Село и гранты: зачем Минагропроду 3 млн евро на агростратегию

Стратегия развития АПК до 2020 года, разработанная министерством, во многом совпадает с аналогичным программным документом экс-министра Николая Присяжнюка

Рынок земли действует с 2017-го, Минагропрод переименован в Министерство сельского хозяйства и сельских территорий, аграрная наука содержится бизнесом, а сельхозпроизводителям остается только выбирать из широко перечня доступных им финансовых инструментов  – так, в теории, выглядит сельское хозяйство Украины через пять лет.

Село и гранты: зачем Минагропроду 3 млн евро на агростратегию
Фото Shutterstock

Группа экспертов, объединенная Министерством аграрной политики и продовольствия, завершила разработку Комплексной стратегии развития сельского хозяйства до 2020 года. Документ, проходящий последние уточнения, будет презентован на заседании Национального совета реформ до 1 августа, после чего вынесен на согласование в Кабмин, а затем – в парламент.

Среди ключевых организаций, причастных к разработке – ЕБРР, USAID, IFC, несколько десятков доноров. «Это видение большой группы экспертов, которые работали шесть месяцев с командой Минагро, и на финише получили единую комплексную политику развития сельского хозяйства по европейской модели», – говорит министр агрополитики Алексей Павленко, добавляя, что для того чтобы прийти к этому результату, понадобился десяток круглых столов и около сотни встреч с общественностью. По его словам, это первый подобный проект.

Несмотря на задекларированную открытость и максимальную вовлеченность экспертов в обсуждение, финальная версия документа держится в строгой секретности. На сайте Минагропрода опубликованы только тезисы профильных  рабочих групп, а сам министр, рапортуя в Кабмине о завершении разработки стратегии, остановился лишь на общих ее направлениях, не касаясь прикладных механизмов.

Обобщенного документа нет даже у некоторых представителей профильного агарного комитета, которым, в теории, предстоит его согласовывать. «Я его [документ] не читал, и не видел. Я только знаю, что была эта единая комплексная стратегия»,  – констатирует Аркадий Корнацкий, глава подкомитета по вопросам земельных отношений комитета ВР по вопросам аграрной политики и земельных отношений.

Проект для ознакомления роздан в печатном виде очень узкому кругу посвященных – на обложке 163-страничного документа написано предупреждение о запрете передавать его кому-либо, кроме адресатов. Один из таких экземпляров есть в распоряжении Forbes.

Прежде всего стоит отметить, что претензии на статус первопроходцев со стороны Минагропрода несостоятельны. «За последние десять лет было написано очень много комплексных программ по развитию украинского села. К сожалению, ни одна из них не выполнена, потому что денег в бюджете под эти программы предусмотрено не было», – напоминает Алекс Лисситса, исполнительный директор «Индустриальной молочной компании».

Последняя из попыток создать обобщенное видение развития АПК принадлежит команде экс-министра агрополитики Николая Присяжнюка. Анализ этих документов показывает, что несмотря на противоположные, казалось бы, вводные, и трехлетний диапазон между разработкой, в видении аграрной политики мало что изменилось. 

Найдите 10 отличий

Элементы

Стратегия развития аграрного сектора экономики
на период до 2020 года – (вариант Николая Присяжнюка, 2013 год)

Стратегия развития сельского хозяйства и сельских  территорий на 2015-2020 годы (вариант  Алексея Павленко, 2015 год)
Базис Инициатива «Родное село», положения программы экономических реформ на 2010-2014 годы «Богатое общество, конкурентоспособная экономика, эффективная реформа» Соглашение об ассоциации между Украиной и ЕС, стратегия «Украина 2020», программа Кабмина, коалиционное соглашение
Комментарий хедлайнера «Такая стратегия разработана впервые в истории Украины», – Николай Присяжнюк «Это первая единая, прикладная стратегия», – Алексей Павленко
Презентация На заседании Совета регионов, 16 октября 2013 года На заседании Национального совета реформ, до 1 августа 2015 года
Смета н/д, официально – бесплатно 300 000 евро, имплементация –  3 млн евро
Некоторые ключевые положения
Деловой климат Адаптация технического регулирования безопасности продукции требованиям ВТО и ЕС

