Проект Forbes: 8 вопросов будущему мэру Киева

Пять кандидатов в столичные градоначальники делятся своими планами по управлению мегаполисом

Киевский теризбирком зарегистрировал 29 человек, которые будут бороться за кресло столичного градоначальника в ближайшее воскресенье, 25 октября. Несмотря на то что местные выборы-2015 в Киеве принято считать «игрой одного актера», тем не менее, интрига сохраняется. 

Проект Forbes: 8 вопросов будущему мэру
Фото УНИАН

«Город, в котором дважды относительно честно побеждал Леонид Черновецкий, нельзя считать предсказуемым в своем электоральном поведении», – заверил Forbes представитель команды бывшего градоначальника Александра Попова.

Киев, если вынести за скобки его столичный статус – сейчас не самый привлекательный участок работы. В рейтинге The Economist Intelligence Unit, в котором города оцениваются по уровню здравоохранения, образования, стабильности, экологии и инфраструктуры, Киев занимает 132-е место из 140 возможных. По уровню комфорта проживания столица проигрывает почти полутора десятку украинских городов – согласно данным исследования социологической группы «Рейтинг», Киев занимает лишь 14-е место.

Неважно дела обстоят и с деньгами. Сейчас в обращении находятся еврооблигации Киева на $250 млн со сроком обращения до 6 ноября 2015 года и бумаги на $300 млн (срок обращения – до 11 июля 2016 года). В октябре Киев объявил технический дефолт, введя мораторий на выплаты с 6 ноября текущего года – столичные евробонды были  включены в общую программу реструктуризации суверенных обязательств. Только обслуживание долга обходится Киеву в 2 млн гривен в год.

Из наиболее острых проблем города, которые кочуют от выборов к выборам – перегруженная и на многих участках нерационально организованная транспортная система, неупорядоченная работа коммунального транспорта, убыточность коммунальных предприятий. Чтобы разобраться, есть ли у Киева шанс наконец решить их, Forbes инициировал проект, в рамках которого побеседовал с наиболее рейтинговыми и неординарными участниками предвыборной гонки. Мы задали унифицированные вопросы, спросив о том, чего нет в предвыборных программах кандидатов. 

Среди наиболее неординарных и смелых идей – платный въезд в город, ликвидация светофоров, двухэтажные автобусы, сокращение числа обслуживающих город чиновников с 5000 до 100 и демонтаж незаконно возведенных зданий – начать предлагается с объекта на ул. Никольско-Слободской, 1.

Что еще предлагают кандидаты киевлянам – читайте в проекте Forbes. 

1Александр Омельченко

Александр Омельченко
Возраст: 77 лет
Партийная принадлежность: партия «Єдність»
Александр Омельченко
Фото УНИАН

Трафик, пробки и центростремительность – фундаментальные проблемы развивающихся мегаполисов. Население Киева на сегодняшний день достигает более чем 3,5 млн человек, количество автомобилей составляет около 1,3 млн, а парковочных мест – всего 6000. При этом сфера предоставления услуг парковки монополизирована «Киевпарктранссервисом». Какие конкретные решения для развития инфраструктуры парковок и транспортной проблемы в целом вы можете предложить? 

– В генеральном плане развития Киева до 2020 года на каждом въезде в город предусмотрены комфортабельные большие стоянки для въезжающего транспорта с пересадкой пассажиров на станции метро. Тот транспорт, который заезжает в Киев, должен быть платным. За последние восемь лет этого никто не сделал.

Проектами новостроек, начиная от высотного жилого дома до офисного знания, независимо от его профиля – спортивного или развлекательного – предусмотрены подземные гаражные стоянки. Утверждение проектов и контроль за их исполнением возлагается на Главное управление архитектуры и лично главного архитектора. Это было утверждено в 2002 году решением сессии горсовета, и никто не имел права без председателя города и совета его отменять. Но в последние годы это решение или не выполнялось, или отменялось. Поэтому вокруг новостроек все площади и проезжие части заполнены транспортом.

Город, по своему ландшафту и историческим зданиям, очень уплотнен, поэтому была предусмотрена ликвидация более 300 светофоров на перекрестках путем строительства подземных или надземных переходов. Кроме того, ликвидация светофоров поможет снизить экологический ущерб от простаивания машин на них. На смену малогабаритным маршрутным такси постепенно должны прийти большие, в том числе и двухъярусные автобусы.

Одно из самых сложных, но и одно из самых важных решений – это строительство подземных туннелей в Киеве. Есть стратегическая разработка строительства туннеля между Бессарабской площадью и Печерским районом, от Бессарабской площади до площади Победы.

Мне не нравится, как выглядит Майдан, и не нравилось никогда. Я считаю это ошибкой градостроительного совета, что стеклом покрыли торговое пространство

Чтобы разгрузить наземный транспорт, необходимо динамичное развитие метрополитена. К примеру, двухъярусный мост от Подола на Троещину предусматривает шестиполосный автомобильный коридор и семь станций метро. Строительство было начато нами в 2004 году, но заморожено. Началось массовое воровство ценных металлов и оборудования на миллиарды гривен. Это строительство предусмотрено в стратегическом плане по развитию Киева до 2020 года. С 2006 года ничего не выполнялось, но растрачено более 20 млн гривен на разработку какого-то надуманного нового генплана до 2025 года. Генпланы разрабатываются на 30-­40 лет, а продолжение жизнедеятельности на пять лет – это фикция.

Установка парковочных автоматов и соответствующая разметка, что, кстати, тоже предусмотрено генпланом, не выполняется.

В свое время я предлагал Александру Попову сделать Европейскую площадь и Майдан Незалежности единым градостроительным комплексом. Сюда входила реконструкция Европейской площади с подземным шестиэтажным паркингом, отеля «Украина», улучшение Майдана Незалежности с точки зрения критики, которую мы получили за большое количество стекла. Это не было воспринято.

Мне не нравится, как выглядит Майдан, и не нравилось никогда. Я считаю это ошибкой градостроительного совета, что стеклом покрыли торговое пространство. Стеклянные надстройки, которые освещают торговые площади внизу, у Архистратига Михаила, нужно реконструировать. Об этом говорят уже 10 лет, а сделать это можно за три месяца за счет инвесторов, которые владеют этими торговыми площадями. Майдан должен сохранить себя в улучшенном эстетическом варианте на века, несмотря на те события, которые произошли.

– В 2011 году мэр Вильнюса проехался на БТР по центральному проспекту города, переехав несколько неправильно припаркованных автомобилей. Готовы ли вы в процессе Ваших реформ прибегать к нестандартным, возможно, репрессивным мерам?

– Я – не сторонник агрессивных и репрессивных мер, я, скорее, за оригинальные и действенные. Например, бороться с неправильно припаркованными автомобилями можно разными методами. Можно забирать такие авто эвакуатором, но, как по мне, этот метод не совсем цивилизованный.

10 лет назад я предложил ставить магнитные замки на колеса, для этого даже изготовили небольшую партию, но, к сожалению, не хватило времени на реализацию. Сейчас я бы пошел на такое, не раздумывая. Это и деньги в бюджет, и воспитательная работа.

