»тоги-2016: транспорт не заметил реформ

— какими результатами транспортна€ отрасль заканчивает уход€щий год
»тоги-2016: транспорт не заметил реформ
‘ото shutterstock

2016 год начиналс€ с надежд на рывок в реформах, но ознаменовалс€ коррупционными скандалами, конфликтами бизнеса с властью, не лучшими лоббистскими решени€ми и редкими удачными кадровыми назначени€ми.

«начительное вли€ние на отрасль оказала очередна€ Ђпересменкаї во власти: с приходом нового  абмина последовала смена министра инфраструктуры, которым по квоте фракции ЂЌародного фронтаї в апреле стал ¬ладимир ќмел€н. ¬опреки обещани€м продолжить все позитивные начинани€ своего предшественника јндре€ ѕивоварского, которого многие транспортники считают лучшим экс-хоз€ином министерского кресла на 7-м этаже в Ђсвечкеї на проспекте ѕобеды, команда ќмел€на ожидаемо ведет свою политику. »ногда Ц в ущерб, и даже вопреки преобразовани€м. Forbes представл€ет вашему вниманию анализ, каким был год дл€ транспортных отраслей.

1∆елезна€ дорога

∆елезна€ дорога

—обытием года на железной дороге стал приход нового менеджмента в ѕјќ Ђ”крзализныц€ї (зарегистрировано в декабре-2015). Ёкс-руководитель PKP Cargo ¬ойцех Ѕальчун был назначен председателем правлени€ компании по итогам открытого конкурса 20 апрел€. ј 6 июл€  абмин окончательно утвердил полный состав правлени€, в который, помимо Ѕальчуна, вошли еще три пол€ка, ранее работавших в структурах PKP. ѕри этом набсовет компании был сформирован из представителей ћининфраструктуры и ‘онда госимущества.

 аковы достижени€ новой команды за этот короткий период? ѕока их мало. ѕросто потому что усили€ менеджмента были во многом направлены на то, чтобы не допустить коллапса, а не на движение вперед, реформы и развитие.  оллапс мог произойти как финансовый (в течение года железна€ дорога несколько раз допустила нарушение сроков по погашению своих долговых об€зательств, в св€зи с чем наступил технический дефолт), так и операционный.

ѕоследний мог быть св€зан с острым дефицитом вагонного парка и других жизненно важных ресурсов, например, топлива. ќсобенно ситуаци€ обострилась в сент€бре-окт€бре Ц во врем€ вывоза урожа€. ѕутем р€да экстренных мер Ц интенсивных переговоров с кредиторами о реструктуризации, ремонтов старых вагонов Ц серьезных остановок удалось избежать.

  концу года железна€ дорога подходит с незначительным падением грузопотока (по данным √осстата, за 11 мес€цев перевезено 315,3 млн тонн грузов, минус 1,4% к тому же периоду прошлого года). — финансами пока менее пон€тно: еще в окт€бре Ѕальчун сообщил, что ”« планирует выйти на чистый убыток 4,1 млрд грн на конец года (за ≤ полугодие была получена чиста€ прибыль 1,5 млрд грн). ќднако уже в середине декабр€ он скорректировал эту цифру Ц до 300 млн грн прибыли. Ђћы изменили финплан на этот год, увеличили количество ремонтов, начали строить новые вагоны, обновл€ем подвижной состав, усовершенствуем закупкиї, Ц объ€снил Ѕальчун. ¬ 2015-м чистый убыток составил 16,8 млрд грн.

¬идимых неудач в реформировании Ђ”крзализныциї пока гораздо больше, чем успехов. ѕожалуй, главна€ из них Ц масштаб сопротивлени€ реформам, которого мало кто ожидал. ¬нутренний саботаж усугубилс€ давлением извне Ц со стороны основных клиентов и регул€тора. » основание вполне убедительное: в течение года Ђ”крзализныц€ї почти не закупала вагоны, зато повысила тарифы на 15% и стала добиватьс€ их роста в 2017 году еще на 25%. Ёто больно бьет по и без того ослабленному бизнесу, хот€, как уверены в ѕјќ, экономически оправдано.

