Почему министры покидают команду Яценюка

Исход из Кабинета министров накануне отчета правительства продолжается. Forbes внимательно прочел документ
Почему министры покидают команду Яценюка
Арсений Яценюк
Фото УНИАН

Министр инфраструктуры Андрей Пивоварский, министр аграрной политики Алексей Павленко, министр информационной политики Юрий Стець, министр здравоохранения Александр Квиташвили, а теперь – и министр экономического развития и торговли Айварас Абромавичус заявили о готовности покинуть правительство Арсения Яценюка.

Объясняя свое решение об отставке, Абромавичус подчеркнул, что не может быть эффективным руководителем в условиях тотального блокирования его работы вместо обещанной 14 месяцев назад всесторонней поддержки реформ и свободы действий, в том числе в кадровых вопросах. «Мы – из технократических людей, которые шли в правительство, думая, что все будет по-другому», – сказал он. И прямо заявил, что вмешательство в работу Минэкономики осуществлял первый замглавы парламентской фракции «Блок Петра Порошенко» Игорь Кононенко, лоббировавший назначение лояльного к себе менеджмента в некоторые госкомпании, в частности – «Укрхимтрансаммиак».

«Некоторые из новых доброжелателей – хуже старых», – констатировал Абрамовичус. Кононенко ответил на это заявление пожеланием «не перекладывать с больной головы на здоровую» – по его мнению, таким образом глава МЭРТ ищет  внешних виноватых в неудачах работы его ведомства. В отличие от других полу-ушедших коллег, Абрамовичус не планирует задерживаться на посту и просит парламент проголосовать за его отставку уже завтра.

Увольнение министра экономики произошло за полторы недели до широкого отчета правительства о проделанной за год работе. Текст этого документа – в формате 18 красочных, но малоинформативных пиар-слайдов – был размещен на сайте правительства 2 февраля. Днем ранее отчет Кабмина – но в виде развернутого анализа работы на более чем 200 страницах – получили народные депутаты. В том числе и с этим документом связано то, что команда Яценюка редеет на глазах. «Уход украинских министров связан и с отчетом Кабмина, который планируется через две недели, и с взаимоотношениями внутри правящей команды», – уверен политолог Кость Бондаренко

Forbes, который также располагает полной версией документа, внимательно изучил отчет правительства Арсения Яценюка в поисках причин для массового исхода министров.

Стартовая база

Отчет правительства начинается с пространного описания кризисного состояния, в котором Кабмин «принял» страну. Макроэкономическая дестабилизация и падение производства и экспорта были усилены протекционистскими мерами со стороны Российской Федерации и падением цен на сырьевые товары.
«В этих условиях правительство вместе с НБУ внедрили решительные мероприятия по стабилизации экономической ситуации в стране путем проведения жесткой финансовой политики», – говорится в отчете.

Среди таких мер – введение дополнительной импортной пошлины, осуществление фискальной консолидации, повышение учетной ставки НБУ, усиление административных мер на валютном рынке, которые происходили «в условиях очищения банковской системы от проблемных банков».

Подводя итоги 2015 года, следует сказать, что несмотря на все сложные политические и экономические вызовы, стоящие в 2015 году, задачи по восстановлению макроэкономической стабильности и прекращению падения экономики правительство выполнило
Отчет о работе за год Кабмина (версия для народных депутатов)

Егор Перелыгин, директор финансового департамента Unison Bank, отмечает, что доверие к банковской системе нельзя считать восстановленным ни со стороны бизнеса, ни со стороны населения. «Этот факт иллюстрирует высокая степень «долларизации», перекосы и лихорадка валютного рынка, и постоянные сбои в монетарной политике (происходящие от турбулентной инфляции)», – говорит он, подчеркивая, что с финансовой стабильностью в Украине очень много проблем, поскольку их источник – в фундаментальных плоскостях экономики, политики и поведенческих движений. Андрей Онистрат, экс-владелец банка «Национальный кредит», оценивает меры Кабмина и НБУ как половинчатые, упрекая регулятора в избирательном подходе к участникам системы. «У нас закрытие банков происходит, как изменение погоды – каждые пару дней. Я бы оставил нерезидентов и парочку муниципальных банков», – предлагает он.

«Если говорить об очищении банковской системы, то, конечно, некоторые победы есть – вывод злостных нарушителей и схемных организаций с рынка, реорганизация самого НБУ как главного регуляторного органа, разработка новой стратегии развития финансового сектора. Но это – заслуги самого НБУ. Да и эти заслуги подрываются сбоями в монетарной политике», – указывает Перелыгин.

В результате решительных действий команды Яценюка, следует из отчета, во второй половине года была «достигнута макроэкономическая стабилизация и улучшились потребительские и предпринимательские настроения в обществе». В IV квартале 2015 года ожидается рост ВВП в расчете к предыдущему кварталу на 0,2%. А по итогу 2015-го падение ВВП замедлится до 10,4% в сравнении с 17,2% в І квартале.

