Госбюджет: что в итоге принял парламент

Какой государственный бюджет на 2016 год власти «склеили» для Украины
Госбюджет: что в итоге принял парламент
Фото УНИАН

Государственный бюджет Украины на 2016 год стал традиционным подарком «под елочку». Проект главного финансового документа страны, который несколько месяцев блуждал в недрах Кабинета министров, в сессионный зал парламента попал в ночь с 24 на 25 декабря, и был поддержан 263 депутатами. Правда, законопроект №3000 не вызывал у народных избранников особой эйфории.

Более того, большинство депутатов бюджет попросту не читали, так как его подготовка завершилась за считанные минуты до голосования. Но представители Верховной рады проявили «большую озабоченность» тем, что страна может войти в следующий год без утвержденной сметы, и поэтому большинство решило голосовать «за глаза».

Затянувшийся бюджетный процесс в Кабмине объяснили очень просто: еще 10 декабря правительство утвердило согласованный вариант, и его должны были направить в парламент. Но поскольку баталии вокруг налоговой реформы привели к ее срыву, проект бюджета, который был уже построен на новой налоговой базе, пришлось экстренно переписывать.

Выторговали под себя

Наиболее принципиальный индикатор, на котором неоднократно акцентировала внимание министр финансов Наталия Яресько – дефицит казны. Его и оставили нетронутым – 84 млрд гривен, или около 3,7%. Причем Яресько строит большие планы по оздоровлению дотационного «Нафтогаза», который год от года ухудшал показатель дефицита.

«Он (дефицит «Нафтогаза». – Forbes) уменьшится в следующем году до нуля», – пообещала министр.
В целом доходы бюджета-2016 прогнозируются на уровне 595 млрд гривен, что означает их рост в сравнении с 2015 годом на 15,1%. Затраты заложены в рамках 668 млрд гривен, это на 14,8% больше плана 2015 года. И нужно отметить, что по сравнению с началом декабря дебет и кредит скорректировали несущественно: тогда плановые доходы составляли 601 млрд гривен, издержки – 685 млрд гривен.

На доходную часть бюджета правительство возлагает достаточно большие надежды. Ведь Минфину пусть и не удалось отстоять свою концепцию налоговой реформы, но Налоговый кодекс депутаты изрядно «перелопатили», поддержав изменения в него всего лишь за несколько часов до голосования за бюджет. При этом очень большое количество правок вносилось прямо в зале парламента «с голоса».

«Итоговые налоговые новшества с 2016 года вряд ли можно назвать косметическими, хотя именно так их пыталось презентовать правительство. Изменено множество ставок, по некоторым налогам (например, налогу на  прибыль, НДС) частично пересмотрен механизм начисления и взимания. Все это идет вразрез с требованиями того же НКУ. Он запрещает вносить изменения в любые элементы налогов и сборов позднее, чем за шесть месяцев до начала нового бюджетного периода, в котором будут действовать новые правила и ставки», – комментирует директор департамента международного налогового планирования ЮФ ICF Legal Sevice Наталья Ульянова.

Однако Кабмин результатом явно доволен, поскольку плановые налоговые поступления в 2016 году в итоговой версии бюджета по сравнению с проектом от 10 декабря не только не сократились, они возросли более чем на 1,5 млрд гривен и составят почти до 495 млрд гривен.

Львиную долю составят сборы по НДС (171 млрд гривен), НДФЛ (56 млрд гривен), ренты (49 млрд гривен), налога на прибыль (47 млрд гривен). Благодаря акцизам бюджет получит 29 млрд гривен, а за счет пошлин – еще 20 млрд гривен.

Каждому по миллиарду

Вместе с тем значительно сократятся неналоговые поступления – до 62 млрд гривен (в начале декабря звучала цифра в 85 млрд гривен) против 108 млрд гривен в 2015 году. Существенно увеличится «дыра» в Пенсионном фонде, что связано в первую очередь со снижением базовой ставки единого соцвзноса (ЕСВ) до 22%. В итоге на дотирование ПФ в 2016 году будет направлено 144 млрд гривен, или почти 6,4% ВВП. 

