Что думает бизнес о намерении правительства повысить налоги

Основные претензии – непредсказуемость повышения и неадекватный рост ставок
Что думает бизнес о намерении правительства повысить налоги
Фото Анна Наконечная для Forbes Украина

Вчера бизнес получил возможность высказать свои пожелания к формированию налоговой политики нового правительства – как в общем, так и относительно последних инициатив, которые предполагают повышение налоговой нагрузки на  большинство отраслей. За счет роста ставок правительство намерено получить дополнительные 50 млрд гривен в год. 

О том, что фискальные планы Кабмина волнуют бизнес, свидетельствовал состав участников – среди присутствовавших в комитете по вопросам налоговой и таможенной политике были очень редкие гости. В частности, основатель холдинга «Кернел» Андрей Веревский, который даже в бытность депутатом редко появлялся в парламенте, принимал живое участие в обсуждении инициатив. «Верим в лучшее, хотя времена, конечно, непростые», – сказал он Forbes, подчеркнув, что «Кернел» намерен продолжить развивать бизнес в Украине.

Финальной версии законопроекта не видел никто из присутствовавших, поэтому возмущались бизнесмены вслепую. «Это беспредел», – заявил Forbes глава «Киевстара» Игорь Литовченко, компании которого грозит повышение платы за пользование радиочастотными ресурсами в два раза. Он предположил, что окончательное решение будет приниматься непосредственно в парламенте. «Придется убеждать депутатов уже в зале», – считает он. Не намерены безропотно принимать предложения Кабмина и представители других секторов. «За аграриев мы будем бороться», – пообещал Веревский.

Forbes выслушал, что думают топ-менеджеры крупнейших украинских компаний о способах наполнения госбюджета.

Игорь Литовченко, президент компании «Киевстар»

Компания «Киевстар» в 2013 году заплатила почти  4,5 млрд гривен налогов. Это одна из лучших компаний в Украине по этому показателю.

В пакете законопроектов, которые сейчас рассматриваются в парламенте, предлагается в очередной раз безосновательно поднять стоимость платы за радиочастотный ресурс. В 2010-2011 годы ее уже подняли в семь раз, затем еще раз повысили. С 30 млн гривен сумма дошла до 313 млн гривен. При этом аргумент, который мы слышим – причем не на бумаге, а в устной форме: «у вас высокая маржинальность бизнеса».
Ну, давайте тогда публично скажем инвесторам – если вы придете инвестировать в Украину, и у вас будет большая маржинальность, вы будете много платить. И еще давайте подумаем, как нам продолжать развивать этот бизнес дальше?

Даже если предположить, что этот законопроект будет проголосован в парламенте, сумма поступлений будет увеличена, ну, скажем, до 600 млн гривен. Мы предлагали Минфину альтернативный механизм наполнения бюджета, который позволит привлечь существенно большие суммы. Но никто, похоже, не хочет слушать!

Андрей Веревский, президент компании «Кернел»

Мне кажется, что проблема номер один сегодня, с решения которой надо начинать: как сделать так, чтобы чиновники мыслили интересами государства. А для этого они должны зарабатывать хорошие деньги и уверенно смотреть в будущее. 

Можно призывать сегодня полностью обновить состав судов, милиции, налоговой, всего на свете. Можно всех выгнать – но кого взять? Разве пойдет сегодня квалифицированный профессионал работать в налоговую или милицию? Да не пойдет – там не платят деньги. Там нет будущего – их меняют чуть ли не через год, при любой смене власти. Это тупик. Мы сегодня должны сконцентрировать все свои усилия на том, чтобы выстроить чиновничий аппарат, нанять профессионалов, дать им гарантии и заплатить им деньги. Пусть работают на долгую перспективу и  отстаивают интересы государства.

Если не сделаем этого – то нет смысла ни в каких реформах, прекрасные законы и инициативы будут просто умирать на уровне чиновничества.

Если мы этот вопрос сдвинем с мертвой точки, мы получим команду, а с командой можно сделать многое.

По поводу законопроектов, которые будут рассматриваться. На каком-то этапе мы должны сесть и определиться с приоритетами. Мы очень много кого дотируем, кому-то очень много помогаем, все защищают свои интересы. Но мы должны честно сказать, что в стране имеет будущее, какие сектора могут конкурировать на мировом рынке и поддержать их. Это будет правильно.

