Энергореформа в Украине: прыжок в неизвестность

В конце сентября в Кабмин была передана окончательная версия законопроекта «О рынке электроэнергии в Украине»

Документ предусматривает внедрение в стране модели конкурентного энергорынка. Когда это произойдет – не знает никто. Зато известно, что либерализация приведет к росту тарифов на киловатт-час. Взамен энергетики обещают потребителям более дифференцированные и «справедливые» цены: кто потребляет больше и в базовом режиме – платит по низшему тарифу. И наоборот.  

Энергореформа в Украине: прыжок в неизвестность
Фото: Shutterstock

Реформа энергорынка предусматривает ликвидацию ныне действующей модели единого оптового покупателя электроэнергии в лице ГП «Энергорынок» с переходом к прямым контрактам между производителями и потребителями электричества. Также будут созданы рынок «на сутки вперед», внутрисуточный и балансирующий рынки для торговли пиковой электроэнергией.

Основную суть документа, пожалуй, наилучшим образом охарактеризовал замминистра энергетики и угольной промышленности Александр Светелик: «Смысл закона в том, что конкурентный рынок создается для потребителя. Но писали его энергетики».

Что принесут новые правила игры для потребителя?

Как уверяют энергетики, писавшие закон, потребитель получит следующие преимущества:

  • возможность свободного выбора поставщика и равные условия доступа к покупке тока;
  • гарантированные поставки электричества со стороны контрагента;
  • стабильную и прогнозируемую цену киловатт-часа при заключении долгосрочного прямого контракта с производителем сроком до одного года.

Однако больше всего потребителя интересует, а какова, собственно, будет сама цена электроэнергии? На этот вопрос у энергетиков, писавших закон, ответа нет.

По словам начальника управления обеспечения функционирования энергорынка НЭК «Укрэнерго» Алексея Никитина, просчитать поведение цены в будущем рынке крайне сложно. «Цены в ЕС разные для каждой категории потребителей, для каждого сезона, каждой страны и каждого часа. Единственное, что можно сказать, снижения цены не будет. Но будет справедливая цена в зависимости от того, кто и что покупает – в базе, на пике, полупике и так далее», – говорит Никитин.

Цены в ЕС разные для каждой категории потребителей, для каждого сезона, каждой страны и каждого часа. Единственное, что можно сказать, снижения цены не будет. Но будет справедливая цена в зависимости от того, кто и что покупает – в базе, на пике, полупике и так далее
Алексей Никитин, начальник управления обеспечения функционирования энергорынка НЭК «Укрэнерго»

И все же определенные усредненные ценовые ориентиры существуют. Так, по данным эксперта Всемирного банка при Минэнергоугля и коалиции «Энергетические реформы» Андрея Перевертаева, в 2013 году средний тариф на электричество для промышленных потребителей 27 стран ЕС составил 9,4 евроцента за киловатт-час.

В Украине пока усреднять нечего, так как энерготарифы и без того усреднены государством по принципу тарифной уравниловки. В зависимости от присоединенных электроустановок все предприятия страны, независимо от объемов потребления и территориальной расположенности, поделены на два класса напряжения. В октябре для потребителей первого класса (напряжение свыше 35 кВ) тариф установлен на уровне 123,80 коп. за 1 киловатт-час, второго – 152,08 коп.

Подобная упрощенная дифференциация с рыночной точки зрения не выдерживает никакой критики, так как реальная себестоимость электроэнергии зависит не только от объемов, графиков и надежности потребления, но и от стоимости ее передачи, которая во всех уголках страны в зависимости от электропередающей инфраструктуры будет разной. Можно по-разному относиться к методам ведения бизнеса в Украине Игорем Коломойским, однако ситуация, при которой его ферросплавные комбинаты в свое время оплачивали электричество по той же цене, что киевские рестораны и прочие увеселительные заведения, выглядит абсурдной.   

Таким образом, либеральная модель энергорынка призвана покончить с тотальным перекрестным субсидированием между потребителями и регионами. Вырастет ли при этом общий ценовой уровень «средней температуры по больнице»? Большинство экспертов считают, что да: тарифы на электроэнергию в конкурентном свободном рынке будут расти.

