Старт ГЧП: зачем создали Проектный офис при Мининфраструктуры

Инициаторы проекта – о том, как министерство собирается привлекать иностранных инвесторов в крупные порты, и каким образом при этом защитить интересы национальной безопасности
Старт ГЧП: зачем создали Проектный офис при Мининфраструктуры
Фото УНИАН

Сегодня в Министерстве инфраструктуры Украины состоится первое заседание набсовета Проектного офиса по вопросам государственно-частного партнерства в инфраструктуре. Участники планируют утвердить планы-графики по первым пилотным проектам концессии – государственной стивидорной компании «Ольвия» (бывший специализированный порт «Октябрьск»), Херсонского морского торгового порта, а также паромного терминала в морском торговом порту «Черноморск». Также, как ожидается, будут назначены менеджеры указанных проектов.

Таким образом, начинается работа Проектного офиса по вопросам ГЧП, который фактически будет заниматься первыми концессионными проектами в портовой отрасли (это именно та форма ГЧП, которая сегодня избрана приоритетной для портовой сферы). В Мининфраструктуры уверяют, что созданием офиса ознаменовался важный этап развития госуправления – дело не только в том, что подобные проекты в стране ранее не реализовывались, а также и в том, что госструктуры вступают на территорию проектного управления, принятого больше в корпоративном мире.

Вкладывать деньги в нечто, имеющее видимый результат и отвечающее конкретным критериям качества – таковы требования западных доноров программы. Среди них – американский фонд Western NIS Enterprise Fund, уже финансировавший в Украине внедрение системы электронных закупок ProZorro. Ранее было заявлено, что проектный офис займется превращением «концессионных идей» в «проекты-талмуды» – детально разработанную документацию, с которой смогут работать будущие инвесторы – расчеты, которые покажут им, на чем и как они смогут заработать.

О задачах и особенностях работы проектного офиса Forbes расспросил представителей структур-инициаторов проекта – основателя общественной организации EasyBusiness Даниила Пасько и одного из кураторов проекта от госсектора, заместителя министра инфраструктуры Надежду Казначееву.

– Почему именно Мининфраструктуры было выбрано общественными активистами и донорами в качестве платформы для реализации задач проектного офиса? От кого именно исходила инициатива по созданию проектного офиса и когда?

Старт ГЧП: зачем создали Проектный офис при Мининфраструктуры

Даниил Пасько: Мировая практика свидетельствует, что большинство стран в своей истории проходили через развитие инфраструктуры, используя инструмент ГЧП (Сингапур, ОАЭ, Китай, Канада, США), поскольку он является наиболее удачным с точки зрения развития таких сложных и долгосрочных проектов. Инфраструктура является артериальной системой любого государства, и развитые страны доказали, что каждый доллар, инвестированный в инфраструктуру, дает на выходе 1,6 доллара возвращенных инвестиций, за счет которых развивается бизнес.

Поэтому вполне логичным стал выбор Министерства инфраструктуры, в управлении которого находятся дороги, порты и аэропорты, в качестве платформы для внедрения и развития практики реализации проектов государственно-частного партнерства в Украине. Также, Минифраструктуры уже хорошо зарекомендовало себя как новатор в развитии подобных инициатив. В 2015 году именно Минифраструктуры запустило пилотный проект открытых данных по госсзакупкам и тендерам.

Проектный офис был создан по совместной инициативе заместителя Министра инфраструктуры  Надежды Казначеевой и партнера EasyBusiness Юрия Гусева. Министр инфраструктуры Владимир Омелян и заместитель главы Администрации президента Дмитрий Шимкив также поддержали данную инициативу.

– В связи с тем, что проектный офис нацелен на достижение конечного результата, значит ли, что у его существования есть определенные временные рамки? Каковы они? Будут ли установлены сроки реализации конкретных проектов? От чего они зависят?

 В октябре 2016 года Министерство инфраструктуры уже выдало приказы о передаче первых пилотных проектов в концессию. Принятие Кабмином дорожной карты с четко обозначенными временными рамками по первым трем проектам запланировано на декабрь этого года. Реализация самих проектов будет зависеть от принятия парламентом нового закона о концессии. Процесс подготовки проекта концессии к реализации и проведение тендера займет больше года. На данный момент реальный срок введение первых проектов в концессию – конец 2017- 2018 год.

