»грающий тренер: как заработать на начинающих геймерах

¬ очередь за платной подпиской на сервис Ѕогдана —учика уже выстроились дес€тки тыс€ч желающих перен€ть его опыт
»грающий тренер: как заработать на начинающих геймерах
‘ото: јлександр  озаченко дл€ ЂForbes ”краинаї

¬ конце нулевых компьютер Ѕогдана —учика работал на пределе производительности. «анима€сь разработкой интернет-магазина дл€ отца, Ѕогдан параллельно держал открытыми в браузере еще три дес€тка вкладок с онлайн-игрой League of Legends. “ак можно было быстрее прокачивать персонажей, получать виртуальный товар Ц внутриигровые артефакты Ц и продавать его за вполне реальные деньги.

Ђя действительно был за€длым геймеромї, Ц признаетс€ молодой человек. „ерез несколько лет его хобби переросло в стартап: вместе с партнерами —учик запустил обучающую платформу Mobalytics дл€ игроков ставшей сверхпопул€рной League of Legends. —ервис анализирует стиль игроков и подсказывает, как играть еще лучше.

ѕрив€зать открытие стартапа к одной-единственной игре, да еще принадлежащей другой фирме? Ќа первый взгл€д, не слишком удачна€ иде€. Ќо, во-первых, рынок, созданный League of Legends, огромен: это целый цифровой мир, насчитывающий более 100 млн активных игроков, играющих хот€ бы раз в мес€ц. ќколо 40 млн из них посто€нно зан€ты совершенствованием игровых навыков. ќни и стали потенциальной аудиторией сервиса Mobalytics. ƒенег на свое увлечение геймеры не жалеют: по самым скромным оценкам, League of Legends ежемес€чно генерирует $150 млн выручки. Ёто сама€ доходна€ игра в жанре ћќ¬ј (Multiplayer Online Battle Arena, многопользовательска€ онлайнова€ боева€ арена. Ц Forbes), подсчитала исследовательска€ компани€ SuperData. ¬о-вторых, ограничиватьс€ одной League of Legends украинский предприниматель не планирует. ÷ель —учика Ц доказать, что благодар€ Mobalytics люди смогут играть лучше и что сама платформа сможет на этом неплохо зарабатывать.

—учик родилс€ и вырос в  иеве. ѕосле окончани€ школы поступил в Ќациональный технический университет ”краины Ђ иевский политехнический институтї на электротехнический факультет. ”чеба давалась нелегко, вспоминает предприниматель. ћешали компьютерные игры: ими Ѕогдан увлекс€ еще в школе, а в университете окунулс€ в хобби с головой. «арабатыва€ деньги на продаже игровых артефактов, —учик мог по нескольку дней кр€ду прогуливать пары. ¬ итоге на третьем курсе пришлось вз€ть академотпуск. Ђя понимал, что, даже если снова полностью переключусь на учебу, физически не успею нагнать упущенноеї, Ц вспоминает предприниматель.

¬ удачные мес€цы торговл€ виртуальным товаром в играх приносила —учику свыше $1000 и отнимала массу времени. Ќо молодой человек сумел таки окончить университет и вз€лс€ помогать отцу в создании интернет-магазина по продаже костюмов. ќб играх недавний студент не забывал Ц Ђподрабатывалї в них пр€мо во врем€ рабочего дн€. Ђ¬ 2010-м € пон€л, что игры генерируют огромный объем данных, которые можно обрабатывать и продавать. Ќо воплощать идею в жизнь тогда было слишком раної, Ц рассказывает —учик.

ѕотенциальна€ аудитори€ сервиса mobalytics Ц 40 млн человек

¬ стране профессиональный киберспорт, столь попул€рный сегодн€, в то врем€ только формировалс€. ”краинска€ команда NаVi выиграет $1 млн призовых в игре Dota 2 лишь в 2011-м, ее участники станут знаменитост€ми только пару лет спуст€. —учик решил придержать идею с анализом игровых данных до лучших времен и запустил другой бизнес.

Ђ ак проще всего выйти на I“-рынок? ѕравильно, создать студию по разработке сайтовї, Ц смеетс€ предприниматель. ќпыт в создании полноценного онлайн-ресурса с настройкой рекламы и других сервисов помог найти несколько клиентов со средним прайсом $1000 за выполненную работу. Ќо студи€ стала лишь промежуточным этапом к проекту, который интересовал —учика по-насто€щему. »м стал стартап motify.me. ќн задумывалс€ как мотивационный сервис, помогающий люд€м достичь поставленных целей.

