«План Гройсмана»: чего не хватает программе действий нового правительства

Только в нескольких сферах новый Кабмин сможет опереться на реальные наработки, в большинстве же отраслей министры пока ограничились популизмом
«План Гройсмана»: чего не хватает программе действий нового правительства
Владимир Гройсман
Фото УНИАН

19 мая премьер-министр Украины Владимир Гройсман презентовал план приоритетных шагов Кабмина на 2016 год – основу новой программы правительства, которая должна быть утверждена 26 мая. Пока же премьер призвал экспертную среду и общественность ознакомиться с предварительным документом и дать свои оценки. Совету главы правительства последовал и Forbes.

Рабочую рамку плана действий от Гройсмана ждали с нетерпением. Первый месяц работы нового правительства можно охарактеризовать как «выжидательный»: резких движений нет, громких заявлений и анонсов – тоже. И вот наконец премьер презентовал более чем 200-страничный документ, в котором довольно детально расписаны несколько трендовых, но при этом достаточно дискуссионных направлений деятельности правительства.

Среди главных приоритетов выделена финансовая стабилизация (с лейтмотивом – нужно жестко контролировать расходы), создание благоприятного делового климата и повышение качества административных услуг. Особое внимание в документе уделяется двум последним пунктам. Очевидно, винницкий опыт все еще остается главным побудительным мотивом в деятельности украинского премьера: среди основных реформаторских «фишек» выделяется столь близкая Гройсману децентрализация.

Есть и два любопытных момента – приоритетными названы земельная и пенсионная реформы. В документе нет прямых отсылок к отмене моратория на продажу земли сельскохозяйственного назначения, но именно к такому пункту приводит календарный план предложенных Гройсманом преобразований земельных отношений. В пенсионной же сфере виден четкий курс на отказ от солидарной системы и переход на накопительную, хотя вопрос дальнейшего увеличения пенсионного возраста в документе не поднимается.

Много внимания правительство планирует уделить проблемам упрощения условий для ведения бизнеса. Но в соответствующем разделе документа значатся только задачи, и нет ни одной цифры, кроме ожидаемого места в рейтинге Doing Business, которое Украина должна занять по итогам ближайших двух лет.

Структура плана подсказывает, что он был соткан из отдельных фрагментов – наработок разных министерств. Ввиду этого ему недостает системности и стратегичности. Безусловно, затронуты важные темы, но они уже во властных кабинетах поднимались не раз, в том числе и предшественниками нынешнего Кабмина. Как и раньше, катастрофически не хватает новизны и свежих рецептов. Правительство и дальше мыслит в рамках либерально-реформаторской парадигмы, следовать которой Украина пыталась в последние два года.

«Это, к сожалению, совершенно не то, чего мы ожидали. Главное, что должны давать такие документы, это видение премьером своей страны через год. И все это должно быть подтверждено конкретными показателями. Это ВВП, рост цен, увеличение доходов граждан и т.д. Ничего похожего в этом документе нет. Вместо этого планируемые результаты замещаются процессами», – подчеркивает директор Украинского института анализа и менеджмента политики Руслан Бортник.

С политической точки зрения текст плана приоритетов правительства неплохо вписывается в информационную повестку дня, но с экономической пока остается достаточно абстрактным и требует доработки, уверены опрошенные Forbes экономисты.

«Представленный правительством план приоритетных шагов, с одной стороны, радует количеством затронутых тем, но с другой – он незаконченный, и требует конкретизации программ и инструментов достижения заданных целей. Таким образом, каждый из подконтрольных Кабинету министров органов власти должен опубликовать уточненный план возложенных на него функций с указанием конкретных программ, их сроков, объемов бюджета и ответственных лиц», – считает экономист IMF Group Ukraine Григорий Кукуруза.

