Все выше, и выше, и выше

НКРЭКУ пытается использовать конкурсы по продаже облэнерго как оправдание очередного роста тарифов на электроэнергию
Все выше, и выше, и выше
Фото shutterstock

Фонд госимущества ожидаемо перенес на 2017-й конкурсы по продаже контрольных пакетов акций последних шести государственных энергопоставщиков: «Запорожье-», «Харьков-», «Николаев-», «Хмельницк-», «Черкассыоблэнерго» и «Тернопольоблэнерго». Главные причины – отсутствие законодательного и регуляторного поля, методики стимулирующего тарифообразования, а также наличие у энергорынка миллиардных долгов.

Вероятнее всего, торги состоятся в первой половине 2017 года. Во всяком случае, 23 ноября президент Петр Порошенко подписал закон о независимом статусе НКРЭКУ, а в феврале-марте 2017-го Верховная Рада может принять во втором чтении законопроект о рынке электроэнергии Украины. Потенциальные инвесторы таким образом получат хоть какое-то представление о правилах игры в отрасли.

По словам председателя НКРЭКУ Дмитрия Вовка, с 1 июля 2017 года облэнерго смогут перейти на новую методику стимулирующего тарифообразования (RAB-регулирование), которое должно побудить энергопоставщиков экономить средства через установление фиксированного тарифа на передачу тока на длительный период. Для этого лицензиат должен провести оценку регуляторной базы активов, полностью погасить или реструктуризировать долги перед ГП «Энергорынок», а также подтвердить способность придерживаться стандартов качества передачи электроэнергии, включая нормативы, касающиеся количества отключений. Учитывая текущее положение отрасли, перейти на RAB-регулирование сегодня могут только те приватизированные компании, которые готовились к введению новой методики еще в 2013 году, но так и не смогли на нее перейти из-за моратория правительства Николая Азарова на повышение энерготарифов.

Удар по карману потребителя

Для будущих покупателей энергообъектов не столь важно, переведут их компании на стимулирующие тарифы годом раньше или годом позже. Не так важна для них и сама ставка доходности на активы в рамках RAB-регулирования, которая сейчас служит основным предметом споров в дискуссиях об условиях приватизации, и которая повлияет на уровень повышения энерготарифов. Главное для участников конкурсов – чтобы эту ставку доходности не пересматривали и не отменяли задним числом, что в украинских условиях вполне вероятно. Причем чем выше ставка – тем выше потенциальные инвесторы оценивают риск ее пересмотра.

Тем не менее Вовк твердо придерживается мнения, что ставка доходности на базу переоцененных активов облэнерго должна соответствовать средней ставке доходности на капитал в стране и составлять 19,11%. Его позиция ранее была отражена в опубликованном 29 июня проекте постановления нацкомиссии, где регулятор предложил увеличить ставку на новую и на старую базу активов с 14,79% и 5% соответственно, утвержденных еще в 2013 году, до единых 19,11%. А в октябре председатель НКРЭКУ заявил, что денежная выручка от продаж облэнерго будет напрямую зависеть именно от размера ставки доходности и может колебаться от 7 млрд до 30 млрд гривен.

Впрочем, отраслевые специалисты, включая представителей облэнерго, считают ставку в 19,11% неоправданно завышенной и в целом нежелательной как для самих энергокомпаний, так и для их потребителей.

Энергетическая Ассоциация Украины (ЭАУ) в письме на имя председателя НКРЭКУ еще в июле назвала ошибочной идею повышения регуляторной нормы дохода на старые активы до уровня ставки на новые. Хотя бы потому, что собственники украинских облэнерго приобретали эти активы по ценам гораздо ниже их возобновляемой стоимости.