Если мы будем помогать всем направлениям, в том числе тем секторам, которые не имеют шанса выжить, мы никогда не сделаем прорыв. У нас государство, к сожалению, не супербогатое, так что нужно выбрать приоритеты и двигаться по этому пути.

Евгений Шевченко, генеральный директор Carlsberg Ukraine

Пивная отрасль находится в глубоком кризисе. В прошлом году рынок пива в Украине пережил одно из самых серьезных падений за последние 10 лет – 7,3%, и составляет минус 4% даже от уровня кризисного 2009 года. Потеря Крыма может усугубить ситуацию. Для нас полуостров – это 6% всех годовых продаж. Пока мы торгуем там в обычном режиме, но всем понятно, что в любой момент занавес может опуститься и эти объемы мы потеряем.

Конечно, мы понимаем, что казна пуста, и, безусловно, государство изыскивает различные способы ее наполнения. Но сама идея повышения акцизных ставок, которая сейчас активно обсуждается, противоречит законодательству Украины, согласно которому нельзя менять ставку налога  в открытом фискальном периоде, а мы сейчас почти на его середине. Давайте играть по правилам: или измените законодательство, или  давайте новые акцизы принимать с 1 января 2015 года. Без предсказуемой государственной политики в налоговой сфере могу ли я планировать нашу инвестиционную деятельность эффективно? Боюсь, что нет.

Повышение акцизов на пиво подтолкнет отрасль к пропасти. Абсолютные ставки обсуждать смысла нет, так как важна не цифра, а соотношение между акцизом на пиво и акцизом на водку. Как следует из одного из проектов закона, оно не в нашу пользу. 

Carlsberg входит в пул самых крупных налогоплательщиков в стране. В прошлом году мы заплатили 1,3 млрд гривен налогов. У нас в Украине три завода – в Запорожье, Львове, Киеве. Так вот, объективно [при текущей конъюнктуре рынка] сейчас мне один из этих трех заводов не нужен. И то, что я поддерживаю функционирование трех площадок, так это потому, что компания взяла на себя миссию не допускать социального взрыва, который неминуем, если 1000 человек окажутся на улице без средств к существованию.

Владимир Ткаченко, директор представительства «Арселор Миттал Кривой Рог» в Киеве

Я оптимист, и хочу верить, что в нашей стране что-то изменилось. Но не могу не заметить, что и 20 лет назад в этой самой комнате велись разговоры о проблемах возмещения НДС. Если нынешнее правительство сможет решить эту проблему, то ему надо будет поставить памятник. То, что есть настрой и желание ее решить, это для нас как одного из самых крупных экспортеров в стране очень важно.

Но если подаются законопроекты, в которых мы видим повышение налога на недра в три раза, это не совсем то, чего мы ждали от нового правительства. Понятно, никто не рассчитывал, что налоги будут снижаться. Но никто и не рассчитывал, что они могут в три раза вырасти.

Уже два года мы являемся убыточным предприятием, и огромными усилиями эти убытки уменьшаем. На фоне роста налоговой нагрузки как нам убеждать инвестора вкладывать в предприятие, и в конечном счете – в Украину? Я надеюсь, вы объясните депутатам в сессионном зале, что этого [повышать налог] не стоит делать.

Игорь Мазепа, генеральный директор инвестиционной компании Concorde Capital 

У меня нет никаких иллюзий, что общество, которое 20 лет жило под жестким гнетом коррупции,  может в течение двух-трех месяцев радикально поменяться. Я думаю, должно смениться несколько поколений, чтобы искоренить это.

Все мы понимаем, что прямо сейчас, пока мы сидим в этом зале, кто-то в налоговой на Львовской площади (на пл. Львовской, 8, расположена Государственная налоговая служба Украины. – Forbes) сидит, и вымогает мзду от бизнесменов, угрожая уголовными делами. Кто-то сидит, и вымогает мзду за возврат НДС. Кто-то сидит, и отмывает деньги в налоговых ямах. При этом, предположу, что все они крышуются и ссылаются на распоряжения высшего руководства – Виталия Хомутынника или Игоря Билоуса.