Строительство в Киеве – высокорентабельный бизнес, что сформировало тренд «город для строителей», а не наоборот. Еще при Леониде Черновецком было роздано с помощью сомнительных схем 750 га земли, рыночная стоимость которых составляет около 75 млрд гривен. Город потерял колоссальные деньги, и градостроительный хаос в столице продолжается. Есть ли у вас реальный способ, стратегия решения проблемы уже существующих незаконных застроек и нарушений при выделении участков?

– Главная задача в вопросе застроек – это остановить и разобраться со всеми стройками, которых сегодня около 500: от жилья, АЗС до торговых точек. Нужно провести полный анализ причин, которые привели к этому хаосу, будь то нарушение технической документации или отсутствие позволительной документации. Пять сотен нарушителей есть, а установленных причин нет.

Разобраться в течение одного месяца, а потом принять по каждому отдельное решение. А все незаконные решения по передаче земли отменить, и вернуть ее городу.

В целях предотвращения подобного я вижу только один выход – это аукцион и открытый рынок, а также строжайший контроль контролирующего органа, Архитектурного строительного союза, который дает право на разрешение стройки.

– На сегодняшний день киевская полиция показывает невысокую эффективность и компетентность. Есть и системные вопросы: к примеру, в Нью-Йорке и Лондоне ­ своя муниципальная полиция, а в Киеве – министерская. Какой вы видите столичную службу правопорядка и какие решения можете предложить для повышения ее эффективности?

– В 2000-­х годах мы хотели внедрить муниципальную, на то время еще милицию, но столкнулись с категорическим возражением министерства, ведь властью добровольно никто не хочет делиться, и централизация власти многих устраивает. К сожалению, создать киевскую городскую полицию не смог никто из моих последователей. А это критически необходимо было сделать. Столичная полиция должна быть на содержании бюджета города, и работать в интересах горожан. Патрулирование должно быть не только автомобильным, но и мотоциклетным, и пешим.

Поменять название и форму – это еще не подготовить настоящего полицейского. Два месяца обучения молодых парней и девушек в киевских полицейских – это слишком ускоренный метод, комплексная подготовка включает в себя не только теоретические знания, но и физическую, психологическую и медицинскую подготовку. Если мы ориентируемся на Запад, то там подготовка длится минимум год.

– Киев формирует 30% бюджета Украины. Благодаря бюджетной децентрализации доходы местных общин выросли на 40%, а по прогнозам на 2016 год, доходы городов вырастут на 50 млн гривен. На что, на ваш взгляд, следует направить деньги?

– Главный приоритет – это обеспечить молодежь образованием, стариков пенсиями, а работоспособное население работой. Это главная цель власти – занять население. Преступность растет там, где безработица, человек начинает маяться дурью и искать незаконный доход. Работодателем должна выступать муниципальная власть, и первый шаг в этом направлении – создание рынка качественных рабочих мест.

Потом уже социальный бюджет для горожан и на развитие города в целом, чтобы город был чистым, удобным, в квартирах было тепло, и были посильные тарифы на оплату услуг. Поэтому, когда власть говорит: мы заранее подали тепло в детсады и роддома, получается, что с роддома и садика – прямиком в неотапливаемый дом. Это власть делает одолжение населению? Это обязанность, об этом и говорить не стоит.

Самообман децентрализации длится уже 24 года, но ее нет сегодня, и я ее не вижу завтра

Если говорить о децентрализации власти местных советов как таковой, то ее не произошло, и не произойдет, пока, во-­первых, не будут ликвидированы обл-­,
рай-­, горадминистрации по всей территории Украины как надстройка админресурса. И, во-вторых, пока не будет формирование первичных бюджетов от сельского до государственного, а продолжится система бюджеторегулирования и утверждения наоборот: государство – ­ село.

Самообман децентрализации длится уже 24 года, но ее нет сегодня, и я ее не вижу завтра.

Последние годы Киев обделен, в прошлом году 40% бюджета оставили городу, а остальные централизовали. Новая власть в лице Кличко не добилась адекватного распределения средств в бюджете 2015 года. Вот главная роль власти города – отстаивать интересны только той громады, которая тебя выбрала председателем.

– На фоне множества разговоров об инвестпривлекательности Киева и громадных сумм, которыми оперируют столичные чиновники, Киев несколько раз оказывался на грани банкротства. Как вы предполагаете построить работу с долгами города?

– А как Киев может быть не банкротом, если 95% всех коммунальных предприятий – убыточны в последнее десятилетие? Падение показателя ВВП в Киеве всех предприятий, особенно среднего и малого бизнеса, в этом году около 9%. А это рабочие места, прибыль от себестоимости, а значит, отсутствие зарплат и начислений в бюджет. У нас не рынок земли, а базар земли, и за 2015 год проведено аж 18 аукционов вместо 180.

В Киеве около 50 замороженных крупных строек, на которых стоят башенные краны, а это – сотни тысяч рабочих мест. Капитальное строительство – самое емкое по капиталовложениям, но оно и самое емкое по рабочим местам и развитию всех отраслей народного хозяйства.

Замороженное строительство дает обратный эффект. Кризис в Америке 1927-1929 годов был ликвидирован только массовым строительством небоскребов, мостов и туннелей.

– Какие конкретные решения вы предлагаете для обеспечения качественного функционирования основных городских служб?

– Есть один верный путь – это возврат в собственность киевской общины ТЭЦ-5, ТЭЦ-6, водозаборов воды, всех магистральных и инженерных сетей, неправомерно переданных в 2007 и 2010 годы еще властью Черновицкого и Попова.

Это обязан был сделать Кличко еще на первой сессии, и я лично это предлагал в устном и письменном виде новой власти. Генеральные директора нигде не поменяны, контролирующие депутатские комиссии нигде не назначены, полная бесконтрольность и произвол. Это был бы сразу качественный фактор услуг и тарифов. На каком основании «Киевэнерго» и «Киевводоканал» не установили счетчики на 100% в Киеве за последние 5­-8 лет, если в законе о монополии это обязанность поставщика, а не потребителя? Системная пирамида была и осталась на сегодняшний день, бесконтрольная власть крышевала их при Черновецком, Попове, а теперь и при Кличко.

– Назовите одну простую идею, которая может значительно улучшить повседневную жизнь киевлян?

– Избрать Омельченко мэром!

2Геннадий Корбан

Геннадий Корбан
Возраст: 45 лет
Партийная принадлежность: УКРОП
Геннадий Корбан
Фото УНИАН

– Трафик, пробки и центростремительность – фундаментальные проблемы развивающихся мегаполисов. Население Киева на сегодняшний день достигает более чем 3,5 млн человек, количество автомобилей составляет около 1,3 млн, а парковочных мест – всего 6000. При этом сфера предоставления услуг парковки монополизирована «Киевпарктранссервисом». Какие конкретные решения для развития инфраструктуры парковок и транспортной проблемы в целом вы можете предложить?

