Минфин открылся: как выглядит налоговая реформа по версии правительства

И почему она чревата новыми бунтами предпринимателей
Минфин открылся: как выглядит налоговая реформа по версии правительства
Министр финансов Украины Наталия Яресько
Фото УНИАН

В ночь на вторник достоянием общественности наконец-то стал проект налоговой реформы авторства Министерства финансов Украины. Изначально документ появился в распоряжении общественных организаций, после чего начал быстро тиражироваться в социальной сети Facebook. И лишь затем появился на сайте Минфина. «Результат более чем полугодовой работы – проект закона о государственном бюджете Украины на 2016 год, а также проект нового Налогового кодекса, воплощает собой проект налоговой реформы Минфина», – сказано в официальном релизе Министерства финансов. Документы пока еще не утверждены правительством, но уже стали объектом жесткой критики со стороны экспертов и предпринимателей.

Как и обещало ведомство Наталии Яресько, налоговая реформа была презентована вместе с проектом государственного бюджета на 2016 год. Согласно проекту, доходы госбюджета-2016 планируется увеличить по сравнению с запланированными доходами госбюджета-2015 на 15,7% – до 598,21 млрд гривен; расходы при этом увеличатся на 15,1% – до 638,44 млрд гривен. В то же время приложения к главной смете страны в широком доступе еще не появились – и как именно планируется наполнять казну в соответствии с новым НК, пока неизвестно. 

На вопрос Forbes, ожидает ли Минфин того, что Налоговый кодекс будет принят в этом году и начнет действовать с 2016-го, заместитель министра финансов Елена Мекеева ответила утвердительно.

Иного мнения придерживается глава налогового комитета ВР Нина Южанина. «Думаю, Налогового кодекса до Нового года не будет. Сначала нужно, чтобы действующее правительство отчиталось о проделанной работе – и потом уже будем смотреть, что делать», – сказала Южанина в комментарии Forbes. Вариант реформы от Минфина она также критикует: «Мы имели возможность сравнить два варианта, и я бы хотела, чтобы в их варианте были бы хоть какие-то положительные моменты из нашего проекта. А так есть консервирование теневой экономики и зарплат в конвертах. Сказать, что общество ждет что-то хорошее, я не могу».

Предложенный Минфином проект Налогового кодекса сложно назвать революционным, тем более, кодексом развития. За основу взят действующий кодекс, который имел массу критики [в свой адрес], и, в первую очередь, из-за его консервативности, сложности формулировок и принципов налогообложения
Герман Таслицкий, управляющий партнер ООО «ЮК «Правозащита Украина»

О том, как именно видят свою реформу обе «стороны противостояния», Forbes писал ранее

В проекте налоговой реформы, опубликованном Минфином, как раньше и декларировали в фискальном ведомстве, заложен принцип «все по 20%». «Различные типы доходов максимально убраны, и все максимально упрощено – это плюс. НДФЛ – 20%; пассивные доходы – 20%; недвижимость в аренду – 20%; дивиденды и роялти – 20%; призы – 20%», – перечисляет архитектор проекта Oblik-SaaS Даниил Монин. При этом, в отличие от проекта комитета ВР, в проекте Минфина сохранен принцип налогообложения всех доходов, и только остаток после уплаты налогов предприниматель может пустить на развитие бизнеса.

«Предложенный Минфином проект Налогового кодекса сложно назвать революционным, тем более, кодексом развития. За основу взят действующий кодекс, который имел массу критики [в свой адрес], и, в первую очередь, из-за его консервативности, сложности формулировок и принципов налогообложения», – подчеркивает управляющий партнер ООО «ЮК «Правозащита Украина» Герман Таслицкий.

Но больше всего нареканий в экспертной среде и в бизнесе вызвала реформа упрощенной системы налогообложения. Многим ее пользователям придется уже в 2016 году применять в своей деятельности регистраторы расчетных операций.

Минфин оставил практически без изменений требования к плательщикам налогов первой группы. В нее входят физлица-предприниматели, которые не используют труд наемных работников и осуществляют исключительно торговлю на рынках или предоставляют бытовые услуги населению, и объем дохода которых не превышает 300 000 гривен. В течение трех лет они будут обязаны перейти на использование кассовых аппаратов.