Спросите меня сегодня, верю ли я в такую «крышу» – я однозначно в это не верю. Во-первых, мы все рядом в зале, пытаемся решить эту проблему. Во-вторых, я знаком лично с ними обоими. Но если меня спросят о том же через шесть месяцев, я буду куда более склонен поверить в это, потому что это достаточно большой срок, и уже нет ни Клименко, ни всех остальных.

Позволю себе небольшую рекомендацию от имени бизнеса. НДС не платится. Не выполняются многие другие государственные обязательства. В принципе, бизнесмены, наверное, готовы подождать и потерпеть. Все понимают, что доходы бюджета выполняются на 60%, кроме того, есть шлейф, инерция вымывания денег из бюджета. Но тогда выйдите и объявите: мы должны в этом месяце 100 млн, но из-за состояния  бюджета заплатим 10, а остальные 90 – в следующем или через один. Укажите четкие сроки, дайте возможность планировать. В противном случае мы увидим еще один налоговый майдан. 

Игорь Билоус, глава Государственной налоговой службы

Система построена таким образом, что около 70% всех налогов платят крупные компании, их около 1500. Мы хотим наладить с ними диалог.

В Украине годами складывался стереотип – налоговая давит бизнес. Мы хотим отменить это правило. Мы хотим слышать бизнес, помочь решить его проблемы, но в то же время хотим предостеречь от работы в теневом секторе.

В марте мы с огромным трудом стабилизировали поступления. Но с апреля мы бы хотели перейти к формату диалога. Мы готовы упростить администрирование налогов, облегчить жизнь бизнесу.  С этого месяца мы начнем возвращать НДС. В каком- то формате мы готовы закрыть глаза на то, что было в прошлом. Но нам надо всем настроиться на будущее.

У меня не стоит сегодня задача всех посадить в тюрьму. Такие задачи стоят перед Генпрокуратурой. У меня задача – наполнить бюджет. Мы работаем каждый день до двух часов ночи, проводим встречи, совещания, чтобы на следующее утро я отчитался премьер-министру, а он на меня накричал, что мы не выполняем план март к марту.

Максимальные резервы – не в повышении налогов, а в теневом секторе. Эти деньги у нас под ногами. Поэтому первостепенная задача – стабилизация поступлений, борьба с теневым сектором, упразднение налоговых ям. Это не бизнес – это криминал.

Второй важный ресурс в экономике – это подакцизные товары. Для борьбы с контрабандой и контрафактом  нужно ввести электронные акцизные марки. Это нужно сделать в первую очередь, а не ловить по всей стране партизан, которые где-то там разливают поодиночке.

Я унаследовал огромный хаос – в кадрах, в госфинансах, коррумпированную, насквозь прогнившую систему. Помимо наполнения бюджета, основная задача – формирование команды. Нужно, чтобы приходили такие люди, как я. Задача поставлена очень тяжелая, буквально вчера нам сократили финансирование еще на 411 млн. Налоговый инспектор сегодня получает 1700 гривен. Да, мы хотели бы нанять суперпрофессионалов, но сегодня статус чиновника в стране – он ниже плинтуса. Чиновник не конкурирует с Deloitte или EY, а он должен конкурировать. Тогда у нас не будет коррупции. 

Виталий Хомутынник, глава комитета ВРУ по налоговой и таможенной политике

Мы будем настаивать, чтобы законопроект рассматривался по полной процедуре – с учетом поправок, с дискуссией с бизнесом, с обязательным вынесением на второе чтение. Иначе мы не поддержим это предложение на уровне комитета, и даже как члены коалиции не будем голосовать в целом за такой сложный законопроект.

Он затрагивает множество сфер бизнеса: там есть налогообложение акцизных групп товаров, несмотря на то что 1 января мы уже сделали шаг к их повышению, там есть налогообложение  депозитов, новые правила налогообложения аграрного сектора, также изначально предусматривалось замораживание ставок НДС и налога на прибыль.

С другой стороны,  реальный дефицит бюджета сегодня составляет 127 млрд гривен. Эти деньги где-то надо искать. 