Противодействие коррупции, правовая база соответствует стандартам ЕС 

Земельная реформа

Усовершенствование арендных отношений, в том числе – путем стимулирования долгосрочной аренды земель, введение минимального срока аренды, введение консолидированной ответственности в случае предоставления в аренду  массивов земель сельхозназначения. Рынок земли – в два этапа: сначала право скупки земель получает Госзембанк, затем условия либерализуются

Стоит вопрос не продажи земли, а прозрачной работы рынка, усовершенствования работы кадастра, инвентаризации. Большой блок посвящен дерегуляции  процессов регистрации и перерегистрации земельных участков. Рынок земли вводится в два этапа: тестовый – в отдельных районах,  и либерализованный – после 2020 года
Продовольственная безопасность Постепенное сокращение перечня продуктов, которые подпадают под ценовое регулирование, и способов администрирования цен. Переход к регулированию объемов производства (на основе продуктовых балансов) Подразумевает в том чиcле дерегуляцию  и снижение уровня вмешательства государства в рынки продтоваров
Агропроизводственные цепочки добавленной стоимости Приоритетным направлением господдержки определяется перерабатывающая промышленность. Доля украинских товаров в предложении основных видов сельхозпродукции – зерно, молоко, мясо, сахар, яйца, масло подсолнечное, овощи – должна занимать не менее 80% внутреннего рынка Украина  должна отойти от статуса «сырьевого придатка» и серьезно развивать направления, связанные с переработкой
Развитие сельских территорий 

Содействие развитию сельских населенных пунктов и формирование среднего класса в селе путем обеспечения занятости населения и повышения уровня доходов; развитие кооперативов

Развитие сельских территорий по европейской модели, которая предполагает  работу малого и среднего бизнеса, зеленый туризм и т.д.; развитие и поддержка кооперативного движения
Выход на международные рынки, продвижение экспорта Ежегодно объем экспорта продукции АПК будет прирастать на 3-4%; формируется эффективная инфраструктура аграрного рынка и обеспечение расширенного доступа сельхозтоваропроизводителей к организованным каналам сбыта отечественной  сельхозпродукции Доступ к международным потребителям аграрной продукции; работа с ЕС по увеличению квот на агропродуцию из Украины, годовой объем которых сейчас выбирается за недели. Обеспечение  упрощенных каналов доступа средних и мелких производителей к рынкам сбыта

Данные: МинАПП, распоряжение об утверждении Кабмином Стратегии развития аграрного сектора экономики до 2020 года.

Сколько стоят буквы 

Энцо Дамиани, заведующий сектором сельского хозяйства и земельных реформ Еврокомиссии, при чьей поддержке была разработана аграрная стратегия, отмечает, что изначально процесс не предполагал вообще никакого финансирования: «Мы начали без единой копейки. Мы собрались группой – несколько экспертов из разных секторов, министерство, Еврокомиссия, плюс более 12 доноров – люди были заинтересованы работать даже бесплатно, потому что у них был действительно очень искренний интерес, чтобы это начать делать».

Если бы мы не начали финансировать, это все бы умерло. Общая стоимость была не более 300 000 евро. Это были не такие уж и большие деньги
Энцо Дамиани, завсектором сельского хозяйства и земельных реформ Еврокомиссии

Когда  количество участников разрослось до 24 рабочих групп, обойтись без финансирования было уже невозможно, подчеркивает Дамиани. «Если бы мы не начали финансировать, это все бы умерло. Общая стоимость была не более 300 000 евро. Это были не такие уж и большие деньги», – поясняет он. По его словам, деньги были потрачены на переводчика; две координационные команды в составе из двух старших экспертов и двух младших сотрудников; 22 круглых стола и поддержку рабочих групп – иногда нужно оплачивать работу секретарей, бумагу, кофе. «Но эти расходы – ничто по сравнению со стратегией. Она уникальна. Ни у одного министерства нет такой уникальной стратегии», – уверен Дамиани.

