«Нафтогаз» и Кo: 10 госкомпаний – крупнейших получателей чистых дотаций

На финансирование каких госпредприятий казна потратилась больше всего

Чистая прибыль, EBITDA, ROI – все эти показатели, принципиальные для определения финансовой успешности бизнеса, в украинских реалиях не имеют ровным счетом никакого значения, если речь идет о государственной компании. В конце июня Министерством экономического развития и торговли был опубликован список из 30 игроков госсектора с наибольшими фискальными рисками. Чистый убыток этих компаний составил 100 млрд гривен, а общая сумма дотаций, бюджетного финансирования и налоговых льгот для них превысила 15 млрд гривен.

крупнейшие получатели дотаций
Фото Shutterstock

Безусловным лидером среди убыточных и дотационных государственных компаний уже несколько лет остается НАК «Нафтогаз Украины». Убыток газового монополиста за 2014 год составил 85 млрд гривен.  Для «Нафтогаза» и компаний из отрасли электроэнергетики хронической проблемой является многолетнее несоответствие отпускных тарифов для населения себестоимости производства и цене импорта энергоресурсов.

Компенсировать убытки можно только повышением тарифов, но даже самые рьяные апологеты рыночного ценообразования признают, что на текущем этапе это грозит кризисом неплатежей. «Вследствие девальвации гривны Национальная комиссия, осуществляющая госрегулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг, должна соответствующим образом повышать тарифы всем [игрокам энергорынка]. Никаких других способов компенсировать падение гривны у нее нет», – описывает замкнутый круг генеральный директор Центра исследований энергетики Александр Харченко.

Свой вклад в отрицательный финрезультат госсектора внесла и угольная промышленность. Менеджмент предприятий располагает своими аргументами для обоснования убытков – основные добывающие мощности находятся на оккупированных территориях Донбасса, себестоимость производства велика из-за высоких цен на энергоносители и энергоемкости заводов, а конъюнктура на мировых рынках – исключительно неблагоприятна. 

В числе десяти крупнейших получателей чистых дотаций – три представителя космической отрасли: «Укркосмос», Конструкторское бюро «Южное» и завод «Южмаш». По словам Эдуарда Кузнецова, советника председателя Государственного космического агентства Украины, до 2013 года налоги и обязательные платежи предприятий сектора значительно превышали государственные расходы на космическую программу. Проблемы 2014-2015 годов вызваны разрывом кооперации с Россией и курсовыми убытками вследствие девальвации гривны.

Перечень предприятий государственного сектора экономики, представляющих крупнейшие фискальные риски

№ п/п

Наименование предприятия 

Размер бюджетного финансирования (в т. ч. налоговые льготы) в 2014 году, тыс. грн

Размер поступлений в бюджет от предприятия в 2014 году, тыс. грн

Чистая прибыль (убыток) за 2014 год, тыс. грн

1

НАК «Нафтогаз Украины»

3 659 291,1**

12 267 403,4

-85 044 810,0

2

ГП «НАЭК «Энергоатом»

0,0

5 640 607

-6 494 416

3

ГП «Укркосмос»

556 806,6

9 473,0

-2 280 527,0

4

ГП «Конструкторское бюро «Южное» им. М. К. Янгеля»

2 150 014,2

215 149,0

-1 838 462,0

5

«Государственная продовольственно-зерновая корпорация Украины»                                                                                                                                                       

0,0

117 010,0

-1 364 912,0

6

ГП «Национальная энергетическая компания «Укрэнерго» 

1 664 876,3

779 785,0

-1 198 528,0

7

ГП «Производственное объединение Южный машиностроительный завод имени А. М. Макарова»

181 563,1

135 820,0

-1 178 564,0

8

ПАО «Лисичанскуголь»

451 685,4

213 373,0

-840 785,0

9

ГП «Научно-производственный комплекс газотурбостроения «Заря»-«Машпроект»

103,0

545 888,0

-541 344,0

10

Государственное предприятие спиртовой и ликеро-водочной промышленности «Укрспирт»