Тем не менее, правительство не унывает, и намерено латать «прорехи» в бюджете за счет кредитов. Объем привлечения внутренних и внешних заимствований в 2016 году запланирован на уровне 218 млрд гривен. «К тому же помощь от западных партнеров Украины может оказаться намного больше, чем предполагалось, учитывая резкое изменение геостратегической расстановки в мире», – прогнозирует Тантели Ратувухери, старший аналитик Empire State Capital Partners. На погашение ранее взятых долгов Украина в 2016 году направит 13,9 млрд гривен внешним кредиторам, и 121,3 млрд гривен вернет по внутренним обязательствам.

Согласно требованиям МВФ, на 31 декабря 2016 года предельный размер государственного долга не должен превышать 1,5 трлн гривен. Хотя уже по состоянию на 1 октября 2015 года его уровень составил 1,52 трлн гривен, и с существующими аппетитами удержаться в этих пределах будет сложно.

В структуре затрат бюджета, помимо ПФ, сильнее всего вырастут общие затраты Минсоцполитики (на 68%), Конституционного суда (на 68%), Аппарата Верховной рады (на 34%), Службы внешней разведки (на 33%), Госуправления делами и Государственной судебной администрации (на 25% в каждом случае), Минобороны (на 22%, причем свои 5% ВВП на оборону президент Петр Порошенко так и не выторговал), МВД (на 18%, в том числе Нацгвардии – на 23%). Вновь созданное Национальное антикоррупционное бюро в 2016 году получит почти 0,5 млрд гривен.

При этом финансирование образования и науки сократится на 6,2%, хотя планировалось урезать его и вовсе на 14,4%. Министерство здравоохранения получит на 5% меньше бюджетных денег, чем в 2015 году. Причем, очевидно, что немало издержек «на здоровье» действительно нецелесообразны, но в то же время депутаты выделили на 30% меньше средств на строительство нового «Охматдета», и это на фоне 25 млн гривен, которые попытался выбить Кабмин для проведения фестиваля патриотической песни.

Ждут, но не верят

Макропоказатели, на которых построен бюджет-2016, не изменились. Правительство ожидает увидеть 2% роста ВВП против падения на 12% в 2015 году, снижение темпов инфляции до 12%, рост экспорта и импорта до 7%, курс гривны в пределах 24,1-24,4 грн/$1, повышение соцстандартов на 12,5%.

Одной из ключевых «побед» бюджета на 2016 год эксперты считают децентрализацию местных бюджетов, а также влияние госсектора на экономику. «Расширяются возможности органов местного самоуправления и резко сокращаются квазифискальные издержки», – считает эксперт Центра экономических стратегий Павел Кухта.
Так, по оценкам ЦЭС, сокращение доли госсектора в затратной части бюджета будет способствовать ускорению роста ВВП на 0,3-2,9 п.п. в средне- и долгосрочной перспективе. А местные бюджеты смогут нарастить собственные доходы. «Хотя власти по-прежнему будут ехать «на поклон» в Киев и выбивать причитающиеся им деньги», – уверен управляющий партнер инвесткомпании Capital Times Эрик Найман.

Скепсис вызывают и намерения Кабмина привлечь в бюджет 17 млрд гривен за счет приватизации. Учитывая, что за 2015 год поступления от продажи госимущества не выполнены даже на 1%, и контролирующие госпредприятия чиновники не заинтересованы в их приватизации – эти планы малореалистичны.

Плюс ко всему и эксперты, и бизнес считают, что ожидаемый в 2016 году курс гривны слишком оптимистичен. Например, многие крупные экспортеры еще в ноябре 2015 года заложили в свои контракты целевые значения 26-27 грн/$1, считая их более адекватными. И это действительно проблема, поскольку из-за неправильно спрогнозированного курса могут «поплыть» все остальные показатели бюджета.

Хотя наполнение казны, по большому счету, зависит, скорее, не от индикаторов, а от готовности и желания властей проводить реформы. Ведь плановые 2% ВВП – это не рост, это результат низкой базы сравнения. И как раз 2016 год может дать хороший шанс на построение фундамента для реального экономического подъема в последующие годы. Главное – этим шансом воспользоваться.

