ѕартийный минимум по экономике. »тоги

 лючевые выводы по ответам политических партий на вопросы анкеты Forbes

«а день до проведени€ парламентских выборов Forbes завершает свой проект Ђѕартийный минимум по экономикеї. ћы получили ответы Ц разной степени компетентности и детализированности Ц от ключевых политических сил. ѕримечательно, что провластные партии Ц ЂЌародный фронтї  и Ѕлок ѕетра ѕорошенко Ц ответов не предоставили.

ѕартийный минимум по экономике. »тоги
”краинское ‘ото

ѕодробнее о проекте можно прочитать здесь.

јнализ ответов других политических сил: ЂЅатькивщинаїќппозиционный блокЂ—вободаїЂ—амопом≥чї, ЂЌародный фронтї, Ѕлок ѕетра ѕорошенко.

¬ рамках обобщенных выводов можно констатировать глубокие экономические знани€, приобретенные, очевидно, с опытом, у представителей политических старожилов, и порой откровенное дилетантство от политиков Ђновой волныї, которое они, впрочем, компенсируют энтузиазмом и незап€тнанным имиджем.

ѕодвести итоги проекта и проанализировать экономические взгл€ды будущих депутатов 8-го созыва Forbes попросил сооснователей проекта Vox Ukraine, фигурантов рейтинга Top Economic Thinkers ёри€ √ородниченко и “имофе€ ћилованова. Ќиже Ц их выводы об экономической доктрине представителей новой ¬ерховной рады.  

ѕомогать производител€м, а не потребител€м. Ѕольшинство партий вер€т в экономику Ђпредложени€ї, то есть в создание условий дл€ ее роста с помощью стимулировани€ производства и снижени€ налоговых

ѕартийный минимум по экономике. »тоги

барьеров, а не потреблени€.  ак это работает, можно увидеть на примере кривой Ћаффера. ≈сли налоги будут снижены, население и бизнес получат больше возможностей заниматьс€ активной экономической де€тельностью. ≈сли основыватьс€ на анализе налоговых реформ в –‘ и их продуктивности (стать€ Ц Ђћифы и реальность пр€мых налоговых реформ: ќценка уклонений от уплаты налогов и роста продуктивности в –оссииї одного из авторов этого материала), можно констатировать, что стимулирование производства дает слабые результаты в краткосрочном периоде. ѕолитические силы не должны игнорировать спрос Ц необходимо стимулировать экономику, в том числе и с помощью стимулировани€ потреблени€.

ѕримеры

ƒетенизаци€ за счет снижени€ налогов. Ѕольшинство украинских партий, баллотирующихс€ в парламент, вер€т в пр€мую зависимость выхода бизнеса из тени от снижени€ налоговой нагрузки, то есть в то, что экономические субъекты начнут показывать свои реальные доходы в ответ на налоговую реформу. Ќалогова€ реформа, по мнению политиков, даст больший эффект, чем стимулирование производства. Ќо не факт, что эффект от детенизации бизнеса сможет в полной мере возместить потери от сокращени€ ставок налогов.

ѕримеры

ѕротекционизм вместо свободной конкуренции. ”краинские партии в своих ответах массово делают акцент на протекционизме. ќни за€вл€ют о необходимости поддерживать национального производител€, дотировать угольную индустрию, предоставл€ть льготы и другую поддержку различным отрасл€м. “акие действи€ очень сомнительны с точки зрени€ эффективности. ¬ конечном счете, успех ”краины во многом зависит от того, насколько быстро и глубоко экономика страны сможет интегрироватьс€ в мировую экономику и переварить соглашение об ассоциации с ≈—.

ѕримеры

ѕолитики хот€т сами определ€ть приоритеты. — тем же упорством политические силы определ€ют приоритетные отрасли и законодательные преференции дл€ них, и считают, что так можно привлечь инвестиции. ќднако такие усили€ противоречат идее о том, что в современном, чрезвычайно конкурентном и быстроразвивающемс€ глобальном мире рынки, потребители и частные инвесторы своими действи€ми намного более эффективно определ€ют перспективные отрасли экономики. –асстановка приоритетов между отрасл€ми политиками или чиновниками приводит к экономическим диспропорци€м, снижает эффективность. ¬ итоге это стимулирует погоню за рентами, лоббизм и коррупцию.