При этом Григорий Кукуруза отмечает и достоинства документа, направленного на демократизацию страны и упрощение ведения бизнеса посредством дерегуляции и повышения открытости административных услуг. «Представленный документ показывает, что, сохраняя сбалансированность государственных финансов, правительство за счет повышения эффективности (монетизация льгот и субсидий, адресность социальных выплат), уменьшения коррупции (система Prozorro, либерализация рынков энергоресурсов) и аналогичных действий пытается стать помощником частного сектора, обеспечивая ему государственную поддержку как на внешних рынках, так внутри страны», – подчеркивает эксперт.

В то же время, если говорить об упомянутой системе Prozorro, которую активно продвигало еще правительство Яценюка, сроки ее полноценного запуска в масштабах всей системы госсзакупок уже переносились – в начале этого года. Теперь же глобальный старт системы, недавно победившей на World Procurement Awards 2016, планируется лишь с 2017 года, и то если его не отсрочат еще на год.

Очень много вопросов, возникших к «плану Гройсмана» в экспертной среде, связаны с тем, что он составлялся на старой налоговой базе. «Проблема в том, что нет налоговой реформы, а значит, в 2017 году будет действовать старый Налоговый кодекс. Конечно, в программе есть некоторые изменения, но негатив в том, что они не кардинальные», – констатирует экономист и политический эксперт Борис Кушнирук.

При подготовке такого рода документов всегда важно сохранить целостность и взаимосвязь направлений. Такие аспекты, как налоговая база, лишь в очередной раз указывают, что «плану Гройсмана» не хватает масштабности.

С другой стороны, реализовать все описанное нынешний Кабмин сможет только при условии сплоченной работы парламента, который, по идее, и должен выступать не только главным критиком, но и главным цензором документа. Пока же настрой Верховной рады не располагает к конструктивной работе. А это ставит под вопрос выполнение этого плана действий.

«Ввиду того, что большинство в парламенте сугубо ситуативное, реализация программы выглядит нереалистичной, поскольку сам инструментарий ее выполнения, даже если предположить, что ее попытаются реализовать, противоречит положениям самого документа. В Раде сейчас слишком много групп интересов», – оценивает шансы на успешную реализацию плана приоритетов правительства финансовый аналитик Иван Угляница.

Forbes предлагает рассмотреть основные направления Плана приоритетных шагов правительства на 2016 год и оценить их жизнеспособность в разрезе конкретных отраслей.

1Топливно-энергетический комплекс

Топливно-энергетический комплекс
Топливно-энергетический комплекс
Фото УНИАН

Реформы в топливно-энергетическом секторе правительству Владимира Гройсмана придется начинать почти с нуля. И если в газовой и электроэнергетической сфере хотя бы приняты некоторые базовые законы для перехода в цивилизованный рынок, то угольная отрасль остается чистым листом. За два года Минэнергоугля под руководством Владимира Демчишина не смогло определиться даже со стратегическим видением развития украинского углепрома.

В газовой отрасли основной целью правительство определило остановку падения добычи собственного газа и создание предпосылок для ее наращивания, чтобы к 2020 году выйти на показатель 27 млрд куб. м. А до этого максимальные объемы импорта закупать у европейских поставщиков.

В 2016 году должны быть полностью подготовлены и приняты вторичные законодательные акты для полноценной работы в Украине свободного рынка газа. Так, к концу третьего квартала услуги транспортировки газа должны быть выделены из структуры НАК «Нафтогаз Украины». А к концу года – внедрена IT-система для суточной балансировки газа, как это принято в Европе.

Также для работы в Украине газового хаба необходимо разработать законодательные акты в целях урегулирования вопросов хранения европейскими компаниями газа в украинских ПХГ на условиях «таможенный склад» и внедрить систему стоимости газа в зависимости от его энергетической ценности. Планируется подготовить документы для создания в Украине биржевой торговли газом. На самом деле в самой Европе подобные шаги были сделаны относительно недавно – 10-12 лет назад, поэтому Украине будет легче вписаться в новую структуру рынка.