Основные плановые показатели бюджета-2016*

Индикатор

План на 2015 год, млрд гривен

План на 2016 год (проект), млрд гривен

Динамика, %

Доходы

517

595

15,1%

Издержки

582

668

14,8%

Дефицит

76

84

10,5%

Налоговые поступления

410

495

20,7%

Неналоговые поступления

108

61

-43,5%

Предельный размер госдолга

1394

1502

7,7%

Дефицит Пенсионного фонда

81

145

79,0%

Объем госгарантий

25

28

12,0%

Обслуживание госдолга

93

99

6,5%

* данные Министерства финансов

Ключевые макроиндикаторы на 2016 год

Динамика ВВП

+2%

Номинальный ВВП

2262 млрд гривен

Инфляция

12%

Курс гривны

24,1-24,4 грн/$1

Прожиточный минимум:

- с 1 января 2016 года

1330 гривен

- с 1 мая 2016 года

1399 гривен

- с 1 декабря 2016 года

1496 гривен

Минимальная зарплата:

- с 1 января 2016 года

1378 гривен

- с 1 мая 2016 года

1450 гривен

- с 1 декабря 2016 года

1550 гривен

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.
powered by lun.ua
Государство
Зимбабве напугало население «зомби-валютой»
Президент страны Роберт Мугабе выпустил заменители денег, рискуя создать революционную ситуацию
Продать банкрота: СЕТАМ теряет монопольное положение
Но у Фонда гарантирования вкладов все равно остаются проблемы с этой площадкой
Погоня за тенью: в госбюджете-2017 придется учесть новые экономические реалии
За счет чего и кого правительство будет финансировать повышение минимальной зарплаты в следующем году
Все материалы раздела
FORBES В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ
Комментариев 2
Войдите, чтобы опубликовать комментарий
Павел Харламов
Павел Харламов — 28.12.2015, 20:44

Андрей, нужно ждать публикации бюджета в "Голосе Украины", а лучше всего - на сайте ВР, и оттуда брать данные. Поскольку сейчас по многим статьям есть пробелы, а не до конца ясно, что они там напринимали.

Andrey Yakymyshyn
Andrey Yakymyshyn — 28.12.2015, 15:59

підкажіть де можна почитати кошторис держ видатків на 16 рік

Выбор редактора
Как израильская армия стала 	«кузницей стартапов»
Как израильская армия стала «кузницей стартапов»
Бывшие бойцы загадочной израильской службы киберразведки — подразделения 8200 — создали около 1000 начинающих IT-компаний. Именно им Израиль во многом обязан имиджем «нации стартапов»
Хождение по кругу: как в Минфине переписывают Налоговый кодекс
Хождение по кругу: как в Минфине переписывают Налоговый кодекс
И почему депутаты настаивают на проведении разового декларирования
Олигархи под подозрением: кому нужен Архив клептократии и почему в него попали лишь «избранные»
Олигархи под подозрением: кому нужен Архив клептократии и почему в него попали лишь «избранные»
Украинские публичные персоны готовы оспаривать данные, опубликованные в Архиве
52% за Brexit: британцы поддержали выход из ЕС
52% за Brexit: британцы поддержали выход из ЕС
Решение Объединенного королевства о выходе из Евросоюза всколыхнуло мировые рынки
Сейчас на главной
Аэропорт «Борисполь» возглавит сокурсник Петра Порошенко
Аэропорт «Борисполь» возглавит сокурсник Петра Порошенко
Экс-замминистра транспорта Павел Рябикин обещает, что будет дружить с «МАУ»
Вагоны за тарифы: почему бизнес не верит «Укрзализныце»
Вагоны за тарифы: почему бизнес не верит «Укрзализныце»
И будут ли все-таки повышены цены на грузоперевозки
Чем грозит рынку принятие нового закона «О почтовой связи»
Чем грозит рынку принятие нового закона «О почтовой связи»
И почему он вызвал недовольство среди представителей онлайн-торговли
Вышли на ковер: как в проекте «Килим. Сучасні українські митці» сочетаются традиционное и современное искусство
Вышли на ковер: как в проекте «Килим. Сучасні українські митці» сочетаются традиционное и современное искусство
И какие еще смыслы вложили в него кураторы Игорь Абрамович и Александр Соловьев