Не все то золото: Нацбанк признал недобор ЗВР

По итогам года золотовалютные ресурсы окажутся на $5 млрд меньше, чем в запланированном с МВФ сценарии
Не все то золото: Нацбанк признал недобор ЗВР
Фото УНИАН

На этой неделе Национальный банк Украины вынужден был констатировать, что план наполнения золотовалютных резервов страны заметно отстал от ранее анонсированного. Действующая программа расширенного финансирования EFF предполагала, что в 2016 год Украина войдет с $18 млрд ЗВР, однако «план» придется догонять уже в следующем году. А пока больше всего вопросов вызывают не формальные «маяки», а то, как эти ресурсы Украина может использовать, и как стремление «выдавливать» валюту с рынка административным путем сказывается на экономике.

Ситуация, очевидная экспертному сообществу еще несколько месяцев назад, была озвучена на этой неделе во время встречи руководства НБУ с топ-менеджментом 40 крупнейших банков. Украина пропустила два транша МВФ – и, как результат, формирование ЗВР отстало от ожидаемого на $5 млрд. «Согласно нашим амбициозным планам, до конца года, в случае получения третьего и четвертого траншей по программе EFF с Международным валютным фондом, резервы должны были вырасти до $18 млрд», – приводятся слова главы НБУ Валерии Гонтаревой в релизе регулятора. В реальности же по состоянию на 1 ноября страна располагала золотовалютными резервами в объеме $12,96 млрд.

Плохой заемщик и хороший кредитор

Более консервативный сценарий Нацбанка предполагал, что в случае получения только третьего транша объем резервов к концу года должен был составлять $15 млрд. В то же время для многих давно стало очевидным, что программа МВФ традиционно «забуксовала».

Основной причиной является хаотичный процесс принятия бюджета страны на следующий год. Теперь, перед тем как выделить очередной транш, МВФ ожидает принятия сбалансированного бюджета Украины на 2016 год. В то же время этот процесс сейчас усложнен попытками реформировать налоговую систему Украины

В «месседже» НБУ, как всегда, царит оптимизм. «Мы ожидаем, что резервы продемонстрируют рост вдвое по сравнению с началом года и достигнут чуть более $13 млрд. Такой объем является достаточным, ведь эта сумма покрывает более трех месяцев импорта», – подчеркнула Валерия Гонтарева. Стоит отметить, что такое покрытие стало возможным прежде всего из-за падения объемов импорта.

Мы привлекаем у МВФ ресурс, под который имеем возможность сделать инвестиционную эмиссию. Пока на сегодняшний день вся эмиссия, которая выпускалась, шла на поддержку финансовой системы либо через рефинансирование НБУ убыточных банков, либо на выплаты через ФГВ
Олег Пенздин, эксперт экономического дискуссионного клуба

Также в релизе регулятора традиционно фигурирует слово «стабильность». Замглавы НБУ Олег Чурий на встрече банкиров указал, что «стабильная ситуация на валютном рынке позволила Нацбанку с начала года приобрести на межбанке в резервы около $1,7 млрд».

Хотя еще несколько месяцев назад НБУ ожидал увеличения предложения валюты на рынке, и никак не прогнозировал того, что скупка валюты обернется еще одним девальвационным витком.

Когда же девальвация напомнила о себе, Нацбанк воспринял очередной виток девальвации как должное. Ноябрьский скачок курса Чурий объяснил временными дисбалансами спроса и предложения иностранной валюты, которые были вызваны «неопределенностью среди экономических агентов накануне местных выборов», сезонным увеличением спроса на иностранную валюту, а также девальвацией валют отдельных торговых партнеров Украины.

Заявления регулятора вызывают традиционные вопросы. Если дисбаланс был временным, почему не произошел откат к задекларированному ранее коридору 21-22 гривны за доллар? И что означает сезонное увеличение спроса на валюту, если за пару месяцев до этого декларировался «излишек» валюты на рынке? Резервы, хотя бы те, которые НБУ «выдавливал» с рынка, остались нетронутыми, зато население и экономические субъекты получили еще один повод не доверять национальной валюте.  

Резервы «для красоты»

Эксперты в невыполнении «маяков» МВФ особых проблем не усматривают. «Для нас это абсолютно неважно, программа [сотрудничества с МВФ в любом случае] работает плохо. Что $13 млрд, что $18 млрд – разницы никакой. Может быть, даже лучше $13 млрд, потому что нам не придется за эти $5 млрд платить проценты Фонду», – говорит член УОФА Виталий Шапран, добавляя, что особого смысла в наличии резервов «для красоты» он не видит.

Проблема в том, как эти средства используются. НБУ тратить ЗВР на поддержание курса не собирается, в то же время девальвационные риски остаются. В частности, регулятор сохраняет высокую процентную ставку, поскольку боится девальвационных рисков. Более того, последнее снижение учетной ставки с 27% до 22% годовых не привело к снижению ставки по депсертификатам НБУ, в результате чего привлечение средств для предприятий заметно усложняется.