0,0

317 949,0

-532 235,0

11

 Государственное предприятие «Украинская железнодорожная скоростная компания»

21 867,0

22 922,0

-416 476,0

12

Харьковское государственное авиационное производственное предприятие 

87 360,0

75 348,0

-389 701,0

13

ПАО «Одесский припортовый завод»

0,0

411 783,0

-270 473,0

14

ГП «Восточный горно-обогатительный комбинат»

596,9

435 867,0

-233 599,0

15

ГП «Селидовуголь»

637 310,0

417 516,0

-223 644,0

16

ГП «Региональные электрические сети»

306,0

140 445,0

-177 010,0

17

 Государственное предприятие «Международный аэропорт Борисполь»

265 622,0

231 527,0

-126 818,0

18

ПАО «Сумихимпром»

178 290,0

179 506,0

-99 414,0

19

 УГППС «Укрпочта»

0,0

1 196 285,8

-4 150,0

20

Государственное специализированное предприятие «Чернобыльская АЭС»

571 745,5

198 960,9

216,0

21

 ГП «Южная железная дорога»

406 385,0

1 571 667,0

28 121,0

22

ГП «Антонов»

20 026,0

507 592,0

39 295,0

23

 ГП «Приднепровская железная дорога»

683 304,0

2 360 511,0

59 384,0

24

 ГП «Ильичевский МТП»

28 427,4

274 386,0

117 309,0

25

 Государственное территориально-отраслевое объединение «Львовская железная дорога»

267 061,0

1 599 417,0

124 749,0

26

 Государственное территориально-отраслевое объединение «Юго-Западная железная дорога»

902 296,0

2 260 633,0

144 138,0

27

 ГП «Одесский МТП»

1 249,1

211 431,0

146 560,0

28

 ГП «Одесская железная дорога»

287 955,0

2 025 179,0

147 023,0

29

ПАО «Укргидроэнерго»

1 702 802

1 110 796

475 966

30

 ГП «Администрация морских портов Украины»

462 602,3

1 768 474,0

1 511 052,0

 

ВСЕГО

15 189 545

37 242 704

-100 462 055

Forbes отобрал из списка Минэкономики десять госпредприятий, которые дороже всего обошлись госбюджету. 

1НАК «Нафтогаз Украины»

НАК «Нафтогаз Украины»

Чистый доход: 74,4 млрд гривен
Прибыль (убыток) в 2014 году: -85 млрд гривен
Поступления из бюджета/в бюджет: 3,7 млрд гривен/12,3 млрд гривен
Дивиденды государству: -
Совокупный долг: 93 млрд гривен

1. НАК «Нафтогаз Украины»

Отказываясь поднимать тарифы для населения соответственно удорожанию импортного газа, с 2009 года украинские власти методично наращивали убыточность НАК «Нафтогаз Украины». До девальвации гривны бремя покрытия его дефицита было посильным для госбюджета – еще в январе 2014 года разрыв между расходами и доходами крупнейшей компании страны закладывался на грядущий год на уровне 15 млрд гривен, или около 0,9% ВВП Украины. К концу 2014-го дефицит «Нафтогаза» достиг уже 110 млрд гривен, или 7% ВВП. Для его покрытия Кабмину пришлось выпустить ОВГЗ на сумму 96,6 млрд гривен.

Преодоление дефицита НАК до 2017 года, как указано в меморандуме с МВФ, должны обеспечить повышение тарифов для населения и реструктуризация самой энергокомпании. Реализацию первой части реформы правительство начало в апреле 2015-го – с началом второго квартала произошло первое в этом году удорожание газа для украинцев.

Реорганизация «Нафтогаза» предусматривает создание на его базе двух компаний: оператора газотранспортной системы и управляющего подземными газохранилищами. В капитал обоих предприятий планируется привлечь западных инвесторов. Тем не менее, как заявил в интервью Forbes министр топлива и энергетики Владимир Демчишин, спроса с их стороны пока не наблюдается. Конкретных сроков разделения «Нафтогаза» правительство также не называет.

