»гра в долг: простить кому должны

» можно ли решить проблему с долгами внутри страны?

ѕремьер-министр јрсений яценюк сообщил, что в насто€щее врем€ ”краина не имеет возможности обслуживать свои внешние об€зательства. Ёто за€вление глава правительства сделал в минувшую п€тницу. ѕо мнению премьера, предложение о реструктуризации госдолга €вл€етс€ необходимым и правильным, а кредиторам следует его прин€ть. »наче портфели целого р€да международных инвестиционных фондов, к которым и так есть вопросы со стороны бенефициаров, ухудшатс€. »спользу€ такую стратегию, ”краина стараетс€ с достоинством выйти из тупиковой ситуации с суверенными долгами.

јрсений яценюк
јрсений яценюк
‘ото ”Ќ»јЌ, Shutterstock

≈ще в прошлом году глава  абмина рассуждал несколько иначе. Ђ—егодн€ в мировой экономике есть две новости. ѕерва€ Ц это то, что јргентина объ€вила дефолт, а втора€ Ц что ”краина не огласила дефолт, и никогда его не огласитї, Ц сказал яценюк 31 июл€ 2014 года. “еперь стало очевидным, что премьер с подобным за€влением поспешил.

—пуст€ полгода после таких уверений премьера ћинфин нан€л инвестиционную компанию Lazard дл€ переговоров с внешними кредиторами касательно реструктуризации внешнего государственного долга ”краины. ѕравда, в проспекте эмиссии украинских евробондов такой возможности изначально предусмотрено не было, и потому даже в случае согласи€ кредиторов ”краина, как и јргентина, оказывалась бы в дефолте Ц пусть и чисто формально. 

—егодн€ в мировой экономике есть две новости. ѕерва€ Ц это то, что јргентина объ€вила дефолт, а втора€ Ц что ”краина не огласила дефолт, и никогда его не огласит
јрсений яценюк, премьер-министр ”краины, июль 2014 года

ƒа и момент дл€ начала переговоров был выбран не совсем удачный. Ќапомним, вопрос о пересмотре долговых об€зательств был подн€т уже после того, как ”краина получила принципиальное согласие от ћ¬‘ на реализацию программы расширенного финансировани€ Ц EFF. ≈сли до этого страна находилась в очевидно преддефолтном состо€нии (в частности, ее «¬– упали до  $5,5 млрд), и в глазах кредиторов просьба о реструктуризации долга выгл€дела обоснованной, то после утверждени€ программы EFF ситуаци€ стала не столь однозначной. «аручившись поддержкой р€да международных доноров, таких как ≈— и —Ўј, ”краина вскоре получила первый транш в размере в $5 млрд от ћ¬‘ Ц и начала наращивать «¬–.

ѕо прошествии чуть более двух мес€цев с момента Ђисторическихї договоренностей с ћ¬‘ правительство продолжает настаивать на неплатежеспособности страны. Ђѕросим, обращаемс€, настаиваем, чтобы кредиторы осознали ситуацию и прин€ли предложение ”краины. ѕришло врем€ помочь ”краине и со стороны кредиторовї, Ц сказал яценюк в п€тницу.

 редиторы данное предложение наверн€ка бы прин€ли, если бы ”краина не просила списать часть основной суммы долга. »менно этот аспект и €вл€етс€ сейчас главным камнем преткновени€ в переговорах.

ѕыта€сь быть убедительным, яценюк напомнил инвесторам, что за годы президентства ¬иктора януковича госдолг ”краины вырос с $31 млрд до $72 млрд, а в минувшем году его удалось сократить до $68 млрд. Ќо тут следует учесть, что уменьшилс€ он не столько благодар€ погашени€м, сколько из-за переоценки, св€занной с девальвацией. » если в начале премьерства яценюка на конец 2014 года прогнозировалс€ рост госдолга по отношению к ¬¬ѕ на уровне 52%, то по итогам года получилось 70,3%. 

ј к 2016-му, согласно инфл€ционному отчету ЌЅ”, ожидаетс€ увеличение госдолга ”краины до уровн€ 93% от ¬¬ѕ. » это при том, что по ћаастрихтским критери€м, на которые ориентируютс€ западные инвесторы, государственный долг не должен превышать 60% от ¬¬ѕ на конец финансового года.

—омнительна€ панаце€

«а последний год правительство предпочитало решать финансовые проблемы государства за счет выпуска нерыночных долговых инструментов. ѕортфель ЌЅ” ќ¬√« за 2014 год увеличилс€ со 147 млрд гривен до 318 млрд гривен. ” властей есть р€д оправдательных факторов Ц ј“ќ, банковский кризис, финансовые проблемы ЂЌафтогаза ”краиныї и непосильные социальные об€зательства, доставшиес€ Ђв наследствої от предыдущего правительства.

