Катастрофа Malaysia Airlines под Донецком: первые версии и возможные последствия

Международные авиаперевозчики отказываются от полетов над территорией Украины

17 июля около города Торез в Донецкой области потерпел крушение пассажирский самолет авиакомпании Malaysia Airlines, выполнявший рейс Амстердам – Куала-Лумпур. Предположительная причина, озвученная украинскими властями – теракт, осуществленный боевиками ДНР с использованием установки зенитно-ракетного комплекса «Бук». На борту самолета находилось 280 пассажиров (из них 80 – дети) и 15 членов экипажа. Все они погибли.

Эта катастрофа – 9-я по количеству жертв за всю историю гражданской авиации. По данным Евроконтроля, в момент катастрофы в том же районе находилось еще четыре пассажирских самолета.

Фото с места катастрофы – в фотогалерее Forbes

Борт Malaysia Airlines взорвался в воздухе – по свидетельству очевидцев и как следует из фотографий, опубликованных в социальных сетях, самолет распался на мелкие куски; обломки лайнера и тела пассажиров падали на дома местных жителей на территории около 10 кв. км. «Поиски усложняются очень большим радиусом обломков. А также тем, что поиску препятствуют вооруженные террористы, которые находятся на месте [катастрофы]», – сказал Сергей Бочковский, глава Государственной службы по чрезвычайным происшествиям.  И.о. генерального директора «Украэроруха» Дмитрий Бабейчук сообщил, что на момент исчезновения метки с экранов радиолокаторов полет проходил в обычном режиме: «Никакой информации относительно проблем от экипажа не поступало». До передачи борта ростовскому авиаконтролю оставалось 30 км. 

Бортовые самописцы – «черные ящики» – были отправлены представителями ДНР на экспертизу в Москву.

Катастрофа Malaysia Airlines под Донецком: первые версии и возможные последствия
Фото: twitter.com/RT

Предельная высота 

Заместитель генерального директора аэропорта «Борисполь» Борис Шахсуваров подтвердил, что до сегодняшнего дня полеты самолетов над зоной проведения АТО совершались – но только на больших высотах. Самолет Malaysia Airlines летел на высоте 10 600 метров – то есть выше минимума, определенного украинскими властями как безопасная высота для воздушных судов в зоне АТО. «Украэрорух» закрыл небо до 330 эшелона, то есть 33 000 футов (свыше 10 000 метров). Самолет летел как раз на этом эшелоне [350-м]», – констатирует эксперт по аэронавигации, источник, близкий к «Украэроруху». По его словам, открывая небо, «Украэрорух» исходил из того, что террористы и ополченцы владеют только переносными комплексами, дальность огня которых – не более 4 км. «Никто ведь не предполагал, что какая-то страна может вести обстрел воздушного пространства на высоте свыше 10 000 метров, – поясняет собеседник Forbes. – Мое мнение – нужно было полностью закрыть небо уже давно и объявить военное положение, но это ведь не в компетенции «Украэроруха».

Спустя всего час после падения лайнера все участники конфликта успели возложить ответственность за катастрофу друг на друга. Петр Порошенко заявил, что «вооруженные силы Украины не совершали каких-либо действий по поражению целей в воздухе». «У нас нет контроля над этой территорией, она полностью под контролем террористов», – подчеркнул советник министра внутренних дел Антон Геращенко. На спешно созданной странице в «Википедии» катастрофу называют террористическим актом, совершенным боевиками ДНР. Одна из версий – боевики целились в украинский самолет Ил-76, который также в этот момент находился в небе. Косвенно эту версию подтвердил  один из лидеров непризнанной Донецкой народной республики Игорь Гиркин – на его странице в социальной сети «ВКонтакте» через 30 минут после падения самолета появилась запись: «В районе Тореза только что сбили самолет Ан-26, валяется где-то за шахтой «Прогресс». Предупреждали же – не летать в «нашем небе». Запись была вскоре удалена.

Представители ДНР и ЛНР считают ответственными за сбитый самолет украинских силовиков – якобы к падению пассажирского лайнера привела атака «украинского штурмовика», который действовал в рамках инструкций, предписывающих применять ПВО к любому судну, нарушившему запрещенное для полетов  воздушное пространство. По этой версии, украинский военный самолет затем был сбит над территорией ЛНР. Зенитными комплексами, способными атаковать воздушные судна на высоте свыше 10 000 метров, боевики не располагают – в их распоряжении ПЗРК дальностью боя до 4 км. Правда, недавно на ресурсах ДНР были сообщения, что боевики взяли под контроль зенитно-ракетный полк ПВО, в котором находились комплексы «Бук».

Свою версию происшедшего выдвинула и российская сторона. Агентство «Интерфакс» со ссылкой на анонимный источник в Росавиации сообщило, что мишенью мог быть президент РФ Владимир Путин, чей самолет незадолго до катастрофы пересекался в одной и той же точке и на одном эшелоне с пассажирским лайнером. Также в российских СМИ начала тиражироваться версия об «украинской ракете». Минобороны Украины заявило, что за период проведения АТО зенитно-ракетные комплексы не применялись, а во время авиакатастрофы малайзийского лайнера украинских истребителей в воздухе не было.

Михаил Самусь, руководитель европейского офиса ЦИАКР, подчеркивает, что техникой, которой был сбит самолет, владеют все страны. «Но Украина точно не могла этого сделать, поскольку отвечает за безопасность авиации на своей территории. Этот самолет велся украинской службой управления воздушным пространством, и вдруг он исчез с радара», – описывает он предположительный ход событий. По его словам, есть подтверждения, что боевики располагают техникой, способной поражать цели на большой высоте. «За последние дни были случаи, что они сбивали самолет, который летел выше 5000 метров. Сбитый Ан-26 летел на высоте 6-7 км», – напоминает он.

