«Укрзализныцю» настигла кадровая чистка

Кабмин «прикрутил гайки» последнему в отрасли коррупционеру

Вчера правительство отстранило начальника Юго-Западной железной дороги (ЮЗЖД) Алексея Кривопишина от выполнения своих обязанностей. По поручению премьер-министра Арсения Яценюка будет начато срочное служебное расследование фактов злоупотреблений чиновника и открыто уголовное производство.

Имя Алексея Кривопишина ассоциируется с коррупцией достаточно давно: члены его семьи опосредованно побеждают в тендерах упомянутой железной дороги уже более 10 лет. Но эти факты не имели особого резонанса. Впрочем, сейчас, после продолжительных неудач в экономике, усматривается особое желание главы правительства спасти реноме Кабмина, посадив какого-нибудь одиозного коррупционера.

«Укрзализницю» настигла кадровая чистка
Алексей Кривопишин
Фото УНИАН

Вагончик тронулся

Отстранить начальника ЮЗЖД Кривопишина призвал вчера Арсений Яценюк, открывая заседание правительства. Премьер заподозрил его в коррупции, ознакомившись с данными СМИ, где говорится, что руководитель указанной железной дороги за средства государства построил спортивно-развлекательный комплекс «Олимпик-Вилледж». Премьер-министр обратился к правоохранительным органам с просьбой открыть уголовное производство по данному факту. «Провести срочное служебное расследование и вместе с правоохранительными органами поставить точку в злоупотреблениях», – подчеркнул он.

Формальным основанием для решительного шага Кабмина стал сюжет телеканала ZIK совместно с проектом «Наші гроші» от 3 марта. Это второй выпуск программы на тему коррупции начальника ЮЗЖД, первый был показан еще летом. В ролике упоминается тот самый клуб «Олимпик-Вилледж», якобы построенный им на землях предприятий УЗ, теневая приватизация «Украинского центра обслуживания пассажиров» и другие подробности деятельности Кривопишина и членов его семьи, которую журналисты расценили как коррупционную.

Алексей Кривопишин отказался общаться с Forbes, сославшись на то, что на данный момент на совещании, а после этого на звонки не отвечал. Владимир Омелян, заместитель министра инфраструктуры, заявил Forbes, что своим решением правительство подтверждает озвученное ранее намерение действовать прозрачно. Он указывает на то, что такая реакция Кабмина последовала на основании информации, полученной от правоохранительных органов, обращения общественности и публикации в прессе относительно возможных злоупотреблений со стороны руководителя Юго-Западной железной дороги.

«Показанное в этом ролике – чистая правда. Причем здесь где-то 1,5% от всей правды», – сказал экс-топ-менеджер УЗ, пожелавший сохранить анонимность (уволился в 2014 году). Однако, по его словам, доказать факты коррупции силовым органам будет очень сложно. «Там все юридически очень чисто. Иначе он не продержался бы столько лет», – уверен собеседник Forbes.

Другой железнодорожник говорит, что семья Кривопишина зарабатывает на всем. Фирмы его родственников неоднократно побеждали в тендерах по обслуживанию и ремонту вагонов, а также поставок топлива. Кроме того, в бесконечной незаконной аренде у его жены находится гостиница «Экспресс», отмечает собеседник. Михаил Костюк, экс-глава УЗ, заверил, что во времена его руководства железной дорогой Кривопишин не был уличен в коррупции. Хотя в те времена вообще мало кто открыто проверял деятельность госкомпаний, а уж тем более их руководителей. 

«В отношении Кривопишина есть серьезные наработки Службы безопасности Украины (СБУ), которые свидетельствуют о массовых хищениях на ЮЗЖД в размере нескольких миллиардов гривен, но правоохранительные органы по какой-то причине затягивают с принятием решения, – рассказал один из действующих чиновников. – Если бы глава правительства не набрался смелости – так бы и продолжалось дальше». В пресс-службе СБУ вчера на звонки издания не отвечали.

Делить, не переделить

Опрошенные Forbes участники рынка усматривают в решении Кабмина политическую подоплеку. Алексею Кривопишину удалось заручиться поддержкой простых работников железной дороги. «Сегодня он – один из самых реальных кандидатов на должность главы «Укрзализныци», и таким образом его хотят отстранить от борьбы», – считает глава профсоюза машинистов Семен Кариков. Он добавляет, что если со стороны директора ЮЗЖД и были какие-то нарушения за годы работы, то об этом новой власти было известно уже давно. «Но целый год его не трогали. Значит, он не один должен отвечать, а совместно с теми, кто выше», – полагает Кариков. Глава профсоюза высоко оценивает качества Кривопишина как руководителя. «Если бы его сделали начальником УЗ – это был бы второй Кирпа (Георгий Кирпа. – Forbes)», – приводит он сравнение в качестве аргумента.

