ѕрофессор Ѕостонского университета: Ђ¬ »√»Ћ знают, как зацепить западного человекаї

јнна √ейфман Ц об экономике »√»Ћ и причинах, позвол€ющих террористам вербовать молодых людей в ≈вропе и —Ўј
ѕрофессор Ѕостонского университета: Ђ¬ »√»Ћ знают, как зацепить западного человекаї
јнна √ейфман
‘ото: јлександр  озаченко дл€ ЂForbes ”краинаї

¬опросы терроризма Ц одни из наиболее болезненных и острых дл€ современного социума. —реди ведущих исследователей этой проблематики Ц јнна √ейфман, профессор Ѕостонского университета и университета в Ѕар »лан в »зраиле. ¬ыпускница √арварда, она много лет посв€щает себ€ изучению истории и проблематики террора.

Ѕеседу с јнной √ейфман Forbes посв€тил угрозам современного мира. ћы говорили об »√»Ћ, формировании террористического государства и последстви€х, которые создает дл€ ≈вропы и западного мира развитие радикальных объединений. √ейфман рассказала о том, почему можно и нужно сравнивать »√»Ћ с большевиками периода формировани€ ———–, и объ€снила, как можно было бы противосто€ть опасности, которую несет с собой террористическое государство.

Ц ѕожалуйста, объ€сните, чем, по вашему мнению, €вл€етс€ »√»Ћ?

Ц »√»Ћ в его нынешнем обличье по€вилс€ летом 2014 года в »раке. ¬ стране, сильно пострадавшей после войны, фактически разрушенной.

»значально »√»Ћ был частью иракского крыла Ђјль- аидыї. ѕосле раскола Ђјль- аидаї за€вила, что Ђрассталасьї с »√»Ћ из-за его чрезмерного радикализма. ƒл€ такой организации, как Ђјль- аидаї, обвинение кого-то в излишней экстремальности звучит, конечно, смешно. Ђјль- аидаї ответственна за 11 сент€бр€ и множество других терактов. “рудно представить организацию более радикальную. »деологически же »√»Ћ от Ђјль- аидыї практически не отличаетс€.

Ц ќни стрем€тс€ построить единый исламский мир с одним центром, уничтожа€ всех несогласных?

Ц ƒа. ќни говор€т все, что говор€т и другие исламисты или джихадисты. Ќо »√»Ћ за€вил себ€ как халифат: объ€вил создание Ђисламского государстваї на территори€х между —ирией и »раком. »х вожак јль Ѕагдади стал халифом Ц лидером государства.

¬ теории, конечно, Ђјль- аидаї тоже за то, чтобы стать государством. ƒл€ этого нужно было объ€вить какую-нибудь территорию, оказавшуюс€ в вакууме власти, халифатом. » за€вить, что они Ђвосстанавливают исламское государствої. Ќо Ђјль- аидаї не была готова к такому шагу. »√»Ћ же его уже реализовал.

–азница между Ђјль- аидойї и »√»Ћ така€ же, как в свое врем€ была между большевиками и меньшевиками. »деологи€ одна, просто большевики решились на авантюру Ц вз€ть власть в свои руки, даже если дл€ этого приходилось идти на компромисс с марксистской догматикой.

»√»Ћ захватывает те территории, которые удаетс€ захватывать Ц и на некоторых из них есть нефть. Ќефть они сбывают. ѕокупатели наход€тс€.  то-то же покупает Ц через посредников, через третьи, четвертые руки. “акже известно, что они продают женщин, девочек. ј что еще они могут продать, если ничего не производ€т?

»√»Ћ действовал на территори€х, где образовалс€ вакуум власти, где все опустошено войной. »м было достаточно поставить черный флаг, и сказать: Ђћы государство, вот наш халифї. ¬се наблюдатели Ц политики журналисты, международные организации, услышав об этом, сказали: Ђ„то за чушь?!ї „ушь Ц чушью, но через год »√»Ћ был уже размером с Ѕельгию.

¬ этом Ц параллель в развитии событий вокруг »√»Ћа с большевиками. ¬ окт€брьском перевороте погибло шесть человек, массового сопротивлени€ не было. Ѕольшевики просто зашли туда, где был вакуум власти, и объ€вили свое государство.  оторое они начали строить в соответствии с террористическим опытом и на террористических же принципах.   ƒругими словами, террористы, пришедшие к власти, начали строить тоталитарную систему.

»√»Ћ не придумал ничего нового, действу€ по той же схеме. » захватив власть, начал строить новый тоталитарный режим. ƒругие догмы и лозунги, но суть та же. 