Для нас это абсолютно неважно, программа [сотрудничества с МВФ в любом случае] работает плохо. Что $13 млрд, что $18 млрд – разницы никакой. Может быть, даже лучше $13 млрд, потому что нам не придется за эти $5 млрд платить проценты Фонду
Виталий Шапран, член УОФА

«Вместо того чтобы простимулировать кредитование экономики, НБУ сегодня связывает банковскую ликвидность своими депозитными сертификатами, он конкурирует с традиционным заемщиком, он конкурирует с промышленностью. Не цель Нацбанка связать ликвидность, и на этом вопрос закрыть. Его задача сейчас, наоборот, выпустить средства в экономику», – сетует эксперт экономического дискуссионного клуба Олег Пендзин.

Естественно, регулятор связан договоренностями с МВФ, и его монетарная политика зависит от желания последнего кредитора Украины. В то же время основной интерес МВФ заключается в том, чтобы вернуть вложенные в страну средства. Украина же, при отсутствии  реального плана восстановления экономики и действенной борьбы с коррупцией, стала похожа на арбитражного управляющего, а не эффективного менеджера, функция которого заключается в распродаже активов, аккумулировании ликвидности и сокращении расходов – чтобы кредитор смог забрать свои деньги.

И учитывая то, что Украина проблему своих валютных обязательств не решила, а лишь отсрочила, эти вопросы в среднесрочном периоде появятся снова, если не решать реальных проблем экономики.

«Мы привлекаем у МВФ ресурс, под который имеем возможность сделать инвестиционную эмиссию. Пока на сегодняшний день вся эмиссия, которая выпускалась, шла на поддержку финансовой системы либо через рефинансирование НБУ убыточных банков, либо на выплаты через Фонд гарантирования вкладов. В обоих случаях эти деньги сразу шли на потребительский рынок и создавали давление на гривну. Если же вы через институты поддержи развития (например, через Банк развития) направляете эмиссию в инвестиционный ресурс (даете выгодные кредиты бизнесу) – вы получаете внутренний спрос на инвестиционные товары, и как следствие – создание рабочих мест, рост производства, добавленной стоимости и рост экономики. Тогда на потребительский рынок выходит зарплата», – говорит Пендзин.

А пока Украина четкого плана по развитию производства не имеет, есть лишь четкий план, как получать кредиты дальше. Однако даже он находится под угрозой, учитывая нежелание нынешнего правительства проводить реальные реформы. В этой ситуации для властей Украины кредиты МВФ для пополнения ЗВР стали целью, но не средством, что в конечном итоге на благосостоянии населения никак не скажется.

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.
Государство
Налогоплательщики США ополчились против Пентагона
В Штатах набирает обороты скандал о чрезмерных $125-миллиардных военных расходах
Олег Устенко: «$30-50 млрд на руках у населения на самом деле принадлежат 15% жителей Украины»
CEO Международного фонда Блейзера – о влиянии политики Трампа на Украину и перспективах внешнего финансирования
Нагреть по-соседски: Польша претендует на газовый рынок Украины
Польские газовики пытаются противостоять усилению позиций российского «Газпрома»
Все материалы раздела
FORBES В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ
Комментариев 0
Войдите, чтобы опубликовать комментарий
Выбор редактора
Как израильская армия стала 	«кузницей стартапов»
Как израильская армия стала «кузницей стартапов»
Бывшие бойцы загадочной израильской службы киберразведки — подразделения 8200 — создали около 1000 начинающих IT-компаний. Именно им Израиль во многом обязан имиджем «нации стартапов»
Хождение по кругу: как в Минфине переписывают Налоговый кодекс
Хождение по кругу: как в Минфине переписывают Налоговый кодекс
И почему депутаты настаивают на проведении разового декларирования
Олигархи под подозрением: кому нужен Архив клептократии и почему в него попали лишь «избранные»
Олигархи под подозрением: кому нужен Архив клептократии и почему в него попали лишь «избранные»
Украинские публичные персоны готовы оспаривать данные, опубликованные в Архиве
52% за Brexit: британцы поддержали выход из ЕС
52% за Brexit: британцы поддержали выход из ЕС
Решение Объединенного королевства о выходе из Евросоюза всколыхнуло мировые рынки
Сейчас на главной
Прогресс ОПЗ: растут только долги
Прогресс ОПЗ: растут только долги
В Фонд госимущества не поступило ни одной заявки на приватизацию завода
Олег Устенко: «$30-50 млрд на руках у населения на самом деле принадлежат 15% жителей Украины»
Олег Устенко: «$30-50 млрд на руках у населения на самом деле принадлежат 15% жителей Украины»
CEO Международного фонда Блейзера – о влиянии политики Трампа на Украину и перспективах внешнего финансирования
Налогоплательщики США ополчились против Пентагона
Налогоплательщики США ополчились против Пентагона
В Штатах набирает обороты скандал о чрезмерных $125-миллиардных военных расходах
Стоит ли собственнику привлекать топ-менеджера партнером в бизнес?
Стоит ли собственнику привлекать топ-менеджера партнером в бизнес?
Каковы последние тенденции в построении долгосрочной мотивации ключевых управленцев?