Расследование: Асфальтовый каток Владимира Демишкана

Каждый год на содержание и ремонт дорог идет более 8 млрд грн., которые распределяет Укравтодор, возглавляемый давним другом президента Виктора Януковича. Forbes.ua исследовал, как именно
Расследование: Асфальтовый каток Владимира Демишкана
Владимиру Демишкану нет повода печалиться о ремонте дорог
Фото архив Корреспондент

Чтобы ликвидировать проблему плохих дорог, нужно потратить около миллиона долларов на каждый километр, требующий реконструкции, подсчитал бывший руководитель Госслужбы автодорог (Укравтодора) Вадим Гуржос. Всего на балансе Укравтодора 172 000 км дорог общего пользования. 70% из них требуют капитального ремонта. Значит, чтобы дороги в Украине стали как в Европе, нужно потратить $120 млрд. Это больше трех годовых бюджетов страны.

Столько денег на дороги, конечно, не выделит никто. Но Укравтодор – один из самых крупных потребителей госсредств. В 2011 году ему было выделено 8,75 млрд грн., в 2012-м – 8,62 млрд. Примерно половина этих средств идет на погашение кредитов, столько же – на содержание и реконструкцию дорог. Forbes.ua выяснил, как нынешний руководитель госслужбы распределяет часть этих средств в пользу компаний, основанных его родственниками и бизнес-партнерами.

Служба и дружба

В мае 2010 года Службу автодорог уже в третий раз возглавил Владимир Демишкан, друг президента Виктора Януковича. Вместе с нынешним главой минэнергоуглепрома Юрием Бойко и губернатором Черкасской области Сергеем Тулубом Демишкан в конце 2008 года учредил общественную организацию «Общество охотников и рыбаков «Кедр». СМИ сообщают об этой организации, как об элитном клубе Януковича и его друзей.

Каждый раз, когда Янукович становился премьером, в Укравтодор назначался именно Демишкан. Ранее он возглавлял эту структуру в 2001-2003, а потом в 2006-2007 годах. В отличие от своих предшественников Валерия Вощевского и Вадима Гуржоса, Демишкан, придя в Укравтодор в 2010 году, начал активные кадровые перестановки. С его приходом сменился весь штат заместителей председателя Госслужбы, были заменены некоторые председатели региональных служб Укравтодора.

«Что касается меня, и в первый, и во второй свой приход в Укравтодор, я никого не увольнял, – вспоминает Гуржос в разговоре с Forbes.ua. – Это можно легко отследить по опубликованным правительственным документам. Не было никаких зачисток, никакой «охоты на ведьм». Я приспосабливался работать с теми замами, которые были. Я понимал, что они профессионалы, – хорошие, или плохие, – но лучших не было».

Согласно официальной биографии, в 2004 – 2006 годах Демишкан работал главой правления НАК «Украгролизинг». Видимо, именно там он познакомился с Владимиром Галушко, который на тот момент был замом главы правления этой организации. С тех пор он везде следует за шефом. Forbes.ua удалось ознакомиться со списками помощников депутатов нынешнего созыва Верховной рады. Оказалось, что с 2008 по 2010 год Галушко работал помощником-консультантом народного депутата от Партии регионов Владимира Демишкана. Когда же после победы Виктора Януковича на президентских выборах самый опытный “дорожник” из его команды снова пришел в Укравтодор, бывший помощник-консультант стал его заместителем.

Не менее близки к Демишкану и другие члены его команды. Со своим первым заместителем Николаем Мездриным глава Укравтодора связан семейным бизнесом. Сын Мездрина Игорь, по данным Единого госреестра предприятий и организаций, около пяти лет был соучредителем дорожной фирмы ООО «Дор-строй» вместе с супругой главы Укравтодора Ириной Демишкан.

Еще один заместитель, которого привел с собой Демишкан – Евгений Прусенко. По данным реестра, он с января 2009 по сентябрь 2011 года был соучредителем ООО «Гипродор» вместе с сыном Владимира Демишкана – Николаем.