– Транспортная проблема – глобальная, и подход к ней должен быть таким же. Конечно, один я не дам рецепт, как ее решить. Для того чтобы грамотно выстроить логистику транспортных потоков, нужны профессионалы, и в моей команде они есть.

Концептуально я – сторонник электротранспорта, сегодня он занимает ведущую роль и по экологичности, и по затратам. Я бы убрал с центра города все маршрутки, оставив только электротранспорт. По мировым тенденциям, от дома до ближайшего транспорта должно быть не больше 50 м, вот маршруткам можно и оставить роль транспорта-подскок.

Чтобы ликвидировать монополию «Киевпарктранссервиса», ее нужно акционировать и сделать граждан акционерами компании.

Должно быть четкое разделение между территорией, подконтрольной центральной мэрии и столичной громаде. Под первой мы понимаем парковки городского значения, например, так называемые «загородные улавливающие парковки». Это нормальная мировая практика, когда те, кто живет за городом, при въезде в город оставляют свои автомобили на специальных бесплатных парковках. А затем – спускаются в метро и передвигаются по городу на муниципальном транспорте. Причем их парковка уже оплачена – плата входит в стоимость проездного на все виды транспорта, который такой водитель приобретает. Таким образом мы избавляем центр от большого количества транспорта. И водителю удобно: он не торчит в пробках, а доезжает, куда ему нужно, быстро и удобно.

Под вторым видом территорий я понимаю дворы, заполненные припаркованными автомобилями. И эти вопросы должны решаться избранным советом микрорайонов. Место и расположение этих парковок зависят от воли громады. Вот вам простой пример. В каждом районе города есть несколько школ. И при них – стадионы. Сейчас решается вопрос передачи части этих стадионов в концессию каким-то частным инвесторам. А нужно построить под ними подземные парковки. Чтобы водители могли там безопасно и комфортно ставить свои автомобили. Но при условии, что плата за эту парковку пойдет на восстановление стадиона, его оснащение современным оборудованием и т.д. В результате люди получают хорошую безопасную парковку, во дворах освобождаются газоны, а дети занимаются спортом на классных стадионах.

Вообще есть масса технологических решений, доказавших свою эффективность в лучших мировых столицах, как убрать парковки с земли и вынести их или под землю, или над, они компактные и технологически недорогие. Нужна только политическая воля, чтобы начать это делать.

– В 2011 году мэр Вильнюса проехался на БТР по центральному проспекту города, переехав несколько неправильно припаркованных автомобилей. Готовы ли вы в процессе реформ прибегать к нестандартным, возможно, репрессивным мерам? 

– Я не готов к репрессивным мерам, но готов к радикальным. Как можно иначе действовать, если, допустим, из-за одного нарушителя, который в свое время незаконно что-то приватизировал и отхватил себе, страдает вся громада? Чьи интересы мы должны в таком случае защищать?

Или если есть монополия, из-за которой людям бесконтрольно повышают тарифы, а качество остается на прежнем уровне, и виновник этого беспредела – конкретный человек? Значит, эту монополию нужно силовым образом прекращать. Лично я готов это делать.

Вообще есть масса вопросов, которые можно и нужно решать подобным образом. Местной власти этой решительности не хватает. А нашей команде хватает. Мы это доказали в Днепропетровске. Мы имеем наследие советской системы, от который все еще не могут отказаться, потому что считают, что все развалится.

Мы воспринимаем мэрию как начальство, которого все боятся. В скандинавских странах мэрия работает всего два дня в неделю, ее функции сведены до минимума, и это правильно, там глубоко внедрено самоуправление. Я считаю, что общинам нужно передать большую часть власти, а киевская мэрия должна администрировать процессы и заниматься мониторингом.

– Есть ли у вас действительно реальный способ, стратегия решения проблемы уже существующих незаконных застроек и нарушений при выделении участков?

– Подобные вопросы должны решаться в судебном порядке. В случае если суд доказал незаконность застройки, там, где стройка еще не началась и здание не поднялось, нужно быстро и решительно приступить к демонтажу. А там, где уже стоит дом и живут люди, владелец должен компенсировать городу круглую сумму.

– На сегодняшний день киевская полиция показывает невысокую эффективность и компетентность. Есть и системные вопросы: к примеру, в Нью-Йорке и Лондоне – своя муниципальная полиция, а в Киеве – министерская. Какой вы видите столичную службу правопорядка, и какие решения можете предложить для повышения ее эффективности? Что вы предпримете для того чтобы сделать столицу безопасным местом для жизни?

– Я рад за нашу новую полицию, которая подчиняется министру МВД. Но она должна решать общегосударственные проблемы. А мегаполис должен иметь такую же полицию, но в подчинении местной громаде. Это так называемая муниципальная полиция, глава которой должен выбираться горожанами. Формально полиция подчиняется мэру.

На административном уровне нужен Центр управления городом. Киев следует оснастить недорогими технологическими вещами и следить за безопасностью через центр управления городом. Должна быть единая служба, включающая полицию, скорую помощь и так далее, которая в случае проблем должна немедленно реагировать. Это все реально, нужно желание и немного денег.

– Киев формирует 30% бюджета Украины. Благодаря бюджетной децентрализации доходы местных общин выросли на 40%, а по прогнозам на 2016 год, доходы городов вырастут на 50 млн гривен. На что, на ваш взгляд, следует направить деньги?

– Можно оперировать любыми цифрами, делить на бумаге любые проценты, но пока существует казначейство, и абсорбирует в себе все денежные потоки, это не будет иметь никакого значения. Поэтому, «куда направить», не самый важный вопрос. Гораздо более важен в данном случае механизм распределения денег.

Сегодня город не распоряжается деньгами. Кабмин забирает все, а потом с барского плеча выделяет Киеву какую-то сумму. Я считаю, что нужно сделать все наоборот. То, что зарабатывает город и горожане, остается в городском бюджете. А в центральный отчисляется определенный законом налог. Все остальные деньги прозрачно распределяются. Любой киевлянин может зайти на сайт и в режиме онлайн посмотреть статьи бюджета, расходы и т.д.

Очевидно, деньги нужно направлять на развитие будущего города, а также на первоочередные статьи. Их мэр определяет, когда приходит к управлению городом в рамках своей концептуальной стратегии. Это может быть, например, частное государственное партнерство по строительству гигантских выставочных площадей.

Да, прямого дохода они не дадут, но будет косвенный доход в бюджет. Под них начнут строиться гостиницы, работать таксисты, летать самолеты. Все эти люди, которые получат работу вокруг инфраструктуры, будут платить налоги в местный бюджет. Таких концептуальных моментов очень много, и их нужно найти в Киеве.

Я считаю, что каждое важное бюджетное решение должно проходить через общественные слушания и одобряться Киевсоветом. В данном случае Киевсовет должен выступать в роли предохранителя от ненужных и глупых растрат.

Деньги – это цифры в компьютере, а не мешки с деньгами, не сейфы. В компьютере они есть, а физически их нет. Их съела центральная власть

– На фоне множества разговоров об инвестпривлекательности Киева и громадных сумм, которыми оперируют столичные чиновники, Киев несколько раз оказывался на грани банкротства. Как вы предполагаете построить работу с долгами города?