При этом директор энергетических программ Центра мировой экономики и международных отношений Валентин Землянский считает, что НАК должен оставаться в государственном управлении: «В сфере компетенции «Нафтогаза» должны оставаться поставки газа населению и теплокоммунэнерго».

2ГП «Конструкторское бюро «Южное»» им. М.К. Янгеля»

ГП «Конструкторское бюро «Южное»» им. М.К. Янгеля»

Чистый доход: 840 млн гривен
Прибыль (убыток) в 2014 году: -1,8 млрд гривен
Поступления из бюджета/в бюджет: 2,15 млрд гривен/215 млн гривен
Дивиденды государству: 2,8 млн гривен
Совокупный долг: 6,6 млрд гривен

2. ГП «Конструкторское бюро «Южное»» им. М.К. Янгеля»

В 2014-м КБ «Южное» было крупнейшим после «Нафтогаза» получателем бюджетного финансирования. Почти 98% господдержки компании приходится на финансирование украинско-бразильского проекта по созданию ракетного космического комплекса «Циклон-4».

Запускать украинские ракеты с южноамериканского космодрома «Алкантара» планировалось еще с 2006 года. Работы долго затягивались с обеих сторон, а в 2013-м Бразилия и вовсе прекратила строительство пусковой площадки.

Для реализации проекта КБ «Южное» взяло кредит в сумме $410 млн под государственные гарантии у Credit Suisse First Boston International и Сбербанка России. Из них осталось выплатить еще $260 млн Сбербанку в течение следующих трех лет. Обязательства по этому кредиту включены в пакет реструктуризации внешнего долга Украины.

Если в докризисные годы предприятие формально работало с прибылью, то в 2014-м ушло в крупный минус из-за девальвации гривны и прекращения сотрудничества с Россией. Но без работы конструкторы «Южного» не остаются – у КБ есть и ряд международных контрактов, число которых планируется нарастить в ближайшее время. Согласно прогнозу Минэкономики, текущий год предприятие закончит с чистой прибылью в 3,3 млн гривен при дотациях в 1,3 млрд гривен.

3НЭК «Укрэнерго»

НЭК «Укрэнерго»

Чистый доход: 3,1 млрд гривен
Прибыль (убыток) в 2014 году: -1,2 млрд гривен
Поступления из бюджета/в бюджет: 1,7 млрд гривен/980 млн гривен
Дивиденды государству: -
Совокупный долг: 7,1 млрд гривен

3. 	«Укрэнерго»

Убытки «Укрэнерго» в 2014 году связаны в первую очередь с девальвацией национальной валюты. Импортная составляющая себестоимости его услуг небольшая, но предприятие обслуживает ряд валютных кредитов, взятых у международных организаций для развития сети. Рост тарифов для «Укрэнерго», устанавливаемый НКРЭКУ, пока также не соответствует темпам обесценивания гривны.

Монопольный оператор отечественных ЛЭП мог бы приносить казне прибыль, если бы не инвестиционные проекты, реализацию которых в значительной степени дотирует государство. «Укрэнерго» сработало с позитивным финансовым результатом в 2012-2013 годах, и планирует получить 35 млн гривен чистой прибыли в 2015-м.

В то же время в следующем году компания станет крупнейшим получателем бюджетных дотаций, объем которых достигнет почти 5,2 млрд гривен. Свыше 80% этой суммы пойдет на строительство высоковольтной воздушной линии от Ривненской АЭС до подстанции «Киевская» и аналогичного соединения между Запорожской АЭС и подстанцией «Каховская».

4ГП «Укркосмос»

ГП «Укркосмос»

Чистый доход: 9,2 млн гривен
Прибыль (убыток) в 2014 году: -2,3 млрд гривен
Поступления из бюджета/в бюджет: 557 млн гривен/9,5 млн гривен
Дивиденды государству: -
Совокупный долг: 5,2 млрд гривен

4. 	«Укркосмос»

У оператора спутниковых телекоммуникационных систем Украины «Укркосмос» до сих пор нет собственного телеком-спутника. Первым отечественным сателлитом этого класса должен стать спутник «Лыбидь», запуск которого планировался еще в 2011 году.