Маленький семейный бизнес

Увесистый пакет заказов на тендерах Укравтодрора стабильно получают два бизнес-проекта семьи руководителя Укравтодора: дорожно-строительные фирмы ООО «Дор-строй» и ООО «Юникобуд». Согласно Вестнику государственных закупок, в 2011 году «Дор-строй» получил от региональных подразделений Укравтодора государственные заказы на реконструкцию дорог стоимостью 340 млн грн., а за полгода 2012 года – стоимостью больше 52 млн. «Юникобуду» досталось 216 и 55 млн грн. соответственно. В прошлом году общий объем заказов двух фирм составил больше полумиллиарда гривен. Это примерно одна восьмая от всех средств, выделенных на реконструкцию дорог из госбюджета.

Обе фирмы основаны в 2006 году Ириной Демишкан. Правда, в 2010-2011 году супруга главного дорожника страны вышла из списка учредителей компаний. «Дор-строй» был перерегистрирован на две компании из британского графства Мидлсекс. Отследив корни одной из них – «Lubovy Finance Limited», мы выяснили, что ее учредитель – офшор с кипрских островов «Parakeet Investments Limited». Директором британской компании является Врахимис Шкорди – юрист, который возглавляет большое количество других фирм. Что касается «Юникобуда», в середине 2010 года вместо Ирины Демишкан его учредителем стал «Дор-строй».

Заместитель главы «Укравтодора» Владимир Галушко утверждает, что семья Демишкана продала обе фирмы еще до того, как он в мае 2010 года занял пост главы Укравтодора. «Сейчас в Украине около 150 компаний, которые занимаются дорожным строительством и участвуют в тендерах, – сказал Галушко Forbes.ua. – Если какая-то компания на миллиардных объемах выигрывает 50 или 100 миллионов, акцент на этом ставить как-то неправильно».

Благодаря источникам в компаниях семьи Демишкана в распоряжении Forbes.ua оказалась доверенность Шкорди, выданная им от имени Lubovy Finance Limited двум украинским юристам – Данилу Гетманцеву и Светлане Языковой. Гетманцев – почетный президент юркомпании «Jurimex», Языкова работает там же старшим юристом. На сайте компании указано, что «Jurimex» является юридическим советником «Укравтодора». Соответствующий договор был заключен в октябре 2010 года, за 4 месяца до того, как «Дор-строй» сменил учредителей.

Со сменой владельцев менджмент на предприятии не менялся. Кроме того, изменения в учредительных документах были зарегистрированы в феврале 2011 года, спустя полгода после того, как Владимир Демишкан возглавил «Укравтодор». Судя по всему, конечные бенефициары просто решили скрыть свою причастность к бизнесу за офшорной вывеской, воспользовавшись для этого услугами юриста.

Мы направили в пресс-службу “Укравтодора” запрос с просьбой предоставить комментарий главы ведомства по поводу этих фактов. Однако в течение месяца никакой реакции на запрос не последовало.

Все дороги приводят к ним

Заказы Укравтодора получают не только члены семьи Демишкана, но и его бизнес-партнеры. Одним из самых денежных стал тендер, проведенный в конце прошлого года Запорожской службой автомобильных дорог. В декабре 2011 года она заказала у ОАО «Уманьавтодор» работы на достройку запорожских мостовых переходов стоимостью 3,2 млрд грн. В качестве источников средств указаны госбюджет и кредиты. Тендер был проведен с использованием неконкурентной процедуры «закупка у одного участника», что в обосновании закупки было аргументировано необходимостью освоить средства, выделенные на строительство в 2011 году.