Никто из иностранных инвесторов не придет на аукционы по шести облэнерго – они не видят единых и неизменяемых правил игры
Артур Огаджанян, партнер департамента корпоративных финансов Deloitte

Согласно расчетам ассоциации, применение ставки в 19,11% (вместо 5%) к старым активам может привести к увеличению годового тарифного дохода всех облэнерго на 20,6 млрд гривен при прогнозной стоимости их переоцененных активов в 120 млрд гривен. Это повлечет за собой рост розничной цены на электроэнергию для небытовых потребителей при переходе к RAB-регулированию на 35%. «Такое стремительное повышение тарифов не только станет предметом политических спекуляций, но и в целом дискредитирует идею стимулирующего регулирования в обществе, что приостановит его внедрение», – говорится в письме.

Схожее с ЭАУ мнение высказал Forbes и представитель одной из консалтинговых компаний, работающей в энергетической отрасли. «Одномоментное введение такой ставки для облэнерго, которые сейчас находятся на голодном пайке, приведет к скачку розничных тарифов на 30-40% и к увеличению размера инвестпрограмм с нынешних 2–3 млрд гривен до, предположим, 30 млрд гривен. Ни энергокомпании, ни национальная экономика не готовы к такому повышению», – считает он.

Президент ЭАУ Василий Котко предлагает поэтапное повышение ставки на старые активы в разные регуляторные периоды с 5% до 7%, 9% и 10–11% с соответствующим снижением ставки на новые активы с 19% до 17%, 14% и 10-11%. Его мнение разделяет и председатель подкомитета по электроэнергетике парламентского комитета по ТЭК Лев Пидлисецкий: «Такое впечатление, что у нас выбрали самые жесткие ставки для потребителя в мировой практике».

«Никто из иностранных инвесторов не придет на аукционы по шести облэнерго – они не видят единых и неизменяемых правил игры», – считает партнер департамента корпоративных финансов компании Deloitte Артур Огаджанян. Если его прогноз сбудется, возникает риторический вопрос: а для кого, собственно, устанавливается ставка в 19,11%, которая не нужна ни потребителю, ни самим облэнерго?

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.
Журнал Forbes
Экскурс в историю
Инвестиции в доходные дома могут стать хорошей альтернативой банковским депозитам и другим видам вложений
Продавец интеллекта
Для гендиректора Google Сундара Пичаи искусственный интеллект — это не модная фраза из фильмов о далеком будущем. Это то, на чем интернет-гигант уже в ближайшее время намерен заработать миллиарды
Быть за кадром: как собственнику выбрать грамотного топ-менеджера
И в чем состоит основная задача менеджмента
Все материалы раздела
Мнения
Самое темное время перед рассветом: как преодолеть кризис в компании
Какие задачи лягут на плечи команды, а какие – непосредственно на владельца
9024 просмотра
Коллекторы и юрлица: с бизнесом не церемонятся
Чем отличается поведение коллекторских структур в отношении должников-физлиц и бизнесменов
12674 просмотра
Скромное обаяние биткоина: украинские реалии использования криптовалют
При том, что криптовалюты пока официально запрещены, Украина входит в топ-5 стран мира по количеству пользователей различными биткоин-кошельками
20368 просмотров
Новый-старый порядок аттестации от Минюста: что изменилось
Об особенностях нового порядка аттестирования состава Государственной уголовно-исполнительной службы Украины
3345 просмотров
май 2017
ПнВтСрЧтПтСбВсПнВтСрЧтПтСбВс
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31
FORBES В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ
Комментариев 3
Войдите, чтобы опубликовать комментарий
Дмитрий Иванов
Дмитрий Иванов — 08.03.2017, 13:43

Абсолютно логичное и правильное решение от НКРЭКУ. Доволен, что это делается именно в такой способ.

Клименко Сергей
Клименко Сергей — 08.03.2017, 08:54

НКРЭ нечего оправдываться. Они поступают очень профессионально в данной ситуации.

Иван Онищенко
Иван Онищенко — 07.03.2017, 18:35

Конкурсы это самый оптимальный и демократичный вариант, НКРЕ все делает правильно что использует такой подход.