Со столь лестной оценкой солидарны не все. «Это никакая не стратегия, а просто набор квадратиков, кружочков и пустых слов. Даже ее название – «единая комплексная стратегия» – показывает, что люди не понимают, что стратегия не может быть не единой и не комплексной», – объясняет Аркадий Корнацкий. Алекс Лисситса указывает на некорректность дефиниций – стратегия не пишется до 2020 года: «Это, наверное, должен был быть какой-то action plan, дорожная карта. А стратегия сама по себе говорит, что это должна быть долгосрочная перспектива на 10-15 лет, но не 3-4».

По его словам, основное слабое место стратегии – то, что Минагропрод пытается регулировать сферы, на которые де-юре и де-факто не имеет никакого влияния. «Минагропрод на сегодня имеет влияние на некоторые отрасли: лесное хозяйство, рыбное хозяйство, аграрный фонд, ГПЗКУ. Но ведомство не имеет никакого отношения к науке и образованию – за это отвечает Министерство науки. Минагропрод не имеет никакого отношения к земельным отношениям, поскольку это относится к Минрегионстрою и Госгеокадастру. Минагропрод не имеет никакого отношения к качеству и безопасности продуктов питания – за это отвечает новосозданное ведомство, которое относится к Кабинету министров, – разъясняет свой скептицизм Лисситса. – Как по мне, если писать стратегию для АПК, необходимо понимать, кто будет это исполнять. Учреждения, которые не принадлежат к Минагропроду, могут вообще-то иметь свое видение».

Это никакая не стратегия, а просто набор квадратиков, кружочков и пустых слов. Даже ее название – «единая комплексная стратегия» – показывает, что люди не понимают, что стратегия не может быть не единой и не комплексной
Аркадий Корнацкий, глава подкомитета по вопросам земельных отношений агрокомитета ВР

Геннадий Новиков, председатель Аграрного союза Украины, признает, что в сравнении с предыдущими версиями новая стратегия выглядит лучше структурированной и более комплексной. «С другой стороны, не по всем разделам есть конкретика, и самое главное – нет источников финансирования этих программ. Нам объясняют, что после утверждения Кабмином будет определяться финансирование, но мы знаем, какова сейчас ситуация с бюджетом», – подчеркивает он.

«Если не будут предусмотрены деньги в бюджете Украины, то фактически это филькина грамота», – солидарен Лисситса.

Деньги в этом проекте фигурируют: в июле Еврокомиссия объявила очередной тендер – техническая помощь на сумму 3 млн евро на 30 месяцев, начиная с января 2016 года, на имплементацию стратегии. «Проект имеет три основных направления. 1. Помощь министерству и его агентствам – рыбного и лесного хозяйства. 2. Поддержка бюджетного процесса министерства. 3. Самое важное, на чем очень настаивал министр – усилить возможность министерства создавать законопроекты. Не так легко найти людей, которые могут писать хорошие тексты законов», – говорит Дамиани.

Как отмечает собеседник Forbes, знакомый с ходом переговоров, потенциальных бенефициаров подводит желание обеспечить себе пиар на стратегии, хотя украинские традиции получения грантовой помощи предполагают отсутствие шумихи. «Если это просто попытка получить крупный грант, а на то оно и похоже – то это понятно. Но зачем придавать этому статус какой-то национальной идеи и претендовать на всеобъемлющую истину в последней инстанции?» – удивляется эксперт, указывая, что грант априори локален и не имеет механизмов саморазвития, которые необходимы для сопровождения стратегических проектов.

Доступная широкой аудитории часть аграрной стратегии не содержит ничего сенсационного – это просто векторы развития и  направления, которые власть относит к стратегическим. Куда интереснее так называемое приложение №2 – документ, где расписаны конкретные поэтапные шаги для достижения задекларированных целей.

Forbes  публикует основные тезисы этого документа.

1Деловой климат, создание правовой системы в соответствии с международными стандартами

Деловой климат, создание правовой системы в соответствии с международными стандартами
Деловой климат, создание правовой системы в соответствии с международными стандартами
Фото Shutterstock

Первым шагом в совершенствовании правового поля должно стать создание приемника Госсельхозинспекции, ликвидированной еще в сентябре 2014-го. Положение о новом органе, Госслужбе по безопасности продуктов питания и защите потребителей – и его руководителя – стратегия обещает определить уже в третьем квартале нынешнего года. В целом дерегуляция отрасли будет длиться еще три с половиной года.

