В США гасят эпидемию фейковых новостей

Победа Дональда Трампа усилила поток фальшивых сообщений, озлобляющих и поляризующих нацию. Хиллари Клинтон призвала к борьбе с этим явлением
В США гасят эпидемию фейковых новостей
Фото GettyImages

Госсекретарь США Хиллари Клинтон призвала конгресс США и Кремниевую долину воспрепятствовать распространению «злонамеренных фейковых новостей и фальшивой пропаганды», которые «наводнили социальные сети за последний год». В войну против нового феномена включились ведущие американские СМИ.

Поводом для начала кампании против фейковых новостей в США послужил «пиццагейт», едва не приведший к человеческим жертвам. Названные «пиццагейтом» конспирологические публикации на «желтых» сайтах и в соцсетях о том, что Хиллари Клинтон курирует клуб педофилов в вашингтонской пиццерии Comet Ping Pong, побудили 28-летнего мужчину лично «расследовать» это дело. Проехав 500 км, он открыл в заведении стрельбу из полуавтоматической винтовки AR-15. Не обнаружив в пиццерии свидетельств растления малолетних, мужчина сдался полиции.

«Стало ясно, что так называемые фейковые новости могут иметь реальные последствия. Я имею в виду не политику. Жизни в опасности. Жизни обычных людей, просто пытающихся сходить по своим повседневным делам, выполнить свою работу, внести вклад в развитие своих сообществ. Это опасность, на которую нужно отреагировать, и сделать это быстро… Лидеры как частного, так и государственного секторов должны встать на защиту демократии и невинных жизней», – призвала Хиллари Клинтон, появившись на Капитолийском холме в Вашингтоне впервые с момента своего проигрыша Дональду Трампу на президентских выборах.

В США в соцсетях выдуманные истории получают даже больший отклик, чем настоящие

В нынешнем году избирательная гонка сделала Хиллари Клинтон излюбленной мишенью вебсайтов, специализирующихся на придумывании фейковых новостей. Ей посвящено множество историй с заголовками такого рода, как, например, «WikiLeaks подтвердил, что Хиллари продает оружие ИГИЛ» или «Хиллари лишена права занимать какой-либо государственный пост».

Подобная политическая дезинформация чрезвычайно популярна в США. В соцсетях выдуманные истории получают даже больший отклик, чем настоящие. Согласно исследованию медиакомпании BuzzFeed, 20 самых популярных фейковых новостей о выборах в США, взятых с сайтов розыгрышей и блогов ярых политактивистов, сгенерировали 8 711 000 перепостов, реакций и комментариев в сети Facebook. В тот же период времени 20 лучших историй о выборах от 19 серьезных новостных сайтов сгенерировали лишь 7 367 000 перепостов, реакций и комментариев в Facebook.

В фабрикации политических новостей демократы и республиканцы обвиняют друг друга, подозревают спецслужбы иностранных государств, в том числе Россию, а также троллей, делающих это ради забавы. Фабрикацией новостей занимаются сатирические сайты, придумывающие первоапрельские шутки круглый год. Даже балканские школьники и студенты из Македонии ведут не менее 140 сайтов о политике в США (WorldPoliticus.com, TrumpVision365.com, USConservativeToday.com, DonaldTrumpNews.co, USADailyPolitics.com), сочиняя на них небылицы, чтобы завлечь американцев и заработать на показах рекламы.

Журналисты против фейкоделов

Ведущие американские СМИ опубликовали серию статей о том, как фейковые новости способствуют культурной деградации американцев и поляризуют нацию. Многие газеты сравнивают фальшивые истории с коварным вирусом, заражающим общество.

«Распространение фейков и сырых мнений под видом новостей создает неразбериху, пробивает брешь в доверии, создает эффект кривых зеркал, заставляя читателя сомневаться во всем, включая настоящие новости», – пишет газета New York Times.

В фабрикации политических новостей демократы и республиканцы обвиняют друг друга, подозревают спецслужбы иностранных государств, в том числе Россию, а также троллей, делающих это ради забавы

«Это повышает политическую температуру и увеличивает поляризацию. Никто больше не обременяет себя сомнениями в том, что они могут ошибаться. Люди справа и слева все сильнее укореняются на своих позициях. В интервью люди говорят, что ощущают себя более решительными, более связанными со своей стороной и менее склонными слушать оппонентов», – описывает «заболевание» общества New York Times, назвав фейковые новости «цифровым вирусом».

Становясь жертвами фейкоделов, многие члены американского общества, в том числе влиятельные политики и бизнесмены, настраиваются враждебно по отношению к журналистам. Яркий пример – миллиардер Питер Тиль, успешно уничтоживший интернет-таблоид Gawker и заявивший, что сделал бы это снова. И избранный президент США, назвавший репортеров «врагами» и «низшими формами человеческой жизни».

«Мы становимся свидетелями не просто разрушения институционального доверия, но культурной и экономической переконфигурации средств массовой информации. Недоверие к СМИ настолько усугубилось, что стало проблематично разоблачать фейковые новости. Из-за недоверия к СМИ многие люди ставят под сомнение сообщения традиционных масс-медиа о том, что новость фальшивая, и ведутся на фальшивку», – отмечает издание The Atlantic.

Психология потребления фейков

Чтобы излечить эпидемию «фейковых новостей», нужно понять причину их феноменального распространения. Один из корней проблемы кроется в потребительской психологии американцев, привыкших брать ту информацию, которая нравится, и отклонять неприятную правду.

Также людей подводит человеческая особенность доверять приятелям больше, чем экспертам. Как пишет издание New Republic, эту удивительную склонность психологи заметили еще в 1990-х годах. Группе испытуемых подбирали новости опытный журналист, искусственный интеллект и один из членов этой группы. Все советовали одни и те же тексты. Но испытуемые, не зная об этом, проявляли бóльший интерес и доверие к тем новостям, что предлагал их товарищ.