Накладки с финансированием и увеличение проектной мощности привели к нескольким переносам даты выхода «Лыбиди» на орбиту. «[В 2014-м] в реализацию этого проекта вмешалась политическая ситуация – спутник уже давно готов, лежит на складах России. Осталась только проблема, как его оттуда забрать и запустить», – поясняет Эдуард Кузнецов, советник председателя Государственного космического агентства Украины.

Тем не менее, разрешения ситуации эксперт ожидает уже в августе-сентябре. По его мнению, помочь в этом должно участие в проекте Macdonald, Dettwiler and Associates, известного канадского производителя космического оборудования. Благодаря привлечению этой компании в 2009 году Канадское экспортное агентство выдало «Укркосмосу» кредит в размере $292 млн под государственные гарантии сроком на 10 лет.

Запуск «Лыбиди» должен сделать из «Укркосмоса» прибыльное предприятие уже в нынешнем году. По словам Кузнецова, украинские телеканалы тратят около $20 млн в год на аренду транспондеров чужих спутников. Как уточняет Минэкономики, «Укркосмос» намерен предоставлять свои услуги и зарубежным оператором кабельных сетей.

5ГСП «Чернобыльская АЭС»

ГСП «Чернобыльская АЭС»

Чистый доход: 10,8 млн гривен
Прибыль (убыток) в 2014 году: 216 000 гривен
Поступления из бюджета/в бюджет: 571,7 млн гривен/198,9 млн гривен
Дивиденды государству: 2400 гривен
Совокупный долг: 101,4 млн гривен

5. ГСП «Чернобыльская АЭС»

ГСП «Чернобыльская АЭС» в течение последних лет проводило работы по продлению срока эксплуатации систем и элементов 1-го и 2-го блоков, связанных с хранением отходов ядерного топлива и обращением с радиоактивными отходами.

В апреле 2015 года Госинспекция ядерного регулирования выдала отдельное разрешение на реализацию работ в соответствии с программой этапа окончательного закрытия и консервации, который будет продолжаться до 2028 года.

В мае международные доноры стран «Большой семерки» и Еврокомиссия выделили Украине 540 млн евро из 615 млн евро, необходимых на достройку объекта «Укрытие». Украина построила саркофаг еще в 1986 году – после аварии на четвертом энергоблоке ЧАЭС, но со временем он стал разрушаться.

В 2012 году консорциум Novarka начал строительство арки нового защитного укрытия над четвертым аварийным энергоблоком Чернобыльской АЭС. Стоимость строительства составляет 1 млрд евро. Предполагаемая сдача объекта запланирована к концу 2017 года.

6ПАО «Лисичанскуголь»

ПАО «Лисичанскуголь»

Чистый доход: 27 млн гривен 
Прибыль (убыток) в 2014 году: -840 млн гривен
Поступления из бюджета/в бюджет: 451,6 млн гривен/213,3 млн гривен
Дивиденды государству: -
Совокупный долг: 2,6 млрд гривен

6. ПАО «Лисичанскуголь»

«Лисичанскуголь» – старейшее угледобывающее предприятие Донбасса, объединяющее четыре шахты: им. Г.Капустина, им. Д.Мельникова, «Привольнянская» и «Новодружевская», которые добывают уголь энергетических марок.

В 2014 году «Лисичанскуголь» почти в три раза увеличил убыток – до 840 млн гривен. Среди причин убыточной деятельности менеджмент называет превышение темпов роста цен на материалы над стоимостью угольной продукции, а также ограничение рынка сбыта и проблемы с логистикой. Не способствовало нормальной работе предприятия и расположение шахт близ линии фронта.

В мирном 2012 году предприятие получило кредит от китайских партнеров в размере $85 млн. Средства предназначались для модернизации шахты им. Мельникова. Сегодня этот кредит и является основной частью совокупного долга ПАО «Лисичанскуголь».