Строительство мостовых переходов через Днепр началось в 2004 году. “Скоро мы вместе с вами перейдём на ту сторону Днепра по новым мостам”, – сказал в феврале 2004 года тогдашний премьер Виктор Янукович на торжественном открытии строительства в Запорожье. Он пообещал возвести мосты за пятилетку. Первые 6 лет строительством руководило местное коммунальное предприятие – «Управление капитального строительства» (УКС). Но в конце 2011-го правительство приняло решение передать стройку на баланс Укравтодора. Вместо ПАО «Мостобуд» бизнесмена Владимира Продивуса, которое занималось строительством мостов все это время, местное подразделение Укравтодора подыскало нового генерального подрядчика, которым и стал «Уманьавтодор».

В отчете Счетной палаты, который был обнародован в июне, деятельность УКСа и “Мостобуда” признана неэффективной. «Из-за затягивания строительства, отсутствия надлежащего контроля на центральном и местном уровнях за использованием бюджетных средств проектная стоимость автомагистрали выросла в 2,7 раза по сравнению с начальной (1,9 млрд грн.) и на данный момент составляет 5,2 млрд грн. Начиная с 2004 года на строительство этого объекта использовано 1,4 млрд грн.», – сказано в заключении контролирующего органа. Владелец “Мостобуда” Продивус, несмотря на неудачу с мостами, попал в проходную часть списка Партии регионов на выборах в Верховную раду.

Именно из-за отсутствия «должной централизации» объект в срочном порядке был передан Укравтодору, которому, в свою очередь, срочно пришлось организовывать тендер с использованием неконкурентной процедуры.

По данным Агентства по развитию инфраструктуры фондового рынка, 79,35% акций нового генерального подрядчика «Уманьавтодора» принадлежит бизнесмену из Черкасс Бахтияру Сапаеву. Бахтияр Сабирович более известен в Черкасской области, как Борис Сергеевич. Именно так к нему обращаются коллеги и журналисты. С 2002 по 2010 год он возглавлял государственную службу автомобильных дорог в Черкасской области – подразделение Укравтодора.

После ухода Сапаева из Службы его место занял Сергей Лещенко. В официальных документах «Уманьавтодора» Лещенко до сих пор значится как его контактное лицо. Дело в том, что он 8 лет был главой правления этого предприятия и ушел лишь в августе 2010 года, когда настало время сменить Сапаева на госслужбе.

В 2011 году, кроме заказа на строительство мостов в Запорожье, «Уманьавтодор» выиграл на гостендерах 465 млн грн.
Вестник государственных закупок

Возможно, именно этим объясняются успехи компании в тендерах черкасской службы автодорог. В 2011 году, кроме заказа на строительство мостов в Запорожье, «Уманьавтодор» выиграл на гостендерах 465 млн грн. Предприятие взяло подряды на реконструкцию дорог в Волынской, Киевской, Николаевской, Запорожской областях. В то же время, часть из них (около 80 млн грн.) обеспечило черкасское подразделение Укравтодора, возглавляемое Сергеем Лещенко. «Я не вижу в этом конфликта интересов. «Уманьавтодор» – одна из самых мощных дорожно-строительных организаций. Она одной из первых в Украине получила сертификат качества  ISO 9001:2000», – пояснил Сапаев успехи своего предприятия в разговоре с Forbes.ua.

Успех компании Сапаева на запорожском тендере все равно вызывает удивление – в связи отсутствием у «Уманьавтодора» опыта работ по возведению мостов. «Это очень мощная дорожно-строительная компания, только одна проблема – она не построила ни одного моста», – сказал Forbes.ua бывший начальник запорожского УКСа Иван Сухомлин.

В Укравтодоре на этот факт реагируют просто. «Тендер проводила непосредственно Запорожская служба, у них было свое видение и свое объяснение выбора генподрядчика», – говорит заместитель главы Укравтодора Владимир Галушко. Между тем, в обосновании закупки, опубликованном в Вестнике госзакупок, ничего не сказано об опыте выбранной компании в мостостроении.

