Создатели легенд: как киевские архитекторы строят здания с концепцией

Супруги Андрей Пашенько и Светлана Здоренко стараются «подружить» амбиции заказчика с реальным ландшафтом местности и при этом наделить каждое здание неповторимым духом
Создатели легенд: как киевские архитекторы строят здания с концепцией
Воплотить в жизнь все идеи Андрею Пашенько не позволяют финансовые возможности заказчиков
Фото Максим Люков для Forbes Украина

На рабочем столе Игоря Никонова, совладельца компании KAN Development, ныне советника главы КГГА, несколько недель лежал эскиз фасада Ocean Plaza. Работая над концепцией ТРЦ, архитектор Андрей Пашенько задумал изобразить структуру волн океана с помощью металлического каркаса и стекла. Идея Никонову понравилась, но за ее реализацию турецкие подрядчики выставили огромный счет. «Ты можешь мне гарантировать, что если я заплачу эти деньги, фасад будет таким, как нарисовано тут?» – спросил Никонов. «Да», – твердо ответил Пашенько и сдержал свое слово.

Еще до официального открытия, в июле 2012 года, Ocean Plaza был продан за рекордную для рынка сумму – $350 млн. «Покупали далеко не самый большой торговый центр Украины. Но такие деньги платили за легенду, которую я воплотил», – с гордостью говорит Пашенько.

После Ocean Plaza архитектор разработал для Никонова еще целый ряд проектов жилых и коммерческих объектов. Каждый со своей концепцией и легендой, которая отражается в архитектуре, внутренней отделке и названии. Для Пашенько и его супруги Светланы Здоренко это возможность не просто реализовывать успешные проекты, но и создавать качественную архитектуру, которая придает городу свой неповторимый колорит.

Еще в 1996 году, когда супруги работали в институте «Киевпроект», к ним поступил частный заказ: разработать концепцию посольства Туркменистана. Архитекторам пришлось совмещать эту работу с восьмичасовым рабочим днем в институте, что отразилось на скорости ее выполнения. Заказчику это не понравилось, и он предъявил ультиматум: либо архитекторы создают собственное бюро, либо проект у них заберут. «Выбор был очевиден. Уже тогда мы вели свои объекты, общаясь с клиентами напрямую. Поэтому научились слышать желания заказчика и при этом не жертвовать профессиональным качеством. То есть оставаться архитекторами и не прогибаться под все желания заказчика», – объясняет успех бюро Здоренко.

Рождение концепции

Работать над концепцией любого здания супруги не начинают, пока не увидят место, где будет строиться объект. Важно, чтобы он органично вписался в ландшафт и не конфликтовал с соседними постройками.

Когда топографические задачи решены, Андрей и Светлана начинают заниматься выбором темы проекта: штудируют специальную литературу, изучают архитектурные шедевры, появившиеся в различных точках мира за последние годы. Например, чтобы спланировать Ocean Plaza, архитекторы несколько раз ездили в Великобританию, чтобы понять, как там построены современные торговые центры. «Мы подсмотрели, как правильно сделать баланс торговых залов и общественных зон. Также поняли, что посетителям, которые двигаются по торговому центру, постоянно должны открываться новые магазины, а не углы. Ячейки, в которых происходит торговля, должны быть максимально открыты. На определенном расстоянии друг от друга следует размещать площадки для отдыха», – делится секретами Светлана.

На разработку концепции уходит около двух месяцев с момента первого разговора с клиентом. За следующие четыре месяца архитекторы обязуются подготовить проект, хотя по существующим нормативам на это требуется вдвое больше времени. Благодаря такому изматывающему темпу строительство можно начинать уже через год. Но именно скорость, по словам Пашенько, является одним из преимуществ их бюро.

«Когда мы строим объект, всегда, кроме функциональности, предлагаем заказчику придумать легенду», – рассказывает Пашенько. К примеру, в проекте Ocean Plaza изначально темы океана не было. Когда же появилась идея установить внутри помещения аквариум, архитектор взял фотографию волны и вместе с дизайнерами переложил ее на 3D-модель. Хоть с первого взгляда и не видно, но весь фасад состоит из 16-метровой матрицы волны, которая постоянно повторяется.