Ђя ходил на тренинги, изучал тему мотивации, читал профильные книги. ѕодумал, что это может оказатьс€ интересно другимї, Ц по€сн€ет —учик. —обрать команду единомышленников удалось на хакатоне Garage48, где за двое суток реб€та создали прототип сервиса. ¬дохновленный идеей, предприниматель в 2012-м закрыл веб-студию и целиком посв€тил себ€ работе над стартапом.

ќсознав, что им не хватает опыта, команда motify.me обратилась в украинский бизнес-акселератор Eastlabs. —о временем —учику стало пон€тно, что проект застопорилс€: число зарегистрированных пользователей едва превышало 1400 человек, четкого понимани€ монетизации сервиса не по€вилось.

ѕредпринимател€ это не смутило. ≈ще в ходе работы над motify.me у него родилась иде€ другого стартапа Ц myTips. —ервис предлагал подсказки дл€ сложных пользовательских интерфейсов. Ђ“акова специфика стартапов: на пути к цели приходитс€ делать множество итераций и миритьс€ с тем, что больша€ часть заканчиваетс€ проваломї, Ц делитс€ опытом CEO компании Poptop ≈вгений Ўестопал, еще один бывший подопечный Eastlabs. Ц Ѕогдан, понима€ это, делал подход за подходом и продвигалс€ к созданию успешного бизнесаї.

MyTips, в отличие от предыдущего проекта, оказалс€ успешнее. —учик предлагал сервис корпоративным клиентам, компани€ быстро стала самоокупаемой и существует поныне. ¬ 2013-м проект получил грант на 240 000 гривен от грантового фонда Global Technology Foundation, затем попал в программу Seedcamp и привлек на развитие 25 000 евро.

— выходом на американский рынок помог акселератор 500 Startups, от которого myTips получила еще $75 000 в обмен на 7%-ю долю в бизнесе. Ѕольших денег myTips не приносил. Ђ¬ среднем выручка достигала $6000-10 000 в мес€ц, но этого хватало на поддержку и развитие проектаї, Ц рассказывает —учик. ѕонима€, что больша€ часть клиентов находитс€ в —Ўј, почти весь 2015 год он провел в Ћос-јнджелесе, налажива€ бизнес.

ƒл€ разговора с корреспондентом Forbes Ѕогдан выбрал одно из столичных кафе.   подбору одежды дл€ фотосессии молодой человек отнесс€ точно так же, как и большинство айтишников. Ќикаких модных изысков Ц обычна€ рубашка в клетку и синие джинсы. ”знав, что автор этих строк знаком с League of Legends, бизнесмен заметно оживл€етс€. Ђ то твой любимый персонаж?ї Ц мгновенно спрашивает —учик. ј получив ответ, начинает активно обсуждать его, параллельно рассказыва€ историю своего нового бизнеса.

“олчком к по€влению Mobalytics стал забавный случай. ѕереехав в Ћос-јнджелес, —учик с коллегами по цеху раз в неделю, по четвергам, наведывалс€ в парную. ¬ одну из таких неформальных встреч при€тель задал —учику вопрос: зачем ему myTips? Ђ’очу его продать и зан€тьс€ собственным игровым проектомї, Ц ответил предприниматель. Ђ—амое ценное, что у теб€ есть, Ц это врем€. “ы уверен, что хочешь тратить его на доработку продукта, вместо того чтобы вз€тьс€ за новое дело пр€мо сейчас?ї Ц удивилс€ при€тель.

»з парной —учик вышел с твердым намерением зан€тьс€ игровым аналитическим сервисом, мысль о котором вынашивал уже шесть лет. Ќо если в 2010-м иде€ грозила провалом, то в конце 2015-го уже могла перерасти в перспективный бизнес.  иберспорт превратилс€ в многомиллиардный рынок, попул€рность турниров среди молодежи зашкаливала, киберспортсмены зарабатывали сотни тыс€ч долларов на международных соревновани€х. » не только на них. Ќапример, в 2015-м миллиардер јлишер ”сманов за $100 млн купил профессиональный игровой клуб Virtus.рro, а в этом году Ц медиаправа украинской NаVi за $10 млн. ¬ индустрию киберспорта потекли большие деньги. ¬ феврале 2016-го —учик собрал небольшую команду, котора€ вз€лась за создание Mobalytics.