Источник издания, близкий к железной дороге, не исключает, что Кривопишин мог стать жертвой политического противостояния между президентом и премьером (Петром Порошенко и Арсением Яценюком. – Forbes). Как уже сообщал Forbes, Кривопишина подозревают в наличии сильного лобби во власти по линии президента. Согласно данным источников издания, после объявления предварительных результатов конкурса по отбору гендиректора «Укрзализныци» (в short-list вошли три кандидата от коммерческих структур) министру инфраструктуры Андрею Пивоварскому позвонил лично спикер Верховной рады Владимир Гройсман и настойчиво выразил точку зрения насчет того, что возглавить железную дорогу должен все-таки железнодорожник. Сам Гройсман вчера не был доступен для комментариев.

23 февраля вместо оглашения победителя конкурса на должность гендиректора УЗ номинационный комитет объявил, что берет тайм-аут и возвращается к long-list кандидатов из 11 человек. Позже Алексей Кривопишин подтвердил Forbes, что он проходил собеседование в Мининфраструктуры, а значит, присутствует в long-list. «После отсрочки [объявления результатов] конкурса Кривопишин всю неделю королем ходил по управлению», – отмечает один из сотрудников ЮЗЖД. Сам Кривопишин утверждал, что он не стремится стать главой УЗ, и подавал документы только из-за приглашения министра. «Отстранение Кривопишина может быть данью текущей экономической ситуации и ожиданиям общества. На фоне неудач в экономике посадить, наконец, какого-нибудь одиозного коррупционера – хоть какое-то достижение уже почти потерявшего доверие Кабмина», – объясняет собеседник Forbes.

Еще одна версия, которая может существовать параллельно предыдущей – отстранение Кривопишина является итогом его давнего противостояния с и. о. главы «Укрзализныци» Максимом Бланком. Последнему в определенной степени выгодно отстранение «сильного» (с точки зрения позиций во власти) кандидата, поскольку пока не выбран новый начальник, все решения принимает он. «Силовые структуры не вылезают из УЗ, сидят там денно и нощно. В том числе потому, что под Кривопишина копал Бланк. Видно, сейчас по каким-то своим мотивам глава Кабмина решил «показать зубы», – предполагает экс-руководитель. Максим Блак не скрывает, что на ЮЗЖД по-прежнему существует коррупция, но давать комментарии в отношении Кривопишина не стал до оглашения результатов расследования. 

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.
Государство
Момент потерян: почему власть не способна вернуть в Украину деньги беглых чиновников
И каков формальный механизм подобного возврата
Партийный кошелек: где хранят деньги украинские политсилы
«Радикальная партия» дружит с банком «Райффайзен», а счета «Свободы» открыты в Credit Agricole
Ночь хаоса в Турции: 194 убитых и 1154 раненых
Подробности попытки военного переворота в стране
Все материалы раздела
FORBES В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ
Комментариев 2
Войдите, чтобы опубликовать комментарий
Марина Шаповалова
Марина Шаповалова — 05.03.2015, 08:53

Недавняя поездка на поезде еще раз подтвердила что ничего не изменилась. Проводники за кеш предлагают вам улучшенные условия в вагонах. По поездам за определенную мзду ходят менял валюты и продавцы всяческих мелочей никакого отношения не имеющие к ж.д. Мзда кстати выросла. Очевидно,что без разрешения начальника поезда ничего не делается. Ну и тот без санкции верхов вылетит с работы. На ж.д. все повязаны, и всех все устраивает потому они нехотят ничего менять.

SanderClubLife
SanderClubLife — 05.03.2015, 13:50

На жаль, ви абсолютно праві.

Выбор редактора
Олигархи под подозрением: кому нужен Архив клептократии и почему в него попали лишь «избранные»
Олигархи под подозрением: кому нужен Архив клептократии и почему в него попали лишь «избранные»
Украинские публичные персоны готовы оспаривать данные, опубликованные в Архиве
52% за Brexit: британцы поддержали выход из ЕС
52% за Brexit: британцы поддержали выход из ЕС
Решение Объединенного королевства о выходе из Евросоюза всколыхнуло мировые рынки
«Приват» государственного значения: чем рискует НБУ?
«Приват» государственного значения: чем рискует НБУ?
На ПриватБанк приходится половина всего рефинансирования, выданного финансовым учреждениям Украины
На страже стабильности: как инновации помогают выстоять во время кризиса и войны
На страже стабильности: как инновации помогают выстоять во время кризиса и войны
Украинские инвесторы и предприниматели способны решать проблемы с вооружением, экологией и ограниченностью энергоресурсов
Сейчас на главной
Игорь Львов: «Киевстар» и УкрПочта должны были брать все возможные лицензии, в том числе финансовые»
Игорь Львов: «Киевстар» и УкрПочта должны были брать все возможные лицензии, в том числе финансовые»
Эксперт рынка платежей - о конкуренции между банками и интернетом и о том, как работают переводы из ДНР и ЛНР
«И корабль плывет»: что происходит с валютой
«И корабль плывет»: что происходит с валютой
Как сезонные работы аграриев и подготовка к приватизации влияют на курс гривны
СFO «Азовобщемаша»: мы рассчитываем на внутренний рынок
СFO «Азовобщемаша»: мы рассчитываем на внутренний рынок
Финансовый директор «Азовобщемаша» Андрей Малюга о попытках компании выжить, иранских партнерах и ситуации с кредиторами
Заглянуть в будущее
Заглянуть в будущее
Найдется ли место украинской экономике в четвертой промышленной революции?