В электроэнергетике у правительства – та же стратегическая задача: остановить падение производства и потребления электроэнергии, и выйти на его рост. Но, в отличие от газа, дополнительные объемы электроэнергии правительство планирует отправлять на экспорт, чтобы выйти хотя бы на показатели 2014 года. До конца 2016-го должно быть закончено формирование нормативно-правовой базы для перехода на новую модель рынка электроэнергии. В отличие от газовиков, энергетики уже свыше 15 лет пытаются перейти на более цивилизованный и прогрессивный рынок, поэтому они будут максимально поддерживать реформы.

К концу третьего квартала должен появиться план первоочередных действий по присоединению Украины к европейской энергосистеме, что даст возможность отечественным энергетикам еще больше увеличить экспорт. По мнению Ивана Плачкова, экс-министра энергетики Украины, чтобы начать процесс присоединения, необязательно выполнять сразу все условия. Например, Балканские страны делали это постепенно, начиная с самых необходимых технических характеристик. И в течение нескольких лет полностью влились в европейский энергетический рынок, включая отношения «продавец-потребитель».

Также к концу года будет завершена разработка проекта строительства хранилища отработавшего ядерного топлива, которое, согласно первоначальному плану, предполагалось ввести в эксплуатацию еще в 2009 году. Все это время Украина ежегодно платила по $200 млн России за вывоз и утилизацию, вместо того чтобы развивать собственные технологии.

В угольной отрасли в 2016 году никаких реформ не намечается. К концу года запланировано только создание «нормативно-правовой базы для начала реформирования», после того как во втором квартале специалисты Минэнергоугля ознакомятся с программами развития госшахт до 2020 года, и выходом их на безубыточный уровень работы. Но поскольку в Минэнергоугля наблюдается дефицит специалистов соответствующей квалификации, а в украинском политикуме не наблюдается никого, даже отдаленно похожего на Маргарет Тетчер, приходится констатировать, что и дотации на угольную отрасль будут и дальше, вплоть до 2020 года, превышать стоимость производимой ею продукции.

2Промышленность, инновации, экспортный потенциал

Промышленность, инновации, экспортный потенциал
Промышленность, инновации, экспортный потенциал
Литейный завод «Металит» в Кировограде
Фото УНИАН

Состояние промышленного производства в Украине таково, что впору объявлять новую индустриализацию. Это, собственно, и отмечено в программе действий Кабмина. Правительство ожидает, что к концу 2016 года промышленное производство покажет рост в 2%. Особые надежды возлагаются на увеличение внутреннего потребления – для этого готовится госпрограмма по развитию условий роста внутреннего потребления и импортозамещения.

Кроме того, разрабатывается Стратегия развития промышленности до 2025 года с ориентацией на европейские нормы, в которой предусматривается структурная перестройка промышленности, определение стратегических отраслей, модернизация производств на основе новых технологий. Для решения последней задачи будут разработаны законопроекты по улучшению рынка капитала, повышению инвестиционной привлекательности отечественных предприятий и стимулированию развития промышленных кластеров. Все это запланировано реализовать до конца 2017 года.

А в нынешнем году правительство намерено сосредоточиться на инновациях. Запланировано принятие «Стратегии развития высокотехнологичных отраслей до 2025 года», создание Офиса высоких технологий (High Tech Office) и присоединение Украины к европейскому отчету о развитии инноваций – Innovation Union Scoreboard. Правда, как отмечено в программе, уровень инновационной культуры у наших чиновников практически отсутствует. Поэтому все начинания Кабмина будут упираться в человеческий фактор.

Правительство поставило перед собой задачу в 2016 году начать процесс увеличения присутствия украинских товаров на зарубежных рынках и попытаться включить Украину в европейские и международные цепочки создания добавочной стоимости. Начнут с создания Национальной экспортной стратегии. Также будут созданы торговые представительства за рубежом, Совет по продвижению экспорта при КМ, механизмы финансовой поддержки и страхования экспортных рисков. Планируется подписание договоров о зоне свободной торговли с рядом стран, присоединение к западным межрегиональным экономическим союзам.