Один из корней проблемы – в потребительской психологии американцев, привыкших брать ту информацию, которая нравится, и отклонять неприятную правду

По утверждению психологов, информация, размещенная друзьями в соцсетях, легче проникает в сознание, потому что мозг фильтрует ее не так тщательно, как если бы она поступала из газет или телеэкрана. Это делает людей уязвимыми. В эру соцсетей, когда политики и знаменитости напрямую транслируют новости миллионам подписчиков, любая размещенная ими фальшивка становится вирусной. Миллионы людей принимаются рекомендовать ее друг другу, не проверяя на достоверность.

Демаркационная черта

Хотя проблема фейковых новостей в соцсетях нова, она очень похожа на распространение в обществе псевдонаук, с которыми у Штатов есть опыт борьбы. Официальная медицина США, например, в прошлом месяце начала усмирять гомеопатию – быстрорастущую индустрию, убедившую американцев потратить свыше $1 млрд на сомнительные препараты, а космическое агентство NASA долго и настойчиво подавляет менее опасную псевдонауку астрологию.

Борьба с псевдонауками сводится к проведению демаркационной черты между наукой и шарлатанством. Все то, правдивость чего не доказана, можно объявить антинаучным. Подобно тому, как власти США заставили производителей гомеопатических препаратов указывать на упаковках об их ненаучности, они могут заставить Facebook, Twitter и Youtube ставить пометки на сомнительных новостях.

Вынести фейковые новости за демаркационную черту могут помочь уже существующие инструменты: черные списки неблагонадежных ресурсов, такие как PropOrNot, организации по проверке новостей на достоверность, к примеру, Международная сеть по проверке фактов, программные алгоритмы распознавания низкокачественной информации.

В эру соцсетей, когда политики и знаменитости напрямую транслируют новости миллионам подписчиков, любая размещенная ими фальшивка становится вирусной

По мнению профессора информационных наук Университета Сиракуз Дженнифер Стормер-Гэлли, из-за того, что основной мотив Facebook – прибыль, а не помощь людям в получении правдивой и качественной информации, используемые соцсетью алгоритмы создают негативное явление «пузырь фильтров». Стремление веб-сайта подсунуть пользователю только ту информацию, которая согласуется с точками зрения пользователя в прошлом, усиливает политическую поляризацию общества: либералы становятся более экстремальными в либерализме, а консерваторы – более консервативными.

Дженнифер Стормер-Гэлли предлагает, например, Facebook выставлять оценку достоверности каждой новости, чтобы читатели критичнее воспринимали сомнительную информацию. Профессор настаивает: соцсеть не должна брать на себя роль арбитра правды. Но она обязана изменить алгоритмы, чтобы людям показывались и рассуждения, противоречащие их верованиям и убеждениям, и чтобы не возникал эффект эхо-камеры, в которой одна и та же ошибочная идея может повторяться снова и снова, и закрепляться в сознании человека.

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.
Государство
Тимур Хромаев: «Из всех европейских стран только Украина не имеет полноценного регулятора ценных бумаг»
Глава НКЦБФР – о специфике фондового рынка Украины, борьбе с сомнительными эмитентами и роли высоких технологий в обеспечении доверия к работе регулятора
Зигмунт Бердыховский: «В наше время очень трудно отличить глупость от государственной измены»
Блиц-интервью с председателем программного совета Экономического форума и экс-депутатом польского Сейма
Деньги из трубы: кто получит плату с газораспределительных сетей
Очередной виток борьбы за финансовые потоки обострил противоречия между НКРЭКУ и «Нафтогазом»
Все материалы раздела
FORBES В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ
Комментариев 0
Войдите, чтобы опубликовать комментарий
Выбор редактора
Частное и честное: 5 книг декабря
Частное и честное: 5 книг декабря
На какие новинки художественной литературы стоит обратить внимание в этом месяце
Как израильская армия стала 	«кузницей стартапов»
Как израильская армия стала «кузницей стартапов»
Бывшие бойцы загадочной израильской службы киберразведки — подразделения 8200 — создали около 1000 начинающих IT-компаний. Именно им Израиль во многом обязан имиджем «нации стартапов»
Хождение по кругу: как в Минфине переписывают Налоговый кодекс
Хождение по кругу: как в Минфине переписывают Налоговый кодекс
И почему депутаты настаивают на проведении разового декларирования
Олигархи под подозрением: кому нужен Архив клептократии и почему в него попали лишь «избранные»
Олигархи под подозрением: кому нужен Архив клептократии и почему в него попали лишь «избранные»
Украинские публичные персоны готовы оспаривать данные, опубликованные в Архиве
Сейчас на главной
Технические работы на сайте Forbes Украина
Технические работы на сайте Forbes Украина
Выпуск журналистских материалов на сайте временно прекращен.
Александр Шлапак: «Судиться с крупными должниками банка бессмысленно, так как эти долги не имеют обеспечения»
Александр Шлапак: «Судиться с крупными должниками банка бессмысленно, так как эти долги не имеют обеспечения»
Глава ПриватБанка – о возврате долгов бывших акционеров, развитии банка и перспективах крымских вкладчиков
Скромное обаяние биткоина: украинские реалии использования криптовалют
Скромное обаяние биткоина: украинские реалии использования криптовалют
При том, что криптовалюты пока официально запрещены, Украина входит в топ-5 стран мира по количеству пользователей различными биткоин-кошельками
Новый-старый порядок аттестации от Минюста: что изменилось
Новый-старый порядок аттестации от Минюста: что изменилось
Об особенностях нового порядка аттестирования состава Государственной уголовно-исполнительной службы Украины