ѕрофессор Ѕостонского университета:	Ђ¬ »√»Ћ знают, как зацепить западного человекаї
‘ото: јлександр  озаченко дл€ ЂForbes ”краинаї

Ц ‘ормирование тоталитарного государства должно сопровождатьс€ конформизмом части общества?

Ц ѕроисход€щее с обществом во врем€ формировани€ тоталитарного государства конформизмом не назовешь. Ћюд€м просто очень страшно. ѕредставьте себе: в город приходит банда вооруженных головорезов.  ак и во врем€ гражданской войны в –оссии в 1918-1921 годы. »гиловцы ведь нос€тс€ на своих грузовиках с черными флагами, как красные на тачанкахЕ ѕоэтому речи о конформизме нет, потому что при формировании любого тоталитарного режима людей прежде всего терроризируют, запугивают.  

Ц ¬ чем экономическа€ подоплека »√»Ћ? ќни ведут экономическую де€тельность?

Ц –азумеетс€, кроме власти, »√»Ћ интересуют деньги. ¬ысказывалось даже мнение, что Ђјль- аидаї с »√»Ћ не поделили кассу, что отчасти и вызвало раскол.

»√»Ћ захватывает те территории, которые удаетс€ захватывать Ц и на некоторых из них есть нефть. Ќефть они сбывают. ѕокупатели наход€тс€.  то-то же покупает Ц через посредников, через третьи, четвертые руки. “акже известно, что они продают женщин, девочек. ј что еще они могут продать, если ничего не производ€т?

»√»Ћ или, с недавнего времени, »√, »сламское √осударство Ц это катастрофа дл€ людей, которые живут на захваченных джихадистами территори€х. √уманитарна€ катастрофа. ¬ любом месте, где террористы приход€т к власти, первыми жертвами оказываютс€ местные жители.

Ц ѕожалуйста, сформулируйте основные угрозы, которые исход€т от »√»Ћ дл€ остального мира?

Ц —амое ужасное, что »√ Ц это действительно государство. ” них есть инфраструктура, арми€, полици€, законы, пусть нам они представл€ютс€ дикими. Ќо они стро€т свой режим по законам Ўариата.

“ри раза в истории власть захватывали и удерживали террористы. ¬ –оссии Ц большевики; затем ’амас, и теперь Ц »√»Ћ. » всегда террористы у власти начинают строить тоталитарное государство. 

»√»Ћ действовал на территори€х, где образовалс€ вакуум власти, где все опустошено войной. »м было достаточно поставить черный флаг, и сказать: Ђћы государство, вот наш халифї. ¬се наблюдатели Ц политики журналисты, международные организации, услышав об этом, сказали: Ђ„то за чушь?!ї „ушь Ц чушью, но через год »√»Ћ был уже размером с Ѕельгию

ј при тоталитаризме население неизменно делитс€ на две группы. ќдна группа по какому-либо признаку подлежит полному уничтожению.  ак, например, евреи у нацистов, буржуази€ в большевистской –оссии, или интеллигенци€ во врем€ культурной революции в  итае. ” »√»Ћ это Ц вероотступники и представители разных Ђеретическихї религиозных течений: езиды, шииты, многие христиане, если они отказываютс€ обратитьс€ в Ђистинную веруї.

¬тора€ группа населени€ в тоталитарном государстве существует дл€ того, чтобы поддерживать, усиливать и помогать этому государству реализовывать политику уничтожени€. ‘ункци€ каждого человека при таком режиме сводитс€ исключительно к обслуживании нужд режима.

Ц  ак следует вести себ€ с этим новым террористическим государством?

Ц ≈сли воспринимать »√ как новое террористическое государство, нужно вспомнить наш печальный опыт ’’ века. ќпыт сосуществовани€ с тоталитарными режимами разных видов.  огда горстка большевиков пришла к власти в 1917 году, никто не думал о мировых последстви€х Ц о создании —оветского —оюза и об огромных жертвах внутри ———– и за его пределами. ѕоэтому как историк € не стала бы игнорировать попытку исламистов построить свою версию тоталитарного ра€.

ѕрофессор Ѕостонского университета:	Ђ¬ »√»Ћ знают, как зацепить западного человекаї
‘ото: јлександр  озаченко дл€ ЂForbes ”краинаї

Ц Ѕлагодар€ чему у »√»Ћ получаетс€ успешно вербовать людей?