Когда концепция и легенда готовы, архитекторы презентуют их первому лицу компании. Чтобы он принял решение, архитектурный проект проверяют технический и коммерческий отделы застройщика, которые иногда вносят свои поправки. К примеру, внутри IQ Business Center изначально колонны планировалось обить не черной, а белой кожей. «Черное здание с белым интерьером внутри – как в роллс-ройсe», – объясняет задумку Светлана. Но в KAN Development посчитали, что белая кожа слишком быстро придет в негодность.

Команда

Штат творческой мастерской насчитывает около 70 человек. Светлана занимает должность главного архитектора, а Андрей отвечает за административные вопросы. Они – авторы большей части концепций проектов. Но некоторые изначально отдают на внутренний конкурс: каждый сотрудник бюро предлагает свою концепцию, лучшая из которых и презентуется заказчику.

Несмотря на большой штат сотрудников, в бюро не держат собственных конструкторов и инженеров, а предпочитают отдавать реализацию проектов на аутсорсинг. «Нельзя эффективно руководить сотрудником, которого ты не можешь проверить», – объясняет архитектор. Конкуренты считают это решение нерациональным. «Они создают проект и отдают его реализацию другим компаниям, а сами осуществляют только авторский надзор за строительством. Отказываются от дополнительного заработка», – констатирует один из киевских архитекторов, пожелавший остаться неназванным. Но Пашенько уверяет, что берет пример с известных западных бюро, которые не обрастают ни конструкторами, ни инженерами. «Мы создаем архитектуру, проводим конкурс, в нем принимает участие и клиент, который может кого-то предложить», – говорит он.

Нет в бюро и маркетингового подразделения, которое занималось бы продвижением их услуг. «У нас столько заказов, что мы многим вынуждены отказывать. Куда нам еще реклама», – объясняет Светлана. Хотя и признается, что рассматривает возможность заняться продвижением на Западе, где гонорары за подобную работу в несколько раз превышают украинские.

Реализовывать большое количество проектов позволяет система работы бюро, которую чета Пашенько переняла у европейских коллег. Каждый архитектор работает сразу над двумя зданиями: утром занимается одним, а после обеда – другим. «Каждый месяц я звоню клиенту и спрашиваю: «Есть ли финансирование? Запускаем работу?» Если нет, мы занимаемся другими проектами. Это стресс, но если что-то сорвется, всегда есть запасной вариант», – рассказывает Пашенько.

На архитектуре не экономят

До 2013 года бюро занималось преимущественно проектированием зданий среднего и элитного сегментов. Пашенько и Здоренко принадлежат концепции Riviera Riverside, Crystal Park, ЖК «Новопечерские Липки», гостиниц Radisson Blu, Holiday Inn, Marriott. Сейчас архитекторы работают во всех сегментах жилого и офисного проектирования: финансовый кризис оказался благоприятным временем для творчества.

Хотя штат большинства строительных компаний предполагает архитектурные отделы, зачастую их руководители обращаются за концепцией к Пашенько и Здоренко. Больше всего заинтересованы в создании легенд застройщики жилых комплексов. Однако не все бизнесмены готовы выделить достаточно средств на реализацию идей архитекторов. К примеру, проектируя ЖК «Варшавский микрорайон», супружеская чета предложила создать внутри комплекса площадь с копиями реальных исторических зданий польской столицы. Но от идеи пришлось отказаться – слишком дорого.

«Все заказчики режут наши задумки. Нет такого, чтобы все, что мы хотим реализовать, у нас получалось: бюджет не позволяет», – сетует Здоренко.

Но главная специфика украинских заказчиков – держать в секрете бюджет, в рамках которого приходится работать архитекторам. На Западе все наоборот: сначала готовится проектная документация, на основе которой утверждается бюджет, и лишь потом документы передаются подрядной компании или архитектору. Если архитектор уложился в меньшую сумму без потери качества, он, согласно договору, получает часть сэкономленных средств. «Мы часто просим показать нам бюджет, чтобы понять, из чего делать проект: заказывать витражи или металлопластик. Но в нашей стране это коммерческая тайна», – в отчаянии восклицает Пашенько.

Специфика украинских заказчиков – держать в секрете бюджет

Правда, бывают и исключения. Несколько месяцев назад в бюро обратилась израильская строительная компания, кот рая предложила архитекторам построить в Киеве небольшое здание с бюджетом в $4 млн. «Заказчик сказал: «Вот вам деньги, в конце просто вручите мне ключи», – рассказывает о редком случае Пашенько. – Взамен же потребовал согласования всех разрешительных документов на строительство. Пришлось отказаться, поскольку строить в Украине так пока не получается».

