Счастливый билет: как стимулировать предпринимательство

Один из эффективных методов — конкурсы бизнес-планов
Счастливый билет: как стимулировать предпринимательство
Фото shutterstock

Без предпринимательства нет экономического роста. С этим постулатом согласны все. Не вызывает споров и утверждение, что предпринимательство надо стимулировать. Но как это сделать? Тут и возникают разногласия. Учитывая экономическую ситуацию в Украине и тот факт, что в Глобальном рейтинге предпринимательства по версии института GEDI страна занимает только 63‑ю строку из 132, вопрос не праздный.

Рецептов поддержки предпринимательства масса. Одни считают, что наилучший – снижение налогов. Например, Симеон Дянков, с 1995 по 2009 работавший во Всемирном банке, и его коллеги указывали, что в странах с высокими корпоративными налогами насчитывается меньше компаний и создается меньше новых фирм, чем в странах с низкими. Другие уверены, что стимулировать предпринимательство нужно путем дерегуляции. Так, Джеймс Бейли и Дайана Томас из Крейтоновского университета выяснили, что в зарегулированных отраслях экономики США появляется меньше компаний‑новичков.

Недавно различные международные организации начали экспериментировать с альтернативным способом развития предпринимательства – конкурсами бизнес‑планов. Их, например, проводят Организация Объединенных Наций по промышленному развитию, Исламский банк развития и Всемирный банк. Метод не нов: американские бизнес‑школы практикуют такие конкурсы среди студентов MBA с 1980‑х. В Украине подобные мероприятия тоже популярны. Достаточно вспомнить конкурс инженерных стартапов Vernadsky Challenge, соревнование бизнес‑планов и стартапов под эгидой Киевской областной госадминистрации или конкурс IT‑проектов в рамках конференции IDCEE. Проводятся даже конкурсы планов развития пчеловодческого бизнеса.

По прошествии трех лет оказалось, что счастливчики, которым достался приз, действительно намного чаще открывали свой бизнес: разница с проигравшими достигла 37 п. п.

Но на самом ли деле подобные мероприятия стимулируют предпринимательство? Чтобы ответить на этот вопрос, недостаточно просто сравнить финансовые показатели победителей и проигравших. Понятно, что сколь‑нибудь компетентное жюри выберет более сильных кандидатов, способных эффективнее развивать бизнес и без финансовой поддержки со стороны организаторов конкурса.

Для чистоты эксперимента Дэвид Маккензи из Всемирного банка решил проанализировать результаты конкурса YouWiN, который проводился в 2011 году в Нигерии. У этого соревнования была интересная особенность: около 700 победителей, получивших на развитие бизнеса в среднем по $50 000, выбирались вслепую из 1800 полуфиналистов. А стало быть, исследователь мог сравнить финансовые результаты потенциально успешных проектов, которым повезло получить деньги, и таких же потенциально успешных, но не выигравших приз.

По прошествии трех лет оказалось, что счастливчики, которым достался приз, действительно намного чаще открывали свой бизнес: разница с проигравшими достигла 37 п. п. Кроме того, даже если те, кто не получил награду, открывали свою компанию, то их фирмы уступали победителям конкурса по количеству сотрудников, выручке и прибыли.

Схожие исследования провел Бейли Клингер из Гарварда и Маттиас Шундельн из Франкфуртского университета имени Гете. Проанализировав итоги конкурса бизнес‑планов в Центральной Америке, ученые также выяснили, что предпринимательство стимулируют не только денежные призы. Шансы на создание собственной компании повышают еще и тренинги по доработке бизнес‑планов, которые проводят для участников.

Есть и другая хорошая новость. Стать предпринимателем помогает не только выигрыш в конкурсах бизнес‑планов, но и просто просмотр телевизионных реалити‑шоу, в основе которых лежит идея такого соревнования. Например, Кьетил Бьорватн и его коллеги из Норвежской школы экономики платили нескольким 18‑летним студентам из Танзании за то, что они на протяжении трех месяцев смотрели предпринимательское телешоу. Вторая группа студентов получала деньги просто за просмотр кинофильмов. Через пару недель после окончания реалити‑шоу ученые опросили обе группы. Оказалось, что те, кто смотрел передачу, стали чаще задумываться о создании собственного дела. А спустя два года они чаще становились предпринимателями. Выходит, что конкурсы бизнес‑планов – не пустая затея. И состоятельным украинским бизнесменам, желающим помочь своей стране и владеющим собственными телеканалами, есть над чем задуматься.

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.
Журнал Forbes
Экскурс в историю
Инвестиции в доходные дома могут стать хорошей альтернативой банковским депозитам и другим видам вложений
Продавец интеллекта
Для гендиректора Google Сундара Пичаи искусственный интеллект — это не модная фраза из фильмов о далеком будущем. Это то, на чем интернет-гигант уже в ближайшее время намерен заработать миллиарды
Быть за кадром: как собственнику выбрать грамотного топ-менеджера
И в чем состоит основная задача менеджмента
Все материалы раздела
Мнения
Самое темное время перед рассветом: как преодолеть кризис в компании
Какие задачи лягут на плечи команды, а какие – непосредственно на владельца
24842 просмотра
Коллекторы и юрлица: с бизнесом не церемонятся
Чем отличается поведение коллекторских структур в отношении должников-физлиц и бизнесменов
25666 просмотров
Скромное обаяние биткоина: украинские реалии использования криптовалют
При том, что криптовалюты пока официально запрещены, Украина входит в топ-5 стран мира по количеству пользователей различными биткоин-кошельками
40912 просмотров
Новый-старый порядок аттестации от Минюста: что изменилось
Об особенностях нового порядка аттестирования состава Государственной уголовно-исполнительной службы Украины
9298 просмотров
май 2019
ПнВтСрЧтПтСбВсПнВтСрЧтПтСбВс
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31
FORBES В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ
Комментариев 0
Войдите, чтобы опубликовать комментарий