¬ то же врем€ возникает вопрос: были ли приложены все необходимые усили€ дл€ того, чтобы эти проблемы решить не только с помощью эмиссии? ѕод опеку ‘онда гарантировани€ вкладов на прот€жении года один за другим попадали Ђпустыеї банки с раздутыми активами, из которых накануне без особого труда выводились средства; по-прежнему функционировали и функционируют конвертационные центры, а какие-либо реформы провод€тс€ только под нажимом международных доноров.

¬ итоге уже второй раз за 15 лет ”краина становитс€ неплатежеспособной в глазах международных инвесторов, что ощутимо бьет по инвестиционной привлекательности страны. ѕри этом вопрос внутреннего государственного долга правительством не поднимаетс€. 

ћежду тем внутренний государственный долг Ц это почти половина заимствований ”краины, и он теперь посто€нно Ђдавитї на налогоплательщиков. ѕравительство же предпочитает не обращать внимани€ на внутренний госдолг, учитыва€ его Ђстранную природуї.

Ђ¬нутренний государственный долг в нашей стране обеспечивает не только фондирование дефицита бюджета, то есть государственных расходов (а зачастую Ц и частных), но и в значительной мере играет, м€гко говор€, расчетную функцию по операци€м большого объема, Ц по€сн€ет инвестиционный аналитик »ван ”гл€ница. Ц Ёто зачастую Ц наследие еще поздних советских времен и времен отсутстви€ наличности начала-средины 1990-х, когда расчеты производились в значительной мере за счет взаимозачетов, бартера и различных денежных суррогатов Ц векселей, например.   сожалению, эти практики продолжают процветать, создава€ видимость отсутстви€ проблем с фондированием, экономикой, ликвидностью системыї.

’итрый инструментарий

Ќеоднозначность внутреннего госдолга состоит еще и в том, что ЌЅ” не имеет права выкупать ќ¬√« у ћинфина напр€мую, но делает это с помощью технической проводки через госбанки, результатом чего становитс€ проста€ эмисси€. Ѕолее того, вызывают вопросы и долговые инструменты в арсенале ћинфина. ¬ основном это три вида ќ¬√«. ¬алютные Ц которые покупаютс€ за гривну, но гас€тс€ валютой Ц в основном их держат банки. »ндексированные Ц покупаютс€ за валюту, но погашаютс€ в гривне по курсу доллара на момент погашени€ Ц использовались в основном дл€ дотаций ЂЌафтогазаї. » обычные гривневые Ц больша€ часть которых находитс€ в портфеле ЌЅ”.

 роме того, во врем€ премьерства Ќикола€ јзарова были выпущены Ђархаичныеї казначейские об€зательства на предъ€вител€. »х можно было приобрести за гривну, но погашались они в долларе. Ќоминально они были выпущены Ђдл€ населени€ї, но по факту служили инструментом дл€ отмывани€ денег. Ѕолее того, они стали одним из немногих способов купить валюту осенью 2014-го и зимой 2015 года.

¬ то врем€ как гражданам не выдавали валютные депозиты (до 15 000 гривен в эквиваленте), а на руки можно было купить только до 3000 гривен в эквиваленте, в ќщадбанке по этим об€зательствам можно было без проблем получить валюту.

¬о врем€ премьерства Ќикола€ јзарова были выпущены Ђархаичныеї казначейские об€зательства на предъ€вител€. »х можно было приобрести за гривну, но погашались они в долларе. Ќоминально они были выпущены Ђдл€ населени€ї, но по факту служили инструментом дл€ отмывани€ денег. Ѕолее того, они стали одним из немногих способов купить валюту осенью 2014-го и зимой 2015 года

Ќо основна€ проблема состоит в том, что эти облигации были скуплены не населением, а представител€ми прошлой и нынешней власти, на чем они, по собственному признанию в личном общении, неплохо заработали. Ѕолее того, крупные пакеты таких облигаций лежали как залог в госбанках под определенные активы, что доказывает их использование не по назначению.

ћного вопросов вызывают и валютные ќ¬√«. ¬скоре после смены власти в стране на финансовом рынке по€вились слухи, что на этих облигаци€х Ђсид€тї представители прошлой власти, и ”краина продолжает им платить. —пуст€ год рынок заговорил о том, что к этой схеме уже подключились и новые власть имущие. ƒанные облигации на зарегулированном валютном рынке также стали одним из попул€рных способов приобрести валюту.

