Топить по-черному: проживет ли Украина зиму без угля из России и ЛНР-ДНР

И что необходимо предпринять, чтобы обезопасить энергосистему от перебоев с ресурсами
Топить по-черному: проживет ли Украина зиму без угля из России и ЛНР-ДНР
Фото: УНИАН

Приближение зимних холодов, на фоне обострившегося в очередной раз вооруженного противостояния на восточных границах Украины в сочетании с неоднозначной расстановкой политических сил по итогам выборов в местные органы власти, актуализировало проблему прохождения страной отопительного сезона. Среди прочего – в разрезе поступления в Украину угля и формирования достаточных его запасов на отечественных теплоэлектростанциях. А последние события на границе с аннексированным Крымом и прекращение поставок электроэнергии на полуостров делают эту проблему еще более острой.

Дать стране угля

Несмотря на все дипломатические и экономические потуги Минэнергоуглепрома, угля на осенне-зимний период однозначно накоплено меньше, чем необходимо. «Согласно подсчетам группы экспертов из США, Канады и ЕС, которые готовили план прохождения энергосистемой осенне-зимнего периода (ОЗП), нам необходимо 3,2 млн тонн, – рассказал Forbes руководитель Центра исследований энергетики Александр Харченко. – Сейчас на складах есть лишь 2,2 млн тонн. Дефицит в 1 млн тонн распределен следующим образом: 60% – марки А (антрацит) и Т (тощий), а 40% – марки Г (газовый)».

Из всего накопленного в Украине угля на складах ТЭС ДТЭК по состоянию на 22 ноября 2015 года аккумулировано 1,656 млн тонн: 841 000 тонн марки Г и 815 000 тонн марки А. Это примерно на 40% больше, чем на эту же дату в прошлом году.

Однако опрошенные Forbes эксперты не спешат излучать оптимизм. «Пока запасов (2,2 млн тонн для ТЭС) хватает при поставках из «ДНР» и «ЛНР». Но лучше было бы 3 млн. Тогда точно не будет проблем, – считает основатель Института энергетических стратегий Юрий Корольчук. – А если сейчас Донбасс остановится или сократит поставки, боюсь, за месяц – до конца декабря – «съедим», возможно, даже до 1,4-1,5 млн тонн».

Пока запасов (2,2 млн тонн для ТЭС) хватает при поставках из «ДНР» и «ЛНР». Но лучше было бы 3 млн. Тогда точно не будет проблем
Юрий Корольчук, основатель Института энергетических стратегий

То есть на сегодняшний день недостатка антрацита нет. Но до конца зимы существующих запасов недостаточно. «Что касается дефицитного антрацита, на данный момент компания полностью покрывает производственные потребности в нем за счет собственного ресурса. Поставки угля из наших шахт в зоне НКТ (неконтролируемой территории) составляют около 600 000 тонн в месяц, – объяснила руководитель пресс-службы «ДТЭК Энерго» Ирина Милютина. – При условии ритмичных поставок угля из территорий, временно неподконтрольных украинской власти, дефицита топлива данной марки в осенне-зимний период не предвидится».

Однако это условие уже не выполняется. Поставки угля с Донбасса были остановлены еще в пятницу, 20 ноября. А как надолго хватит Украине имеющихся уже запасов – зависит, помимо темпов подвоза, еще и от температуры за окном. «Хватит или не хватит – всегда зависит от погоды. То, что не хватит в целом – это однозначно, – считает координатор ОО «Экспертная Платформа по энергоэффективности» Игорь Черкашин. – Сколько не хватает, нужно будет исходить из того, какую температуру принесут зимние и весенние месяцы».

Соответственно, благополучное прохождение ОЗП возможно только при условии аномально теплой зимы. «Если будет снова теплая зима, то выберем под 500-600 тыс. тонн на складах к концу марта, – прогнозирует Юрий Корольчук. – Без российского угля еще можно попробовать. Будем тогда брать электроэнергию в РФ».