Ќа этом фоне особо цинично выгл€дит сохранение коррупционных схем вокруг железной дороги, особо много их по-прежнему в закупках. ѕоказательным €вл€етс€ дело о закупке почти на четверть миллиарда гривен стрелочных переводов у Ђƒнепропетровского стрелочного заводаї по завышенным ценам, которое сейчас расследует ЌјЅ” (по стать€м о злоупотреблении служебным положением и растрате).  омпанию, котора€ участвовала в поставке, —ћ» св€зывают с бизнесменами Ц брать€ми Ѕогданом и ярославом ƒубневичами, которые одновременно €вл€ютс€ нардепами ¬– от ЂЅѕѕї, а младший, ярослав Ц еще и главой  омитета ¬– по вопросам транспорта. Ќазвани€ св€занных с брать€ми компаний часто фигурируют в числе победителей крупнейших тендеров железной дороги. ≈ще на середину года р€д руковод€щих постов на предпри€ти€х и в филиалах Ђ”крзализныциї занимали люди, св€занные с крупными бизнесменами и экс-чиновниками Ц Ћеонидом ёрушевым, –инатом јхметовым, јнтоном ѕригодским, ¬ладиславом  аськивым, Ѕорисом  олесниковым, брать€ми ƒубневичами.

2јвиаци€

јвиаци€
јвиаци€
‘ото shutterstock

ѕассажирские авиаперевозки растут быстрее любых других в стране. —огласно оперативным данным √осавиаслужбы, за 11 мес€цев украинскими авиакомпани€ми перевезено 7,6 млн пассажиров (плюс 29,2% к тому же периоду прошлого года), а аэропорты обслужили 11,8 млн человек (на 19% больше того же периода 2015-го).  

Ћьвина€ дол€ пассажиропотока пришлась на международное сообщение (10,4 млн). Ќесмотр€ на то что всего на рынке присутствует около трех дес€тков компаний, обладающих лицензией на перевозки, свыше 90% приходитс€ всего на п€ть: Ђћј”ї, ЂAzur Air ”краинаї, Ђ–оза ветровї, Yanair и ЂAtlasjet ”краинаї.

Ќо абсолютный лидер Ц это Ђћј”ї: рост 22% (за три квартала), объем пассажиропотока к концу года приблизилс€ к 6 млн. ¬ 2017-м компани€ надеетс€ довести цифру до 7 млн. √од стал также очень удачным дл€ лидирующей компании с точки зрени€ обновлени€ Ц за 2016-й ее парк пополнилс€ дев€тью самолетами Boeing 737-800 (некоторые из них вз€ты в лизинг, некоторые поступили пр€мо с завода). ѕо словам вице-президента Ђћј”ї —ерге€ ‘оменко, компани€ рассчитывает выйти на прибыль по итогам года, тогда как в 2015-м был получен убыток в 504,9 млн грн.

ƒостигать успехов Ђћј”ї помогает взаимопонимание с ее базовым аэропортом Ц ЂЅорисполемї, который обеспечивает услови€ дл€ развити€ модели трансфертной авиакомпании. Ђћј”ї удалось повысить долю транзитных пассажиров на своих рейсах до 67% (по итогам трех кварталов). ѕри этом она активно заимствует элементы стратегии лоукост-перевозчиков, например, вводит гибкие тарифы дл€ полета с багажом или без багажа, либо отдельную тарификацию питани€ на борту.

¬ течение года люд€м владельца Ђћј”ї »гор€  оломойского удавалось блокировать проведение кадрового конкурса на должность директора ЂЅориспол€ї, и у рул€ аэропорта оставалс€ ло€льный авиакомпании и.о. директора ≈вгений ƒыхне. ѕравда, в но€бре конкурс таки состо€лс€, и номинационный комитет рекомендовал на эту должность ѕавла –€бикина. Ќа рынке его называют человеком из окружени€ президента ѕетра ѕорошенко.  ак у него сложатс€ отношени€ с Ђћј”ї Ц покажет врем€, хот€ пока  абмин не утвердил это назначение.