Для плательщиков налогов второй группы Минфин предлагает увеличить максимальный уровень доходов, получаемых физическими лицами-предпринимателями, с 1,5 млн гривен до 2 млн гривен. Но указанные предприниматели не смогут продавать подакцизную продукцию, заниматься предоставлением финансовых услуг и игорным бизнесом. При этом они должны будут перейти на использование кассовых аппаратов с 1 января 2016 года.

Третью группу, которая получает доход до 20 млн гривен и куда входят юрлица, Минфин предлагает ликвидировать. «Проект кодекса я бы назвал «застрельщиком» малого и среднего бизнеса», – говорит Таслицкий. По замыслу разработчиков, юрлицо теперь не сможет быть на упрощенной системе налогообложения. «А ведь немало юрлиц имели низкие объемы дохода и совсем небольшую численность сотрудников. Теперь им придется либо стать физлицами-предпринимателями, либо рискнуть и уйти в «большое плавание» общей системы налогообложения. Не уверен, что многие выплывут. Да и предложенная система учета доходов и расходов для ФЛП-шников группы «В» предусматривает иметь бухгалтера, пусть «приходящего», но бухгалтера. Таким образом, доходы упрощенцев упадут, а ответственности и головной боли добавится», – констатирует эксперт.

«Предложенная система упрощенного налогообложения предусматривает 20% налога на прибыль. Вдумайтесь: не 10%, не 15%, а целых 20%. Правильно, зачем выдумывать способы развития экономики страны в целом, если можно под лозунгом «Старая модель – регрессивная, новая модель – прогрессивная», просто повысить налоги», – возмущается управляющий партнер ЮК KODEX Евгений Ковтуненко. По его мнению, такой подход, вместо ожидаемого увеличения поступлений в бюджет, вызовет бурю недовольства «единщиков» и переход малого предпринимательства в наличную форму расчетов, что еще больше укоренит теневой рынок экономики. «Налоги можно и повысить, все понимают, что в стране кризис, и все готовы платить столько, сколько скажут. Но не 20% вместо 4%», – добавляет он.

Налоги можно и повысить, все понимают, что в стране кризис, и все готовы платить столько, сколько скажут. Но не 20% вместо 4%
Евгений Ковтуненко, управляющий партнер ЮК KODEX

«Геноцидом малого бизнеса» называет проект налоговой реформы Минфина член совета Палаты налоговых консультантов, управляющий партнер международной аудиторской компании PSP Audit Дмитрий Сушко. «Упрощенная система для юридических лиц будет попросту упразднена, а для физических лиц – до 10 раз сокращены объемы возможности работы на такой системе и в разы повышены ставки единого налога», – объясняет Сушко. При этом он не исключает возможности, что это – обдуманный шаг для будущих уступок в пользу менее радикальных, но далеко не радужных для бизнеса положений из законопроекта профильного комитета Верховной рады. «Минфин будет готов уступить с «упрощенкой», но отстоять старую ставку налога с доходов физических лиц, существующую систему налогообложения по налогу на прибыль и электронное администрирование по НДС», – предполагает Сушко.

По его мнению, также не даст ожидаемого эффекта и столь незначительное реформирование налоговой нагрузки на фонд оплаты труда. «В стране с падающими показателями экономики действует одна из самых высоких налоговых нагрузок в Европе. Минфин предлагает ставки налога с доходов физических лиц и единого социального взноса, которые практически соответствуют сегодняшней налоговой нагрузке, с учетом применения понижающего коэффициента социального взноса. Как показал 2015 год, реформа с такой налоговой нагрузкой в 34-37% на фонд оплаты труда потерпела фиаско. Логично, что детенизация не наступила. И с такими «реформаторами» – никогда не наступит», – уверен Сушко.

Представители бизнеса считают глобальной проблемой этого документа то, что он не устраняет проблему «схем»: обнал по-прежнему остается для бизнеса выгодным, а ГФС получает еще больше рычагов давления на бизнес. «На мой взгляд, предложенный проект несет «косметические» и технические изменения, которые кардинальным образом не повлияют на взаимоотношения налогоплательщиков и государства. Беглый взгляд на проект дает возможность понять, что предлагается сохранить жесткий финансовый контроль и подход в работе с налогоплательщиками», – указывает партнер АО «Правовая группа «Доминион» Михаил Гончарук.

Гончарук поясняет, что законопроект еще больше усиливает полномочия ГФС: новая служба финансовых расследований будет значительно мощнее организационно, она получит более широкий спектр возможностей для контроля над предпринимателями. При этом в законопроекте не предлагается никаких шагов по уменьшению числа налоговых жалоб и конфликтов. Зато процедура административного обжалования становится жестче – причем именно для налогоплательщиков.

