Первые на комете: как роботу удалось «оседлать» космический объект

Европейское космическое агентство (ESA) сделало очередной «гигантский шаг для человечества»

Робот «Фила», размером со стиральную машину, успешно оседлал комету, бороздящую космос со скоростью 135 000 км в час. Чем удивительна эта миссия, и какие секреты мироздания она может раскрыть? (смотрите фотогалерею Forbes)

Аппарат Rozetta приближается к комете 67Р/Чурюмова-Герасименко
Фото Shutterstock

Чуть более десяти лет назад, в марте 2004 года, $1,6-миллиардная европейская миссия Rosetta запустила с космодрома во Французской Гвиане орбитальный аппарат «Розетта». Сделав для ускорения несколько кругов вокруг Солнца и отскочив, как шарик для пинг-понга, от Земли и Марса, он пролетел сквозь Солнечную систему, пересек астероидный пояс и достиг в глубоком космосе цели – кометы 67P/Чурюмова-Герасименко. В общей сложности этот аппарат преодолел 6,4 млрд км, и сейчас находится на расстоянии 800 млн км от Солнца. Для сравнения, Земля отдалена от Солнца лишь на 150 млн км.

Комета Чурюмова-Герасименко представляет собой пыльный кусок льда и скалистых пород причудливой двудольной формы, напоминающей игрушечную резиновую утку. Ее открыл в 1969 году директор Киевского планетария Клим Чурюмов вместе с ассистенткой Светланой Герасименко.Этот небесный объект диаметром около 4 км летит по своей 6,5-летней эллиптической орбите в направлении Солнца со стремительной скоростью 135 000 км в час (18 км/с). Аппарат «Розетта» настиг его еще в августе, и на протяжении трех месяцев кружил вокруг на расстоянии 30-100 км от поверхности, изучая условия и выбирая место для посадки.

Наконец, в среду, 12 ноября, от «Розетты» был отстыкован исследовательский робот «Фила», который примерно в 17.00 по киевскому времени совершил мягкое приземление на поверхность кометы 67Р/Чурюмова-Герасименко и закрепился на ней, впившись гарпунами.

Таким образом свершилась первая в истории космонавтики посадка аппарата на комету – событие, сравнимое по значимости для науки с высадкой американских астронавтов на Луну.

«Мы ждали этого дня более 10 лет, но, когда комета находится на расстоянии 317 млн миль (510 млн км) от Земли, все, что мы можем делать – это скрестить пальцы и надеяться. Миссия Rosetta реализует стремление человечества выяснить, откуда мы произошли, и узнать, что находится там», – прокомментировал событие Алан Фитцсиммонс, астрофизик ирландского Королевского университета в Белфасте, специализирующийся на изучении кометы 67P/Чурюмова-Герасименко.

Ученым ESA приходится полностью полагаться на автоматику. Оперативно управлять работой своих роботов они не могут, так как сигналы от них получают с 28-минутной задержкой. Столько времени требуется радиоволнам для преодоления расстояния в 510 млн км.

Заглянуть на 4,6 млрд лет назад

Астрофизики называют триллион летающих в нашей Солнечной системе комет «капсулами времени», позволяющими заглянуть во времена младенчества нашей вселенной. В отличие от планет, химическая структура которых эволюционировала, кометы являются в точности такими же мерзлыми космическими «айсбергами», как и в далеком прошлом, и хранят в законсервированном виде те материалы, из которых создавалась наша планета 3,5 млрд лет назад.

Первые на комете: как роботу удалось «оседлать» космический объект

Предыдущие исследования ESA показали, что 67P/Чурюмова-Герасименко содержит сложные органические молекулы с высоким содержанием углерода, водорода, кислорода и азота. Эти молекулы являются основными строительными блоками нуклеиновых кислот и аминокислот – «основных компонентов той формы жизни, которая существует на Земле». Вероятно, кометы засеяли нашу планету органическими материалами, из которых зародилось человечество, а также транспортировали большую часть той воды, которая наполняет современные земные океаны.

Миссия Rosetta названа в честь 162-килограммового Розеттского камня с иероглифами, обнаруженного в 1799 году французскими солдатами и послужившего отправной точкой для расшифровки языка древнего Египта и изучения его истории и культуры.

«Точно так же, как Розеттский камень стал ключом к древней цивилизации, космический аппарат ESA раскроет тайны древнейших составных элементов нашей солнечной системы – комет. «Розетта» позволит ученым заглянуть на 4600 млн лет назад, в эпоху, когда ни одной планеты не существовало, и только густой рой астероидов и комет окружал Солнце», – поясняет официальный сайт ESA.

Ученые ESA надеются, что их проект даст ответы на вопросы о прошлом нашей Солнечной системы, о формировании Земли и зарождении жизни. «Цель аппарата – раскрыть секреты, спрятанные в «ледяной сокровищнице» кометы, возраст которой 4,6 млрд лет. Мы изучим ее состав и ее историю и, возможно, узнаем что-то новое и о нашем происхождении», – рассказывает директор ESA Томас Райтер.

Самым плодотворным этапом исследований должны стать ближайшие два с половиной дня – на столько должно хватить заряда основной батареи робота «Фила». За это время «кометоход», оснащенный десятью научными приборами, сделает снимки кометы в высоком разрешении, измерит ее плотность, температуру, извлечет из глубины 23 см пробы грунта и исследует содержащиеся в них химические компоненты. Кроме того, «Фила» должен «прозвонить» 67P/Чурюмова-Герасименко, пропустив сквозь нее низкочастотный сигнал к летательному аппарату «Розетта» для определения внутренней структуры.

Затем «кометоход» попытается перейти на использование дополнительной батареи и солнечных панелей. Живой или мертвый, «Фила» останется на комете навсегда. Ученые надеются, что, если света будет достаточно, и пыль не будет препятствовать работе солнечных батарей, аппарат сможет оживать каждые сутки и работать около часа.

Комета пахнет алкоголем и поет

Даже если жизнь «Филы» будет недолгой, ученые надеются, что совершить новые открытия сможет летательный аппарат «Розетта», который должен держаться на орбите кометы и продолжать исследования, как минимум, до марта 2015 года. По мере сближения 67P/Чурюмова-Герасименко с Солнцем, ее температура и активность будут возрастать, повышая вероятность ценных для науки открытий.

Первые на комете: как роботу удалось «оседлать» космический объект

Сенсоры «Розетта», которые «обнюхивают» комету с августа, уже учуяли несколько слабых, но вселяющих надежды ароматов, в том числе запахи тухлых яиц (сероводород), конского навоза (аммиак), миндаля (циановодород), алкоголя (метанол) и уксуса (двуокись серы).

Во вторник ученые объявили, что «Розетта» учуяла еще и мистическую песню, которую издает комета колебаниями своего магнитного поля. Хотя эти звуки не входят в диапазон, воспринимаемый человеческим ухом, их можно сделать слышимыми, повысив частоту в 10 000 раз.

«Мы не ожидали этого пения, и мы все еще не можем понять физику того, что происходит», – признается исследователь германского Брауншвейгского технического университета Карл-Хайнц Гласмайер.

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.
Государство