В мае 2015 года «Лисичанскуголь» вошел в одобренный Кабинетом министров список госшахт, подлежащих приватизации. В то же время шахты, входящие в состав предприятия – «Привольнянская» и «Новодружевская», – согласно проекту Государственной целевой экономической программы реформирования угольной промышленности на 2015-2020 годы, должны быть законсервированы.

7ГП «Селидовуголь»

ГП «Селидовуголь»

Чистый доход: 470 млн гривен
Прибыль (убыток) в 2014 году: -223 млн гривен
Поступления из бюджета/в бюджет: 637,3 млн гривен/417,5 млн гривен
Дивиденды государству: 5000 гривен
Совокупный долг: 2,4 млрд гривен

7. ГП «Селидовуголь»

В «Селидовуголь» входят шахты: «1-3 Новогродовская», «Россия», «Украина», «Кураховская». Первые две считаются экономически наиболее привлекательными: на двоих они способны добывать почти 2 млн тонн угля в год. «Селидовуголь», наряду с более чем двумя десятками шахт, включен в список государственных предприятий, подлежащих приватизации в этом году.

По словам Александра Рудницкого, и.о. директора шахты «Россия», инвесторов может заинтересовать полный цикл добычи и обработки угля, включая обогатительные фабрики. Предприятия «Селидовуголь» во времена президента Виктора Януковича стабильно получали из госбюджета средства на поддержание и развитие профдеятельности. Теперь эти инвестиции позволят на 8-10 лет отложить комплексную модернизацию шахт.

С другой стороны, сохраняется влияние на ведущие шахты «1-3 Новогродовская» и «Россия» со стороны Александра Януковича и его семьи. По словам председателя МО НПГУ ГП «Силидовуголь» Виктора Трифонова, право пользования запасами угля на упомянутые две шахты передано специально созданным OOO «Шахта 1-3 Новогродовская» и ООО «Шахта Россия», связанных с «МАКО-холдинг». По его подсчетам, эти запасы составляют порядка 50 млн тонн. Сейчас предпринимаются меры на уровне Минэнерго по возврату запасов угля государству.

8ПАО «Укргидроэнерго»

ПАО «Укргидроэнерго»

Чистый доход: 2,6 млрд гривен
Прибыль (убыток) в 2014 году: 476 млн гривен
Поступления из бюджета/в бюджет: 1,7 млрд гривен/1,1 млрд гривен
Дивиденды государству: 394 млн гривен
Совокупный долг: 410,5 млн гривен

8. ПАО «Укргидроэнерго»

«Укргидроэнерго» – крупнейшая в стране гидрогенерирующая компания. Объединяет девять станций: Киевскую, Каневскую, Кременчугскую, Днепродзержинскую, Днепровскую, Каховскую ГЭС, Киевскую гидроаккумулирующую электростанцию (ГАЭС), Днестровскую ГЭС и строящуюся Днестровскую ГАЭС. Суммарная установленная электрическая мощность гидроэлектростанций генкомпании составляет свыше 5,3 ГВт.

Основные усилия «Укргидроэнерго» сосредоточены на строительстве гидроагрегатов Днестровской ГАЭС в Черновицкой области. После завершения строительства этот объект в составе семи гидроагрегатов должен стать крупнейшей по объемам и мощности ГАЭС в Европе. На сегодняшний день построены и запущены два (из трех в первой очереди сооружения объектов) гидроагрегата. Третий гидроагрегат планируют достроить и запустить к 2016 году. Общая мощность первой очереди в генераторном режиме – 972 МВт, в насосном – 1263 МВт.

На начало 2014 года правительство на треть увеличило сметную стоимость строительства первой очереди – до 11 млрд гривен. В июне 2015 года министр энергетики и угольной промышленности Владимир Демчишин заявлял, что для завершения строительства третьего блока потребуется еще 1 млрд гривен. Также Демчишин озвучил общесистемный эффект на один гидроагрегат в среднем $46 млн в год – за счет сокращения сжигания газа, мазута и угля на теплоэлектростанциях.