В стране с падающими показателями экономики действует одна из самых высоких налоговых нагрузок в Европе. Как показал 2015 год, реформа с налоговой нагрузкой в 34-37% на фонд оплаты труда потерпела фиаско. Логично, что детенизация не наступила. И с такими «реформаторами» – никогда не наступит
Дмитрий Сушко, управляющий партнер международной аудиторской компании PSP Audit

«Проведение налоговой реформы для многих означает упрощение администрирования налогов и получения сервисных функций от государства. Предложенный проект, по моему мнению, этого не содержит. Значительное количество определений и уточнений указывает лишь на то, что проектом пытаются устранить все возможные варианты для законной минимизации налогообложения. Поскольку реформа во многом направлена на детенизацию экономики, было бы логично провести цивилизованную и прозрачную налоговую амнистию с учетом всех недостатков провального налогового компромисса», – подчеркивает Гончарук.

Впрочем, учитывая реакцию общественности и то, что под законопроектом, альтернативным минфиновскому, свои подписи поставили более 140 народных депутатов, Министерству финансов «продвинуть» свой проект будет непросто. В то же время собеседники Forbes говорят, что многое будет зависеть от Администрации президента, где также вряд ли будут готовы отказаться от возможностей влияния на бизнес с помощью ГФС.

При этом, несмотря на оптимизм Министерства финансов, в 2015 году принимать реформу подобного рода уже поздно. Потому наиболее вероятно, что ее перенесут уже на следующий год. «Могу предположить, что проведение данного законопроекта в стенах ВР будет очень непростым, а поднявшееся предпринимательство, особенно малое, сделает этот законопроект непроходным. Надеюсь, разработчики вспомнят об украинских «налоговых майданах» и не рискнут доводить страну до новых волнений», – резюмирует Таслицкий.

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.
Государство
Население станет единственным донором «Укргаздобычи»
Почему компания не в состоянии освоить инвестиционные средства
Свет в окне: как работает упрощенный режим на украинской таможне
И почему бизнес по-прежнему страдает от коррупции и злоупотреблений таможенников
Затишье перед бурей: что происходит в украинском политикуме
И какие риски таит в себе новый политический сезон
Все материалы раздела
FORBES В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ
Комментариев 8
Войдите, чтобы опубликовать комментарий
Anatoli Didkovski
Anatoli Didkovski — 13.12.2015, 00:59

Налоговое законодательство для малого и среднего бизнеса в Польше.
1. Налоговая карта. (По нашему патент). До 7 числа месяца платится фиксированный налог, размер которого зависит от вида деятельности, количества наемных работников (или их отсутствия) и количества жителей административной единицы, где проводится деятельность. Размер доходов НЕ ВЛИЯЕТ на размер налога (можно ничего не заработать, а можно зарабатывать хоть миллион), знвчение имеют только три вышеуказанных критерия. При налоговой карте не требуется ведение учета и использование кассового аппарата.
Вот таблица налогов по такой карте на 2015 год.
http://www.finanse.mf.gov.pl /documents/766655/907502/tabela+s tawek+karty+2015.pdf
Для примера, торговля непродовольственными товарами без наемных работников - 2093 злотых в месяц (530 дол США). При наличии двух наемных работников налог составляет уже 4117 злотых в месяц (1040 дол США).
Для ориентира - минимальная зарплата в Польше в 2015 году составляет 1750 зл (441 долл США).
2. Ryczat ewidencjonowany. (По смыслу налог с оборота). Верхняя граница оборота 150 тыс евро в год. Не требуется ведение учета и кассового аппарата. Предприниматель вручную записывает в книгу каждую хозяйственную операцию или делает это при помощи компьютерной программы. Налог от 3% до 20% с валового дохода. Например, 20% налога плятят врачи, дантисты, переводчики. Предприниматели, занимающиеся торговлей, платят 3% с оборота. (В несколько раз меньше чем в предагаемом украинском проекте кодекса). База налогообложения уменьшается на сумму социального страхования, медицинского страхования, сумму подарков, льгот для налога, полученного за границей.
http://poradnik.wfirma.pl/-wszys tko-o-ryczalcie-ewidencjonowanym

Salazar Crow
Salazar Crow — 07.12.2015, 03:49

Всё очень просто. Нужно ввести налоговую систему 5.10! Тогда люди станут богаче, появятся инвесторы, Налоговая система 5.10 единственный выход из нищеты!