У проектного офиса также есть план деятельности с установленными сроками. До апреля 2017 года планируется завершение первого этапа подготовки трех пилотных проектов и начало работы над процедурой проведения тендера. За эти полгода нам нужно практически с нуля создать институт государственно-частного партнерства в Украине, разработать и прописать все процедуры и этапы реализации проекта ГЧП.

– Где территориально находится офис? Сколько человек будет в нем работать? Какой штат будет задействован в каждом из анонсированных проектов, специалисты какого профиля это будут?

 Планируется, что проектный офис будет находиться в здании Мининфраструктуры. В работе над первыми тремя пилотными проектами будут задействованы восемь человек – глава проектного офиса, три проектных менеджера, два аналитика, один юрист и один коммуникационный менеджер. Это будут специалисты с опытом работы в крупных международных компаниях, инвестиционных фондах и финансовой сфере. За реализацию каждого пилотного проекта будет отвечать проектный менеджер. Аналитики, юрист и коммуникационный менеджер будут вовлечены в работу над тремя проектами одновременно.

– Каков объем финансирования создаваемого офиса? Есть ли иные источники финансирования кроме Western NIS Enterprise Fund? Сколько средств выделила именно эта структура?

 На первые полгода бюджет Проектного офиса полностью покрыл фонд Western NIS Enterprise Fund. Пока это единственный источник финансирования, но переговоры с донорами идут. Международные организации и инвесторы проявляют интерес к нашему проекту.

– Не создает ли проектный офис эффект дублирования функций с органами госуправления, например, Мининфраструктуры, подчиненными этому министерству органами? Если да – будет ли как-то устраняться этот эффект дублирования и каким образом?

 Как раз, в данном случае и речи быть не может ни о каком дублировании функций. На данный момент Минифраструктуры институционально абсолютно не готово к реализации проектов ГЧП. Такой практики в Украине попросту нет и никогда не было. До нас никто этим серьезно не занимался.

–  «Октябрьск» – порт особого назначения, он всегда использовался для отправки военных грузов на экспорт «Укрспецэкспортом» и является режимным объектом. Не станет ли это препятствием для передачи его в концессию? Будет ли при поиске инвестора под него учитываться эта его особая специализация?

Старт ГЧП: зачем создали Проектный офис при Мининфраструктуры

Надежда Казначеева: Конечно, в прошлом военная специализация порта «Ольвия» (бывший «Октябрьск») будет полностью учтена при составлении инвестиционного предложения. Но она не может быть препятствием для передачи порта в концессию, так как часть военно-оборонного груза в общем потоке составляет меньше 1%. Возможно, для отправки военных грузов будет выделена отдельная территория с доступом к причалам. Пока не принято точное решение по этому вопросу. Но уверяю вас, что при его принятии вопрос национальной безопасности будет на первом месте.

– Почему в работу офиса было взято сразу три, а не один проект? И почему не больше, чем три?

 Данные три проекта были взяты под реализацию не первом этапе. Планируется, что подготовка и реализация этих проектов станет успешным примером практики ГЧП в Украине и послужит основой для осуществления следующих проектов. В дальнейшем планируется значительно расширить список реализуемых проектов.

Процесс подготовки и реализации проекта концессии довольно длительный, он может занять до 2-х  лет. Поэтому тратить такое количество времени всего на один проект было бы нецелесообразно. Тем более, что интерес к инвестированию и готовность поддержать развитие двух объектов (порт «Ольвия» и «Херсон») уже проявили международные финансовые организации – ЕБРР и Мировой банк. Для реализации большего количества проектов пока нет ресурсов. Но для нас главное – не количество, а качество. Сейчас критически важно успешно разработать и внедрить первые проекты.

– Проекты каких еще отраслей, кроме портовой, могут появиться в ближайшее время в повестке дня проектного офиса?