Ќа вопрос журналиста Forbes, сколько их находитс€ в обращении, в ћинфине не ответили. »сход€ из информации на сайте министерства, на 1 апрел€ 2014 года в обращении их было на сумму $5,6 млрд. ѕо состо€нию на 5 марта 2015 года Ц уже на $4 млрд. —оответственно, за год правительство выплатило по этим бумагам $1,6 млрд. ѕри этом на прот€жении 2014-2015 годов ћинфин продолжал их выпускать Ц правда, лишь дл€ замещени€ старых. » делалось это, оп€ть же, через госбанки. ѕомимо специфики потенциальных держателей этих бумаг, проблемой €вл€етс€ и их краткосрочность Ц гасить облигации придетс€ в ближайшие три года.

Ђ√осударство мало акцентирует внимание на внутреннем долге, счита€ это чем-то таким, что решаетс€ само собой. ѕравда, часть внутреннего долга Ц это заимствовани€ в иностранной валюте, что делает их в какой-то мере уже внешним долгом, который сложно отдать, просто Ђнапечатавї больше денегї, Ц считает ”гл€ница.

“ак, логичным €вл€етс€ вопрос, почему правительство удел€ет столь мало внимани€ государственному долгу, а точнее Ц его возможной реструктуризации? » возможно ли достичь целевых ориентиров программы EFF с помощью внутреннего госдолга? ¬ ћинфине на этот вопрос не ответили.

¬ыход там же, где и вход?

—реди экспертов мнени€ бытуют разные.   примеру, руководитель аналитического отдела Concorde Capital јлександр ѕаращий выдел€ет три основные задачи, которые есть в программе ћ¬‘: экономи€ $15,2 млрд на выплатах долга в 2015-2018 годах, уменьшение госдолга к ¬¬ѕ до 71% на конец 2020 года и снижение затрат на процентные выплаты по кредитам по долгам до 10% от ¬¬ѕ в 2019-2025 годах.

ѕо его мнению, возможна€ реструктуризаци€ результатов не даст. Ђ≈сли говорить о первой задаче, то ее основна€ цель Ц увеличить золотовалютные резервы. –еструктуризаци€ внутреннего долга здесь никак не поможетї, Ц уверен аналитик. ѕо двум остальным задачам реструктуризаци€ может даже навредить. Ђ≈сли говорить  о задачах єє2-3, то реструктуризаци€ внутреннего долга тоже мало чем поможет, а возможно, даже усугубит проблемы. ќсновными держател€ми внутреннего долга €вл€ютс€ ЌЅ” и украинские банки. ѕри реструктуризации госдолга у банков (которые и без того не очень хорошо себ€ чувствуют) возникнут дополнительные проблемы, что в конце концов может привести к потребности в огромных вливани€х госсредств на решение этих проблемї, Ц подчеркивает ѕаращий.

¬ то же врем€ реструктуризаци€ валютных ќ¬√« могла бы помочь нарастить «¬–. ¬едь несмотр€ на то, что ћинфин в последнее врем€ осуществл€ет посто€нный ролл-овер по валютным ќ¬√«, исход€ из данных на сайте ћинфина, значительную часть таких облигаций он все же погасил на прот€жении 2014-2015 годов, выплатив $1,6 млрд.

јналитик ћ÷ѕ» јлександр ∆олудь полагает, что в целом дл€ банковской системы это было бы не слишком болезненно. Ђя считаю, что это могло бы ударить по отдельным банкам, а в целом дл€ банковской системы это не очень существенно. ѕосмотрим, например, сколько вынесли той же валюты из банковской системы Ц и мы получим большую сумму. Ќо, безусловно, дл€ некоторых банков это может быть серьезної, Ц говорит ∆олудь.

ѕо мнению »вана ”гл€ницы, перенос даты погашени€ валютных ќ¬√« дл€ банков особой проблемой не €вл€етс€: Ђ¬ сравнении с кредитами Ц капл€ в мореї.

ќсновна€ проблема состоит в том, что эти облигации были скуплены не населением, а представител€ми прошлой и нынешней власти, на чем они, по собственному признанию в личном общении, неплохо заработали

¬ то же врем€ часть долга находитс€ в портфеле ЌЅ”. ќсновной контраргумент в его реструктуризации заключаетс€ в том, что так или иначе эти деньги возвращаютс€ обратно в бюджет. Ќацбанк держит портфель ќ¬√«, и ћинфин платит по ним купон Ц так ЌЅ” получает доход. ј если доходы превышают расходы, то Ќацбанк перечисл€ет эту прибыль в бюджет. Ќо вместо погашени€ ћинфин зачастую выпускает новые ќ¬√«.

ќднако если этот долг списать, новые облигации выпускать не придетс€. ”читыва€, что из общего портфел€ ќ¬√« в 477 млрд гривен 345 млрд находитс€ в портфеле ЌЅ”, реструктуризаци€ об€зательств по этим бумагам гарантированно приведет госдолг страны в соответствие с ћаастрихтскими критери€ми.