До апреля 2016-го Кабмин также должен полностью выполнить законодательные требования, предъявленные контрольными миссиями Офиса пищевых продуктов и ветеринарии Еврокомиссии. Наряду с этим до конца года Минагропрод и Минэкономики придется помочь в открытии европейского рынка тем предприятиям, которые уже успешно сдали экзамены на соответствие евростандартам. Суть поддержки – консультации и запросы на визиты новых контрольных миссий. Всех других производителей органики, «молочки», телятины, соков, джемов, меда и изделий из какао на европейские требования к качеству переведут до 2017-го.

С этого же года минимум раз в 12 месяцев будет проводиться независимое расследование относительно источников и уровня коррупции в отрасли, а также уровня удовлетворенности админуслугами.

2Земельная реформа

Земельная реформа
Земельная реформа
Фото Shutterstock

Рынок земли сельхозназначения – в сильно усеченном виде – заработает в Украине с 1 января 2017 года. Ему должна предшествовать реализация пилотных проектов на основе государственно-правового эксперимента в 2015-2016 годах в отдельных районах. Эти районы должны быть презентативны с точки зрения различных агро-климатических зон (ориентировочно, по одному району в каждой области), и наполненность базы кадастра в них должна быть не менее 80%.

В 2016-м должна быть внедрена система мониторинга рынка земель, результаты которого регулярно должны доводиться до общественности. В том числе на основании этих данных к 2020 году должен быть проведен анализ работы рынка для определения возможности и условий его либерализации.

Параллельно инициируется разработка программы экономического стимулирования стабильного землепользования для борьбы с деградацией земли (исполнители будут определены на международном тендере). Методология оценки земельных участков также должна претерпеть изменения – свои предложения по ее совершенствованию предложено подать Минюсту и Госгеокадастру. 

Также разработчики готовы отказаться от практики безоплатной приватизации земель государственной и коммунальной собственности. Исключение – для наделов, которые переданы в пользование граждан до 2002 года.

Еще одна новация – планы по реабилитации и возвращению в оборот земель Чернобыльской зоны отчуждения, и территорий, освобожденных после АТО. Также реформаторы хотят отменить виды использования земельных участков в пределах категории земель.

3Институциональная реформа аграрного министерства и подчиненных ему госпредприятий

Институциональная реформа аграрного министерства и подчиненных ему госпредприятий
Институциональная реформа аграрного министерства и подчиненных ему госпредприятий
Фото: business.ua

В нынешнем виде Минагропрод просуществует еще полгода. В начале 2016-го ведомство планирует провести ребрендинг, включающий в себя также смену названия – с января оно будет называться Министерством развития сельского хозяйства и сельских территорий (МРСХСТ).

Стратегия предусматривает создание двух принципиально новых структур. Первая – Стратегический комитет по управлению развитием сельского хозяйства, пищевой промышленности  и сельских территорий (APSMC) – будет отвечать за реорганизацию и приватизацию всего госимущества в аграрном секторе. Это должно произойти до 2020 года. В первую очередь – до 2017-го – с молотка уйдут госпредприятия, генерирующие,  по меньшей мере, 30% всего дохода госкомпаний в АПК.

Также появится Украинский фонд содействия развитию сельского хозяйства и сельских территорий (UFARDA), который обеспечит развитие села, а также создание Центра информационных услуг сектора.

4Продовольственная безопасность

Продовольственная безопасность
Продовольственная безопасность
Фото УНИАН

Стратегия предлагает уже до октября нынешнего года упразднить понятие «социальных продуктов» – отменить ограничения на потребительские и производственные цены, розничные наценки и маржу прибыли для сельскохозяйственных, а также пищевых товаров.

До 2018 года планируется провести реформу интервенционных операций – вмешательство в продовольственную ситуацию должно иметь меньше влияния на рынок и использоваться только в кризисных случаях. Из конкретики в этом пункте только закон, в который необходимо внести изменения, а сам еще подлежит детализации.