Не менее амбициозным считается проект сооружения Каневской ГАЭС суммарной мощностью 1 ГВт. Строительство могут начать уже к концу 2015 года, а завершение постройки объекта планируется к 2020 году. Стоимость строительства станции составляет почти 1,3 млрд евро, 70% этой суммы «Укргидроэнерго» рассчитывает привлечь от четырех банков: Европейского инвестиционного банка, Всемирного банка, Европейского банка реконструкции и развития и Deutsche Bank.

9ГП «Производственное объединение Южный машиностроительный завод им. А. М. Макарова»

ГП «Производственное объединение Южный машиностроительный завод им. А. М. Макарова»

Чистый доход: 617 млн гривен
Прибыль (убыток) в 2014 году: -1,2 млрд гривен
Поступления из бюджета/в бюджет: 182 млн гривен/135 млн гривен
Дивиденды государству: -
Совокупный долг: 5,3 млрд гривен

9. ГП «Производственное объединение Южный машиностроительный завод им. О.М. Макарова»

«Южмаш» – крупнейший ракетостроительный завод Украины – стал едва ли не главной жертвой разрыва военной кооперации с Российской Федерацией. В 2014 году объемы производства ракетно-космической техники по российским заказам сократились в 17 раз. Свернулись, в том числе, поставки северному соседу ракет-носителей «Зенит», до этого позволявших предприятию генерировать 80% прибыли. К началу минувшей зимы «Южмаш» остался без единого заказа.

Прошлый год завод закончил в статусе крупнейшего должника по зарплатам в госсекторе – к тому времени  обязательства «Южмаша» перед 8700 сотрудниками достигли 65 млн гривен. Рассчитаться с ними удалось лишь в апреле, благодаря новым контрактам.

«Южмаш» стал частью госпрограммы по импортозамещению, в рамках которой было заключено соглашение о сотрудничестве с НАЭК «Энергоатом» до 2020 года. Договор предусматривает разработку, производство и модернизацию оборудования для АЭС. Тем не менее, на предприятии заявляют, что без крупных гособоронзаказов не обойтись. Обеспечить «Южмаш» соответствующими контрактами президент Петр Порошенко обещал еще в октябре 2014 года. По состоянию на середину мая «Южмаш» так и не получил ни одного коммерческого предложения.

10ГП «Международный аэропорт «Борисполь»

ГП «Международный аэропорт «Борисполь»

Чистый доход: 1,57 млрд гривен
Прибыль (убыток) в 2014 году: -126,8 млн гривен
Поступления из бюджета/в бюджет: 265,6 млн гривен/231,5 млн гривен
Дивиденды государству: 9,2 млн гривен
Совокупный долг: 4,3 млрд гривен

ГП «Международный аэропорт «Борисполь»

Международный аэропорт «Борисполь» – главные воздушные ворота страны. Аэропорт имеет две взлетно-посадочных полосы. На его территории находятся четыре пассажирских терминала и грузовой комплекс. Предприятие обеспечивает свыше 65% авиационных пассажирских перевозок Украины. Воздушная гавань по итогам прошлого года заняла 62-е место в списке самых загруженных аэропортов Европы. В 2014 году пассажиропоток аэропорта сократился на 13%, до 6,8 млн человек.

Главными и, по сути, системными проблемами на предприятии в Министерстве инфраструктуры называют отсутствие четкой стратегии развития, неэффективность строительства и закупок, завышенные расходы, формальность контроля качества служб, отсутствие гибкости в конкурентной борьбе. 

Аэропорт имеет опасный уровень кредитной загруженности в валюте, что приводит к начислению курсовых убытков вследствие девальвации гривны. При этом менеджмент не обращал внимания на неавиационные доходы, за счет которых зарабатывают и функционируют большинство аэропортов во всем мире. Именно в развитии этого непрофильного направления в краткосрочной перспективе авиавласти страны видят путь к преодолению части системных проблем «Борисполя». По словам первого заместителя министра инфраструктуры Владимира Шульмейстера, аэропорту необходимо активизировать развитие торговли, сферы питания, дополнительных услуг – паркинг, такси, реклама.