Владелец «Уманьавтодора» в ответ на опросы о профильном опыте просто предлагает подождать, чтобы почувствовать разницу между темпами строительства до и после смены генподрядчика. В Укравтодоре объявили, что мосты будут введены в эксплуатацию уже до конца года. «Пора уже заканчивать этот долгострой», – уверенно заявил премьер Николай Азаров, когда в начале августа посетил строительную площадку в Запорожье.

Успех «Уманьавтодора» можно объяснить и другим фактом. По данным госреестра предприятий, Владимир Демишкан имеет общий бизнес с Бахтияром Сапаевым. Они оба владеют крупными долями в уставном фонде ООО «Тальнивский щебзавод». Сам Сапаев на вопрос об этой ситуации отреагировал спокойно: «Раз у вас есть информация, зачем вы тогда меня об этом спрашиваете? Я не буду это комментировать».

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.
Государство
Тимур Хромаев: «Из всех европейских стран только Украина не имеет полноценного регулятора ценных бумаг»
Глава НКЦБФР – о специфике фондового рынка Украины, борьбе с сомнительными эмитентами и роли высоких технологий в обеспечении доверия к работе регулятора
Зигмунт Бердыховский: «В наше время очень трудно отличить глупость от государственной измены»
Блиц-интервью с председателем программного совета Экономического форума и экс-депутатом польского Сейма
Деньги из трубы: кто получит плату с газораспределительных сетей
Очередной виток борьбы за финансовые потоки обострил противоречия между НКРЭКУ и «Нафтогазом»
Все материалы раздела
FORBES В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ
Комментариев 1
Войдите, чтобы опубликовать комментарий
chi100man
chi100man — 13.02.2013, 08:19

Демишкан оформил акции Тальновского щебзавода на свою сестру, а вот Сапаев "Боря" не церемонился и оформлял документы сразу на себя. Купленную базу Тальнегазбуд за 100шт "зелени" он вообще нигде не светил и мирным сапом законсервировал ее дабы там сделать цех жби изделий. Хотите знать сколько нала вымыл Боря через завод? А как Орлов стал председателем правления? Хотите знать как и за сколько Боря купил завод? Нужны копии гос реестра акционеров? -свистите! Инфа из первых уст.

Выбор редактора
Частное и честное: 5 книг декабря
Частное и честное: 5 книг декабря
На какие новинки художественной литературы стоит обратить внимание в этом месяце
Как израильская армия стала 	«кузницей стартапов»
Как израильская армия стала «кузницей стартапов»
Бывшие бойцы загадочной израильской службы киберразведки — подразделения 8200 — создали около 1000 начинающих IT-компаний. Именно им Израиль во многом обязан имиджем «нации стартапов»
Хождение по кругу: как в Минфине переписывают Налоговый кодекс
Хождение по кругу: как в Минфине переписывают Налоговый кодекс
И почему депутаты настаивают на проведении разового декларирования
Олигархи под подозрением: кому нужен Архив клептократии и почему в него попали лишь «избранные»
Олигархи под подозрением: кому нужен Архив клептократии и почему в него попали лишь «избранные»
Украинские публичные персоны готовы оспаривать данные, опубликованные в Архиве
Сейчас на главной
Технические работы на сайте Forbes Украина
Технические работы на сайте Forbes Украина
Выпуск журналистских материалов на сайте временно прекращен.
Александр Шлапак: «Судиться с крупными должниками банка бессмысленно, так как эти долги не имеют обеспечения»
Александр Шлапак: «Судиться с крупными должниками банка бессмысленно, так как эти долги не имеют обеспечения»
Глава ПриватБанка – о возврате долгов бывших акционеров, развитии банка и перспективах крымских вкладчиков
Самое темное время перед рассветом: как преодолеть кризис в компании
Самое темное время перед рассветом: как преодолеть кризис в компании
Какие задачи лягут на плечи команды, а какие – непосредственно на владельца
Коллекторы и юрлица: с бизнесом не церемонятся
Коллекторы и юрлица: с бизнесом не церемонятся
Чем отличается поведение коллекторских структур в отношении должников-физлиц и бизнесменов