Что касается угля марки Г, то ДТЭК обещает незначительно, на 100 000 тонн, увеличить выработку своих шахт. А государственные шахты говорят о возможности нарастить добычу марки Г при условии улучшения финансирования. «А вот ликвидация дефицита угля марки А в планах Минэнерго предусмотрена сугубо закупкой в «ЛДНР» и РФ, – подчеркивает Александр Харченко. – В принципе, «ЛДНР» уголь продавать хотят, так как им нужны деньги. Но если в России будет принято политическое решение [Украине] уголь не продавать – вряд ли они воспротивятся».

Заморские караваны

На международных рынках угля имеется достаточно, в том числе и необходимых Украине марок А и Т. Он дороже российского и донбасского, но ненамного. Однако покрыть этим углем дефицит проблематично, поскольку долгосрочные контракты не заключены, доставка производится со значительным временным лагом, а украинские порты имеют ограничения по объемам возможной переработки. Кроме того, иностранные продавцы требуют 100%-ную предоплату, на что у отечественных тепловиков попросту нет средств.

«Предложение на мировом рынке есть, трейдеры эти предложения нам присылают. Проблема в зазоре времени на доставку. Он составляет два месяца, – поясняет Александр Харченко. – То есть, если контракты будут заключены прямо сегодня, уголь прибудет в конце января. Так что наши переговорщики должны занять крайне энергичную позицию, летать по миру – в США, ЮАР, Вьетнам – и заключать договоры».

Что же касается средств на закупку угля, то и с этим есть ряд проблем. «Сейчас ТЭС работают с отрицательной рентабельностью (-10,2% за 9 месяцев 2015 года) и в условиях колоссальных долгов. Только перед генерацией ДТЭК с учетом «Киевэнерго» на 1 ноября 2015 года эта цифра составляет 6,8 млрд гривен, – утверждает Ирина Милютина. – У генерации нет средств на импорт дорогостоящего топлива».

Если контракты будут заключены прямо сегодня, уголь прибудет в конце января. Так что наши переговорщики должны занять крайне энергичную позицию, летать по миру – в США, ЮАР, Вьетнам – и заключать договоры
Александр Харченко, руководитель Центра исследований энергетики

Кроме того, следует учитывать и логистические нюансы: объемы грузов, которые могут принимать украинские порты, ограничены. Согласно квотам, выделенным под энергетический уголь, ежемесячная пропускная способность портов для импорта угля составляет не более 400 000 тонн.

Не последнюю роль в этом процессе играют и сроки поставки. Так, от момента выхода судна из порта отгрузки до прибытия угля на электростанции требуется около 45 дней. Получается, что уголь из дальнего зарубежья невозможно доставить быстро – в случае необходимости оперативно отреагировать на внезапно образовавшийся дефицит топлива.

Нужно учесть, что большая часть антрацита поставляется по долгосрочным контрактам. Поэтому в случае, если поставки угля с временно неконтролируемой территории окажутся заблокированными, резко возросший спрос будет проблематично покрыть в полной мере за счет импортного угля.

Что же касается непосредственно цены, то она непреодолимым препятствиям не является. «Уголь из дальних стран дороже донбасского и российского всего на 10-12%», – указывает Александр Харченко. Хотя стоимость угля из дальнего зарубежья существенно зависит от текущего курса валюты, который в последнее время показывает активный рост. «Разница составляет примерно 400-600 гривен на тонне. Это если брать африканский (примерно $100 – 2300-2400 гривен) и российский ($80 – 1800-1900 гривен), – поясняет Юрий Корольчук. – Различные поставщики – разные цены».

Идеальная зима

У донбасского угля преимущество в цене и качестве неоспоримо. «Нельзя сравнивать только цену, нужно анализировать и качество. Кроме того, к стоимости импортируемого угля следует добавлять стоимость транспортировки, – уверен Игорь Черкашин. – При условии, что на оккупированных территориях используется практически рабский труд за продпайки, этот уголь будет вне конкуренции по себестоимости».

Таким образом, гипотетическую угольную блокаду со стороны РФ и «ЛДНР» Украина безболезненно перенесет при выполнении нескольких условий.