Еще одно размытое новшество – адресная продовольственная помощь в виде прямых субсидий, которые наиболее незащищенные слои населения будут получать со следующего года. По каким критериям определять получателей этих дотаций, авторы документа еще только собираются определиться.

5Налогообложение

Налогообложение
Налогообложение

Все налоговые новшества документа подчеркнуто подлежат «согласованию с ключевыми заинтересованными сторонами». Среди запланированных нововведений следует отметить минимальные налоговые обязательства по уплате НДФЛ и ЕСВ в расчете на гектар для собственников и арендаторов земли, абсолютное возмещение НДС вне зависимости от состояния бюджета, а также выравнивание налоговой нагрузки на гектар для упрощенцев четвертой группы и плательщиков налога на землю.

Хотя Кабмин предлагает отменить специальный режим налогообложения НДС для аграриев уже в ближайшее время, авторы стратегии собираются еще полтора года исследовать его эффективность и возможные условия ликвидации. В любом случае, для животноводов льготный режим предлагается продлить на неустановленный пока срок.

Для алкогольщиков и табачников до конца года должна быть разработана концепция реформирования системы акцизного налогообложения. Она предусматривает разработку плана изменения ставок на 2016-2020 годы, а также установление единой ставки акциза на сброженные слабоалкогольные напитки на основе натурального сырья без добавления спирта. Кроме этого, предлагается установить нулевую ставку акциза для отдельных видов спирта: технического, предназначенного для производства уксуса и пищевых полуфабрикатов.

6Развитие агропродовольственных цепочек добавленной стоимости

Развитие агропродовольственных цепочек добавленной стоимости
Развитие агропродовольственных цепочек добавленной стоимости
Фото Shutterstock

Чтобы эффективно работать – нужен доступ к финансовым ресурсам, следует из стратегии, разработчики которой предлагают  урегулировать подзаконными актами процедуру купли-продажи аграрных расписок и складских документов на зерно, которые, в идеале, должны приниматься банками в залог. Уже в начале будущего года планируется создание Гарантийного фонда для выполнения обязательств по таким документам.

Отдельный блок посвящен развитию агрострахования – на эти цели  планируется не жалеть господдержки и выделить бюджетные средства на удешевление стоимости страховых услуг.

Во втором квартале 2016 года должна быть разработана долгосрочная программа  кредитования среднего бизнеса для фермеров с арендой в качестве залога. 

Чтобы стимулировать инвестиции в инфраструктуру, разработчики обещают добиться справедливых тарифов на ж/д перевозки, ввести на рынок речных перевозок иностранных игроков, сломать монополию на лоцманские услуги и –традиционно – написать отдельную концепцию по стимулированию вложений в мощности по хранению и переработке зерна.

Обещано упразднение НДС при импорте оборудования для пищевой промышленности и удешевление кредитов для его закупки. Также в этом разделе перечислен комплекс мер по усовершенствованию законодательной базы для обеспечения деятельности кооперативов и запланирована разработка концепции электронного сервиса по контролю за расходованием госсредств в АПК и их эффективностью.

7Развитие сельских территорий

Развитие сельских территорий
Развитие сельских территорий
Фото Shutterstock

В основу развития села должна лечь диверсификация экономической деятельности крестьян с акцентом на неаграрные ее виды и микропредпринимательство: сельский и аграрный туризм, биоэнергетика, рыбоводство, деревообработка, строительство и развитие телеком-инфраструктуры. Для достижения этих целей должна быть пересмотрена нормативно-правовая база регистрации и развития этих видов бизнеса с внедрением до 2017 года пилотных проектов по их поощрению. Предположительно в 2016-м сельское население получит доступ к специальным тренингам по современным технологиям хозяйствования и дистанционному обучению взрослых граждан.

Еще один аспект поддержки села – децентрализация. Население сельских территорий собираются оградить от повышенного влияния региональных и национальных органов власти, им обещают организовать фонды развития в форме общественных организаций и привлечение внешних ресурсов на основе фандрейзинга.

