Путь в Европу: как структурировать торговлю

Что нужно знать о новых налоговых правилах и мировых ограничениях
Путь в Европу: как структурировать торговлю
Фото shutterstock

Мировая торговля, а также операции, связанные с глобальным перемещением капитала, в последние пять лет привлекают все больше внимания налоговых и прочих контролирующих органов. Многие страны Европы уже почувствовали на себе влияние процессов глобальной антиофшоризации. Кроме того, все шире начинают применяться положения так называемого плана BEPS (Base Erosion and Profit Shifting), финальная редакция которого была одобрена государствами «большой двадцатки» осенью 2015 года. Он направлен против размывания налоговой базы на международном уровне и вывода прибыли из-под налогообложения. Иными словами, задача BEPS со‑ стоит в том, чтобы прибыль торговых компаний облагалась исключительно в юрисдикции ее происхождения.

Украина тоже ощущает на себе влияние этих трансформаций, особенно в силу все большей интеграции с ЕС. Тем не менее на отечественный бизнес, ориентированный на международную торговлю, влияют не только глобальные тренды, но и изменения и новации в локальном законодательстве. Прежде всего речь идет о контроле трансфертного ценообразования (ТЦО), которое номинально внедрено в нашей стране с 2013 года, однако полноценная имплементация требований ТЦО начнется лишь в 2016-м.

Цены под замком

В целом за 2015 год в регулировании трансфертных операций произошло три ключевых изменения. Во-первых, увеличен порог контроля. Отныне под правила ТЦО попадают компании с оборотом более 50 млн гривен (ранее было 20 млн гривен) и суммы операций от 5 млн гривен (ранее – 1 млн гривен).

Повышение порога контроля в значительной мере нивелируется девальвацией национальной валюты: многим экспортерам с относительно скромными объемами операций все равно придется предоставлять данные налоговикам, поскольку объем одной операции в эквиваленте $200 000 характерен не только для крупного бизнеса.

Во-вторых, пересмотрены санкции. Если ранее при сокрытии данных о контролируемой операции налоговики имели право оштрафовать компанию на 5% суммы этой операции, то отныне размер штрафа составляет 1%, а его предельный объем – 300 минимальных зарплат. Вместе с тем санкция за неподачу отчетности по ТЦО, наоборот, возросла со 100 до 300 минимальных зарплат, что вряд ли можно считать обоснованным.

В-третьих, операции с контрагентами в юрисдикциях, которые указаны в специальном списке Кабинета министров (о нем – ниже), будут подлежать контролю ТЦО независимо от того, есть ли в цепочке связанные лица или нет. Эта норма нарушает европейские директивы, поскольку там ТЦО распространяется только на операции со связанными лицами. В Украине же законодатели вновь изобретают велосипед.

Это же касается и так называемого правила вытянутой руки, которое действует в отношении ТЦО с начала 2015 года. Этот принцип предполагает, что объем налогооблагаемой прибыли и условия контролируемых операций должны соответствовать таковым же в операциях между несвязанными лицами.

Несмотря на то, что данный принцип был подробно изложен в руководстве Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) еще в 2010 году, критерии его применения Государственной фискальной службой Украины до сих пор четко не определены.

Кто в списке?

Перечень стран, в который попадают государства со ставкой налога на прибыль (корпоративного налога) на пять и более процентных пунктов ниже, чем в Украине, существует уже не первый год. Однако только с недавнего времени действуют новые правила ТЦО, согласно которым при работе с резидентами стран из упомянутого списка финансовый результат отчетного периода увеличивается на 30% стоимости товаров, в том числе необоротных активов, работ и услуг. Иными словами, если плательщик налога на прибыль осуществляет операции с резидентами страны, включенной в перечень Кабмина, то при формировании базы налогообложения по налогу на прибыль он сможет учесть не 85% понесенных расходов, как было ранее, а лишь 70%.

Сам список периодически пересматривается. Только за минувший год он менялся трижды, что является своеобразным рекордом. Так, в мае 2015-го в список были добавлены Австрия, Туркменистан, Гонконг и Ниуэ, а общее количество стран, взятых на карандаш налоговыми органами, составило 76. Спустя два месяца Австрия из этого списка была спешно исключена, поскольку оказалось, что украинские чиновники несправедливо приписали эту страну к государствам, которые не соответствуют требованиям отечественного налогового законодательства. Однако на этом правительство не остановилось – и в сентябре прошлого года из перечня исчезли Швейцария, Грузия, Мальта, Ливан, ОАЭ, Сингапур, Марокко, Люксембург, Ямайка и Гваделупа. Однако новые правила работы с юрисдикциями, а также обновленные требования к контролю трансфертного ценообразования не повлияют на работу украинских компаний, если выстраивать сотрудничество с зарубежными контрагентами с помощью инструментов, которые в зону влияния ТЦО не попадают. В любом случае деятельность через нерезидента даже базово позволяет снизить необоснованные и непродуктивные налоговые отчисления, которые несет на своих плечах бизнес, как минимум на 15%.