ѕримеры

–егулируемый валютный курс. ћногие партии считают необходимым регулировать валютный курс. ќднако така€ политика практически нереальна в краткосрочной перспективе и неэффективна в долгосрочной. —егодн€ у ЌЅ” недостаточно ресурсов, чтобы эффективно регулировать курс. ј структура внешней торговли ”краины приводит к тому, что приток валюты пр€мо зависит от цен на сырье на мировых рынках, и Ќацбанку необходимо позвол€ть валютному курсу Ђотыгрыватьї внешние изменени€ конъюнктуры.

ѕримеры

Ёмисси€ как панаце€. »нтересно, что большинство партий принимают то, что ЌЅ” проводит эмиссию гривны. — учетом сложившейс€ ситуации стимулирование инфл€ции помогает переживать шоковое состо€ние экономики Ц реальные зарплаты падают, зато уровень зан€тости остаетс€ относительно высоким. ¬ то врем€ как инфл€ци€ €вл€етс€ абсолютным злом дл€ экономики в долгосрочной перспективе, така€ политика в текущей ситуации может иметь хот€ и болезненные, но все же эффективные краткосрочные результаты.

ѕримеры

ѕсевдорынок земли. ќтношение к внедрению рынка земли у украинских политиков противоречивое. ћногие партии предлагают различные заменители свободному рынку, и такой подход очень опрометчив.  лючевое конкурентное преимущество ”краины Ц ее земельные ресурсы. „тобы использовать это преимущество, ”краине необходимо привлекать инвестиции в аграрный сектор. ќднако невозможно привлекать в него действительно значительные инвестиции, пока земл€ не €вл€етс€ ликвидным товаром, который можно использовать в качестве залога.

ѕримеры

ќставить упрощенку. ”краинские политики в один голос собираютс€ сохран€ть упрощенную систему налогообложени€ дл€ предпринимателей и мелкого бизнеса. √лавное преимущество этого налога Ц простота. ќсновна€ его проблема Ц он создает огромные диспропорции и искажени€ в налоговой системе (бизнес использует преимущества совмещени€ двух налоговых систем, например, когда сотрудник регистрируетс€ и получает зарплату в качестве оплаты работы ‘Ћѕ). Ёффективным решением могло бы стать упрощение налоговой системы в целом и избавление от единого налога отдельно дл€ мелкого бизнеса.

ѕримеры

Ќационализаци€ стратегических объектов. Ќекоторые партии считают, что инфраструктурные и природные монополии должны быть национализированы. ќднако очень т€жело увидеть в этом рациональное зерно. „астна€ собственность, прозрачность и разумное регулирование намного более эффективны дл€ экономики. Ќекоторые политические силы предлагают ограничивать цены и нав€зывать норму прибыли дл€ бизнеса. “акой тип регулировани€ слишком дилетантский и не подходит дл€ таких компаний. –егулирование прибыльности бизнеса убивает стимулы дл€ модернизации и развити€.

ѕримеры

 нут и пр€ник против коррупции. ѕопытки многих партий предложить рецепты борьбы с коррупцией также больше акцентированы на следстви€х проблемы Ц предложении, а не ее причинах Ц спросе. ѕолитики поддерживают законы, обеспечивающие прозрачность госзакупок и доходов чиновников,  а также повышение полномочий прокураторы в контроле работы госслужащих. ”дивительно, но никто не говорит о развитии независимых неправительственных контролирующих организаций, обеспечении прав независимых —ћ», а также о защите прав активистов и информаторов. ¬ ”краине очень слаба€ власть, и большинство изменений происходит благодар€ усили€м Ђгражданского обществаї. ƒругими словами, если не будет активного, институализированного контрол€ со стороны общества, маловеро€тно, что система  сама себ€ реформирует и победит коррупцию. 