Цена архитектуры

Создатели легенд
Фото DR

В Украине стоимость проектных работ большинство архитекторов не разглашают. По оценкам Forbes, в среднем их услуги оцениваются в 5% от стоимости строительства или до $20 за 1 кв. м. При этом рынок архитектурных бюро в нашей стране недостаточно развит, конкуренция в среднем и высоком ценовых сегментах весьма незначительна.

«Очень мало бюро делают качественную архитектуру. Большинство предпочитают выполнять все запросы заказчика. Пашенько, пожалуй, один из немногих архитекторов, который строит интересные современные объекты и умеет находить компромисс с заказчиком. Фасад Ocean Plaza или качественный материал отделки отеля Hilton – тому примеры», – замечает основатель архитектурной мастерской Architects Дмитрий Аранчий.

Сам Пашенько считает, что любой архитектор должен уметь общаться с клиентами – людьми, которые вкладывают деньги в недвижимость. Архитектура при разработке проекта не всегда стоит у заказчика на первом месте. Но именно умение доносить идею позволяет отстоять одновременно концепцию и функциональность объекта. «Мы никогда не обманываем клиентов. Коллеги смеются, что если бы мы на Западе построили такое здание, как IQ (стоимость проектирования до $400 000), уже могли бы больше не работать. Стоимость наших услуг на порядок ниже, чем у западных коллег», – говорит Пашенько, отказываясь при этом назвать гонорар за объект.

2016 год для архитекторов был достаточно плодотворным: сданы в эксплуатацию получившие высокие оценки ЖК Tetris Hall и Hoffmann Haus, ведется работа над проектами второй очереди ТРЦ Ocean Plaza и ЖК «Французский квартал». Но бывают и неудачи. «C компанией вUd Development мы начали несколько проектов, но пока ни одно здание не ввели в эксплуатацию», – комментирует архитектор.

На закате солнце медленно опускается на Арку Дружбы народов, затем на новый, меньший свод арок... Это уже не продолжение монумента, а органично вписавшееся в него здание, в котором Виктор Пинчук планировал открыть Музей современного искусства. Меценат пригласил поучаствовать в конкурсе всех мировых архитекторов, но победителем стало бюро Пашенько, сумевшее спроектировать здание, которое не разрушало концепцию парка.

Киевская городская администрация проект не согласовала, он так и остался на бумаге. Но сам Пашенько не расстраивается, ведь большинство задумок его бюро все же реализовано. «Есть много бумажных архитекторов – они проектируют смелые современные здания, но ни одно пока не построено. У нас же много объектов уже введено в эксплуатацию», – резюмирует Пашенько. Но все же не перестает мечтать, что когда-нибудь создаст свою «каноническую» архитектуру.

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.
Журнал Forbes
Экскурс в историю
Инвестиции в доходные дома могут стать хорошей альтернативой банковским депозитам и другим видам вложений
Продавец интеллекта
Для гендиректора Google Сундара Пичаи искусственный интеллект — это не модная фраза из фильмов о далеком будущем. Это то, на чем интернет-гигант уже в ближайшее время намерен заработать миллиарды
Быть за кадром: как собственнику выбрать грамотного топ-менеджера
И в чем состоит основная задача менеджмента
Все материалы раздела
Мнения
Самое темное время перед рассветом: как преодолеть кризис в компании
Какие задачи лягут на плечи команды, а какие – непосредственно на владельца
10495 просмотров
Коллекторы и юрлица: с бизнесом не церемонятся
Чем отличается поведение коллекторских структур в отношении должников-физлиц и бизнесменов
13779 просмотров
Скромное обаяние биткоина: украинские реалии использования криптовалют
При том, что криптовалюты пока официально запрещены, Украина входит в топ-5 стран мира по количеству пользователей различными биткоин-кошельками
22531 просмотр
Новый-старый порядок аттестации от Минюста: что изменилось
Об особенностях нового порядка аттестирования состава Государственной уголовно-исполнительной службы Украины
3788 просмотров
июль 2017
ПнВтСрЧтПтСбВсПнВтСрЧтПтСбВс
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31
FORBES В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ
Комментариев 0
Войдите, чтобы опубликовать комментарий