8Доступ к международным рынкам, управление импортно-экспортной деятельностью и внутренним рынком

Доступ к международным рынкам, управление импортно-экспортной деятельностью и внутренним рынком
Доступ к международным рынкам, управление импортно-экспортной деятельностью и внутренним рынком
Фото Shutterstock

На институциональном уровне международную торговлю агропродуктами еще в 2015 году может начать развивать Консультативный совет при Минагропроде. Задачами новой структуры должны стать информационный мониторинг перспективных внешних рынков, консультации по поводу упрощения с ними таможенного режима. Кроме этого, аграрии с 2016-го смогут получать советы по внешнеэкономическим операциям в Центрах поддержки экспорта, созданных на базе нескольких ассоциаций. Стратегией предусмотрены также специальные тренинги для предприятий, которые еще только желают поставлять свою продукцию за рубеж.

До 2018-го Минэкономики и НБУ должны будут представить концепцию внедрения экспортного кредитования и страхования.

9Научные достижения, образование и консалтинг

Научные достижения, образование и консалтинг
Научные достижения, образование  и консалтинг
Фото Shutterstock

Украинская аграрная наука должна видоизмениться, утратив свой «советский» ореол. В планах – разработка концепции реформирования агро-изысканий, которая подразумевает реформирование аграрных научно-исследовательских учреждений. Также будет проведен аудит эффективности использования активов НААН с целью определения оптимального их количества. Напомним, у этого ведомства сейчас официально около 1 млн га земли, хотя, по неофициальным данным, де-факто осталось значительно меньше. Такая же оптимизация запланирована и для госнаучно-исследовательских учреждений – их ждет распаевание земли и приватизация активов.

Кто будет финансировать созданные в результате флагманы? Бизнес. Чтобы это стало возможным, планируется разработка  правовых документов, которые позволят финансировать научно-исследовательскую деятельность предприятиям. Для привлечения альтернативных источников финансирования учебных заведений в АПК будет подготовлен проект закона «Об институте фондов в пользу университетов» и разработан и введен механизм студенческих займов.

Еще один прожект на страницах стратегии – создание  Национального координационного центра сельхозконсалтинга и создание электронной платформы для предоставления таких услуг.

10Защита окружающей среды и управление природными ресурсами

Защита окружающей среды и управление природными ресурсами
Защита  окружающей среды и управление природными ресурсами
Фото Shutterstock

На первом этапе авторы стратегии планируют  разработать экологические стандарты и индикаторы экологических проблем в АПК. В дальнейших планах – разработка программы по восстановлению  сельхозприродных ресурсов на освобожденных территориях, организация четырех региональных семинаров по адаптации к изменению климата в сельском хозяйстве, срочное определение центрального органа исполнительной власти, ответственного за комплексное обеспечение биологической безопасности Украины.

Национальный План Действий (написание как в оригинале) определяет Стратегию и Методы согласно политики биологической безопасности Украины.

В части развития органического производства предлагается разработка и имплементация экологического законодательства, гармонизированного с законодательством ЕС, и создание профильного отдела в Минагропроде по развитию и сбыту органического производства. В аграрные управления обладминистраций предлагается назначить минимум по одному сотруднику, ответственному за это направление.

Главные бонусы – предоставление приоритетного доступа производителям органики к гостендерам и 
кредитование органических проектов под  4-6% в евро и 8-12% в гривне (правда, об этих ставках еще только предстоит договориться с банками и международными организациями).

Также к 2020 году в Украине появятся прозрачный рынок древесины, единый реестр рыбохозяйственных объектов и будет проведена инвентаризация всех лесов. 

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.
Государство
Слабость силы: насколько выигрышны позиции «Нафтогаза» в Стокгольмском арбитраже
Судебное разбирательство по иску к российскому «Газпрому» входит в решающую фазу
Население станет единственным донором «Укргаздобычи»
Почему компания не в состоянии освоить инвестиционные средства
Свет в окне: как работает упрощенный режим на украинской таможне
И почему бизнес по-прежнему страдает от коррупции и злоупотреблений таможенников
Все материалы раздела
FORBES В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ
Комментариев 5
Войдите, чтобы опубликовать комментарий
Кошак Барсік
Кошак Барсік — 19.07.2015, 16:40

Логічно, що за основу нової стратегії взяли напрацювання Присяжнюка, але головне, щоб цю нову почали втілювати в життя й вчасно, тому на кінець 2015 року потрібно ще одну статтю щодо успіхів в її реалізації Міністерством.