”мение лоббировать ло€льных людей в госструктуры уже сыграло с Ђћј”ї злую шутку. ЌјЅ” и —пециализированна€ антикоррупционна€ прокуратура расследуют дело о злоупотреблени€х в √осавиаслужбе тех времен, когда ее возглавл€л выходец из Ђћј”ї ƒенис јнтонюк. ≈му вмен€ют нарушение с ущербом государству в пользу Ђћј”ї на сумму 147 млн грн. ¬ ЌјЅ” уже за€вили, что готовы предъ€вить подозрени€ јнтонюку и президенту авиакомпании (ёрию ћирошникову).

¬ св€зи с национализацией ѕриватЅанка над Ђћј”ї также нависла угроза смены структуры собственности. ѕо словам главы ЌЅ” ¬алерии √онтаревой, часть кредитов банка была обеспечена залогами в виде самолетов Boeing, а в случае непогашени€ кредитов  оломойский об€залс€ возместить их своими бизнесами. ѕредположительно объем кредитов ѕриватЅанка, выданных Ђћј”ї, мог достигать 14 млрд грн, или 6% всего кредитного портфел€ финучреждени€.

3јвтодор

јвтодор
јвтодор
‘ото пресс-центр службы автомобильных дорог  иевской области / kiev.ukravtodor.gov.ua

¬ 2016 году Ђ”кравтодорї изо всех сил пыталс€ продемонстрировать, что хочет стать прозрачнее и ближе к потребителю. ѕри участии многочисленных доноров, общественных организаций и гражданских активистов были запущены или предприн€ты попытки запуска проектов Ц интерактивной карты ремонта дорог, приема жалоб на качество дорог через Facebook, создани€ независимых экспертных групп дл€ мониторинга закупок и дорожного контрол€, эксперимента по направлению 50% от превышений поступлений на таможне в пользу дорог и другие.

ќднако пока остаетс€ впечатление, что многие из них Ц лишь дл€ замыливани€ глаз, а по-насто€щему важные реформы саботируютс€ и буксуют. Ќапример, по инициативе Ђ”кравтодораї и ћининфраструктуры  абмин отменил решение о ликвидации √ј  Ђјвтомобильные дороги ”краиныї, дочерней структуры госагентства, прин€тое в сент€бре-2015. —вернуть де€тельность этой компании предложил еще бывший министр инфраструктуры јндрей ѕивоварский.

√ј  Ц монополист на рынке работ по ремонту и содержанию дорог, а также иллюстраци€ конфликта интересов в дорожной отрасли: главный строитель дорог и агентство, которое контролирует качество строительства, управл€ютс€ из одного офиса. “еперь же министр ¬ладимир ќмел€н сказал, что ликвидировать компанию полностью нет смысла, а можно превратить ее в некую сервисную структуру.

 адрова€ реформа Ђ”кравтодораї также не была встречена на Ђураї: в окт€бре ведомство возглавил бывший министр транспорта ѕольши —лавомир Ќовак. Ќазначение прошло без конкурса, а репутаци€ у нового главы Ц не идеальна€ (в ѕольше ему пришлось оставить пост из-за коррупционного скандала).

¬есь Ђдорожныйї позитив, наработанный за 2016 год, возможно, получитс€ оценить позже. “ак, в но€бре был прин€т закон о дорожном фонде, который начнет действовать в 2018 году. ‘онд создан дл€ аккумул€ции средств с целевым назначением на строительство дорог от продаж подакцизных продуктов, импортных пошлин на автомобили, концессионных платежей и других. ¬ 2018 году в дорожный фонд пойдет 50% этих средств, в 2019-м Ц 75%, а в 2020-м Ц 100%. Ёто должно улучшить ситуацию с финансированием дорог.

 роме того, также в но€бре парламент прин€л закон об управлении дорогами общего пользовани€, предполагающий децентрализацию управлени€. ¬ частности, предусмотрено, что дороги общего пользовани€ передаютс€ в управление местным органам власти. ¬ законе прописан пор€док передачи, права и ответственность властей за вверенные дороги. ќн также вступит в силу в €нваре 2018 года.

