ли инвесторы удовлетворить потребности рынка в финансировании
2573 просмотра
ROPO-эффект: выбрать в онлайне, купить в магазине
Три профессиональных совета, как «подружить» онлайн и офлайн в торговле
2708 просмотров
декабрь 2016
ПнВтСрЧтПтСбВсПнВтСрЧтПтСбВс
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31
FORBES В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ
Комментариев 0
Войдите, чтобы опубликовать комментарий