3Приватизация, корпоративное управление

Приватизация, корпоративное управление
Приватизация, корпоративное управление
Фото УНИАН

Приватизация остается одним из источников поступления инвестиций в страну, модернизации ее экономики, увеличения рабочих мест, а также антикоррупционным мероприятием. На сегодня в стране насчитывается 3500 госпредприятий, из которых 1700, согласно закону, не подлежат приватизации.

До конца 2016 года Кабмин Гройсмана намерен максимально сократить этот список, учитывая, что в европейских странах таких предприятий в среднем не более 300. Предусмотрена разработка закона о возможности приватизации предприятий АПК, а также составления списка неэффективных компаний, которые необходимо отправить на ликвидацию, приватизацию или передачу в профильные государственные холдинги.

Что касается предприятий, корпоративные права которых остаются у государства, то на них планируется провести международный аудит, создать независимые наблюдательные советы и ввести независимых директоров со стороны. Под эти цели в течение ІІ-ІІІ кварталов МЭРТ должно подготовить соответствующие регулятивные документы.

Результатом своих шагов правительство хочет видеть увеличение отчисления дивидендов и налогов, а также снижение уровня коррупции. Здесь Кабмину тоже придется столкнуться с человеческим фактором, поскольку управленческая культура в госсекторе практически не поменялась со времен СССР. Но без подобных кардинальных изменений Украина не сможет развивать на современном уровне и всю остальную экономику. 

4Агропромышленный сектор

Агропромышленный сектор
Агропромышленный сектор
Фото Shutterstock

Реформированию непосредственно сельского хозяйства в дорожной карте Кабмина на текущий год посвящено четыре раздела. Тему одного из них – земельную реформу – правительство включило в перечень основных для улучшения делового климата страны.

Нынешний Кабмин, как и его предшественники, намерен открыть рынок земли до конца года, приняв в IV квартале 2016-го закон «Об обороте земель». В отличие от правительства Арсения Яценюка, которое не справилось с дедлайном парламента относительно подачи законопроекта до 1 марта 2016 года, команда Гройсмана установила себе щадящие сроки. Напомним, разработанный Госгеокадастром документ, предусматривающий 2-этапное разрешение продажи сельхозземель, подан в Кабмин больше трех месяцев назад.

Вместе с открытием рынка земли 1 января следующего года аграриев ожидает и окончательное упразднение спецрежима налогообложения НДС, действовавшего с 2011 года. В 2015-м эта льгота позволила агросектору сохранить у себя 28 млрд гривен, тогда как в нынешнем сельхозпроизводители оставляют у себя лишь определенную часть налога в зависимости от рода деятельности.

Компенсировать отмену этой поддержки предполагается, увеличив прямую поддержку сектора в этом году с 300 до 750 млн гривен. «Я не думаю, что эта сумма будет играть для нас какую-то роль в обозримом будущем, – признает председатель Аграрного союза Украины Геннадий Новиков. – Тем не менее, с чего-то нужно начинать. [Дополнительные] полмиллиарда при разумном подходе могут принести свою пользу и позволить отшлифовать механизм [прямой поддержки АПК]».

К 2020 году дотации агросектору должны увеличиться до 1% от производства отрасли, которое в 2015-м составило порядка 200 млрд гривен. Приоритетными получателями средств будут сельхозпроизводители с площадью обрабатываемых земель до 500 га. «Я не понимаю логику этой цифры. Производителей этой категории в Украине не так много», – отмечает Новиков.

Не позднее сентября правительство также обещает разработать изменения к закону «О производстве и обороте органической сельхозпродукции и сырья». Главная проблема нынешней версии – отсутствие качественной системы сертификации, что осложняет выход украинской органики на дефицитный в этом отношении рынок Евросоюза. Пока же единственными наработками Кабмина в данном направлении были утверждение шести нормативно-правовых актов и разработка государственного логотипа для маркировки органической продукции.