По оценкам Минэкономразвития, более 40% негативного влияния на динамику ВВП обеспечено ситуацией в Донецкой и Луганской областях. Не будь войны, падение ВВП по итогам 2015 года составляло бы 5,9%. Дмитрий Боярчук, исполнительный директор Центра социально-экономических исследований «CASE Украина», уточняет, что за сокращение темпов падения правительству стоит «благодарить» статистику. «Сокращение темпов падения на 7 п.п. – это результат того, что, начиная с августа, уравнялась статистическая база. Относительно роста – пока сигналов нет, будет около нуля. Ну, какой рост, если цены на металлы падают, а внутренних источников на горизонте нет? Доходы так себе, да и инвесторы не спешат», – перечисляет он.

При этом Боярчук согласен, что макропоказатели ухудшил в первую очередь эффект оккупации Донбасса – территории с основными промышленными мощностями – на фоне падения ресурсных цен.

Себе в заслугу Кабмин ставит затухание инфляционной волны – с 60,9% в апреле 2015-го до 43,3% по итогам года. Также в правительстве заметили приток иностранных инвестиций и рост доверия инвесторов.

Внешний наблюдатель здесь тоже может поспорить с правительством. «Мы остались со старым Налоговым кодексом, а значит – со старыми проблемами и с отсутствием перспективы развития предпринимательства. Ожидать бума предпринимательской активности явно не приходится. Фактически вся страна осталась в налоговом болоте еще минимум на год. При этом я не знаю об активности Минфина в разработке приемлемой и для государства, и для бизнеса концепции налоговой реформы с целью введения ее в 2017 году», – сокрушается Герман Таслицкий, управляющий партнер ЮК «Правозащита Украина».

В свою очередь Тарас Козак, координатор группы «Налоговый кодекс» Общественной платформы «Нова країна», конкретизирует основные претензии к работе правительства в части изменений налоговой системы – кулуарность, непубличность, профанация обсуждения готового законопроекта и нежелание конструктивно общаться с оппонентами. «Перемогою» те нововведения, которые были приняты в прошлом году, считать нельзя», – говорит он.

Секторальные успехи

Депутатская версия отчета правительства занимает 161 страницу. К отчету прилагается информация о реализации плана мероприятий по выполнению Программы деятельности Кабинета министров и Стратегии устойчивого развития «Украина-2020» в 2015 году и перечень законопроектов, находящихся на рассмотрении Верховной рады, которые направлены на выполнение этой программы – в общей сложности 113 штук. 

Cам отчет состоит из 10 разделов, каждый из которых посвящен отдельному направлению деятельности.

В оборонной политике к своим успехам Кабмин относит повышение в 2015 году расходов на оборону и безопасность в сравнении с 2014 годом в 1,5 раза (на 32,1 млрд гривен) – по оперативным данным, они фактически составили 95,8 млрд гривен. На эти деньги «была закуплена новая техника, разработаны новые ее образцы, система имущественного обеспечения солдат была приближена к стандартам НАТО».

Проект «Стена» в отчете прямо не упомянут, но есть данные о том, что за 2015 год были оборудованы противотанковые рвы протяженностью 230 км, металлический заградительный забор – 72 км, рокадная дорога – 115 км. Статус участника боевых действий получили 156 082 человека. 

Успехи в политике государственного управления – внедрение практики найма чиновников путем открытого кадрового конкурса (в частности, в НАБУ), написано несколько программ регионального развития, перераспределены из государственного бюджета несколько статей доходов в пользу региональных бюджетов, среди прочего – путем введения нового акцизного налога с конечных продаж. Среди достижений – передача части полномочий, в частности, по регистрации имущества и выдаче разрешений на строительство на места, и дерегуляция. 

В борьбе с коррупцией, которой посвящен отдельный раздел, Кабмин выделяет создание НАБУ (его члены еще не назначены), создание электронного реестра деклараций (пока не работает), создание Агентства по выявлению и розыску активов, полученных коррупционным путем, а также – судебную реформу и реформу правоохранительной системы.

Новая экономическая политика состоит из реформирования налоговой системы, в том числе сокращения числа налогов с 22 до 11 и введения моратория на проверки бизнеса; введение налога на дорогие авто и квартиры, и ужесточение условий для работы «единщиков». Также были приняты решения по сокращению портовых сборов и закрыт ряд международных торговых споров в ВТО – в частности, с Австралией по табачным изделиям. 

В части управления государственной собственностью создана рабочая группа по вопросам реформирования системы управления государственным сектором экономики, утвержден перечень из 14 государственных предприятий, подлежащих преобразованию в государственные акционерные общества, и графики его проведения. В госбюджет в 2015 году поступило 3 млрд 9 млн 706 тыс. гривен дивидендов и 776, 067 млн гривен чистой прибыли, перечисленных хозяйственными обществами, в уставном капитале которых есть корпоративные права государства. Уровень убыточности государственных предприятий в 2015 году уменьшился до 16 млрд гривен против чистого убытка в 2014 году на уровне 117 млрд гривен.