Ђ≈сли перенести их погашение на несколько лет или списать, выгода будет очевидной. ѕотому что новые можно не размещать и не передавать их в ЌЅ”, а погашать старые не нужної, Ц подтверждает президент »√ Ђ”ниверї “арас  озак. “аким же образом, можно решить и вопрос будущих процентных выплат по отношению к ¬¬ѕ.

“ем не менее, правительство почему-то считает, что втора€ за 15 лет реструктуризаци€ внешнего долга €вл€етс€ более привлекательной, чем возможное решение проблем внутри страны. ¬еро€тное списание основной части долга будет иметь как позитивные, так и негативные последстви€. ѕозитивом станет уменьшение давлени€ на налогоплательщиков и платежный баланс ”краины. ¬прочем, как показывает практика, если украинскому правительству не нужно получать внешнее фондирование, о реформах оно сразу забывает. ѕодобное может произойти и на этот раз.

≈сли вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.
√осударство
“имур ’ромаев: Ђ»з всех европейских стран только ”краина не имеет полноценного регул€тора ценных бумагї
√лава Ќ ÷Ѕ‘– Ц о специфике фондового рынка ”краины, борьбе с сомнительными эмитентами и роли высоких технологий в обеспечении довери€ к работе регул€тора
«игмунт Ѕердыховский: Ђ¬ наше врем€ очень трудно отличить глупость от государственной изменыї
Ѕлиц-интервью с председателем программного совета Ёкономического форума и экс-депутатом польского —ейма
ƒеньги из трубы: кто получит плату с газораспределительных сетей
ќчередной виток борьбы за финансовые потоки обострил противоречи€ между Ќ –Ё ” и ЂЌафтогазомї
¬се материалы раздела
FORBES ¬ —ќ÷»јЋ№Ќџ’ —≈“я’
 омментариев 3
¬ойдите, чтобы опубликовать комментарий
Alex Berg
Alex Berg — 20.05.2015, 23:53

Ѕей своих, чтобы чужие бо€лись!

Ya Yava
Ya Yava — 20.05.2015, 01:46

што-то киевские керувальники недорабатывают. может вместо ато бойцов и волонтЄров на предпри€ти€ направить дл€ производства различных товаров народного потреблени€ и продуктов питани€?

ѕушистый ƒруг
ѕушистый ƒруг — 18.05.2015, 12:59

” мен€ у одного возникает мысль, что нас обманывают? „ем дальше, тем больше уверенность в том, что надо начинать сначала только усиливаетс€. ѕервое-забираем весь бизнес у олигархов, которые не выполн€ют своих об€зательств, второе-садить всех коррупционеров и следить за всем этим общественность и волонтерам

¬ыбор редактора
„астное и честное: 5 книг декабр€
„астное и честное: 5 книг декабр€
Ќа какие новинки художественной литературы стоит обратить внимание в этом мес€це
 ак израильска€ арми€ стала 	Ђкузницей стартаповї
 ак израильска€ арми€ стала Ђкузницей стартаповї
Ѕывшие бойцы загадочной израильской службы киберразведки Ч подразделени€ 8200 Ч создали около 1000 начинающих IT-компаний. »менно им »зраиль во многом об€зан имиджем Ђнации стартаповї
’ождение по кругу: как в ћинфине переписывают Ќалоговый кодекс
’ождение по кругу: как в ћинфине переписывают Ќалоговый кодекс
» почему депутаты настаивают на проведении разового декларировани€
ќлигархи под подозрением: кому нужен јрхив клептократии и почему в него попали лишь Ђизбранныеї
ќлигархи под подозрением: кому нужен јрхив клептократии и почему в него попали лишь Ђизбранныеї
”краинские публичные персоны готовы оспаривать данные, опубликованные в јрхиве
—ейчас на главной
“ехнические работы на сайте Forbes ”краина
“ехнические работы на сайте Forbes ”краина
¬ыпуск журналистских материалов на сайте временно прекращен.
јлександр Ўлапак: Ђ—удитьс€ с крупными должниками банка бессмысленно, так как эти долги не имеют обеспечени€ї
јлександр Ўлапак: Ђ—удитьс€ с крупными должниками банка бессмысленно, так как эти долги не имеют обеспечени€ї
√лава ѕриватЅанка Ц о возврате долгов бывших акционеров, развитии банка и перспективах крымских вкладчиков
—амое темное врем€ перед рассветом: как преодолеть кризис в компании
—амое темное врем€ перед рассветом: как преодолеть кризис в компании
 акие задачи л€гут на плечи команды, а какие Ц непосредственно на владельца
 оллекторы и юрлица: с бизнесом не церемон€тс€
 оллекторы и юрлица: с бизнесом не церемон€тс€
„ем отличаетс€ поведение коллекторских структур в отношении должников-физлиц и бизнесменов