 Сейчас сложно об этом говорить. Все будет зависеть от решения правительства и интереса частных и иностранных инвесторов к тем или иным проектам или отраслям. В частности, на сегодняшний день мы уже ощущаем большой интерес со стороны инвесторов из Малайзии, Франции к возможности концессии аэропорта «Борисполь». В дальнейшем планируем отрабатывать и другие проекты – дороги, мосты и прочее.

– Будут ли функции и полномочия проектного офиса ограничиваться разработкой документации под инвестпроекты и подготовкой экспертизы самих проектов? Если нет – какие еще будут задачи, функции и полномочия?

 Подготовка пакета документов и экспертиза самих проектов – это значительная часть функций проектного офиса, но далеко не полная. Основной целью деятельности проектного офиса является именно реализация самих проектов и привлечение инвестиций. Так, именно проектный офис будет отвечать за поиск и привлечение инвесторов, подготовку инвестиционного предложения и маркетинговою кампанию пилотных проектов. В функции проектного офиса будет входить коммуникация с потенциальными инвесторами, международными финансовыми организациями и государственными органами; освещение проектов в прессе, проведение круглых столов и инвестиционных форумов.

– Станет ли показателем эффективности работы офиса лишь объем и качество подготовленной документации, или будут иные критерии? Какую степень ответственности будет нести офис за эффективность работы по привлечения инвестиций на основе ГЧП?

 Конечно, проектный офис должен качественно и в довольно сжатые сроки подготовить огромный пакет документов. Но это не будет являться конечным показателем работы офиса. Мы нацелены на результат. А результатом в данном случае есть привлечение инвестиций и реализация проекта.

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.
Государство
Тимур Хромаев: «Из всех европейских стран только Украина не имеет полноценного регулятора ценных бумаг»
Глава НКЦБФР – о специфике фондового рынка Украины, борьбе с сомнительными эмитентами и роли высоких технологий в обеспечении доверия к работе регулятора
Зигмунт Бердыховский: «В наше время очень трудно отличить глупость от государственной измены»
Блиц-интервью с председателем программного совета Экономического форума и экс-депутатом польского Сейма
Деньги из трубы: кто получит плату с газораспределительных сетей
Очередной виток борьбы за финансовые потоки обострил противоречия между НКРЭКУ и «Нафтогазом»
Все материалы раздела
FORBES В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ
Комментариев 0
Войдите, чтобы опубликовать комментарий
Выбор редактора
Частное и честное: 5 книг декабря
Частное и честное: 5 книг декабря
На какие новинки художественной литературы стоит обратить внимание в этом месяце
Как израильская армия стала 	«кузницей стартапов»
Как израильская армия стала «кузницей стартапов»
Бывшие бойцы загадочной израильской службы киберразведки — подразделения 8200 — создали около 1000 начинающих IT-компаний. Именно им Израиль во многом обязан имиджем «нации стартапов»
Хождение по кругу: как в Минфине переписывают Налоговый кодекс
Хождение по кругу: как в Минфине переписывают Налоговый кодекс
И почему депутаты настаивают на проведении разового декларирования
Олигархи под подозрением: кому нужен Архив клептократии и почему в него попали лишь «избранные»
Олигархи под подозрением: кому нужен Архив клептократии и почему в него попали лишь «избранные»
Украинские публичные персоны готовы оспаривать данные, опубликованные в Архиве
Сейчас на главной
Технические работы на сайте Forbes Украина
Технические работы на сайте Forbes Украина
Выпуск журналистских материалов на сайте временно прекращен.
Александр Шлапак: «Судиться с крупными должниками банка бессмысленно, так как эти долги не имеют обеспечения»
Александр Шлапак: «Судиться с крупными должниками банка бессмысленно, так как эти долги не имеют обеспечения»
Глава ПриватБанка – о возврате долгов бывших акционеров, развитии банка и перспективах крымских вкладчиков
Самое темное время перед рассветом: как преодолеть кризис в компании
Самое темное время перед рассветом: как преодолеть кризис в компании
Какие задачи лягут на плечи команды, а какие – непосредственно на владельца
Коллекторы и юрлица: с бизнесом не церемонятся
Коллекторы и юрлица: с бизнесом не церемонятся
Чем отличается поведение коллекторских структур в отношении должников-физлиц и бизнесменов