«Как бы мы ни хотели, но цена вырастет. Как свидетельствует мировой опыт, на первом этапе после либерализации энергорынков цены устремляются вверх, а затем начинают плавно снижаться», – поясняет президент ГП «НАЭК «Энергоатом» Юрий Недашковский.

И действительно, подобная тенденция наблюдалась еще в нулевые годы как в европейских, так и в латиноамериканских странах. И объясняется она тем, что с упразднением государственно-административного ценообразования, содержащего принцип социальной составляющей, энерготарифы устремляются к своему реальному рыночному эквиваленту. Затем, уже на втором этапе, вступают в действие конкурентные механизмы, призванные вытеснять из рынка затратных и неэффективных производителей.

В Украине с причинами роста цены тока все понятно. За последние четверть века электроэнергетика функционировала в условиях недофинансирования. На сегодняшний день цены на электричество худо-бедно покрывают эксплуатационные расходы генерирующих и энергопоставляющих компаний, однако на привлечение серьезных инвестиций в сооружение или реконструкцию новых атомных и тепловых энергоблоков или развитие электросетевого хозяйства нынешний уровень энерготарифов недостаточен.

С упразднением государственно-административного ценообразования, содержащего принцип социальной составляющей, энерготарифы устремляются к своему реальному рыночному эквиваленту. Затем, уже на втором этапе, вступают в действие конкурентные механизмы, призванные вытеснять из рынка затратных и неэффективных производителей

Речь идет об инвестиционной потребности в десятки миллиардов долларов на ближайшие 20 лет. Для сравнения: в январе-августе этого года общая стоимость электроэнергии, проданной производителями в оптовый рынок (вместе с услугами «Укрэнерго»), превысила 80 млрд гривен. Доля услуг облэнерго в конечной розничной цене тока составляет при этом порядка 10-12%.

Поэтому объективные предпосылки для повышения цены электроэнергии в Украине, конечно же, существуют, и энергетики их легко обоснуют. Однако остается вопрос: кто и с кем будет в будущем энергорынке конкурировать?

В поисках ответа вырисовывается довольно неприглядная картина, хорошо известная экспертам энергорынка. Как известно, более 80% электроэнергии в стране производится двумя монополистами – государственным атомным – НАЭК «Энергоатом» и частным тепловым – ДТЭК, которому принадлежит 2/3 тепловой генерации. И если за 20 дней сентября средняя цена отпуска электричества в рынок у атомщиков составила 42,6 коп. за 1 киловатт-час, то у тепловых генкомпаний – 106,9 коп. При этом сам «Энергоатом» сейчас производит ни много ни мало 60% электроэнергии в стране.

Как при подобной структуре генерации и собственности избежать ценового скачка для потребителей? По словам разработчиков законопроекта, возможно, что «Энергоатом» (по крайней мере, на первых порах) будет ограничен в объемах выставляемой на свободную продажу электроэнергии. Другие детали пока не известны, как, в принципе, неизвестно и многое другое в будущей модели «свободного энергорынка» в Украине.

По признанию всех без исключения экспертов, законопроект носит исключительно рамочный характер. При этом ни сроки, ни переходные этапы либерализации рынка, ни источники компенсации субсидий в нем не прописаны. Предполагается, что субсидирование возобновляемых источников электроэнергии, а также населения будет покрываться из тарифа оператора системы передачи (или так называемого «системного оператора»), что фактически означает из карманов потребителей.

Что касается «Энергоатома» и «Укргидроэнерго» – эти две компании от почетной обязанности покрывать полный объем перекрестного субсидирования в энергорынке освободили. Напомним, именно перспектива использования атомщиков и гидриков в качестве доноров для субсидирования населения, ВИЭ и ТЭЦ стала наиболее скандальным пунктом закона №663-VII «Об основах функционирования рынка электрической энергии Украины», который был подписан Виктором Януковичем в декабре 2013 года и который в свое практическое действие так и не вступил.

В этот раз атомщиков и гидриков пожалели. Насколько пожалеют потребителей, в интересах которых якобы писался законопроект, станет известно позже. Для того чтобы реформа энергорынка заработала, помимо принятия самого закона, еще необходимо разработать и утвердить до ста нормативно-правовых актов. В частности, общие правила рынка, правила рынка «на сутки вперед» и внутрисуточного рынка, кодексы системы передачи и системы распределения, кодекс коммерческого учета, правила поставок электроэнергии потребителям.