В развитии Госпродпотребслужбы правительство пока ограничится лишь гармонизацией законодательной базы с ЕС, в то время как аудит, оптимизация и дооборудование сети лабораторий отложены на среднесрочную перспективу.

Большинство этих шагов описаны в Целевой программе развития аграрного сектора, концепцию которой Кабмин одобрил 30 декабря 2015-го. Несмотря на то, что разрабатывалась она в прошлом году, и проведение первых мероприятий планировалось еще в 2015-м, утверждения программы постановлением правительства следует ожидать во II-III кварталах 2016-го.

5Привлечение инвестиций

Привлечение инвестиций
Привлечение инвестиций
Фото Shutterstock

В приоритетном плане правительства справедливо отмечается, что большой проблемой Украины следует считать низкий уровень инвестиций в ее экономику – не более 10% от ВВП, в то время как нормальным показателем считается доля инвестиций в ВВП на уровне 20-25%. По мнению авторов плана, весомой причиной такого низкого уровня поступления инвестиций являются различные ограничения, которые мешают бизнесу развиваться, и определенные точечные проблемы (например, невозмещение НДС экспортерам), отпугивающие их.

В «плане Гройсмана» содержится ряд шагов по снятию ограничений через дерегуляцию. По мнению правительства, именно дерегуляция и решение точечных проблем позволит привлечь инвестиции и создать новые рабочие места для граждан Украины. Кроме того, от дерегуляции ожидается сильный антикоррупционный эффект, поскольку она сокращает возможности для взяточничества со стороны чиновников.

Григорий Кукуруза указывает, что одной из важнейших характеристик Программы приоритетных шагов правительства можно считать общий курс на демократизацию экономических отношений. Последнее проявляется в упрощении администрирования, децентрализации, борьбе с коррупцией и остальных действиях, призванных уменьшить роль государства и степень осуществляемого им контроля. «Трудно переоценить важность данного курса для стабильного экономического развития, особенно в случае Украины – страны, выступающей одним из примеров комбинации высоких темпов экономического роста и параллельного роста уровня коррупции. Данная комбинация, поддерживаемая за счет импорта технологий и переноса производства из развитых стран, является крайне хрупкой, и не позволяет странам третьего и второго мира приблизиться к уровню стран-лидеров», – подчеркивает он. 

В то же время стоит отметить, что о дерегуляции в Украине говорят уже давно. Более того, несколько лет ею предметно занималось Минэкономразвития, но значительного эффекта на фоне катастрофического падения экономики достигнуто не было. Украина по-прежнему – одна из самых ненадежных юрисдикций, где практически отсутствует защита прав инвесторов. При этом многие иностранные инвесторы ради сохранения конкурентоспособности своих предприятий вынуждены принимать «серые» правила ведения бизнеса. В этом контексте, по словам опрошенных Forbes экспертов, куда логичнее было бы увязывать отсутствие инвестиций с неработающей судебной системой и невнятной макроэкономической политикой государства. 

Еще одним источником привлечения инвестиций в новом плане указывается приватизация госпредприятий. Такая риторика была присуща большинству отечественных правительств. Однако если прошлый Кабмин делал акцент на институциональных инвесторах-нерезидентах, то в нынешнем плане акцент стоит на частном капитале. Впрочем, прозрачность приватизационных процессов, вне зависимости от страны происхождения претендентов на украинские активы, станет одним из главных экзаменов на политическую и экономическую зрелость для нынешнего Кабмина.

Авторы документа также считают, что привлечению инвестиций поможет маркетинг инвестиционных процессов в мире и странах нашего региона. Однако Украина в последние два года и так проводит немало различных «инвестиционных конференций», в ходе которых потенциальные инвесторы зачастую нарекают отнюдь не на незнание украинского потенциала, а на высокий уровень коррупции и сложность ведения бизнеса.