Ц ќни, действительно, очень успешно вербуют в ≈вропе,  анаде, —Ўј, јвстралии. » не только мусульман. ¬ербовщики »√ прекрасно используют масс-медиа: Twitter, FacebookЕ ќни понимают, на какую кнопочку нужно нажать, чтобы зацепить западного человека. ћногие их лидеры и боевики выросли в ≈вропе. ¬о ‘ранции теракты делали бельгийцы и французы, завербованные »√»Ћ. »х главари прекрасно понимают современное западное сознание.

Ц —екул€ризированное, отча€вшеес€, пребывающее в декадансеЕ

Ц ƒа, во многом это так. » джихадисты понимают, что происходит с человеком на «ападе, где девальвированы и нивелированы ценности, где среди молодежи чрезвычайно распространены постмодернизм и так называемое постхристианство.

„тобы ответить на ваш вопрос, нужно загл€нуть в прошлое. ѕеред ѕервой мировой войной ≈вропа не могла на себ€ нарадоватьс€. «ападные интеллектуалы говорили: Ђћы Ц на высшей точке культурыї. ÷арил оптимизм, и будущее представл€лось свободным от войн и жестокости. Ћюди говорили: Ђћы пон€ли ценность человеческой жизни. ћы Ц культурные людиї. » вдруг в 1914 году начинаетс€ страшна€ и бессмысленна€ война, насто€ща€ бойн€.

»стори€ XX века у многих вызвала такие вопросы, как: Ђпомогло ли человечеству Ђподставь другую щекуї, помогло ли Ђлюбовь спасет мирї? Ќет, не помогло. “ак давайте выбросим это все. “акое мировоззрение называетс€ постхристианство

Ћитература периода после 1918 года Ц это литература отча€ни€, ужаса от самих себ€, в лучшем случае Ц скепсиса. ќна описывает цинизм и боль, в которой оказалось человечество после ѕервой мировой войны. » в этой атмосфере к власти приходит √итлер, начинаетс€ нова€ война, ’олокост.

»стори€ XX века у многих вызвала такие вопросы, как: Ђпомогло ли человечеству Ђподставь другую щекуї, помогло ли Ђлюбовь спасет мирї? Ќет, не помогло. “ак давайте выбросим это все. “акое мировоззрение называетс€ постхристианство.

Ќо в основе любого общества лежит этика; без нее не может существовать ни одна культура. » когда европейска€ мысль отбрасывает как бесполезные, иудео-христианские ценности, она выбивает из-под себ€ опору. ¬едь именно на этих принципах сформировалась европейска€ культура. ј место, которое ранее занимали этические принципы, и которое теперь преимущественно пустует, радикальный исламизм грозит заполнить собой.  

„то-что, а как разрушать, террористы знают. ¬ здании разрушители-профессионалы всегда вычлен€ют несущую конструкцию, и именно через ее подрыв уничтожают все строение. “ак же Ц и с людьми, и с целыми обществами. ¬ ≈вропе незыблемых ценностей почти не осталось. ¬се подвергаетс€ сомнению, нет общих устоев. Ќет больше общепризнанных авторитетов, в том числе и этических, на которых ранее строилось общество.

¬ такой среде молодые люди растер€нны. ј проповедники из »√ преподнос€т им четкие и пон€тные ценности, которых они лишены в европейском обществе. » 17-20-летние европейские парни и девушки поддаютс€ вербовке, станов€тс€ террористами. 

ѕричастность к мессианскому движению, которое, к тому же, выгл€дит побеждающим, дает им утер€нную было уверенность в себе. ѕлюс, разумеетс€, возможность поучаствовать в чем-то захватывающем, в насто€щем приключении, как герой фильма, побегать с автоматом. » власть, конечно: ведь новый рекрут »√ думает, что обретает власть над жизнью и смертью. 

ѕрофессор Ѕостонского университета:	Ђ¬ »√»Ћ знают, как зацепить западного человекаї
‘ото: јлександр  озаченко дл€ ЂForbes ”краинаї

Ц „то может сегодн€ сделать общество, чтобы защитить молодых людей от разрушающего вли€ни€ »√»Ћ?

Ц ƒл€ начала, называть вещи своими именами. ћногие считают, что проблематика, о которой мы с вами говорим Ц надуманна€. ѕосле но€брьских терактов в ѕариже у мен€ было интервью с французской журналисткой. ѕри сотн€х пострадавших во врем€ терактов людей она спрашивала, не нарушают ли личное пространство человека и его права проверки службы безопасности при входе в автобусную станцию в »зраиле. ћен€ этот вопрос поразил Ц как иллюстраци€ того, что происходит с самосознанием ≈вропы.

≈сли эта проверка может спасти жизни людей, если есть малейший шанс, что она хоть кого-то спасет Ц необходимо, чтобы провер€ли. ¬ »зраиле люди благодарны за то, что охранники спасают, подверга€ свою жизнь опасности. “акое ощущение, что в ≈вропе во многом утер€на ответственность людей друг перед другом и общественное сознание вообще.

