35 млн в год: как зарабатывает ProZorro

Реформы – это не только прогрессивно, но и прибыльно
35 млн в год: как зарабатывает ProZorro
Фото Forbes

Система электронных закупок ProZorro, которая должна быть полноценно введена в действие с 1 апреля 2016 года, обещает стать высокоприбыльной организацией. На прошлой неделе Кабинет министров в ходе своего заседания принял внесенный «с голоса» проект постановления, которым утверждаются тарифы на пользование этой системой. Участники заседания делают оговорку, что в документ еще могут быть внесены изменения, однако текст постановления, который есть в распоряжении Forbes, дает четкое представление о масштабе бизнеса на системе электронных закупок. Оборот ГП «Зовнішторгвидав України», администратора ProZorro, составит почти 35 млн грн за 2016 год. 

Бизнес-модель ProZorro предусматривает возможность доступа к центральной базе данных сторонних электронных площадок. Разработчики концепта уверены, что это позволит обеспечить более высокий уровень сервиса, а также широкое вовлечение в государственные торги представителей корпоративного сектора благодаря контактам с поставщиками, которыми располагают частные электронные площадки.

Всего в системе три вида расчетов: плата от поставщика электронной площадке за каждое предложение, поданное на торги; плата площадки системе ProZorrо за доступ к базе данных; плата ProZorrо площадке за успешное проведение торгов

К таким площадкам выдвигается ряд требований (детально прописаны в Порядке функционирования электронной системы закупок и проведения авторизации электронных площадок). В том числе – и по обеспечению криптографической защиты информации. При подключении все площадки проходят обязательное тестирование администратором, его стоимость составляет 3000 не облагаемых налогом минимумов доходов граждан, или 51 000 грн. Из расчета планового подключения в 2016 году 10 площадок только тестирование генерирует администратору около 0,5 млн грн.

Далее ProZorro вводит шкалу тарифов за пользование системой и доступ к электронному модулю аукционов. Всего в системе три вида расчетов: плата от поставщика электронной площадке за каждое предложение, поданное на торги; плата площадки системе ProZorrо за доступ к базе данных; плата ProZorrо площадке за успешное проведение торгов.

Тарифная сетка сформирована по прогрессивной шкале в зависимости от суммы тендерного предложения. Детальная разбивка тарифов – в таблице.

Стоимость закупки  Тарифы ProZorro
Участник – электронной площадке за поданное предложение  Площадка – ProZorro за каждое поданное предложение  ProZorro – площадке за успешную закупку у заказчика 
Не облагаемых минимумов доходов граждан  2016, грн 2017, грн 2016, грн  2017, грн
до 20 000 грн  1 (17 грн) 7 5 5 3
до 50 000 грн 7 (119 грн) 50 25 20 15
до 200 000 грн  20 (340 грн) 150 80 50 40
до 1 млн грн 30 (510 грн) 250 110 75 60
от 1 млн грн  100 (1700 грн) 700 400 350 300

Исходя из этапности внедрения ProZorro и экстраполирования финансовых и количественных показателей предыдущих периодов, в 2016 году прогнозируется проведение около 25 000 вышепороговых процедур.

На каждую закупку ожидается три предложения, что, исходя из вышеприведенных тарифов, формирует общую сумму, которую планируется получить от поставщиков за пользование системой, в размере 34,7 млн грн. Из них возврат площадкам составит около 22 млн грн.

Одностороннее формирование тарифов на доступ к монопольной единой базе данных государственных тендеров для коммерческих площадок само по себе не соответствует принципам транспарентности и прозрачности, декларируемой создателями системы

Александр Стародубцев, директор департамента регулирования публичных закупок Министерства экономического развития и торговли и один из первых координаторов ProZorro, отмечает, что за образец была взята грузинская система, при которой платит каждый участник небольшой оси за участие. «Единственное отличие у нас от грузинской модели в том, что у них платят и поставщик, и заказчик, а у нас платит только поставщик, поскольку заказчик – это государство (госорганизация или госпредприятие)», – подчеркивает Стародубцев.

Тарифная сетка выводилась, исходя из затрат госпортала и прогнозируемого объема операций. «Плата за участие должна быть точно не больше банковского процента. Если банки, например, за платежку берут до 0,5%, мы должны находиться в рамках этих 0,5%. Так вот мы и считали диапазоны, чтобы находиться в рамках половины процента», – поясняет координатор логику расчетов.

При этом в МЭРТ признают, что аудит тарифов не проводился, мотивируя это тем, что аудит – это соответствие стандарту, а поскольку ProZorro является пионером, то система сама задает этот стандарт. «В тестовом режиме доступ к системе тоже был платным, и ни разу у нас не было каких-либо возражений от бизнеса по поводу платы», – констатирует Стародубцев.