6Система налогообложения

Система налогообложения
Система налогообложения
Фото Shutterstock

В Плане приоритетных шагов правительства указывается, что Украина нуждается в построении «простой, прозрачной, справедливой и прогнозируемой налоговой системы, которая бы стимулировала инвестиции и поддерживала экономический рост». По убеждению авторов документа, этого можно достичь с помощью изменений в системе налогообложения, которые бы упрощали ее и расширяли налогооблагаемую базу, одновременно повышая прозрачность и качество администрирования налогов.

В Кабмине считают, что налоговые реформы, которые проводились после смены власти в Украине, уже частично улучшили ситуацию, однако дальнейшие шаги все еще остаются востребованными. Декларируется, что особое внимание будет уделено реформе налоговых и таможенных органов, которые чаще всего из всех государственных органов сталкиваются с бизнесом и зачастую становятся объектом его нареканий.

При этом в программе правительства основное внимание уделено упрощению налоговой системы, но практически ничего не сказано о самих ставках налогов, то есть отсутствуют какие-либо новые серьезные предложения. Напомним, большинство «косметических» правок оговаривались еще прошлым правительством с Международным валютным фондом, так как многие из них служат маяками в программе сотрудничества с МВФ.

Стоит отметить, что в последнем «налоговом» отчете МВФ по Украине Фонд признал проблему конвертационных центров, которую вряд ли можно решить только упрощением администрирования. Между тем она является одной из самых болезненных для Украины, поскольку для многих субъектов хозяйствования уклонение от налогов и использование «серых» таможенных схем является «обязательной программой», негласно навязанной системой. Но об этом в программе действий Кабмина практически ничего не сказано.

«Нельзя проводить реформу фискальной службы без изменений в системе налогообложения. Это оставляет место для коррупции. Наибольшую коррупцию провоцирует формирование НДС и акцизов. По этим вопросам никакой реакции Кабмина пока нет», – подчеркивает экономист и политический эксперт Борис Кушнирук.

«Данью моде» выглядит упоминание об офшорах: авторы проекта указывают на необходимость противодействовать уклонению от налогообложения с использованием офшорных юрисдикций и активизировать борьбу с коррупционными схемами, включающими офшоры. В то же время, как ранее писал Forbes, в случае Украины офшоры служат не столько инструментом для ухода от налогов, сколько «гаванью» для капиталов.

7Борьба с коррупцией и внутренняя безопасность

Борьба с коррупцией и внутренняя безопасность
Борьба с коррупцией и внутренняя безопасность
Фото Shutterstock

Не менее глобальные планы у правительства заявлены касательно антикоррупционной деятельности и безопасности. Из анонсированного – развитие подразделений патрульной полиции и сервисных центров МВД, реформирование Государственной службы по чрезвычайным ситуациям, ликвидация Государственной пенитенциарной службы и передача ее функций и полномочий Минюсту, а также антикоррупционная реформа.

Дедлайн последней, как и конечная цель ее реализации, размыты: «через 5-7 лет снижение уровня коррупции до такого, который бы не создавал рисков национальной безопасности и не мешал устойчивому развитию экономики».

Виктор Чумак, замглавы комитета ВРУ по вопросам предотвращения и противодействия коррупции, отмечает: четким критерием снижения коррупции следовало бы считать вхождение в рейтинг Тransparency international по уровню 4 и выше. «Для меня лично, как и для всего мира, это простой и понятный критерий, который является международно признанным, а приведенной формулировкой из плана правительства можно только обезопасить себя, сказав, мол, «мы же достигли, но нас никто не понял», – не скрывает скепсиса нардеп.

Стоит отметить, что за запуск антикоррупционных реформ ответственно не только правительство – это совместная сфера деятельности еще и президента с парламентом. К тому же новые антикоррупционные институты неподконтрольны правительству, они автономны.

«Не все в компетенции самого правительства. Многое зависит от того, как будет организована работа самих антикоррупционных институтов. А правительство, в свою очередь, должно им содействовать. Например, повысив качество предоставления услуг, что также зафиксировано в программе, ведь это тоже может работать на противодействие коррупции», – поясняет Владимир Фесенко, руководитель Центра политического анализа «Пента».

