Национальные особенности налоговой реформы: МВФ опубликовал отчет по Украине

Как видит фискальную реформу Фонд и насколько украинское правительство готово выполнять его рекомендации
Национальные особенности налоговой реформы: МВФ опубликовал отчет по Украине
Кристин Лагард, директор-распорядитель Международного валютного фонда
Фото GettyImages/fotobank.ua

Вчера МВФ опубликовал отчет об Украине, который содержит ряд рекомендаций от экспертов Фонда. Отчет базируется на данных по состоянию на октябрь 2015 года и посвящен уменьшению ЕСВ и гармонизации системы налогообложения предприятий и малого бизнеса. В предыдущем отчете (IMF, Restoring a Strategic Approach to Tax Reform («Восстановление стратегического подхода к налоговой реформе», март 2015-го. – Forbes) отмечалось, что социальные взносы в Украине слишком высоки.

В то же время утверждается, что вполне обоснованно было бы предположить, что это связано с большим неформальным сектором, по борьбе с которым МВФ дает весьма неоднозначные советы. Например, либерализация законодательства в сфере банковской тайны. Несмотря на то что отчет носит рекомендательный характер, исходя из его содержания, напрашивается вывод, что эти рекомендации имели значительное влияние на формирование новой налоговой политики Министерства финансов. Некоторые рекомендации Минфин уже принял к сведению, а другие наверняка будут внедряться последующие годы.

«Отчет технической миссии – это отчет, с которым я работала каждый день на протяжении двух недель, и я его знаю хорошо. Для нас это было хорошим подспорьем на пути разработки налоговой реформы. Это дополнительное мнение, которое мы использовали во время ее обсуждения», – объясняет заместитель министра финансов Елена Макеева.

Ряд рекомендаций Фонда уже был воплощен в налоговой реформе Минфина, а еще часть из них будет реализовываться на протяжении 2016 года

Учитывая специфический ход обсуждения налоговой реформы, становится очевидным, что советы Фонда имели большое влияние на Минфин. В то же время для сторонников «либерального» варианта фискальных новшеств рекомендации Фонда «подспорьем» не являлись. Как видно из отчета, МВФ не уделяет особое внимание возможным вариантам стимулирования экономики страны, не переставая при этом говорить о расширении базы налогообложения.

В итоге ряд рекомендаций Фонда уже был воплощен в налоговой реформе Минфина, а еще часть из них будет реализовываться на протяжении 2016 года. «Недавно министр финансов обозначила пять основных акцентов, которые мы для себя видим в KPI в этом году. Один из них – завершение налоговой реформы», – подчеркивает Макеева.

Закат «упрощенки»

Одна из наиболее резонансных норм, которая может настигнуть украинский бизнес в нынешнем году – отмена упрощенной системы налогообложения для юрлиц.  «Юридические лица тоже должны быть лишены возможности применять реформированный упрощенный режим налогообложения. [...] Практика большинства стран заключается в отказе от распространения режима упрощенного налогообложения на юридических лиц», – говорится в отчете МВФ.

В рекомендациях Фонда также указано, что право на применение «упрощенки» должно предоставляться только по-настоящему малым налогоплательщикам. Целью этих систем должно быть упрощение соблюдения законодательства малыми предприятиями, которые не в состоянии выполнять все требования к администрированию и бухгалтерскому учету, обязательные для крупных налогоплательщиков.

Однако если эта норма в прошлом году так и не была зафиксирована в законе, то в нынешнем с большой долей вероятности ее все-таки попытаются ввести. «Упрощенная система налогообложения должна остаться, но ее нужно модифицировать, чтобы не дать крупному бизнесу дробиться и использовать упрощенную систему с целью оптимизации и минимизации налогов», – уточняет Макеева.

Битва с «тенью»

В целом оптимизации налогов в отчете МВФ уделяется много внимания. И эксперты Фонда закономерно подчеркивают, что бороться с этим следует не только снижением ЕСВ. «Неформальность – это многомерная проблема, и борьба с ней лишь путем снижения ставок ЕСВ может не принести практически никаких последствий», – указано в документе.

Эксперты Фонда отметили, что работодателям приходится оплачивать фальсифицированные счета, для того чтобы покрыть ту часть зарплат, которая выплачивается наличными. Инструменты, которые предлагает Фонд, весьма противоречивы. «Полномочия ГФС по расследованию операций такого типа компаний [практикующих оптимизацию налогообложения] очень ограничены из-за строгости законодательства о банковской тайне», – говорится в отчете МВФ.