Myk Voroshchuk
Myk Voroshchuk — 06.12.2015, 12:00

При обороті 1,5 млн в рік (2%+ПДВ ) заплатив державі близько 70тис грн + ЕСВВ собі залишилось 230тис (спеціально всі записи вів) решту це прямі витрати на ведення діяльності .Колега має ТОВ на загальній системі оборот 2млн в місяць сплачує разом з найманими в рік приблизно тіж 70 тис. Це при обороті в 16 раз більшому і одинаковому виді діяльності.

Владимир Калейс
Владимир Калейс — 04.12.2015, 12:16

Ну что ж, спасибо.
Теперь для меня не стоит вопрос ребром: заводить трактор или нет.
Заводить однозначно.

Nikolay Sheludchenko
Nikolay Sheludchenko — 02.12.2015, 21:24

Пришедшее при поддержке среднего класса и мелкого бизнеса правительство страшно боится этого среднего класса и мелкого бизнеса, так как именно эта сила его может смести в три счёта. Что нужно сделать правительству, чтобы остаться? Уничтожить тех, кто его привело к власти. Как это сделать цивилизованно? Принять налоговую реформу, заставить уйти, уехать, закрыться, а тех, кто рискнёт остаться - штрафовать и унижать. Какие же мы, украинцы, глупые люди!!!

Iron Mike
Iron Mike — 02.12.2015, 10:55

С удовольствием посмотрел бы на яресько в роли продавщицы мяса где нибудь на рынке в условиях такой вот налоговой реформы... Через пару месяцев она бы с голоду сдохла. Мда.. жыты по новому с безголовыми правителями оказывается еще хуже чем со старыми

Alex Smith
Alex Smith — 01.12.2015, 23:13

Суть реформы - вместо 4% я должен буду заплатить 40%. Спасибо, видимо пришло таки время паковать чемоданы, а так не хотелось.

Vlad Muzithenko
Vlad Muzithenko — 01.12.2015, 22:50

Десятина налога лежит в крови славянского народа, больше на могиле князя Игоря. 20% - БПП (большой пипец Петру)

Выбор редактора
Как израильская армия стала 	«кузницей стартапов»
Как израильская армия стала «кузницей стартапов»
Бывшие бойцы загадочной израильской службы киберразведки — подразделения 8200 — создали около 1000 начинающих IT-компаний. Именно им Израиль во многом обязан имиджем «нации стартапов»
Хождение по кругу: как в Минфине переписывают Налоговый кодекс
Хождение по кругу: как в Минфине переписывают Налоговый кодекс
И почему депутаты настаивают на проведении разового декларирования
Олигархи под подозрением: кому нужен Архив клептократии и почему в него попали лишь «избранные»
Олигархи под подозрением: кому нужен Архив клептократии и почему в него попали лишь «избранные»
Украинские публичные персоны готовы оспаривать данные, опубликованные в Архиве
52% за Brexit: британцы поддержали выход из ЕС
52% за Brexit: британцы поддержали выход из ЕС
Решение Объединенного королевства о выходе из Евросоюза всколыхнуло мировые рынки
Сейчас на главной
Свет в окне: как работает упрощенный режим на украинской таможне
Свет в окне: как работает упрощенный режим на украинской таможне
И почему бизнес по-прежнему страдает от коррупции и злоупотреблений таможенников
Разбежались: зачем украинские фармкомпании скупают небольшие активы за рубежом
Разбежались: зачем украинские фармкомпании скупают небольшие активы за рубежом
В этом году «Фармак» приобрел дистрибутора в Польше, а корпорация «Артериум» – производителя в Словении
Текстильный магнат из Италии: «Шопинг — своеобразное зеркало общества»
Текстильный магнат из Италии: «Шопинг — своеобразное зеркало общества»
Фабрика Larusmiani, которой руководит Гульельмо Миани-младший, производит более 2 млн м ткани ежегодно. В интервью Forbes бизнесмен рассказал о том, какие проблемы ждут индустрию роскоши в будущем
Как применяются специальные санкции в сфере ВЭД?
Как применяются специальные санкции в сфере ВЭД?
Что такое спецсанкции по ВЭД и в каких случаях они применяются?