– В моем понимании Киев – это не просто город, где живут люди, это город-корпорация, где зарабатываются большие деньги. Сегодня Киев имеет достаточно инвестиционных возможностей, для того чтобы привлечь деньги. Это могут быть любые механизмы, начиная от облигаций внутреннего и внешнего займа, заканчивая прямыми инвестициями отдельных инвестиционных фондов. Они стремятся сюда попасть, но нарываются на советскую администрацию, где сидят чиновники-взяточники, которые пытаются получить отступные. Нужно сделать режим наибольшего благоприятствования для инвестора, и деньги сюда польются рекой.

Одной из причин дефолта является то, что киевские деньги были брошены в общий оборот страны, и там успешно похоронены. А когда пришлось платить по счетам, у казначейства не оказалось достаточного количества денег, это технический дефолт. Деньги – это цифры в компьютере, а не мешки с деньгами, не сейфы. В компьютере они есть, а физически их нет. Их съела центральная власть. Когда деньги будут у Киева, а центральная власть будет получать то, что ей положено от Киева, а не наоборот, тогда не будет ситуаций с технических дефолтом.

– Какие конкретные решения вы предлагаете для обеспечения качественного функционирования основных городских служб?

– Я считаю, что основные городские службы должны быть на аутсорсинге. Под этим подразумеваю, что частные компании, конкурируя между собой, занимаются конкретной проблемой. Например, «Киевводоканал» можно передать в концессию иностранной компании. Такие желающие есть, и они могут вложить серьезные инвестиции и грамотно управлять.

Инфраструктурные вещи, которые сегодня принадлежат городу и от которых зависит качество жизни города, нужно акционировать, но не по принципу «у кого больше денег, тот и купил», а по принципу наиболее массового вовлечения горожан в акционерный капитал этих обществ. Этими коммунальными обществами должны управлять менеджеры и горожане, а не мэр с заместителями.

Сейчас город обслуживает 5000 чиновников. А должно остаться максимум 100 управленцев. Устаревшую кабинетную систему нужно уничтожить, взамен должен быть построен современный центр управления Киевом.

– Назовите одну простую идею, которая может значительно улучшить повседневную жизнь киевлян?

– Нужно решить главный вопрос – статус столицы. Для кого существует город Киев – для проживания людей или для проживания центральной власти? Административные здания центральной власти поглотили город, они должны быть вынесены за пределы столицы.

Если Киев все же для людей, тогда для центральной власти нужно выделить конкретное место, и брать с них плату. Для этого я пригласил урбанистов, которые понимают проблематику города, и могут дать решения с точки зрения будущего. Нельзя новому мэру и новой власти даже заезжать в здание старой мэрии. Нужно строить современный центр управления городом, а старый ликвидировать. И не только потому, что он прогнил, погряз в коррупции и насквозь пропах нафталином, он просто не работает.

3Евгений Рыбчинский

Евгений Рыбчинский
Возраст: 45 лет
Партийная принадлежность: беспартийный, до 8 октября 2015 – БПП
Евгений Рыбчинский
Фото УНИАН

– Какие конкретные решения для развития инфраструктуры парковок и транспортной проблемы в целом вы можете предложить?

– У нас в транспортной сфере абсолютно все не подлежит учету. Не фиксируется количество пассажиров ни в метро, ни в трамваях, ни в автобусах. Такая же ситуация и по «Киевпарктранссервису». Где паркоматы, где почасовая тарификация, где культура паркинга? Все в карманах чиновников. Если посчитать, то в сутки киевское метро осуществляет в среднем 5 млн трансферов по цене поездки 4 гривны. То есть метро генерирует ежедневно 20 млн гривен налички, а это почти $1 млн в день, или $365 млн в год. За эти деньги давно можно было бы открыть пару станций на Луне, не то что на Троещине. Понятно, почему чиновники не ставят турникетов, фиксирующих каждый вход/выход. Надо же им как-то содержать свои дома на лазурных берегах. 

Транспортный сбор с более чем миллиона машин должен был давно покрыть все затраты города на асфальтирование дорог. По факту, киевские дороги являются худшими столичными дорогами в Европе.

Если говорить о парковках и пробках на дорогах – а не киевские ли мэры дали застроить центр Киева многоэтажками, нарушив не только архитектурный ансамбль древнего города, но и навсегда превратив Киев в бесконечную тянучку? Как сейчас решать эту проблему? Спросить у того дедушки на 8-м десятке, который уничтожил киевскую «рулетку» и снова рвется к штурвалу, задать ему вопрос: где, дедушка, наши парковки? А потом я вам скажу, как мы будем лечить наш город ото всех этих вирусов.

– В 2011 году мэр Вильнюса проехался на БТР по центральному проспекту города, переехав несколько неправильно припаркованных автомобилей.  Готовы ли вы в процессе реформ прибегать к нестандартным, возможно, репрессивным мерам?

– Есть в государственном строительстве два философских понятия – справедливость и закон. Западный мир живет по закону, восточный – чаще всего, исходя из их собственного понимания справедливости. Если мэр Вильнюса уничтожает чужую собственность, исходя из чувства справедливости, и при этом нарушает закон, он – преступник. Он ничем не лучше, а значительно хуже тех, кто неправильно припарковался. Есть штрафы, есть административные наказания. А действовать нестандартно нужно в нестандартных ситуациях.

– Есть ли у вас действительно реальный способ, стратегия решения проблемы уже существующих незаконных застроек и нарушений при выделении участков?

– В схеме с землей, как утверждают эксперты, был не только Черновецкий, но и все руководство страны. Не может киевский градоначальник или секретарь Киеврады самостоятельно присвоить себе или тайно продать 750 га земли в многомиллионном городе, где абсолютно все на виду. Обвинять нужно всю вертикаль власти, а не только «Леню» с «Лесиком».

Стратегия же решения вопроса о незаконных, да и узаконенных стройках, лежит исключительно в плоскости соблюдения градостроительного плана, принимаемого минимум на десятилетие, а не на полгода-год. В плоскости следования международным строительным нормам, а не желаниям застройщика. Во главе угла должна быть гуманитарная составляющая, а не нажива денег. Иные стратегии – это лишь способ замыливания глаз киевлян для дальнейшего дерибана киевских активов.

– На сегодняшний день киевская полиция  показывает невысокую эффективность и компетентность. Есть и системные вопросы: к примеру, в Нью-Йорке и Лондоне – своя муниципальная полиция, а в Киеве – министерская. Какой вы видите столичную службу правопорядка, и какие решения можете предложить для повышения ее эффективности? Что вы предпримете для того чтобы сделать столицу безопасным местом для жизни?

– Формирование муниципальных полиций – это спасение для Украины, где еще недавно на шее государства сидело более 400 000 работников МВД, большинство из которых, не побоюсь этого слова, были дармоедами.

