8 сентября заместителем министра аграрной политики по вопросам евроинтеграции была назначена Ольга Трофимцева. На этом посту она заменила Владиславу Рутицкую, проработавшую в министерстве два года. До своего назначения Трофимцева руководила проектом «Консультирование Украины в вопросах аграрной торговли ─ в рамках полного и всеобъемлющего соглашения о свободной торговле между Украиной и ЕС» при Минагропроме. С 2011 года Трофимцева работала экспертом в Международной молочной федерации в Германии, контактируя с представителями молочной отрасли Восточной Европы.
Среди основных задач Трофимцевой в качестве заместителя министра ─ открытие новых рынков для украинского экспорта и расширение ассортимента поставок украинского агросектора за границу. Напомним, по итогам первой половины 2016 года украинский экспорт в ЕС составил $6,5 млрд, треть которого обеспечили товары агропромышленного комплекса.
Forbes пообщался с новым заместителем министра о том, какие задачи сейчас стоят перед министерством и какие шаги можно считать первоочередными. Также обсуждались возможности поддержки отечественных аграриев и увеличение экспортного потенциала государства в области сельского хозяйства.
─ Каких изменений вы хотите достичь в товарной структуре экспорта аграрной продукции?
─ Главная задача ─ увеличить объем поставок продукции с высокой добавленной стоимостью. Мы и в дальнейшем будем занимать лидирующие позиции в сырьевом экспорте, но для увеличения ВВП важно развивать перерабатывающую отрасль. Нужно превратить агросектор в локомотив, который создает все цепочки добавленной стоимости.
─ Какие механизмы для этого будут применены со стороны государства?
─ Поддержка тех малых и средних фермеров, которые инвестируют в собственную технологичность, которые развивают перерабатывающие мощности или занимаются производством нишевой продукции. Их поддержка должна быть комплексной: информационная, финансовая, организационная. Малые и средние фермеры не знают, как выходить на внешние рынки, поэтому их нужно учить.
Также разрабатывается механизм финансовой помощи, который позволит фермеру, у которого есть до 500 га земли, получать до 500 000 грн помощи.
─ Какие изменения коснутся географической структуры экспорта?
─ Стоит задача по развитию новых рынков ─ Северная Африка, Ближний Восток, Азия. Соглашение о свободной торговле с Канадой открывает для нас новые возможности в торговле с Северной Америкой. На рынке ЕС остается еще очень много неосвоенных ниш. Например, органическая агропродукция, на которую со стороны Европы есть высокий спрос.
─ Развитие внешних рынков будет скорее количественным или качественным?
─ Для меня приоритетным является качественное расширение. Ведь увеличение объемов ─ это не вопрос приоритетов, а закономерный процесс, который развивается из года в год. Наш потенциал еще не исчерпан, физический объем экспорта будет расти и дальше. Поэтому ставку надо делать на высококачественные продукты переработки, которые сразу будут соответствовать стандартам ЕС.
─ Когда экспортеры получат увеличение размера квот на поставки агропродукции в Евросоюз?
─ Сложный вопрос. Я понимаю чувствительность экспортеров к этой теме. Но с другой стороны, я считаю, что внимание к квотам немного преувеличено. Вопрос расширения квот ─ не только экономический, но и политический. Моя стратегия будет прагматичной. По опыту работы в Германии я знаю, что такие вещи, как увеличение квот, ─ это результат серьезной дипломатической работы.
Мы апеллируем к политическим аргументам: ЕС должен пойти нам навстречу, учитывая, что мы потеряли российский рынок. Я считаю этот тезис хорошим аргументом. Но европейцам этого недостаточно. Они формируют свою аграрную политику с точки зрения научного обоснования. И того же требуют от нас. Поэтому к политическим аргументам нужно добавить конкретные результаты аналитических наработок.
С европейцами нужно говорить как с партнерами. Разумеется, мы будем наполнять их рынок; мы конкуренты ─ и они этого опасаются. Но Европе нужно объяснять, что торговля с Украиной им выгодна. Для этого надо проводить анализ на уровне отраслевых ассоциаций и демонстрировать результаты европейской стороне.
─ Когда Украина начнет поставлять в Европу свинину и телятину?
─ Когда наши производители сами поймут, что надо взять уровень качества под контроль. Если речь заходит о безопасности украинского мяса, все адресуют вопросы Госпродпотребслужбе. А этот разговор нужно начинать с каждого отдельного производителя. Предприятиям надо научиться нести ответственность за свою продукцию.
Регуляторная работа государства в этом плане будет заключаться в совместных действиях министерства и Госпотребслужбы. По свинине нужно решить проблему с АЧС (африканская чума свиней), для развития производства телятины нужно ввести программу мониторинга распространения вирусов, в первую очередь – речь о BSE. А это долгое дело, на которое еще надо найти деньги ─ около 30 млн гривен в год. Понятно, что взять их из бюджета будет сложно.
─ В июле Украина отправила первую партию молока в ЕС. Как государство будет помогать «молочникам» расширять товарный ассортимент экспорта? В частности, по поставкам сыров?
─ Для начала нам нужно производить нормальные сыры. В промышленном объеме я до сих пор не смогла найти в Украине сыр, который я привыкла есть в Берлине, и это не снобизм. Качество у нас хромает, а без этого трудно говорить о массовом спросе на украинский сыр в Европе. У нас есть фермеры, которые производят козий сыр или прекрасный органический сыр высокого качества. Это нишевый продукт, который интересует европейцев. Но такие фермерства не являются масштабными и не всегда справляются даже с внутренним спросом.
─ Так может аграриям нужно объяснить, что Европа ─ это не манна небесная?
─ Многие это понимают. Зона свободной торговли не означает, что туда надо продавать все. Рынок Европы очень сложный и насыщенный. Я считаю, что Украине нужно искать маленькие ниши высококачественной продукции, где мы имеем конкурентные преимущества и можем закрепиться. Не стоит надеяться, что мы накроем Европу своим сыром. Но у нас есть мед, органика, много других интересных и перспективных продуктов.
─ Какой будет ваша стратегия для привлечения европейских инвестиций в агросектор?
─ Конкретный и прагматичный разговор с европейским бизнесом. Никого уже не интересуют разговоры на общем уровне о том, что у нас здесь мощная аграрная страна. Нужно готовить конкретные предложения от конкретных регионов. Вас интересует переработка говядины? Лучшие условия производства предлагает, например, Полесье. Овощи и фрукты ─ пожалуйста, в Херсон. Нужно разработать предложение на основе кластерно-точечного подхода. Поэтому, несмотря на то, что моя тема ─ это евроинтеграция, мне нужно будет активнее работать с регионами.
─ Какими будут три ключевых месседжа украинского аграрного лобби в Европе?
─ Мы надежные партнеры в аграрной торговле. Украинская продукция качественная и безопасная. Украина и Европа нужны друг другу.