Окольными путями

Россия ограничивает транзит украинских грузов через свою территорию. Экспортеры подсчитывают потери, транспортники ищут обходные маршруты
Окольными путями
Запрет на транзит стал очередным витком экономической войны РФ с Украиной
Валентин Огиренко/Ukra Foto

На приграничном участке автострады М1 «Беларусь», расположенном за несколько километров от российского пропускного пункта «Красное» на белорусско‑российской границе, скопились десятки фур с украинскими номерами. Некоторые стоят уже больше недели, но таможня РФ их не пропускает. В автомобилях  – кондитерские изделия, бумага, фармпродукция, которые ждут в Казахстане, Азербайджане, Узбекистане. Фур здесь быть не должно: дешевле и короче маршрут из Украины прямиком через Россию  – как минимум на 500 км и 1500 евро в пересчете на автомобильный фрахт.

«У нас есть двустороннее соглашение с РФ, по которому гарантируется пропуск через украинско‑российскую границу. На это соглашение, мягко говоря, наплевали. В РФ выдали указ  – транзит через Беларусь. А здесь требуют дополнительные документы. В общем, сделано все, чтобы никто никуда не ехал»,  – возмущается Леонид Костюченко, президент Ассоциации международных автомобильных перевозчиков (АсМАП).

Что же произошло? На втором фронте, экономическом,  – очередная атака северного соседа. 1 января Владимир Путин подписал указ об ограничениях перевозки грузов, следующих из Украины, через территорию РФ. Основание  – приостановление Россией с 2016 года действия Договора о ЗСТ государств  – участников СНГ в отношении Украины. Срок действия указа  – до 1 июля 2016‑го, распространяется он на железнодорожный и автомобильный транспорт.

Если исходить из документа, то ограничения должны были бы распространяться только на грузы украинских отправителей, следующие в Казахстан. Но на деле, по словам замминистра инфраструктуры Оксаны Рейтер, от перевозчиков поступают сообщения о фактах остановки на российско‑украинской границе также грузов, которые должны направиться через РФ и Казахстан в третьи страны. Даже грузы, идущие не с территории Украины, а из стран ЕС и предназначенные для восточных рынков, таможенники не пропускают.

Под угрозой около 40 000 транзитных поездок только автомобильным транспортом. Такое количество рейсов выполнили в прошлом году через Россию украинские международные автоперевозчики. В сравнении с предыдущими годами объемы сильно упали  – ранее поток достигал 100 000 единиц в год, отмечает Костюченко. Согласно данным «Укрзалізниці», с начала этого года на 18 января из РФ было возвращено 197 вагонов. По словам министра экономического развития и торговли Айвараса Абромавичуса, из них как минимум 20 перево­зили грузы из ЕС и Молдовы. Суммарно только за одну неделю января (до 11 числа грузы пропускали, так как указ еще не вступил в силу) под запрет на ввоз попали около 15 000 т грузов.

Украина уже обжаловала указ России в рамках ВТО, сообщил Абромавичус. Эксперты МЭРТ и Мининфраструктуры считают такой шаг грубым нарушением норм международного права. «Статья 5 Генерального соглашения о тарифах в рамках ВТО, членами которой являются и РФ, и Украина, предписывает всем странам, ратифицировавшим документ, обеспечивать свободное перемещение транзитных грузов по наиболее удобному для них маршруту и не допускать дискриминации»,  – отмечает Рейтер.

Наиболее неприятны новые транзитные реалии для украинских экспортеров. После потери громадного российского рынка каждое направление торговли для них на вес золота. «Какая разница сколько тонн? Для нас важен каждый килограмм»,  – отвечает на расспросы гендиректор компании «Терра Фуд» (производитель сыров и другой молочной продукции) Георгий Гивишвили. Исходя из данных Госкомстата, за 11 месяцев 2015 года Украина поставила на рынки Казахстана, Узбекистана, Азербайджана, Туркменистана, Кыргызстана, Таджикистана и Китая продукции на сумму $3,39 млрд.

Что поставляет Украина на эти рынки? В стоимостном выражении наиболее весомы те статьи, которые касаются экспорта в КНР. Хотя большая часть товаров, такие как железная руда и концентрат, зерновые культуры, жиры и масла, поставляются морем, но часть идет туда через Россию. На востоке активно закупают украинские кондитерские изделия. На эту продукцию в прошлом году пришлось не менее $250 млн экспортных доходов, или пятая часть всего некитайского экспорта.

«Пока мы ждем разъяснений. Если за месяц-полтора ситуация не разрешится – это грозит нам потерей рынков», – сообщили в пресс-службе компании «Метинвест».

«Точных цифр назвать не могу, но навскидку это около 20% нашего экспорта»,  – говорит президент корпорации Roshen Вячеслав Москалевский. По его словам, компания отрабатывает варианты альтернативных маршрутов. «Но они точно будут дороже»,  – комментирует Москалевский.