Если говорить о Киеве, то в столичной муниципальной полиции должны служить исключительно ребята, родившиеся или прожившие большую часть своей жизни в Киеве, которые знают каждый район, каждую улицу, локальных лидеров мнений, социальный состав и проблемы конкретных районов.

Метро генерирует ежедневно 20 млн гривен налички, а это почти $1 млн в день, или $365 млн долларов в год. За эти деньги давно можно было бы открыть пару станций на Луне, не то что на Троещине

Полицейские должны работать под главенством шерифа, который при этом не должен служить в системе МВД, а должен подчиняться избранным представителям городской громады, мэру и Киевраде. При этом муниципальная полиция может не заниматься уголовными производствами, но обязана обеспечить городу правопорядок и спокойствие.

Помимо всего, муниципальная полиция должна контролировать уровень внутренней миграции в городах. В Киев ежедневно въезжает до 50 000 мигрантов, это огромная транзитная зона. Нигде не фиксируется, сколько заехало и сколько выехало людей, сколько у нас бездомных, переселенцев, на какой срок они приехали, насколько лимитирован их въезд и права здесь.

И я не уверен, знает ли Арсен Борисович [Аваков], сколько «нелегалов» сегодня проживает в столице, каковы их цели и каков их образ жизни. Министр этого может не знать, а шериф знать обязан.

– Киев формирует 30% бюджета Украины. Благодаря бюджетной децентрализации доходы местных общин выросли на 40%, а по прогнозам на 2016 год, доходы городов вырастут на 50 млн гривен. На что, на ваш взгляд, следует направить деньги?

– Про такие грандиозные успехи децентрализации я ничего не слышал. А громады вряд ли видели даже те доходы местных бюджетов, которые были в реальности, не то что гипотетически выросшие.

Дефицит бюджетов патологический. Но если мы о фантастике, то деньги громад должны тратиться на потребности самих громад, а не по указке «сверху». Есть базовые потребности, на них и стоит тратить – жилье, тепло и безопасность.

– На фоне множества разговоров об инвестпривлекательности Киева и громадных сумм, которыми оперируют столичные чиновники, Киев несколько раз оказывался на грани банкротства. Как вы предполагаете построить работу с долгами города?

– Киев – профицитный город. Но есть одно «но». Мэр должен бесконечно спрашивать – а можно я возьму свое? Вернее, даже не свое, и не возьму, а использую доходную часть бюджета. Абсурд. Я бы ни за что не менял Конституцию страны, но закон о столице переделал бы в первую очередь. Этот закон написан для чиновников, учреждения которых находятся в Киеве, а не для киевлян, которые являются заложниками государственной бюрократии.

Дефолт столицы – это продукт неправильного планирования и неразумной и бесконтрольной со стороны Киевской громады траты средств. Киев – это сумасшедше доходный мегаполис. Но долги нужно отдавать. А чтобы отдавать, нужно перестать красть. Сегодня ходят разговоры о том, что мол, а давайте отберем «Киевэнерго» у Ахметова. Или, как минимум, не будем ему платить. Но это все закончится тем, что посредине зимы не будет тепла, полопаются батареи и озверевший народ выйдет на очередной Майдан. У нас все персонифицируется. Ну, хорошо, завтра будет не Ахметов, а, скажем, Рокфеллер, и что? И ему не будем платить? Это путь в никуда. Киевлянам нужно дать возможность зарабатывать, и тогда уже повышать тарифы, а не лишать их рабочих мест и отбирать последнюю копейку.

– Какие конкретные решения вы предлагаете для обеспечения качественного функционирования основных городских служб?

– Начну с наболевшего, с мусора. Объявить международный тендер на постройку, как минимум, еще трех утилизирующих предприятий. Иначе еще 3-4 года, и город превратится в свалку и помойку.

Далее, функционирование так называемых ЖЭКов. С одной стороны, мы принимаем законы, запрещающие советские символы. А с другой – пользуемся наиболее явными из этих символов – ЖЭКами, пытаемся приспособить под условия рыночной экономики. На цивилизованных рынках выигрывают не «сильнейшие», как у нас, а наиболее конкурентоспособные предприятия. Предприятия, предоставляющие услуги в коммунальной сфере, такие же коммерческие структуры, как и все остальные, поэтому в каждом районе должна работать та компания, которая лучше всего адаптирована к бытовым и социальным условиям данного района, компания, которая выиграла на открытом тендере и предоставила не только самую низкую цену за услуги, но и лучшую комбинацию «цена – качество». Уверен, при прозрачной системе отбора желающих поучаствовать в подобном тендере будет огромное количество.

Теперь что касается энергосберегающих технологий. Мы и здесь впереди планеты всей, причем с конца. Вместо того чтобы строить изначально теплые дома, мы гоним жилье из бетона, а потом вместе с альпинистами клеим на них стиродур. Для 9- и 16-этажных домов, это, конечно, спасение, и делать это нужно, но для новостроек нужно выработать единый стандарт теплого дома, чтобы завтра не стать снова заложниками недальновидной политики в области градостроения.

Вообще нужно заканчивать придумывать велосипед, и начать ориентироваться на мировые стандарты.

– Назовите одну простую идею, которая может значительно улучшить повседневную жизнь киевлян?

– В мире есть традиция выставлять либо продавать за копейки уже ненужные или надоевшие вещи: мебель, одежду, утварь, даже старое авто. В англоязычном мире это называется Tag Sale. Что это дает?

Во-первых, пенсионеру не нужно искать комиссионку и платить процент с продажи. Во-вторых, люди могут обзавестись нужными предметами обихода практически задаром, и не выходя из своего двора. В-третьих, это сближает людей, развивает культуру общения и формирует дух предпринимательства.

4Борислав Береза

Борислав Береза
Возраст: 41 год
Партийная принадлежность: «Решительные граждане»
Борислав Береза
Фото УНИАН

– Какие конкретные решения для развития инфраструктуры парковок и транспортной проблемы в целом вы можете предложить?

– Киев сегодня перегружен, это понимают все. На мой взгляд, двигаться надо сразу в нескольких направлениях. По существующим парковкам первым шагом должна стать автоматизация системы оплаты. Переведем все расчеты в безналичный формат, и одновременно увеличим ответственность за неоплаченную парковку. Это важно с точки зрения ликвидации коррупционной составляющей – как это ни абсурдно, но сейчас, если верить отчетности КГГА, коммунальное предприятие «Киевтранспарксервис» является убыточным. Хотя всем понятно, что это нонсенс, деньги просто не доходят до официальной кассы.

Кроме того, мы уберем все припаркованные машины с полос движения общественного транспорта. В центре города с привлечением инвестора – создадим ряд многоуровневых парковок.

На ключевых въездах в город, в районе станций метро, создадим перехватывающие парковки для въезжающего транспорта. Стоянки всех междугородних маршруток будут вынесены на границы Киева. То, что сейчас творится на Вокзальной – это бардак, и с этим необходимо решительно бороться.