Все перечисленные документы будет утверждать НКРЭКУ, в связи с чем зреет мнение, что отныне судьба будущего рынка полностью сосредоточится в руках председателя Нацкомиссии и шести ее членов.

«В принципе подобный рамочный подход, который был использован при написании законопроекта, полностью соответствует европейской практике. К примеру, в Великобритании, после ратификации директивы 2009/72/ЕС об общих правилах внутреннего рынка электроэнергии, были приняты 62 подзаконных акта. Однако вопрос, в каком виде европейская практика будет реализована в украинских условиях, остается открытым», – подчеркивает эксперт коалиции «Энергетические реформы» и Киевского института энергетических исследований Светлана Голикова.

Впрочем, о деталях и мелочах, в которых «кроется дьявол», в отраслевых госведомствах пока особо не задумываются. Украине под давлением Энергетического сообщества ЕС, а также международных доноров нужно как можно быстрее утвердить нормативно-правовую базу будущей конкурентной модели энергорынка и приступить к ее практическому внедрению. Летом озвучивались планы завершить весь процесс к середине 2017 года, затем, ввиду нереалистичности сроков, сместили график на январь 2018 года.

Однако потребителей электроэнергии, как и самих энергетиков, в этой истории больше интересуют не сроки реформы, а ее последствия. Последствия пока не просчитаны.      

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.
Государство
Тимур Хромаев: «Из всех европейских стран только Украина не имеет полноценного регулятора ценных бумаг»
Глава НКЦБФР – о специфике фондового рынка Украины, борьбе с сомнительными эмитентами и роли высоких технологий в обеспечении доверия к работе регулятора
Зигмунт Бердыховский: «В наше время очень трудно отличить глупость от государственной измены»
Блиц-интервью с председателем программного совета Экономического форума и экс-депутатом польского Сейма
Деньги из трубы: кто получит плату с газораспределительных сетей
Очередной виток борьбы за финансовые потоки обострил противоречия между НКРЭКУ и «Нафтогазом»
Все материалы раздела
FORBES В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ
Комментариев 1
Войдите, чтобы опубликовать комментарий
Serge Rosolovsky
Serge Rosolovsky — 27.11.2015, 20:37

Перший клас напруги це більше ніж 27,5 кВ а не 35 кВ

Выбор редактора
Частное и честное: 5 книг декабря
Частное и честное: 5 книг декабря
На какие новинки художественной литературы стоит обратить внимание в этом месяце
Как израильская армия стала 	«кузницей стартапов»
Как израильская армия стала «кузницей стартапов»
Бывшие бойцы загадочной израильской службы киберразведки — подразделения 8200 — создали около 1000 начинающих IT-компаний. Именно им Израиль во многом обязан имиджем «нации стартапов»
Хождение по кругу: как в Минфине переписывают Налоговый кодекс
Хождение по кругу: как в Минфине переписывают Налоговый кодекс
И почему депутаты настаивают на проведении разового декларирования
Олигархи под подозрением: кому нужен Архив клептократии и почему в него попали лишь «избранные»
Олигархи под подозрением: кому нужен Архив клептократии и почему в него попали лишь «избранные»
Украинские публичные персоны готовы оспаривать данные, опубликованные в Архиве
Сейчас на главной
Технические работы на сайте Forbes Украина
Технические работы на сайте Forbes Украина
Выпуск журналистских материалов на сайте временно прекращен.
Александр Шлапак: «Судиться с крупными должниками банка бессмысленно, так как эти долги не имеют обеспечения»
Александр Шлапак: «Судиться с крупными должниками банка бессмысленно, так как эти долги не имеют обеспечения»
Глава ПриватБанка – о возврате долгов бывших акционеров, развитии банка и перспективах крымских вкладчиков
Новый-старый порядок аттестации от Минюста: что изменилось
Новый-старый порядок аттестации от Минюста: что изменилось
Об особенностях нового порядка аттестирования состава Государственной уголовно-исполнительной службы Украины
Экспортные мифы, или Как покорить Великую Китайскую стену
Экспортные мифы, или Как покорить Великую Китайскую стену
Рынок КНР сверхпривлекателен для экспортеров всего мира, продукция которых сегодня китайскому потребителю кажется гораздо интереснее, чем украинская