10 авиакатастроф, унесших больше всего жизней. Теперь – включая произошедшую на территории Украины  

 № Год Авиакомпания Количество жертв Страна, где случилась катастрофа Причина катастрофы Модель самолета
1 2001 American Airlines 1692 США Захвачен террористами-камикадзе B767-223ER
2 2001 American Airlines 965 США Захвачен террористами-камикадзе B767-222
3 1977 KLM, Pan American World Airways 583 Канарские острова (Испания) Столкновение на взлетно-посадочной полосе B747-206B, B747-121
4 1985 Japan Airlines 520 Япония Потерял управление в результате разрушения гермошпангоута B747SR-46
5 1996 Arabian Airlines, Kazakhstan Airlines 349 Индия Столкновение в воздухе B747-168B, Ил-76ТД
6 1974 Turkish Airlines 346 Франция Потерял управление в результате взрывной декомпрессии DC-10-10
7 1985 Air India 329 Нейтральные воды над Персидским заливом Взорван террористами B747-237B
8 1980 Saudi Arabian Airlines 301 Саудовская Аравия Пожар на борту L1011-385-1-15 200
9 2014 Malaysia Airlines 295 Украина Сбит террористами B777
10 1988 Iran Air 290 Иран Сбит крейсером ВМС США A300B2-203

Данные: открытые источники 

Десятой дорогой

Уже вчера самолеты международных авиаперевозчиков начали менять маршруты, облетая территорию Украины. Избегать неспокойного района приняли решение Turkish Airlines, Lufthansa, «Аэрофлот», «Трансаэро», Air France, S7, UTair. Евроконтроль запретил полеты над Восточной Украиной на любой высоте «до дальнейшего уведомления». Скорее всего, от полетов над Украиной перевозчики надолго не откажутся – это означало бы перерасход топлива и подорожание билетов. По состоянию на полночь 18 июля на онлайн-табло аэропорта «Борисполь» значился как отменный только один рейс – «Киев – Дубай».

Международная организация гражданской авиации и Евроконтроль помогут Украине расследовать причины падения самолета. Расследование анонсировал и премьер-министр Малайзии Наджиб Тун Разак. 

«Обстоятельства необходимо незамедлительно выяснить, и международное расследование должно пролить свет на эту трагедию. Мы призываем все стороны в регионе аварии обеспечить полный доступ к месту падения», – говорится в сообщении ЕС. Евросоюз подчеркивает, что трагедия свидетельствует о необходимости прекращения конфликта на востоке Украины.

Премьер-министр Арсений Яценюк пообещал справедливое расследование причин падения самолета. Со своей стороны, глава СБУ  Валентин Наливайченко на брифинге в Кабмине заявил, что в результате расследования «вся мировая общественность сможет удостовериться, что к этому причастны русские офицеры».

Великобритания инициировала созыв совета безопасности ООН для обсуждения ситуации в Украине. Предположительно, на борту Malaysia Airlines было девять граждан этой страны.

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.
Государство
Момент потерян: почему власть не способна вернуть в Украину деньги беглых чиновников
И каков формальный механизм подобного возврата
Партийный кошелек: где хранят деньги украинские политсилы
«Радикальная партия» дружит с банком «Райффайзен», а счета «Свободы» открыты в Credit Agricole
Ночь хаоса в Турции: 194 убитых и 1154 раненых
Подробности попытки военного переворота в стране
Все материалы раздела
FORBES В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ
Комментариев 0
Войдите, чтобы опубликовать комментарий
Выбор редактора
Олигархи под подозрением: кому нужен Архив клептократии и почему в него попали лишь «избранные»
Олигархи под подозрением: кому нужен Архив клептократии и почему в него попали лишь «избранные»
Украинские публичные персоны готовы оспаривать данные, опубликованные в Архиве
52% за Brexit: британцы поддержали выход из ЕС
52% за Brexit: британцы поддержали выход из ЕС
Решение Объединенного королевства о выходе из Евросоюза всколыхнуло мировые рынки
«Приват» государственного значения: чем рискует НБУ?
«Приват» государственного значения: чем рискует НБУ?
На ПриватБанк приходится половина всего рефинансирования, выданного финансовым учреждениям Украины
На страже стабильности: как инновации помогают выстоять во время кризиса и войны
На страже стабильности: как инновации помогают выстоять во время кризиса и войны
Украинские инвесторы и предприниматели способны решать проблемы с вооружением, экологией и ограниченностью энергоресурсов
Сейчас на главной
Небесные баталии: как связаны долги МАУ и конкуренция на авиарынке
Небесные баталии: как связаны долги МАУ и конкуренция на авиарынке
И чем вызван интерес антикоррупционных ведомств к авиаперевозчику
Кто есть кто на рынке ОСАГО: показатель работы членов МТСБУ
Кто есть кто на рынке ОСАГО: показатель работы членов МТСБУ
Моторное бюро впервые опубликовало данные о деятельности компаний членов – МТСБУ
Убей в себе торгаша
Убей в себе торгаша
Будущее — за компаниями, которые умеют продавать и предоставлять истинную ценность своим клиентам
Премьеры недели: «Очень плохие  мамочки» и «Капитан Фантастик»
Премьеры недели: «Очень плохие мамочки» и «Капитан Фантастик»
В прокат выходят одна из лучших комедий сезона и фестивальная лента, которую легко и приятно смотреть.