Неформальность – это многомерная проблема, и борьба с ней лишь путем снижения ставок ЕСВ может не принести практически никаких последствий
отчет МВФ

Эксперты Фонда уточняют, что в настоящее время Государственная фискальная служба имеет возможность обрести доступ к банковским выпискам только по решению суда, а полученная таким образом информация сводится, как правило, к данным об остатках средств на счетах. «Для того чтобы предпринять решительные шаги против расширения неформального сектора, необходимо будет смягчить законодательство о банковской тайне: например, сделать так, чтобы для получения информации требовалось только соответствующее решение Национального банка», – советуют аналитики.

При всей кажущейся логичности таких рекомендаций Фонд практически игнорирует коррупционную составляющую в работе фискальной службы. На фоне признания премьер-министра Арсения Яценюка в том, что победить коррупцию в ГФС не удалось, такие рекомендации Фонда выглядят довольно противоречивыми.

«Что касается нерегистрируемой части экономики – основной массы теневой экономики, здесь необходим подход, который я называю подходом «конверсии». Когда конструктивную деятельность в этой сфере должны максимально конвертировать в сферу прозрачных отношений. Для того чтобы эта конверсия произошла, необходимо отсекать сферы, которые способствуют тенизации», – поясняет президент Центра антикризисных исследований Ярослав Жалило. По его словам, речь идет в первую очередь о коррупции, которая препятствует реформам и поглощает значительную часть необходимых для развития ресурсов. И особенно остро подобные перекосы ощущаются в кризисное время.

«Надо меньше пить»

Немало внимания Фонд уделил и вопросу акцизов, отмечая «очень низкий» уровень налоговой нагрузки на многие подакцизные товары – вино, табачные изделия и пиво. Более того, по мнению Фонда, Украина имеет самый высокий в мире уровень потребления незарегистрированного алкоголя. «Такая ситуация влечет за собой двойные негативные последствия: повышает риски потребления алкоголя и способствует избеганию налогообложения», – говорится в отчете.

Можно ожидать значительного повышения акцизов на алкоголь уже в ближайшем будущем. Что касается табака, акцизные сборы на товары этой категории Фонд рекомендует повысить до уровня стран ЕС в среднесрочной перспективе

Эксперты МВФ уверены, что, помимо уменьшения налоговой базы, это приводит к значительным расходам на здравоохранение. «Огромные негативные последствия оправдывают применение более агрессивного подхода к повышению ставок акцизов на алкогольные напитки», – подчеркивают специалисты Фонда. В итоге можно ожидать значительного повышения акцизов на алкоголь уже в ближайшем будущем. Что касается табака, акцизные сборы на товары этой категории Фонд рекомендует повысить до уровня стран ЕС в среднесрочной перспективе.

Избирательное взаимопонимание

Следует констатировать, что Минфин прислушивался не ко всем рекомендациям Фонда. Учитывая понижение ставки ЕСВ, Фонд предлагал искать компенсаторы в разных налогах, одним из которых был НДС. По словам Макеевой, повышение НДС до 21% дало бы около 10 млрд гривен налогового дохода. «Мы эту идею обсуждали и просчитывали, но для себя поняли, что это непопулярная мера. В итоге отказались от нее. Она не нашла поддержки ни в Минфине, ни в правительстве», – отмечает Макеева.

В целом же рекомендации МВФ типичны для кредитора, который навязывает Украине политику «санации». Большой проблемой остается то, что украинская экономика в текущих условиях не способна выбраться из рецессии. Налоговая система страны по-прежнему несовершенна и никоим образом не содействует привлечению инвестиций. Более того, советы Фонда часто неактуальны для Украины, поскольку не учитывают коррупционных факторов, присущих госструктурам.

«Если мы говорим о борьбе с теневой экономикой за счет ужесточения фискальных процедур, это может вступать в противоречие с задачами антикризисной политики. Антикризисная политика в наших условиях – это максимальное стимулирование предпринимательской деятельности, снижение издержек ее ведения, насколько это возможно», – указывает Жалило.

Это можно сделать при помощи налогового реформирования, за счет упрощения и автоматизации процедур, сокращения субъективизма в налоговых процедурах. «Увы, в предложенных реформах Минфина в комплекте с бюджетом 2016 года их практически не было», – резюмирует эксперт.