Туркменистан, Азербайджан, Казахстан остаются традиционными покупателями украинских черных металлов и изделий из них, а также машиностроительной продукции (группы 84–85 ВЭД: котлы парогенераторов, машины, машины электрические). У машиностроителей цикл производства длиннее, чем у кондитеров, а доля логистики в затратах ниже. Поэтому паники в рядах промышленников меньше, чем у продавцов «молочки» и сладостей. «На данный момент прошлогодние отгрузки завершены, а новые еще не начаты, поэтому мы ничего не почувствовали. Хочется думать, что до следующих поставок, которые планируются во втором полугодии, все как‑то разрешится»,  – делится надеждами гендиректор ведущего в СНГ производителя турбин компании «Турбоатом» Виктор Субботин. В 2015-м году предприятие отгрузило по железной дороге две турбины на 540 и 325 МВт в Казахстан. В этом году «Турбоатом» надеется выиграть тендер на поставки оборудования для Рогунской ГЭС в Таджикистане. Возможная сумма контракта, по словам Субботина, составляет «десятки миллионов долларов».
«Нам все равно, как везти. У нас есть договор с железной дорогой, и это уже ее забота. Через Беларусь? Хорошо, главное  – чтобы без остановок и проверок документов»,  – подчеркивает директор и совладелец Новокраматорского машиностроительного завода Георгий Скударь важность принципов, заложенных в понятие «свобода транзита».

Не столь традиционным, но заметным выглядит присутствие на рынках Центральной Азии и Закавказья украинских производителей молока и молочных продуктов, мяса, бумаги, фармпродукции, мебели и изделий из дерева, алкоголя. Исходя из показателей прошлого года, это еще около $350 млн экспортных доходов.

15 января из Ильичевска Одесской области был тор­жественно, с участием первых лиц государства и области, отправлен в свой первый регулярный рейс контейнерный поезд по маршруту Украина  – Китай. «Вот он  – кошмар Путина! Мы можем прожить и без него!»,  – экспрессивно заявил во время отправки одесский губернатор Михеил Саакашвили.

Маршрут «Шелковый путь» проходит в рамках международного коридора ТРАСЕКА через два моря и пять стран, в том числе Грузию, Азербайджан и Казахстан. Впервые ТРАСЕКА и «Шелковый путь» оформились в глобальный международный проект в 1998 году, но за более чем 15 лет страны‑участницы не сумели согласовать условия и убрать все барьеры для свободного движения поездов.

Почему он заработал именно сейчас и имеет ли к этому отношение Россия? «Еще в начале прошлого года мы понимали, к чему все идет в отношении РФ, поэтому участники переговоров активизировались и политически все стороны нас поддержали. Летом занимались согласованием графиков и тарифов, и сейчас технические моменты почти все согласованы»,  – рассказывает Оксана Рейтер.

Тарифы  – это важный момент, поскольку все экспортеры говорят о финансовых потерях из‑за объезда России. Организаторы пока не называют ставки, ссылаясь на необходимость последних согласований. «Транзит через РФ автомобильным транспортом в Казахстан обходится примерно в $6000. Путь паромом для одного контейнера до сих пор стоил не менее $8000»,  – поясняет Анатолий Юркевич, совладелец компании Milkiland. Костюченко из АсМАП говорит о размере фрахта по территории России на уровне 5000–7000 евро. Но решать все будет не только цена. «Сейчас пускаем пробные партии. Хотим убедиться, что это безопасно и эффективно»,  – отмечает Гивишвили. Транзитный коридор ждет экзамен на надежность и скорость доставки.

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.
Журнал Forbes
Экскурс в историю
Инвестиции в доходные дома могут стать хорошей альтернативой банковским депозитам и другим видам вложений
Продавец интеллекта
Для гендиректора Google Сундара Пичаи искусственный интеллект — это не модная фраза из фильмов о далеком будущем. Это то, на чем интернет-гигант уже в ближайшее время намерен заработать миллиарды
Быть за кадром: как собственнику выбрать грамотного топ-менеджера
И в чем состоит основная задача менеджмента
Все материалы раздела
Мнения
Самое темное время перед рассветом: как преодолеть кризис в компании
Какие задачи лягут на плечи команды, а какие – непосредственно на владельца
25394 просмотра
Коллекторы и юрлица: с бизнесом не церемонятся
Чем отличается поведение коллекторских структур в отношении должников-физлиц и бизнесменов
26028 просмотров
Скромное обаяние биткоина: украинские реалии использования криптовалют
При том, что криптовалюты пока официально запрещены, Украина входит в топ-5 стран мира по количеству пользователей различными биткоин-кошельками
41290 просмотров
Новый-старый порядок аттестации от Минюста: что изменилось
Об особенностях нового порядка аттестирования состава Государственной уголовно-исполнительной службы Украины
9489 просмотров
июнь 2019
ПнВтСрЧтПтСбВсПнВтСрЧтПтСбВс
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30
FORBES В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ
Комментариев 1
Войдите, чтобы опубликовать комментарий
Сергей Скелеторов
Сергей Скелеторов — 31.08.2018, 22:40

Всё прекрасно в статье! Кроме комментария вечного должника и Фуна Юркевича. Почитайте его досье! - Анатолий Юркевич: расплата по долгам для кредитного мошенника из «Милкиленд» - https://skelet-info.org/anatolij- yurkevich/