ѕроисход€щее с обществом во врем€ формировани€ тоталитарного государства конформизмом не назовешь. Ћюд€м просто очень страшно.  ак и во врем€ гражданской войны в –оссии в 1918-1921 годах, игиловцы нос€тс€ на своих грузовиках с черными флагами, как красные на тачанках

Ќужно очень четко осознавать, что человек отвечает за себ€, и за окружающих. ¬ современном обществе, к сожалению, человек часто исходит из уверенности, что ему причитаетс€. ќн еще только пошел в школу, а у него уже есть иде€, что ему все должны, а если что-то не так, то ему должны компенсировать, что виноваты родители, учител€ Ц кто угодно. Ќо он-то, ребенок, должен получить свое. я не говорю сейчас о том, насколько это противоречит реальному положению вещей, а  о том, что такой подход ослабл€ет человека. ¬едь если человек живет с тем, что ему должны, он всегда будет считать, что недополучил. Ёто приводит к ощущению потери, к ущербностиЕ 

ƒругое дело, если ребенку говор€т: Ђ” теб€ есть права и об€занности. “ы должен делать также то-то и то-то, ты несешь ответственностьї. –ебенок из этого выносит, что он не просто должен Ц что он может! » он начинает чувствовать в себе силы, становитс€ по-насто€щему сильной личностью.

≈сли вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.
√осударство
“имур ’ромаев: Ђ»з всех европейских стран только ”краина не имеет полноценного регул€тора ценных бумагї
√лава Ќ ÷Ѕ‘– Ц о специфике фондового рынка ”краины, борьбе с сомнительными эмитентами и роли высоких технологий в обеспечении довери€ к работе регул€тора
«игмунт Ѕердыховский: Ђ¬ наше врем€ очень трудно отличить глупость от государственной изменыї
Ѕлиц-интервью с председателем программного совета Ёкономического форума и экс-депутатом польского —ейма
ƒеньги из трубы: кто получит плату с газораспределительных сетей
ќчередной виток борьбы за финансовые потоки обострил противоречи€ между Ќ –Ё ” и ЂЌафтогазомї
¬се материалы раздела
FORBES ¬ —ќ÷»јЋ№Ќџ’ —≈“я’
 омментариев 0
¬ойдите, чтобы опубликовать комментарий
¬ыбор редактора
„астное и честное: 5 книг декабр€
„астное и честное: 5 книг декабр€
Ќа какие новинки художественной литературы стоит обратить внимание в этом мес€це
 ак израильска€ арми€ стала 	Ђкузницей стартаповї
 ак израильска€ арми€ стала Ђкузницей стартаповї
Ѕывшие бойцы загадочной израильской службы киберразведки Ч подразделени€ 8200 Ч создали около 1000 начинающих IT-компаний. »менно им »зраиль во многом об€зан имиджем Ђнации стартаповї
’ождение по кругу: как в ћинфине переписывают Ќалоговый кодекс
’ождение по кругу: как в ћинфине переписывают Ќалоговый кодекс
» почему депутаты настаивают на проведении разового декларировани€
ќлигархи под подозрением: кому нужен јрхив клептократии и почему в него попали лишь Ђизбранныеї
ќлигархи под подозрением: кому нужен јрхив клептократии и почему в него попали лишь Ђизбранныеї
”краинские публичные персоны готовы оспаривать данные, опубликованные в јрхиве
—ейчас на главной
“ехнические работы на сайте Forbes ”краина
“ехнические работы на сайте Forbes ”краина
¬ыпуск журналистских материалов на сайте временно прекращен.
јлександр Ўлапак: Ђ—удитьс€ с крупными должниками банка бессмысленно, так как эти долги не имеют обеспечени€ї
јлександр Ўлапак: Ђ—удитьс€ с крупными должниками банка бессмысленно, так как эти долги не имеют обеспечени€ї
√лава ѕриватЅанка Ц о возврате долгов бывших акционеров, развитии банка и перспективах крымских вкладчиков
—амое темное врем€ перед рассветом: как преодолеть кризис в компании
—амое темное врем€ перед рассветом: как преодолеть кризис в компании
 акие задачи л€гут на плечи команды, а какие Ц непосредственно на владельца
 оллекторы и юрлица: с бизнесом не церемон€тс€
 оллекторы и юрлица: с бизнесом не церемон€тс€
„ем отличаетс€ поведение коллекторских структур в отношении должников-физлиц и бизнесменов