Теперь о транспорте. Киев должен запускать магистральные маршруты крупнопассажирского транспорта, заменяя маршрутки автобусами. Наши эксперты выявили, что по Московскому мосту проходит около 27 маршрутов общественного транспорта, в основном это маршрутки. Мы вели уже предварительные консультации с перевозчиками, они готовы закупать крупнопассажирский транспорт при условии понимания экономической целесообразности. Мы выпишем условия тендера на 5-10 лет. По киевским мостам будут проходить только магистральные маршруты, с необходимым и понятным интервалом времени. Ну, и уже в среднесрочной перспективе мы будем создавать систему автоматизированного интеллектуального управления дорожным движением.

Я могу назвать первый стройобъект, который будет демонтирован – это скандальный объект на Никольско-Слободской, 1, где в нарушение всех мыслимых норм в 47 метрах от Днепра УДАРовец Микитась затеял строительство 30-этажных небоскребов

– В 2011 году мэр Вильнюса проехался на БТР по центральному проспекту города, переехав несколько неправильно припаркованных автомобилей. Готовы ли вы в процессе реформ прибегать к нестандартным, возможно, репрессивным мерам?

– Я готов не столько к эффектным, сколько к эффективным методам. Дело не в репрессивном подходе, а в том, что необходимо навести порядок, а без действенных мер мы ничего не достигнем. В ситуации перманентного правового нигилизма, которая, к сожалению, формировалась годами, простое следование букве закона со стороны новой городской власти уже само по себе будет нестандартным.

Если мы декларируем наведение порядка в уличной торговле, то работать останутся только легальные МАФы, и только там, где им будет предписано находиться. Это же касается всех прочих форм нелегального бизнеса – нелегальных хостелов-ночлежек в многоквартирных домах, подпольных залов игровых автоматов, наливаек вблизи школ и т.д.

Все-таки Киев – столица большого европейского государства, а не рассадник криминального бизнеса. 


– Есть ли у вас реальный способ, стратегия решения проблемы уже существующих незаконных застроек и нарушений при выделении участков?

– На протяжении всего года мы активно занимались незаконными стройками. И достигли на этом поприще заметных успехов. Чего только стоит недопущение строительства высоток на коммуникациях ядерного реактора Института ядерных исследований НАН на проспекте Науки, в Голосеевском районе столицы! Но там мы даже не дали застройщику приступить к работе.

Что касается ситуаций, когда строительные работы уже начались, то безвольная позиция городской власти, зачастую находящейся в негласном сговоре с застройщиком, как раз и является маркером безнаказанности. А безнаказанность порождает новые попытки строить в неположенных местах. Этот порочный замкнутый круг нужно разорвать.

Я даже могу назвать первый объект, который будет демонтирован – это скандальный объект на Никольско-Слободской 1, где в нарушение всех мыслимых норм в 47 метрах от Днепра УДАРовец Микитась затеял строительство 30-этажных небоскребов. Напомню, именно из-за этой стройки дал трещину находящийся рядом патриарший собор Воскресения Христова. Мы заставим застройщика демонтировать это безобразие, и никакие высокие покровители ему не помогут. 

Как только первый застройщик, вложившийся в незаконный объект, столкнется с необходимостью демонтировать объект за свой счет – это будет мощный сигнал для всего строительного рынка о том, что работать в Киеве можно только по закону. Именно власть определяет для строительного бизнеса пределы возможного. Бизнесмены хорошо умеют считать деньги, в убыток никто работать не будет.

– На сегодняшний день киевская полиция показывает невысокую эффективность и компетентность. Есть и системные вопросы: к примеру, в Нью-Йорке и Лондоне – своя муниципальная полиция, а в Киеве – министерская. Какой вы видите столичную службу правопорядка, и какие решения можете предложить для повышения ее эффективности? 

– Я бы разделил ответ на этот вопрос на две части – взаимодействие городской власти с новой полицией, появление которой мы полностью поддерживаем, и создание института муниципальной полиции. Дело в том, что существующая полиция при всех позитивах не перекрывает всех потребностей города. Например, борьба с нелегальными бизнесами (МАФами, наливайками, залами игровых автоматов, незаконными стройками) не входит в их функциональные обязанности. Но кто-то же должен отвечать за этот сегмент! Городу нужны санитары.

Ответом может стать создание муниципальной полиции, назовем ее так. Этот орган должен  заниматься, прежде всего, проблемами столицы – от неправильной парковки до обеспечения правопорядка во дворах.

Конечно, немаловажную роль в работе полицейских играет и мотивационная составляющая. Сегодня зарплата полицейского – это 6-7 тыс. гривен, если не ошибаюсь. Это немало, но и не много. В США полицейский получает льготный кредит на жилье, медицинскую страховку, льготный кредит на образование детей. И все это теряет в случае увольнения. Поэтому в США полицейский и не берет взятку в $50 за превышение скорости или неправильную парковку.

– Киев формирует 30% бюджета Украины. Благодаря бюджетной децентрализации доходы местных общин выросли на 40%, а по прогнозам на 2016 год, доходы городов вырастут на 50 млн гривен. На что, на ваш взгляд, следует направить деньги?

– Я убежден, что основную часть денег мы должны направить на повышение энергоэффективности нашего города, на установление счетчиков тепла в каждый дом, на утепление фасадов. Потеря каждого Джоуля тепла в городе делает нас беднее. Это то, что не дает нам инвестировать в медицину, образование, дороги и инфраструктуру.

– На фоне множества разговоров об инвестпривлекательности Киева и громадных сумм, которыми оперируют столичные чиновники, Киев несколько раз оказывался на грани банкротства. Как вы предполагаете построить работу с долгами города?

– Недавнее заявление городской власти о дефолте Киева – одностороннем отказе выполнять финансовые обязательства по внешним заимствованиям – заставляет соотнести эту новость с «реальными делами» команды Кличко.

Я уверен, что киевлянам не нужен посредник Ахметов между ними и их собственностью

С ужасом, в котором находится городское хозяйство, можно ознакомиться на сайте Департамента коммунальной собственности КГГА. В управлении мэра – 407 предприятий: 198 коммунальных предприятий (КП) непосредственно в управлении Киевсовета, и еще 209 КП в управлении районных государственных администраций. За первое полугодие текущего года 130 предприятий отчитались о прибыли на сумму 82 млн гривен, 103 отчитались об убытках на сумму порядка 386 млн гривен, еще 174 предприятия сдали нулевую отчетность или не отчитались совсем. Можно ли назвать такое управление эффективным?

О чем можно говорить, если даже городской парковщик – КП «Киевтранспарксервис» – убыточен!

Мы не можем развиваться, используя советскую систему управления городом и городским имуществом. Новый мэр обязан провести реформу коммунальных предприятий, объединив, сократив или отдав в управление частным инвесторам ту часть, которая не несет никакой функционально-смысловой нагрузки, а является рудиментом советской бюрократической машины. Оставшиеся коммунальные предприятия должны возглавить менеджеры, которые пройдут открытый конкурс, предложат и защитят стратегию развития вверенных им предприятий. Нужны решительные меры. В противном случае состояние дефолта станет для столицы перманентным.

– Какие конкретные решения вы предлагаете для обеспечения качественного функционирования основных городских служб?