При этом декларативный характер антикоррупционных начинаний Кабмина вызывает и ряд нареканий среди опрошенных экспертов. «Для меня это общие слова без конкретных шагов и маркеров. По большому счету, бюро создано, агентство создано, им просто не нужно мешать работать», – уверен Виктор Чумак. В его понимании, для борьбы с коррупцией достаточно предпринять два шага – обеспечить полную прозрачность и отчетность использования публичных финансов в режиме онлайн, а также провести реформу избирательной системы с открытыми списками с региональными преференциями. «Ведь в конечном итоге все зависит от того, кого мы будем выбирать. Если у нас будет такая же избирательная система, как сегодня, то еще полвека мы будем просто читать такие красивые программы», – считает парламентарий.

Еще один приоритет в плане Кабмина – продолжение реформы полиции. По мнению Фесенко, важно, чтобы реформа не была самоцелью, а привела к повышению эффективности деятельности полиции, особенно в условиях ухудшения криминогенной ситуации. «Однозначно новая полиция лучше, чем старая милиция, это положительное явление, а вот ее эффективность – уже вопрос ее становления», – резюмирует Чумак.

8Социальная и гуманитарная политика

Социальная и гуманитарная политика
Социальная и гуманитарная политика
Фото УНИАН

В социальной и гуманитарной сферах у правительства Владимира Гройсмана также заявлены весьма амбициозные планы. Среди них – реформирование системы пенсионного обеспечения, введение адресного предоставления социальной помощи, усиление социальной защиты работающих граждан и децентрализация системы социальных услуг. В документе задекларировано внедрение страховой медицины к 2019 году, увеличение доступности лекарственных средств и дерегуляция управления системой образования. Также программой предусматривается повышение соцстандартов, которые последние полтора года были фактически заморожены.

По мнению Владимира Фесенко, в программе Кабмина прослеживается два подхода к социальной проблематике. С одной стороны – прагматизм, поиск механизмов, которые бы максимально смягчили сложные инициативы чиновников. С другой – решение социальных вопросов с точки зрения восприятия деятельности правительства населением.

«Заметно, что правительство пытается найти баланс между непопулярными макроэкономическими решениями, направленными на финансовую стабилизацию, в том числе и повышением коммунальных тарифов. В то же время Гройсман понимает, что такие решения повлияют на рейтинг и поддержку населением как его самого, так и Кабмина в целом», – отмечает политолог. Поэтому социальным вопросам уделено немало внимания, и в принципе они представлены достаточно конкретно.

Среди текущих приоритетов правительства озвучены такие задачи, как введение системы реимбурсации (компенсация стоимости. – Forbes) лекарственных средств, создание 25 000 мест в дошкольных учебных заведениях, установка 1 млн счетчиков. «В приведенных цифрах присутствует реализм, а не абстрактно-популистский подход, здесь нет завышенных ожиданий. Много это или мало – спорный вопрос, но планы зафиксированы в цифрах, а значит, можно будет контролировать выполнение задач как самим премьером, так и общественностью», – считает Фесенко.

По мнению эксперта, с учетом остроты проблем, избранные подходы правильные – с положительными тенденциями в демографических процессах возрастает потребность в детсадах, установка счетчиков поможет снизить расходы на оплату коммунальных платежей населением, а упрощение гособеспечения медикаментами может помочь пациентам. «Здесь нет невыполнимых задач, они сформулированы достаточно конкретно, остается только надеяться, что они будут выполнены качественно и в сроки», – подчеркнул политолог.