Запланированные показатели и распределение выручки  

Ключевые показатели 2016 года
Ожидаемое количество процедур, грн  24762
Среднее количество участников на торги  3
Общее количество предложений, грн  74 286 
Выручка системы электронных закупок, грн, без НДС  34 662 624 
Распределение выручки, полученной от поставщиков 
Выручка ProZorro, грн 14 251 738 
Выручка электронных площадок, грн  20 410 886 
Взаиморасчеты площадок и ProZorro
Плата от ProZorro площадкам за поддержку заказчиков при проведении процедуры, грн 2 039 277 
Выручка ProZorro после выплаты за поддержку заказчиков  12 212 461 
Общая выручка электронных площадок, грн  22 450 163 
Плановое среднегодовое количество аккредитованных площадок  10
Средняя выручка за 2016 год одной электронной площадки, грн  2 245 016

Опрошенные Forbes эксперты называют несколько коррупциогенных элементов этой системы. Первый – потенциальная связь администратора и электронной площадки, для которой предусмотрена премия за успешное проведение предложения участника. Второй – статьи расходования полученных средств. Сейчас их планируется направлять на «поддержку центральной базы данных».

Среди основных статей расходов ГП «Зовнішторгвидав України»: оплата труда (8,3 млн грн), начисления на оплату труда (1,8 млн грн), услуги по технической поддержке и сопровождению (6,3 млн грн), хостинг системы (2,4 млн грн), оплата коммунальных услуг и энергоносителей (1,0 млн грн.)

Также проводятся параллели с деятельностью Тендерной палаты, которая предусматривала плату за дополнительные услуги, в частности – за доступ к базе объявлений планируемых тендеров и формирование подборки информации по профилю заявителя. Кроме того, одностороннее формирование тарифов на доступ к монопольной единой базе данных государственных тендеров для коммерческих площадок само по себе не соответствует принципам транспарентности и прозрачности, декларируемой создателями системы. «Молодые реформаторы быстро учатся», – прокомментировал Forbes один из представителей прошлой команды Минэкономики.

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.
Государство
Битва за Фаллуджу: в Ираке штурмуют бастион ИГИЛ
«Город мечетей» стал смертельной ловушкой для 50 000 жителей, удерживаемых джихадистами
Чего хочет МВФ
И что может быть учтено в меморандуме с Фондом
Министр практических действий: что ждет бизнес от Игоря Насалика
На конгрессе «Энерговесна 2016» обсудили энергетический прорыв на Запад, ликвидацию шахт и подводные камни «зеленой» энергетики
Все материалы раздела
FORBES В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ
Комментариев 3
Войдите, чтобы опубликовать комментарий
Ok Ok
Ok Ok — 01.03.2016, 19:20

Какая примитивная заказуха для дебилов. Форбс уже опустился ниже уровня газеты "Вести".

Anna Kovalchuk
Anna Kovalchuk — 01.03.2016, 20:38

Это четко текст постановления, вот что самое неловкое))

Andrey Yakymyshyn
Andrey Yakymyshyn — 02.03.2016, 15:55

Ти її прочитав, ти Дебіл?

Выбор редактора
На страже стабильности: как инновации помогают выстоять во время кризиса и войны
На страже стабильности: как инновации помогают выстоять во время кризиса и войны
Украинские инвесторы и предприниматели способны решать проблемы с вооружением, экологией и ограниченностью энергоресурсов
В зоне риска: Фидобанку предрекают банкротство
В зоне риска: Фидобанку предрекают банкротство
Как и почему банковский рынок Украины может потерять еще одного игрока
Киевский банкрот: банк «Хрещатик» объявлен неплатежеспособным
Киевский банкрот: банк «Хрещатик» объявлен неплатежеспособным
Акционеры оставили финучреждение без поддержки. Горадминистрация Киева требует вмешательства правоохранителей
Зима под санкциями: кому досталась основная часть пассажиропотока Украина – Россия
Зима под санкциями: кому досталась основная часть пассажиропотока Украина – Россия
И как украинская сторона сумела компенсировать отсутствие российского рынка
Сейчас на главной
Украинцы теперь смогут покупать б/у авто по нормальным ценам
Украинцы теперь смогут покупать б/у авто по нормальным ценам
Парламент на 2,5 года значительно снизил акцизный сбор при ввозе в страну бывших в употреблении автомашин
Чего хочет МВФ
Чего хочет МВФ
И что может быть учтено в меморандуме с Фондом
Семья и бизнес: две половины одного целого
Семья и бизнес: две половины одного целого
Руководителя не должны любить подчиненные – его должны любить дома
Криминальный ренессанс: к чему привела ликвидация УБОПа
Криминальный ренессанс: к чему привела ликвидация УБОПа
И велики ли шансы Украины преодолеть организованную преступность