А наявність різних думок - це завжди плюс, вважаю, що і Даміані, і Новіков, і Ліссіта правильно роблять, що критикують й пояснюють документ, адже неможливо зробити щось ідеальне.

Алексей Исарков
Алексей Исарков — 31.07.2015, 19:03

На жаль, більшість документів не ідеальні, включно із цим. Хоча окремі пункти дійсно дуже непогані і обнадійливі. Подивимось що з цього вийде на практиці

Vlada Pan
Vlada Pan — 16.07.2015, 23:03

FOFBES - респектище!!! Расскрыли тайну работы подполных экспертов, которые писали "болванку" этого мегатворения века. Позорище, которое было выставлено на всеообщее обозрение общественности, которая мала змогу "долучитис до роботи". Причём никто не понимал - где ж основные работники, Министерство открестилось от первого варианта вообще! А потом помпезно (но тайно) презентовало этот трактат. Только некоторые разделы содержат что-то рациональное, но треть букоффф написано не отдавая отчёта, что же стоит за написанным. Удачи в выполнении намеченных планов!!

Zluka Bober
Zluka Bober — 14.07.2015, 12:07

Эта стратегия обычная дымовая завеса, отвлекающий маневр чтоб под шумок начать торговать "последней рубашкой" Украины - землей. Работа малого и среднего бизнеса, по европейскому образцу невозможна без "дешевых денег". В Европе у людей есть доступ к кредитам под 1,5-3%годовых, как наш земледелец при всем желании сможет конкурировать с ними при своей 30% учетной ставке НБУ и рентабельностью 5-8%?
Украину опять сливают, вгоняют в многомиллиардные долги которые тратят на "переводчика, кофе" и популизм.

Алексей Исарков
Алексей Исарков — 31.07.2015, 19:14

Сумнівно що торги землею дозволять, а тому піднімати бучу і переводити зразу на тему "а от там в Європі" не є правильно

Выбор редактора
Как израильская армия стала 	«кузницей стартапов»
Как израильская армия стала «кузницей стартапов»
Бывшие бойцы загадочной израильской службы киберразведки — подразделения 8200 — создали около 1000 начинающих IT-компаний. Именно им Израиль во многом обязан имиджем «нации стартапов»
Хождение по кругу: как в Минфине переписывают Налоговый кодекс
Хождение по кругу: как в Минфине переписывают Налоговый кодекс
И почему депутаты настаивают на проведении разового декларирования
Олигархи под подозрением: кому нужен Архив клептократии и почему в него попали лишь «избранные»
Олигархи под подозрением: кому нужен Архив клептократии и почему в него попали лишь «избранные»
Украинские публичные персоны готовы оспаривать данные, опубликованные в Архиве
52% за Brexit: британцы поддержали выход из ЕС
52% за Brexit: британцы поддержали выход из ЕС
Решение Объединенного королевства о выходе из Евросоюза всколыхнуло мировые рынки
Сейчас на главной
Слабость силы: насколько выигрышны позиции «Нафтогаза» в Стокгольмском арбитраже
Слабость силы: насколько выигрышны позиции «Нафтогаза» в Стокгольмском арбитраже
Судебное разбирательство по иску к российскому «Газпрому» входит в решающую фазу
CEO PrivatBank Latvia и экс-топ J.P. Morgan: 	«Мы прекратили сотрудничество с BVi и Панамой»
CEO PrivatBank Latvia и экс-топ J.P. Morgan: «Мы прекратили сотрудничество с BVi и Панамой»
Александр Кукич – о том, что сегодня происходит с бизнесом «Привата» в Прибалтике
Доллар в квадрате: как «квартирный вопрос» спасает накопления украинцев
Доллар в квадрате: как «квартирный вопрос» спасает накопления украинцев
И почему население предпочитает квадратные метры банковским ячейкам и депозитам
Быстро и дорого: 5 востребованных работ для фрилансеров
Быстро и дорого: 5 востребованных работ для фрилансеров
Forbes предлагает рассмотреть перспективные профессии с низкими входными барьерами и высокими зарплатами