В то же время к предложенной реформе социального страхования у экспертов накопилось немало вопросов. «В Украине отсутствует понимание, сколько всего соцвыплат получается населением. Они распылены, а это также дает пространство для коррупционных схем. Социальное страхование, которое не порождает ничего, кроме коррупции, остается неизменным», – указывает Борис Кушнирук. По его словам, в серьезном пересмотре нуждается и система субсидирования коммунальных платежей. «Субсидии в Украине не мотивируют экономию. А должны обязательно быть в наличии приборы учета, и малообеспеченным их следует устанавливать бесплатно. Надо запускать механизмы, которые позволят экономить. Нужно, чтобы люди что-то делали, а не просто списывать им стоимость услуг», – подчеркивает эксперт.

В «плане Гройсмана» уделено внимание и пенсионной реформе, правда, пока без четкого ответа, каким образом будет решаться проблема дефицита Пенсионного фонда. «Самый простой способ – это повышение пенсионного возраста. Но об этом в программе не говорится, и пока нет понимания, каким образом и за счет каких инструментов будет ликвидирован дефицит фонда», – заключил Фесенко. 

Вместе с тем ряд непопулярных шагов, на которые так или иначе придется пойти нынешнему правительству, в целом оправданы. «Предложенные Кабинетом министров способы завершения реформирования экономики на рыночный лад хотя и уменьшают благосостояние населения в краткосрочной перспективе, но необходимы с точки зрения создания фундамента для долгосрочного и устойчивого экономического роста», – резюмирует Григорий Кукуруза.

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.
Государство
Тимур Хромаев: «Из всех европейских стран только Украина не имеет полноценного регулятора ценных бумаг»
Глава НКЦБФР – о специфике фондового рынка Украины, борьбе с сомнительными эмитентами и роли высоких технологий в обеспечении доверия к работе регулятора
Зигмунт Бердыховский: «В наше время очень трудно отличить глупость от государственной измены»
Блиц-интервью с председателем программного совета Экономического форума и экс-депутатом польского Сейма
Деньги из трубы: кто получит плату с газораспределительных сетей
Очередной виток борьбы за финансовые потоки обострил противоречия между НКРЭКУ и «Нафтогазом»
Все материалы раздела
FORBES В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ
Комментариев 0
Войдите, чтобы опубликовать комментарий
Выбор редактора
Частное и честное: 5 книг декабря
Частное и честное: 5 книг декабря
На какие новинки художественной литературы стоит обратить внимание в этом месяце
Как израильская армия стала 	«кузницей стартапов»
Как израильская армия стала «кузницей стартапов»
Бывшие бойцы загадочной израильской службы киберразведки — подразделения 8200 — создали около 1000 начинающих IT-компаний. Именно им Израиль во многом обязан имиджем «нации стартапов»
Хождение по кругу: как в Минфине переписывают Налоговый кодекс
Хождение по кругу: как в Минфине переписывают Налоговый кодекс
И почему депутаты настаивают на проведении разового декларирования
Олигархи под подозрением: кому нужен Архив клептократии и почему в него попали лишь «избранные»
Олигархи под подозрением: кому нужен Архив клептократии и почему в него попали лишь «избранные»
Украинские публичные персоны готовы оспаривать данные, опубликованные в Архиве
Сейчас на главной
Технические работы на сайте Forbes Украина
Технические работы на сайте Forbes Украина
Выпуск журналистских материалов на сайте временно прекращен.
Александр Шлапак: «Судиться с крупными должниками банка бессмысленно, так как эти долги не имеют обеспечения»
Александр Шлапак: «Судиться с крупными должниками банка бессмысленно, так как эти долги не имеют обеспечения»
Глава ПриватБанка – о возврате долгов бывших акционеров, развитии банка и перспективах крымских вкладчиков
Самое темное время перед рассветом: как преодолеть кризис в компании
Самое темное время перед рассветом: как преодолеть кризис в компании
Какие задачи лягут на плечи команды, а какие – непосредственно на владельца
Коллекторы и юрлица: с бизнесом не церемонятся
Коллекторы и юрлица: с бизнесом не церемонятся
Чем отличается поведение коллекторских структур в отношении должников-физлиц и бизнесменов