  1. Появление у ТЭС денег на закупку угля за рубежом по предоплате. Для этого нужно ликвидировать долг ГП «Энергорынок» перед тепловиками. Профинансирован долг может быть либо инфляционными деньгами (кредитами госбанков, например – Ощадбанка), либо западными кредитами.
  2. Немедленная активизация переговоров о закупке угля – чтобы к моменту возможного исчерпания запасов на складах (январь-февраль) суда с углем уже шли в украинские порты.
  3. Изучение возможности повышения тарифа на закупку электроэнергии у ТЭС. Цель – компенсация разницы в стоимости между углем из дальнего зарубежья и стоимостью запланированного топлива из «ЛДНР» и РФ.
  4. Изучение необходимости повышения тарифов для населения в случае повышения тарифа на закупку электроэнергии у ТЭС.
  5. Активизация закупок электроэнергии у России.

И, конечно же, поможет очень теплая погода.

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.
Государство
Период полураспада: Приднепровский химзавод стал новым очагом радиационной опасности
Радиоактивная пыль угрожает Днепропетровщине
Зимбабве напугало население «зомби-валютой»
Президент страны Роберт Мугабе выпустил заменители денег, рискуя создать революционную ситуацию
Продать банкрота: СЕТАМ теряет монопольное положение
Но у Фонда гарантирования вкладов все равно остаются проблемы с этой площадкой
Все материалы раздела
FORBES В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ
Комментариев 4
Войдите, чтобы опубликовать комментарий
igorduachenko65
igorduachenko65 — 26.11.2015, 19:26

Потрибно то,потрибно это......Как всегда,базар-вокзал.Вообщем всё сводится к тёплой зиме,если нет-яйценюк всех согреет:)

Андрей Кравченко
Андрей Кравченко — 26.11.2015, 10:16

особенно 5 пункт приколол

Mykola Reznik
Mykola Reznik — 26.11.2015, 00:22

potribno perechod na inovacijnye technolohii, predlahaju beztoplevnyj rezonansnyj gravity motor

Слава Победитель
Слава Победитель — 24.11.2015, 17:06

гипотетическую угольную блокаду со стороны РФ и «ЛДНР» Украина безболезненно перенесет при выполнении нескольких условий.

Активизация закупок электроэнергии у России.

как это 6-лять понимать???

Выбор редактора
Как израильская армия стала 	«кузницей стартапов»
Как израильская армия стала «кузницей стартапов»
Бывшие бойцы загадочной израильской службы киберразведки — подразделения 8200 — создали около 1000 начинающих IT-компаний. Именно им Израиль во многом обязан имиджем «нации стартапов»
Хождение по кругу: как в Минфине переписывают Налоговый кодекс
Хождение по кругу: как в Минфине переписывают Налоговый кодекс
И почему депутаты настаивают на проведении разового декларирования
Олигархи под подозрением: кому нужен Архив клептократии и почему в него попали лишь «избранные»
Олигархи под подозрением: кому нужен Архив клептократии и почему в него попали лишь «избранные»
Украинские публичные персоны готовы оспаривать данные, опубликованные в Архиве
52% за Brexit: британцы поддержали выход из ЕС
52% за Brexit: британцы поддержали выход из ЕС
Решение Объединенного королевства о выходе из Евросоюза всколыхнуло мировые рынки
Сейчас на главной
Период полураспада: Приднепровский химзавод стал новым очагом радиационной опасности
Период полураспада: Приднепровский химзавод стал новым очагом радиационной опасности
Радиоактивная пыль угрожает Днепропетровщине
Аэропорт «Борисполь» возглавит сокурсник Петра Порошенко
Аэропорт «Борисполь» возглавит сокурсник Петра Порошенко
Экс-замминистра транспорта Павел Рябикин обещает, что будет дружить с «МАУ»
Делить на два: Samsung готовит разделение компании
Делить на два: Samsung готовит разделение компании
Акционеры положительно отреагировали на новость
Как развиваются деловые отношения между Украиной и Италией
Как развиваются деловые отношения между Украиной и Италией
И на что нужно направлять дальнейшие усилия в сотрудничестве