»грающий тренер

—уть работы Mobalytics проста: платформа собирает данные об уникальном стиле геймера в League of Legends. Ќа основе этой информации сервис рекомендует модель игровой техники и советует, что можно улучшить. Ќапример, игрок слишком активно участвует в бо€х, и его герой посто€нно погибает? “огда Mobalytics подскажет, какую стратегию нужно выбрать. ѕроектов, которые помогают игрокам развивать навыки гейминга в League of Legends, уже несколько, но Mobalytics уникален, считает гендиректор NаVi јлександр  охановский. Ђ≈сли предположить, что ты спортсмен, посещающий спортзал, то Mobalytics Ц это твой личный фитнес-инструктор. ќн рекомендует, что и как делать, записывает результаты и показывает прогрессї, Ц по€сн€ет  охановский, чьи подопечные уже успели опробовать платформу.

«а тем, чтобы Mobalytics выдавал действительно полезные советы, следит небольша€ команда профессиональных игроков в League of Legends. ќни исследуют работу алгоритма и обучают его правильно анализировать все полученные от игрока метрики.

¬ сент€бре 2016-го Mobаlytics победила в конкурсе стартапов Disrupt, который регул€рно проводит попул€рный американский IT-портал TechCrunch. ѕобеда принесла стартапу $50 000 и мировую известность. —учик уверен, что успехом об€зан нескольким факторам. ¬о-первых, это четко очерченна€ аудитори€ и ее потенциальный размер. ¬о-вторых, пон€тна€ модель работы проекта. ¬-третьих, планы монетизации: зарабатывать Mobalytics будет на платной подписке по $10Ц13 в мес€ц. ¬сего за две недели после победы Disrupt за€вки на работу с платформой подали почти 20 000 человек.

Ђћы открываем доступ постепенно, небольшим группам: продолжаетс€ тестирование платформы, спешка нам ни к чемуї, Ц объ€сн€ет предприниматель. Ђ¬ его умение метить высоко сомневатьс€ не приходитс€. —учик собрал все возможные гранты дл€ myTips и попал в 500 Startups. Ќа этот раз он начал с победы на самом известном конкурсе стартапов в миреї, Ц комментирует достижени€ коллеги по цеху  ирилл Ѕигай, руководитель компании Preply.

»нвесторы не оставили успех —учика незамеченным. ”же через два мес€ца после победы в конкурсе венчурные фонды Almaz Capital, Founders Fund, General Catalyst и GGV Capital вложили в Mobalytics $2,6 млн. Ќо, несмотр€ на обильное финансирование, уже в ближайшем будущем стартап может столкнутьс€ с трудност€ми, считает  охановский. ќсновной вызов Ц масштабирование идеи на другие игры. Ђ¬опрос с их подключением остаетс€ открытым. Ёто долгий и трудный процессї. League of Legends разрешает экспортировать огромный объем данных об игровой манере пользовател€, поэтому Mobalytics удаетс€ автоматизировать анализ. –азработчики других игр не столь щедры. Ќапример, Dota 2 собирает собственную статистику, а Ђна экспортї дает совсем мало информации.

—учик знает об опасности, но увер€ет, что уже занимаетс€ решением проблемы. Ђѕока мы активно оттачиваем работу Mobalytics с League of Legends. ј новые игры подключим приблизительно через годї, Ц уверен он. 

≈сли вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.
∆урнал Forbes
Ёкскурс в историю
»нвестиции в доходные дома могут стать хорошей альтернативой банковским депозитам и другим видам вложений
ѕродавец интеллекта
ƒл€ гендиректора Google —ундара ѕичаи искусственный интеллект Ч это не модна€ фраза из фильмов о далеком будущем. Ёто то, на чем интернет-гигант уже в ближайшее врем€ намерен заработать миллиарды
Ѕыть за кадром: как собственнику выбрать грамотного топ-менеджера
» в чем состоит основна€ задача менеджмента
¬се материалы раздела
ћнени€
—амое темное врем€ перед рассветом: как преодолеть кризис в компании
 акие задачи л€гут на плечи команды, а какие Ц непосредственно на владельца
10406 просмотров
 оллекторы и юрлица: с бизнесом не церемон€тс€
„ем отличаетс€ поведение коллекторских структур в отношении должников-физлиц и бизнесменов
13711 просмотров
—кромное оба€ние биткоина: украинские реалии использовани€ криптовалют
ѕри том, что криптовалюты пока официально запрещены, ”краина входит в топ-5 стран мира по количеству пользователей различными биткоин-кошельками
22370 просмотров
Ќовый-старый пор€док аттестации от ћинюста: что изменилось
ќб особенност€х нового пор€дка аттестировани€ состава √осударственной уголовно-исполнительной службы ”краины
3753 просмотра
июль 2017
ѕн¬т—р„тѕт—б¬сѕн¬т—р„тѕт—б¬с
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31
FORBES ¬ —ќ÷»јЋ№Ќџ’ —≈“я’
 омментариев 0
¬ойдите, чтобы опубликовать комментарий