Большие преимущества и перспективы открывает перед украинскими компаниями либерализация торговли с ЕС благодаря полноценному вступлению с 2016 года в силу соглашения об ассоциации. Но реальное снижение таможенных пошлин мы увидим только через несколько лет, в то время как управлять торговыми потоками нужно уже сейчас.

Надежная поддержка

На сегодня существует два наиболее эффективных механизма для торговых операций: сотрудничество с иностранными контрагентами из тех юрисдикций, которые отсутствуют в новых/старых черных списках и имеют ставку налога на прибыль ниже, чем в Украине, а также выстраивание взаимоотношений через престижных торговых агентов и торговые партнерства в Европе.

В первом случае речь идет о таких странах, как Венгрия, Латвия, Мальта. Эти государства являются членами Евросоюза и ВТО, но обладают достаточно лояльным налоговым законодательством. В Венгрии базовая ставка налога на прибыль составляет 10%. В Латвии прибыль облагается по ставке 15%. На Мальте формально компании платят налог в размере 35%. Однако на острове действует практика возврата большей части этой суммы, в результате чего эффективная ставка налогообложения для торговых компаний составляет всего 5%.

При работе через контрагентов в этих странах покупатель и импортер находятся в Украине, а оплата за товар осуществляется на адрес компании, которая зарегистрирована в нерезидентной юрисдикции. В свою очередь контрагент осуществляет расчеты за товары уже непосредственно с продавцом, находящимся в любой из стран ЕС, и товар отправляется украинскому импортеру. Причем налог с операции уплачивает исключительно торговая компания-нерезидент. В дальнейшем налоговые обязательства не возникают.

Во втором случае в качестве престижных стран-агентов, как правило, используются Нидерланды (налог на прибыль 20–25%, условная маржа 1% от оборота), Австрия (налог на прибыль 25%, условная маржа 1–3% от оборота), Чехия (налог на прибыль 19%, условная маржа 1% от оборота) и Великобритания (налог на прибыль 20–21%, условная маржа 1–3% от оборота).

Все эти страны не присутствуют в списке ТЦО, имеют прозрачную репутацию и предоставляют комфортные условия для структурирования операций. Украинский импортер направляет денежные потоки агенту в ЕС, который, в свою очередь, рассчитывается с прямыми продавцами. При этом налогом будет облагаться вознаграждение агента, в то время как принципал получает сумму, которая налогообложению не подлежит.

Партнерская схема предусматривает полное освобождение от уплаты налога на прибыль на уровне партнерства. К странам, предполагающим структурирование именно по такой схеме, относятся Англия, Шотландия, Ирландия. Компания‑импортер в Украине оплачивает товар в пользу, например, английского партнерства. Налогообложение операции при этом отсутствует.

Партнер рассчитывается с продавцом из ЕС, и товар отправляется напрямую украинской компании, в то время как принципал в Европе получает чистый доход. Но практически во всех упомянутых странах существует фискальный контроль, и подача налоговой отчетности является обязательной. В Англии, Шотландии, Ирландии есть риск отказа в регистрации плательщиком НДС. Кроме того, не стоит забывать, что Ирландия находится в правительственном перечне стран, а значит, операции с контрагентами из этого государства подлежат контролю по ТЦО со стороны Государственной фискальной службы Украины.

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.
Журнал Forbes
Заглянуть в будущее
Найдется ли место украинской экономике в четвертой промышленной революции?
Небесные баталии: как связаны долги МАУ и конкуренция на авиарынке
И чем вызван интерес антикоррупционных ведомств к авиаперевозчику
Агрокапиталы смотрят на Запад
МХП Юрия Косюка — один из первых аграрных холдингов, инвестировавших в создание производства в ЕС. Станет ли это трендом отечественной переработки?
Все материалы раздела
Мнения
Почему Brexit перенаправит потоки влияния из Лондона в Брюссель
Как скажется попытка выхода Британии из ЕС на глобальной лоббистской активности, и где в этом процессе интересы Украины
2416 просмотров
Пенсионная реформа: реалии и вызовы
Экономическая история и перспективы развития ПФУ
5075 просмотров
Топ-5 изменений в Налоговый кодекс, предложенных Минфином
Краткий юридический анализ очередных «министерских» новшеств
6256 просмотров
О чем говорят результаты работы банковской системы во II квартале 2016 года
Очевидно замороженное кредитование на фоне роста депозитного портфеля
3010 просмотров
август 2016
ПнВтСрЧтПтСбВсПнВтСрЧтПтСбВс
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31
FORBES В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ
Комментариев 0
Войдите, чтобы опубликовать комментарий