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.
Государство
Ядерный ренессанс: почему атомную энергетику еще рано списывать в утиль
Украине на фоне мирового оживления строительства АЭС впору позаботиться о разработке программы развития ядерного энергопромышленного комплекса в рамках общеэнергетической стратегии страны
52% за Brexit: британцы поддержали выход из ЕС
Решение Объединенного королевства о выходе из Евросоюза всколыхнуло мировые рынки
Своя атмосфера: НБУ снижает учетную ставку
Как это повлияет на украинскую экономику и банковский рынок
Все материалы раздела
FORBES В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ
Комментариев 2
Войдите, чтобы опубликовать комментарий
Игорь Коврига
Игорь Коврига — 30.03.2016, 17:35

Очевидно что налоговую политику нужно менять. Прежде всего предприятиям которые нуждаются в усовершенствовании своего оборудования для выхода на современный уровень, дать налоговую льготу которая может быть потрачена только на приобретение или создание такого оборудования. На сегодняшний день мы технологически отсталая страна и не изменив этого никаких улучшений ждать не стоит. Никакой иностранный инвестор не будет вкладывать в развитие чужой страны , поэтому их нужно искать внутри страны и они есть на самом деле, просто денежные потоки нужно пускать в нужных направлениях. Также нужно что-то делать с возвратом точнее с не возвратом НДС честным экспортерам. Этот фактор сильно сдерживает развитие экспорта. Увеличение НДС до 21% это абсурд, чем он больше тем чаще будут уходить в тень. По моим оценкам снижение НДС до 13% вывело бы из тени почти всех кто занимается внешней торговлей и вытянуло бы много средств из офшоров. Также желательно отменить НДС на комплектующие для товаров которые потом будут реализованы за рубежом. Тогда предприниматель сможет не вынимать оборотные средства на НДС пока производит продукт. При рентабельности продукции всего 10% постоянно отдавать государству 20% и ждать возврата получается накладно. Т.е. это не стимулирует развитие мелкорентабельного бизнесса.

SanderClubLife
SanderClubLife — 10.02.2016, 09:53

Н-да... своїми рекомендаціями МВФ зажене нашу країну в ще більшу кризу. Ніякої економічної логіки не видно. Наприклад, взяти акциз на тютюнові вироби: якщо їх підняти до рівня ЄС, то це не означає, що податкові надходження збільшаться, або люди перестануть курити. Враховуючи те, що доходи населення падають, то курці просто почнуть курити більш дешеві цигарки, що, згідно логіки МВФ, збільшить витрати на охорону здоров"я. Те саме з алкоголем. Тіньовий ринок стане ще більшим...
А нашим чиновникам треба почати реально боротися з корупцією і перестати красти/відмивати гроші. От тоді і не треба буде збільшувати податковий тягар.

Выбор редактора
На страже стабильности: как инновации помогают выстоять во время кризиса и войны
На страже стабильности: как инновации помогают выстоять во время кризиса и войны
Украинские инвесторы и предприниматели способны решать проблемы с вооружением, экологией и ограниченностью энергоресурсов
В зоне риска: Фидобанку предрекают банкротство
В зоне риска: Фидобанку предрекают банкротство
Как и почему банковский рынок Украины может потерять еще одного игрока
Киевский банкрот: банк «Хрещатик» объявлен неплатежеспособным
Киевский банкрот: банк «Хрещатик» объявлен неплатежеспособным
Акционеры оставили финучреждение без поддержки. Горадминистрация Киева требует вмешательства правоохранителей
Зима под санкциями: кому досталась основная часть пассажиропотока Украина – Россия
Зима под санкциями: кому досталась основная часть пассажиропотока Украина – Россия
И как украинская сторона сумела компенсировать отсутствие российского рынка
Сейчас на главной
Ядерный ренессанс: почему атомную энергетику еще рано списывать в утиль
Ядерный ренессанс: почему атомную энергетику еще рано списывать в утиль
Украине на фоне мирового оживления строительства АЭС впору позаботиться о разработке программы развития ядерного энергопромышленного комплекса в рамках общеэнергетической стратегии страны
Олигархи под подозрением: кому нужен Архив клептократии и почему в него попали лишь «избранные»
Олигархи под подозрением: кому нужен Архив клептократии и почему в него попали лишь «избранные»
Украинские публичные персоны готовы оспаривать данные, опубликованные в Архиве
Вещь в себе: почему Конституция Украины превращается в бутафорию
Вещь в себе: почему Конституция Украины превращается в бутафорию
И как Украина перестала быть социальным государством
Философия менеджмента: вечно догоняя Японию
Философия менеджмента: вечно догоняя Японию
Создатель брендов Panasonic, Technics и National Коносуке Мацусита – о том, какие компании будут господствовать на рынке нашей страны через 20 лет