Министр инфраструктуры Андрей Пивоварский не исключает, что к управлению главными воздушными воротами страны могут привлечь международного инвестора.

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.
Государство
Давос, Трамп и Украина: какие геополитические тренды обозначил WEF-2017
О чем говорили украинские делегаты, и что зарубежная элита думает об украинских реалиях
Кризис в Гамбии: армия Сенегала меняет президентов
Соседи «улыбающейся» африканской страны смещают проигравшего выборы правителя под дулами автоматов
Год без транзита: удалось ли грузам найти путь в обход РФ
А Украине – дать достойный экономический и правовой ответ на транспортную блокаду
Все материалы раздела
FORBES В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ
Комментариев 2
Войдите, чтобы опубликовать комментарий
Rost Demkiv
Rost Demkiv — 08.07.2015, 11:09

Насправді є явна підтасовка даних.
коректніше було дати, збиток поточного періоду і накопичувальний прибуток/збиток за весь період.
і друге, в 2014 році багато компаній особливо тих, що мають на собі валютні кредити отримали збитки, і якщо нічого не станеться, то їх потрібно б було розкласти на весь період погашення такого кредиту. але звісно ж що це є збиток періоду.
Окрім того, кошти з бюджету це що ?
внесок в Капітал чи дійсно звичайна позика бюджету ?
окрім того, багато компаній мають державні регульовані тарифи, тому питання прибутків збитків не зовсім доречне.

Николай Стальков
Николай Стальков — 07.07.2015, 08:18

Может, если разогнать всяких "президентов и генеральных директоров" никому не нужных "исследовательских центров", присосавшихся к нефтяным, газовым, угольным и прочим компаниям, КПД деятельности которых равен нулю, а денег из этих компаний они выгребают миллионы, то и станут они рентабельными. Вон сколько бывших чинуш, оторванных от власти налепили контор что-то анализирующих, прогнозирующих, наблюдающих и т.п. а ведь их "непосильный" труд не приносит в бюджет НИЧЕГО !!! Смысл их существования прост до смешного - выкачивание и отмывание бюджетных средств. Но это явно всех, находящихся у корыта, устраивает, ибо там и им место держат после того, как их попешат от кормушки.

Выбор редактора
Частное и честное: 5 книг декабря
Частное и честное: 5 книг декабря
На какие новинки художественной литературы стоит обратить внимание в этом месяце
Как израильская армия стала 	«кузницей стартапов»
Как израильская армия стала «кузницей стартапов»
Бывшие бойцы загадочной израильской службы киберразведки — подразделения 8200 — создали около 1000 начинающих IT-компаний. Именно им Израиль во многом обязан имиджем «нации стартапов»
Хождение по кругу: как в Минфине переписывают Налоговый кодекс
Хождение по кругу: как в Минфине переписывают Налоговый кодекс
И почему депутаты настаивают на проведении разового декларирования
Олигархи под подозрением: кому нужен Архив клептократии и почему в него попали лишь «избранные»
Олигархи под подозрением: кому нужен Архив клептократии и почему в него попали лишь «избранные»
Украинские публичные персоны готовы оспаривать данные, опубликованные в Архиве
Сейчас на главной
Давос, Трамп и Украина: какие геополитические тренды обозначил WEF-2017
Давос, Трамп и Украина: какие геополитические тренды обозначил WEF-2017
О чем говорили украинские делегаты, и что зарубежная элита думает об украинских реалиях
Третья сила: частную газодобычу ждет очередной передел сфер влияния
Третья сила: частную газодобычу ждет очередной передел сфер влияния
В борьбу за украинский газ уже совсем скоро может включиться «группа Петра Порошенко»
Новые вершины участников рейтинга Forbes «30 до 30»
Новые вершины участников рейтинга Forbes «30 до 30»
Год назад редакция «Forbes Украина» впервые представила рейтинг «30 до 30»
Кризис в Гамбии: армия Сенегала меняет президентов
Кризис в Гамбии: армия Сенегала меняет президентов
Соседи «улыбающейся» африканской страны смещают проигравшего выборы правителя под дулами автоматов