ѕримеры

”странение последствий вместо причин. ћногие партии в своих ответах описывают, как та или ина€ проблема должна быть решена в идеале: отсутствие коррупции, модернизаци€ предпри€тий, прозрачность и другое. Ќо коррупци€, изношенна€ инфраструктура, тенева€ экономика Ц это всего лишь последстви€ и симптомы систематических экономических дисбалансов. –ешение этих дисбалансов с пон€тной экономической позицией и €вл€етс€ первоочередной задачей дл€ любой украинской власти.  

ѕримеры

¬ывод. Ѕольшинство политических сил поддерживают вмешательство в услови€ ведени€ бизнеса, фактически стрем€сь самосто€тельно решать, какие сектора должны развиватьс€ и получать государственную поддержку, а какие Ц нет. — другой стороны, большинство последних изменений в украинском обществе и экономике были спровоцированы фактически не государством, а самими бизнесом и населением. ќчевидно, что дл€ многих партий философи€ государственного строительства требует коренного пересмотра.   сожалению, способность власти к изменению остаетс€ все такой же слабой из-за неэффективности системы, личных интересов ключевых игроков и внешних факторов.

Vox Ukraine, специально дл€ ЂForbes ”краинаї

≈сли вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.
√осударство
«атишье перед бурей: что происходит в украинском политикуме
» какие риски таит в себе новый политический сезон
–азжечь войну: как –осси€ вышла из мирного процесса в —ирии
∆уткое уничтожение 18 грузовиков и 20 человек возле јлеппо подольет масла в огонь сирийской войны
–ост заморожен: основные показатели √осбюджета-2017
» почему в будущем году страна не выйдет из засто€
¬се материалы раздела
FORBES ¬ —ќ÷»јЋ№Ќџ’ —≈“я’
 омментариев 0
¬ойдите, чтобы опубликовать комментарий
¬ыбор редактора
 ак израильска€ арми€ стала 	Ђкузницей стартаповї
 ак израильска€ арми€ стала Ђкузницей стартаповї
Ѕывшие бойцы загадочной израильской службы киберразведки Ч подразделени€ 8200 Ч создали около 1000 начинающих IT-компаний. »менно им »зраиль во многом об€зан имиджем Ђнации стартаповї
’ождение по кругу: как в ћинфине переписывают Ќалоговый кодекс
’ождение по кругу: как в ћинфине переписывают Ќалоговый кодекс
» почему депутаты настаивают на проведении разового декларировани€
ќлигархи под подозрением: кому нужен јрхив клептократии и почему в него попали лишь Ђизбранныеї
ќлигархи под подозрением: кому нужен јрхив клептократии и почему в него попали лишь Ђизбранныеї
”краинские публичные персоны готовы оспаривать данные, опубликованные в јрхиве
52% за Brexit: британцы поддержали выход из ≈—
52% за Brexit: британцы поддержали выход из ≈—
–ешение ќбъединенного королевства о выходе из ≈вросоюза всколыхнуло мировые рынки
—ейчас на главной
–азбежались: зачем украинские фармкомпании скупают небольшие активы за рубежом
–азбежались: зачем украинские фармкомпании скупают небольшие активы за рубежом
¬ этом году Ђ‘армакї приобрел дистрибутора в ѕольше, а корпораци€ Ђјртериумї Ц производител€ в —ловении
√арантировано ¬ашингтоном: ”краина продала ценных бумаг на $1 млрд
√арантировано ¬ашингтоном: ”краина продала ценных бумаг на $1 млрд
”краинские евробонды этого выпуска приравниваютс€ к ÷Ѕ —Ўј
Forbes рекомендует: куда пойти 26 сент€бр€ Ч 2 окт€бр€
Forbes рекомендует: куда пойти 26 сент€бр€ Ч 2 окт€бр€
’удожественные размышлени€ о том, что общего у Ѕэтмена и Ћенина, коллабораци€ дизайна и моды на Ќеделе дизайна Alpi Finder, путеводитель по восточноевропейской кухне и другие событи€ недели
«атишье перед бурей: что происходит в украинском политикуме
«атишье перед бурей: что происходит в украинском политикуме
» какие риски таит в себе новый политический сезон