Без согласования с комитетом законопроект голосоваться не может, но с учетом революционной целесообразности в государстве сейчас все возможно. Тем не менее, в отношении сугубо экономического  законопроекта я такой революционной целесообразности не вижу. Его надо рассматривать логично, последовательно и с учетом возможных рисков, а не принимать просто потому, что очень нужны деньги.

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.
Государство
Ночь хаоса в Турции: 194 убитых и 1154 раненых
Подробности попытки военного переворота в стране
Налоговые свободы: куда пойдут налоги украинцев
Дадут ли гражданам право выбирать, на что потратить уплаченные ими сборы
Китайский кредит ускользает из рук Украины
Под угрозой – проекты освоения «китайских» денег от Минэнерго, Минрегионстроя, Госэнергоэффективности и Фонда энергоэффективности
Все материалы раздела
FORBES В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ
Комментариев 10
Войдите, чтобы опубликовать комментарий
Валерий Филатов
Валерий Филатов — 03.04.2014, 04:51

Статья написана 27 марта. В ней заверения о том, что будет взвешенный подход при принятии решения. Тем не менее, на сегодня закон уже принят и с 1.04 вступил в силу. Согласитесь, напоминает знаменитое: "А Васька слушает, да ест". Ну и о каком диалоге с властью в этом случае можно бизнесу вести речь? Что-то мне подсказывает, что новый налоговый майдан не за горами. Пора, господа, ехать в Эпицентр или Мэтро запасаться палатками для очередного пати перед кабмином. :(

Юрий Билан
Юрий Билан — 28.03.2014, 10:48

Для того, чтобы мелкий бизнес не загнулся окончательно и захотел сам выйти из тени, нужно не поднимать налоги, а опускать их. Создавшиеся огромные долги разбить и позволить выплачивать частями, без штрафов. Бизнесу помогать нужно, а не обдирать их как липу. Закрыть офшоры, снять налоговую давку - за этим будущее. Мне два года нечем платить в пенсионный... И разве в таком случае повышение "таксы" улучшит мое состояние и как следствие - Ваше? Да никогда...

Vasil Shkindiuk
Vasil Shkindiuk — 28.03.2014, 10:06

если с каждого госчиновника действующего и бывшего (депутаты, министры, прокуроры, судьи...) изъять добровольно или принудительно 20% наворованного то и они останутся все так-же богаты и долги все отдадим и бюджет наполнится втрое-четверо. начали-бы с юли закончили беглецами .

Андрей Дзядук
Андрей Дзядук — 28.03.2014, 07:54

даже дураку понятно, что объём налогообложения привязан к социальным стандартам. как можно, к примеру, мечтать понизить мин.зп. и одновременно - повысить налоговые ставки?

Oleg Kucherenco
Oleg Kucherenco — 27.03.2014, 20:36

У Вас все хорошо, у вас деньги.Мне как с небольшим оборотом бизнесу ,что делать. Выйди из тени , но тогда не не смогу и хлеба себе купить.

Svatoclav Smireniy
Svatoclav Smireniy — 27.03.2014, 17:25

Для начала, нужно убрать из бизнеса Украины фирмы зарегистрированные в оффшорных зонах и запретить вывод валюты из государства. Так, даже платежи за водоснабжение и отопление, электроэнергию, газ - частично выводятся фирмами зарегистрированные в оффшорах, т. е. безналогово, а у Вас нужно повышать коммунальные платежи. Второе , нужно бороться с конвертационными центрами организованные банками включив в уголовную ответственность максимальное наказание от 15 лет до пожизненного, так как это подрыв устоев государства. Так же можно взять за пример опыт Грузии в борьбе с коррупцией и пополнению бюджета - занимался скрытием доходов заплати 300 мл дол. и работай дальше честно. А вы все: клерку нужно большие зарплаты платить торочите - нигде в мире это правило не работает если есть корупированная власть. Платите ему миллион, он будет стремится выхватить два, у соседа золотой унитаз, мне значит два таких - это сущность человека , особенно рожденного в нищите. Заставить работать правила одни для всех - т.е соблюдать закон, особено госслужащим - взял взятку конфискация и 10 лет. вынес сфабрикованный приговор в суде 15 лет.