В рамках новой продовольственной политики разработана Единая стратегия развития сельского хозяйства до 2020 года (Forbes писал об этом документе), увеличен минимальный срок аренды сельхозземель до семи лет, упрощены условия ведения бизнеса в аграрном секторе – отменено 56 разрешительных документов и процедур. Сельское хозяйство, напоминают авторы документа, обеспечивает более 38% экспортного потенциала государства. Положительное сальдо внешнеторговой деятельности в АПК составляет $11,1 млрд.

У большинства министров нет шансов остаться в следующем Кабмине. Они себя никак не зарекомендовали в нынешнем правительстве. Им намного проще уйти, громко хлопнув дверью, чем уйти в небытие
Кость Бондаренко, политолог

Для обеспечения энергетической независимости Кабмин начал реформирование единой газотранспортной системы Украины, реорганизацию НАК «Нафтогаз Украины» в соответствии с Третьим энергопакетом ЕС, и обеспечил эффективность корпоративного управления благодаря смене руководителей предприятий из системы НАКа.

В угольной отрасли пересмотрен перечень угледобывающих предприятий, подлежащих приватизации, и к продаже готовится пять объектов ГП «Львовуголь» и ГП «Волыньуголь». А  для оптимизации государственных расходов на угольную отрасль подготовлены изменения в порядок ликвидации угледобывающих предприятий (ликвидация так называемой 3-й группы шахт), которые позволят ускорить реализацию мероприятий по подготовке угледобывающих предприятий к ликвидации на 12 месяцев и сэкономить не менее 200 млн гривен.

Несмотря на сплошные успехи, зафиксированные в отчете, Кость Бондаренко уверен – у большинства министров нет шансов остаться в следующем Кабмине. «Они себя никак не зарекомендовали в нынешнем правительстве. Им намного проще уйти, громко хлопнув дверью, чем уйти в небытие», – говорит он.

По его мнению, в ближайшее время можно ожидать концентрации «сбитых летчиков» вокруг команды Михаила Саакашвили. «Сейчас создается такая себе «григоришино-саакашвиливская» команда, в которую войдут все обиженные и недовольные Порошенко. Это будет не оппозиция, а такой фронт, который будет и вступать в сотрудничество, и критиковать», – резюмирует Бондаренко.

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.
Государство
Австрийский политический дрифт
Кандидат ксенофобской партии, основанной нацистами, чуть не возглавил одну из богатейших стран Европы
Старый друг: новым послом США может стать Мари Йованович
Дипломат уже была одной из глав миссии США в Украине – накануне Оранжевой революции
«План Гройсмана»: чего не хватает программе действий нового правительства
Только в нескольких сферах новый Кабмин сможет опереться на реальные наработки, в большинстве же отраслей министры пока ограничились популизмом
Все материалы раздела
FORBES В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ
Комментариев 2
Войдите, чтобы опубликовать комментарий
Fati Shevctova
Fati Shevctova — 03.02.2016, 16:11

вот и хорошо...пусть весь бпп сваливает.....а яценюк пусть сам выбирает команду,которая будет подчиняться ему и которая будет проводить реформы...ну если же и после этого ничего не будет,вот тогда надо его убирать и еще судить....

Vladimir Kirov
Vladimir Kirov — 05.02.2016, 09:49

А судьи - кто ?

Выбор редактора
На страже стабильности: как инновации помогают выстоять во время кризиса и войны
На страже стабильности: как инновации помогают выстоять во время кризиса и войны
Украинские инвесторы и предприниматели способны решать проблемы с вооружением, экологией и ограниченностью энергоресурсов
В зоне риска: Фидобанку предрекают банкротство
В зоне риска: Фидобанку предрекают банкротство
Как и почему банковский рынок Украины может потерять еще одного игрока
Киевский банкрот: банк «Хрещатик» объявлен неплатежеспособным
Киевский банкрот: банк «Хрещатик» объявлен неплатежеспособным
Акционеры оставили финучреждение без поддержки. Горадминистрация Киева требует вмешательства правоохранителей
Зима под санкциями: кому досталась основная часть пассажиропотока Украина – Россия
Зима под санкциями: кому досталась основная часть пассажиропотока Украина – Россия
И как украинская сторона сумела компенсировать отсутствие российского рынка
Сейчас на главной
Украинская рулетка: граждане и бизнес потеряли в банках-банкротах свыше 300 млрд гривен
Украинская рулетка: граждане и бизнес потеряли в банках-банкротах свыше 300 млрд гривен
Можно ли построить в Украине европейскую систему гарантирования вкладов
Верю — не верю: Биотех-реабилитация раненых
Верю — не верю: Биотех-реабилитация раненых
Используя клеточные технологии, украинские медики научились восстанавливать поврежденные конечности. Официальная медицина упорно не признает этот метод. Но факты говорят сами за себя
Почему автоконцерны активно инвестируют в сервисы такси
Почему автоконцерны активно инвестируют в сервисы такси
Для производителей авто это вклад в будущее
В гостях у Кафки: 7 фильмов Тима Бертона
В гостях у Кафки: 7 фильмов Тима Бертона
Какие фильмы этого режиссера стоит посмотреть, чтобы проникнуться его эстетикой