– Руководители всех городских служб и коммунальных предприятий должны не назначаться сверху, а отбираться на открытом конкурсе. В течение первых 2-3 месяцев все руководители должны представить и защитить так называемую дорожную карту своего хозяйства на год, с обязательными показателями эффективности.

Через полгода часть руководителей с худшими показателями по своему предприятию должны быть уволены. Как и в бизнесе, в муниципальном менеджменте должна существовать конкуренция. 

– Назовите одну простую идею, которая может значительно улучшить повседневную жизнь киевлян?

– Самая простая идея, лежащая на поверхности, но которую, в силу разных обстоятельств, действующая городская власть обходит стороной – возвращение активов ЧАО «Киевэнерго» под контроль города. Многим киевлянам это неизвестно, но столичный энергокомплекс уже несколько последних лет находится под контролем Рината Ахметова.

По определению Антимонопольного комитета, «Киевэнерго» является естественной монополией на рынке энергообеспечения столицы. При этом в адрес монополиста со стороны экспертов звучат обвинения в непрозрачности тарифов и их несоответствии интересам городской громады. Еще больше вопросов вызывает сама процедура приватизации предприятия донецким олигархом. По нашим подсчетам, вернув столичные котельные и теплосети, город получит инструмент оптимизации тарифов на 17-22%.

Здесь важно понимать, что мы не собираемся втягиваться в сложную процедуру реприватизации. Все гораздо проще – «Киевэнерго» не является собственником городской энергетики, а лишь арендует ее в рамках соглашения о реализации проекта управления энергетического комплекса г. Киева от 27 сентября 2001 года, заключенного с Киевской городской государственной администрацией. Согласно п. 5.2 соглашения, договор совершенно законно может быть расторгнут либо по соглашению сторон, либо по решению суда. Я уверен: киевлянам не нужен посредник Ахметов между ними и их собственностью.

5Сергей Гусовский

Сергей Гусовский
Возраст: 49
Партийная принадлежность: Объединение «Самопомощь»
Сергей Гусовский
Фото УНИАН

– Какие конкретные решения для развития инфраструктуры парковок и транспортной проблемы в целом вы можете предложить?

– Проблема парковок в Киеве стоит очень остро. Решать ее следует системно: нужны перехватывающие парковки на окраинах и возле станций метро. Необходимо вводить льготы для строителей многоярусных парковок. Ну и, конечно же, надо обязать застройщиков предусматривать паркоместа при строительстве жилых домов. Нужно навести порядок с платными парковками в городе, установить понятные тарифы. А полученные деньги должны идти в бюджет города – для этого устранить коррупционную составляющую, установить паркоматы и ввести систему штрафов. Люди должны быть уверены, что их деньги идут на развитие города, тогда они будут платить.

При таком количестве личного автотранспорта 70% поездок совершаются на общественном транспорте. Для двух третей киевлян это единственный способ добраться в городе из пункта А в пункт Б. В последние годы все лучшее в транспортной сфере перетягивалось в сферу маршруток, поскольку это живой кэш. Лицензии раздавались своим – конечно же, за взятки. Никто не собирался внедрять электронный билет. Чистый кэш в карман владельцам маршруток и тем, кто их покрывает. Площади, которые становятся доступными после ликвидации автопарков, отдают застройщикам – и там возникает все что угодно, кроме, например, парков. Решение проблемы очевидно – развязать коррупционный узел, когда маршруты раздаются «своим». Это должна быть прозрачная процедура.

Во-вторых, маршруты должны быть оптимизированы, дублирования ликвидированы. Уже есть транспортная модель Киева, разработанная компанией ''A + S'' при поддержке зарубежных партнеров – Всемирный банк и другие международные структуры готовы и хотят инвестировать в Украину. Разработкой этой модели занимается наш эксперт по транспортным вопросам Дмитрий Беспалов, он же кандидат в депутаты от «Самопомощи» в Киевсовет.

– В 2011 году мэр Вильнюса проехался на БТР по центральному проспекту города, переехав несколько неправильно припаркованных автомобилей. Готовы ли вы в процессе реформ прибегать к нестандартным, репрессивным мерам?

– К нестандартным – да, к репрессивным – нет. Я за эволюционный путь развития города. Любые репрессии со стороны власти отпугнут инвестора, а нам сейчас этого допустить нельзя ни в коем случае. Все шаги должны быть продуманы, системны и понятны людям. Нам еще нужно возвращать доверие к власти, которое сейчас, мягко говоря, оставляет желать лучшего. 

–  Есть ли у вас стратегия решения проблемы уже существующей незаконной застройки и нарушений при выделении участков?

– Чтобы решить проблему с землей и архитектурой, нужно открыть градостроительный кадастр. Открытость и прозрачность – хороший способ борьбы с коррупцией.

Второе – нам нужны стратегия развития города и генплан. Если вы не знаете, куда идти, то вам подойдет любая дорога. У нас в Киеве все именно так – мы не хотим думать о том, каким хотим видеть город через 5-10-20 лет, куда мы движемся? Сначала стратегия, потом генплан, и жесткий контроль за их выполнением. Кто должен написать документ такой важности? Мое мнение – нужно создать структуру, способную написать генплан, скорее всего, это должно быть коммунальное предприятие. Нельзя отдавать написание генплана частным инвесторам, которые могут заложить в него интересы бизнес-групп, но не общины Киева. Кроме того, перед авторами нового документа должна стоять задача проверить исходные данные, а, учитывая масштабы Киева, это будет непросто.

– На сегодняшний день киевская полиция показывает невысокую эффективность и компетентность. Есть и системные вопросы, к примеру, в Нью-Йорке и Лондоне – своя муниципальная полиция, а в Киеве – министерская. Какой вы видите столичную службу правопорядка, и какие решения можете предложить для повышения ее эффективности? Что вы предпримете для того чтобы сделать столицу безопасным местом для жизни?

– Муниципальная милиция нужна, но этот вопрос нельзя решить на уровне города. Тут нужна законодательная база и политическая воля всех участников процесса – народных депутатов, Кабмина и даже президента. С мая 2015 года на рассмотрении в Верховной раде уже находится проект закона о муниципальной варте – в рамках своих полномочий мы будем делать все возможное в этом направлении. 

Чтобы сделать столицу безопасной для жизни, нужно внедрить видеонаблюдение (ССTV), обеспечить функциональную готовность медицинских учреждений в случаях чрезвычайных ситуаций, провести инвентаризацию и обеспечение готовности хранилищ гражданской защиты.

Кроме того, политика города должна быть направлена на формирование сознательной общины, которая готова противостоять вызовам, возникающим в условиях повышения уровня преступности и военных действий в стране.

– Киев формирует 30% бюджета Украины. Благодаря бюджетной децентрализации доходы местных общин выросли на 40%, а по прогнозам на 2016 год, доходы городов вырастут на 50 млн гривен. На что, на ваш взгляд, следует направить эти деньги?