Сергей Иванов
Сергей Иванов — 28.03.2014, 09:11

Существующая налоговая с-ма (ндс, налог на прибыль единый соц. взнос, налог на на доходы физ.лиц )забирают у предпринимателей(мелких, средних) до 75% дохода", а ещё сама зарплата нанятых работников, в итоге официально затраты превышают 100-120%, как они могут работать без "Конверта? А Вы пишете надо садить в тюрьму, разберитесь, пож-та. Предприниматели согласны платить не в "Конверт", а государству, если оно установит разумные налоги, например 10-15% с оборота, а с остальными 85-90% пелприниматель сам разберётся. И зарплату выплатит, и семью свою прокормит, и на развитие оставит.

Yurii Budnychenko
Yurii Budnychenko — 27.03.2014, 11:13

Нищий чиновник, который вынужден брать взятку, чтобы выжить и прокормить семью, и огромный сектор теневой экономики, который в т.ч. финансирует эти взятки - замкнутый порочный круг, который еще ни одно правительство не смогло разбить. Бизнес уходит в тень не только из-за аморальности и криминала, мелкий и средний бизнес вынужден так делать, чтобы обеспечить себя средствами на проживание: от инспектора на дороге и до врача в больнице - всем нужны деньги. Государство не выполняет своей ГЛАВНОЙ функции - перераспределение средств для обеспечения основных институтов общественных т.е. общих для всех благ (здравоохранение, образование, милиция, армия, госаппарат как управленческая структура и т.д.). Именно поэтому мы потеряли Крым, государство было кормушкой для узкого круга людей, а не гарантам общественных благ. Разбить этот порочный круг можно только сообща: бизнес должен пойти на повышение налогов (в т.ч. путем выхода из тени) в обмен на подотчетность государства за каждую прозрачно потраченную копейку налоговых сборов. Чиновники должны получать зарплату на уровне частного бизнеса, но за это вкалывать как бизнес. Критерий их качества работы - рост благосостояния общества. Это не теория - это практика всех развитых государств!!! Да это не метод быстрого выхода из кризиса. Фундаментальная договоренность между бизнесом и государством - это закладка основы для будущего общего дома под названием Украина.

Константин Шевченко
Константин Шевченко — 27.03.2014, 10:59

А преференции по таможенным платежам для товаров из страны-оккупанта до сих пор действуют.. АБСУРД И НОНСЕНС!!!

Александр Захаров
Александр Захаров — 27.03.2014, 10:35

Если раскулачите нынешних воров при власти, вернете все выведенные деньги за бугор, то налоги не надо будет повышать, а можно будет еще доплачивать за ведение бизнеса на Украине. Дотации давать.

Выбор редактора
Олигархи под подозрением: кому нужен Архив клептократии и почему в него попали лишь «избранные»
Олигархи под подозрением: кому нужен Архив клептократии и почему в него попали лишь «избранные»
Украинские публичные персоны готовы оспаривать данные, опубликованные в Архиве
52% за Brexit: британцы поддержали выход из ЕС
52% за Brexit: британцы поддержали выход из ЕС
Решение Объединенного королевства о выходе из Евросоюза всколыхнуло мировые рынки
«Приват» государственного значения: чем рискует НБУ?
«Приват» государственного значения: чем рискует НБУ?
На ПриватБанк приходится половина всего рефинансирования, выданного финансовым учреждениям Украины
На страже стабильности: как инновации помогают выстоять во время кризиса и войны
На страже стабильности: как инновации помогают выстоять во время кризиса и войны
Украинские инвесторы и предприниматели способны решать проблемы с вооружением, экологией и ограниченностью энергоресурсов
Сейчас на главной
Технические работы на сайте Forbes Украина
Технические работы на сайте Forbes Украина
Выпуск материалов на сайте временно прекращен.
Константин Лежнин: 	«Государство использует элементы монополизма в пользу своих банков»
Константин Лежнин: «Государство использует элементы монополизма в пользу своих банков»
Зампред УкрСиббанка BNP Paribas Group – о конкуренции с госбанками и плюсах работы НБУ
Путь к процветанию: зачем нужна прививка для самоуважения
Путь к процветанию: зачем нужна прививка для самоуважения
И почему соблюдение прав человека - неотъемлемая часть рецепта вывода страны из кризиса
Почему банкротятся банки
Почему банкротятся банки
Когда причина – не в НБУ и не в собственниках