– Я считаю, что в Киеве должно оставаться не менее 60% налогов, как и в остальных городах Украины. Да, Киев больше зарабатывает, но он и тратит больше. Столица – это лицо европейского государства, нам необходимо сделать наш город комфортным для жизни, обеспечить функционирование семейной инфраструктуры. Все связано – инвестор придет в город, когда будут созданы для этого все условия. Не только лояльность фискальных органов, но и элементарные удобства – хорошие дороги, функционирующее без перебоев ЖКХ…

– На фоне множества разговоров об инвестпривлекательности Киева и громадных сумм, которыми оперируют столичные чиновники, Киев несколько раз оказывался на грани банкротства. Как вы предполагаете построить работу с долгами города?

– Оставляем в городе налоги. Принимаем прозрачный открытый бюджет и ответственное управление. 

Важно создать все условия для инвесторов: придет инвестор – деньги будут. Необходимо наладить диалог с бизнесом, установить муниципально-частное партнерство в рамках программ корпоративно-социальной ответственности бизнеса. Когда бизнес будет видеть, куда тратятся налоги, они будут их платить, казна города станет наполняться.

А долги отдавать нужно, это даже не обсуждается.

– Какие конкретные решения вы предлагаете для обеспечения качественного функционирования основных городских служб?

– Прежде всего необходимо изменить подход к управлению ключевыми коммунальными предприятиями: провести открытые, прозрачные и честные конкурсы по отбору руководителей, разработать и после публичного рассмотрения утвердить стратегии развития предприятий, а затем обеспечить прозрачную отчетность и регулярный аудит деятельности.

Во-вторых, необходимо понять и показать киевлянам, чем владеют все коммунальные предприятия: эффективно распоряжаться имуществом можно, только зная, что есть. Большой проблемой города является наличие «естественных монополистов». Город зависит от «Киевэнерго», «Киевгаза», поскольку конкуренция на рынке поставок услуг отсутствует. Поэтому важно добиться, чтобы они были ответственными собственниками.

Также необходимо создать конкурентный рынок коммунальных услуг, в первую очередь в поставке тепловой энергии. Необходимо провести тщательный анализ инвестиционных программ предприятий и сделать обязательным обнародование детальной структуры тарифов. Сейчас мы совместно с «Самопомощью» в Верховной раде работаем над юридическими механизмами для возвращения некоторых монополий в коммунальную собственность.

Эти шаги позволят начать реальную, а не декларативную борьбу с коррупцией и вернут предприятия под реальный контроль киевской общины.

– Назовите одну простую идею, которая может значительно улучшить повседневную жизнь киевлян?

– У нас такая есть: «Будь собой! Сотрудничай с другими! Помогай тем, кто нуждается».

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.
Государство
Австрийский политический дрифт
Кандидат ксенофобской партии, основанной нацистами, чуть не возглавил одну из богатейших стран Европы
Старый друг: новым послом США может стать Мари Йованович
Дипломат уже была одной из глав миссии США в Украине – накануне Оранжевой революции
«План Гройсмана»: чего не хватает программе действий нового правительства
Только в нескольких сферах новый Кабмин сможет опереться на реальные наработки, в большинстве же отраслей министры пока ограничились популизмом
Все материалы раздела
FORBES В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ
Комментариев 2
Войдите, чтобы опубликовать комментарий
Серго Пекеюлюшный
Серго Пекеюлюшный — 21.10.2015, 13:37

хотелось бы узнать,что такое громада,кем формируется,какие права и обязанности,а то получается,какие то собутыльники собрались вместе и обозвали себя громадой,получается,кто ни с
ними,тот не громада???

Виталий Комов
Виталий Комов — 20.10.2015, 13:02

Уважаемый Борислав!
К сожалению, ни один из кандидатов в мэры Киева, кроме непонятно откуда взявшегося Кондрашова, не говорит о фундаментальной проблеме киевского сообщества - формировании территориальной громады, как Субъекта правоотношений.
Это сложнейшая работа по изменению сознания людей, превращения их из потребителей в Граждан!
Есть территориальная громада, насчитывающая более трех миллионов жителей Киева. Громаду никто не видит.
Это самый Главный ресурс!
Тот, кто сможет его правильно "загрузить", тот будет вечным мэром Киева.
Я предлагал А. Омельченко еще в 2003 году формировать громаду. Но он, как и все остальные кандидаты, до сих пор понятия не имеет о громаде, хотя был городским головой и депутатом ВР. Возглавлял профильный комитет!
Тема, затронутая мной, крайне актуальна. Без ее творческого решения ни одной реформы в Украине не состоится.
К примеру, могу сказать, что вся активность Саакашвили ничего не стоит без включения народа Украины в управление государством и местными делами. Об этом говорил еще Руссо, критикуя реформатора Петра І.
Конечно, хотелось бы, чтобы активисты понимали корня проблем киевлян - это система власти (местного самоуправления). Его надо приводить в соответствие с Европейскими нормами, учить людей. К сожалению, большинство так и не готово даже обсуждать эту тему. Рена Назарова вместо того, чтобы вникнуть в проблему - избегает ее. А большинство - просто не понимают, а потому продолжают бороться с незаконными стройками - так проще и заметнее. Но это тактика. Без решения стратегического вопроса: "Кто в доме хозяин? - не обойтись.

Выбор редактора
На страже стабильности: как инновации помогают выстоять во время кризиса и войны
На страже стабильности: как инновации помогают выстоять во время кризиса и войны
Украинские инвесторы и предприниматели способны решать проблемы с вооружением, экологией и ограниченностью энергоресурсов
В зоне риска: Фидобанку предрекают банкротство
В зоне риска: Фидобанку предрекают банкротство
Как и почему банковский рынок Украины может потерять еще одного игрока
Киевский банкрот: банк «Хрещатик» объявлен неплатежеспособным
Киевский банкрот: банк «Хрещатик» объявлен неплатежеспособным
Акционеры оставили финучреждение без поддержки. Горадминистрация Киева требует вмешательства правоохранителей
Зима под санкциями: кому досталась основная часть пассажиропотока Украина – Россия
Зима под санкциями: кому досталась основная часть пассажиропотока Украина – Россия
И как украинская сторона сумела компенсировать отсутствие российского рынка
Сейчас на главной
Новое лицо: табачный дистрибьютор «Мегаполис-Украина» занялся ребрендингом
Новое лицо: табачный дистрибьютор «Мегаполис-Украина» занялся ребрендингом
Почему монополист решил изменить свой имидж и поможет ли это избавиться от негативного образа
Forbes Global 2000: крупнейшие компании мира
Forbes Global 2000: крупнейшие компании мира
Как и прежде, в числе лидеров – китайские банки
Премьера недели: «Алиса в Зазеркалье»
Премьера недели: «Алиса в Зазеркалье»
Зачем смотреть новую ленту по мотивам странной сказки Льюиса Кэррола
Путеводитель Lonely Planet назвал 10 мест в Европе, которые стоит посетить в этом году
Путеводитель Lonely Planet назвал 10 мест в Европе, которые стоит посетить в этом году
За что Львов попал в первую пятерку самых интересных европейских направлений