Ќаконец, немного лучше ситуаци€ на дорогах может стать в 2017-м: в прин€том законе о госбюджете Ђ”кравтодоруї отведено 29 млрд грн (на фоне 40 млрд минимальной потребности, но на 15 млрд больше, чем было изначально заложено в проект бюджета). Ётого должно хватить, чтобы запустить полноценный капремонт дорог, уверен —лавомир Ќовак. ¬ 2016 году из 18,5 млрд грн, выделенных Ђ”кравтодоруї, на строительство и ремонт дорог выпало только 6,5 млрд, остальные 12 млрд Ц на погашение ранее выданных кредитов. ¬ самом госагентстве констатируют, что в нормальном состо€нии сейчас находитс€ не более 3% из 170 тыс. км автодорог, а низкое качество покрыти€ наносит ущерб экономике минимум на 120 млрд грн в год.

4ѕорты

ѕорты
ѕорты
‘ото јнна Ќаконечна€ дл€ Forbes ”краина

√од в портах прошел неспокойно, и в зачет регул€торам отрасли Ц ћ»” и јћѕ” Ц пока мало что поставить. —татистика грузопотоков не радует. ѕо данным јћѕ”, за 11 мес€цев отток грузов в сравнении с тем же периодом 2015 года составил 8,3% (до 120,7 млн тонн). ѕри этом традиционно хуже всего сработали государственные стивидорные компании, которые потер€ли 20,3% грузопотоков. “огда как частные (работающие на причалах, арендованных у јћѕ”) нарастили перевалку на 4,6%. √лавным образом сокращение произошло за счет транзита, объемы которого упали за три квартала на 35% Ц до 8 млн тонн.

«наковыми стали конфликты с крупным бизнесом госорганов в лице √енпрокуратуры и —Ѕ”. ќбъектами особого внимани€ со стороны силовиков оказались компании, работающие в крупнейшем в стране порту ёжном Ц Ђ“»—ї и Risoil.  омпани€м вмен€ют много всего, от подкупа должностных лиц и самозахвата земель до Ђсотрудничества с оккупантамиї. Ёти подозрени€ вылились в открытие р€да уголовных дел и сопровождались периодическими громкими обысками. ќ результатах расследований по данным делам пока ничего неизвестно.

¬ еще один заметный конфликт оказались вт€нуты инвесторы в Ќиколаевском порту (Ќћ“ѕ) Ц компании Bunge и Noble Group. —уть спора в том, что администраци€ порта требует от компаний перезаключени€ договоров на обслуживание на услови€х, которые тех не устраивают. »нвесторы доказывают свою правоту через суд. Ќо при этом за€вл€ют, что руководство порта создает преп€тстви€ дл€ их де€тельности.

ќтносительно администрации Ќћ“ѕ есть отдельные вопросы. ѕохоже, вопреки реформаторским настроени€м в отрасли, никуда не исчез институт Ђсмотр€щихї. “акие были замечены как минимум в двух крупных портах. “ак, в сент€бре директором ќдесского порта был назначен далекий от отрасли, но близкий к премьеру ¬ладимиру √ройсману выходец из ¬инницы »горь “качук. ј в том же Ќиколаевском порту в июле в числе советников руководител€ јлександра ƒемь€ненко по€вилс€ ¬ладимир ѕинькас Ц отец —ерге€ ѕинькаса, занимавшего с окт€бр€ 2014-го по но€брь 2015-го должность первого зама Ђ”кроборонпромаї. ѕинькасы родом из ’ерсона, и их называют протеже јдминистрации президента. ј в самом порту утверждают, что Ђсоветникї имеет вли€ние на прин€тие ключевых решений по порту больше, чем его руководитель.

Ќе обошлось и без крупных коррупционных скандалов. ÷елый год государство в лице јћѕ” пыталось провести тендер на дноуглубление в порту ёжном на сумму почти 1 млрд грн. ќбъ€вленный еще в феврале, он завершилс€ лишь к окт€брю, и обнародованные результаты вызвали общественный резонанс: победител€, €кобы компанию с мировым именем (Ђян де Ќулї) заподозрили в св€з€х с депутатом от партии ЂЌародный фронтї —ергеем ‘аермарком. јћѕ” вынуждена была перезапустить тендер через систему Prozorro.

»з позитива Ц ћ»” вплотную подошло к реализации первых концессионных проектов в отрасли, в качестве пилотной базы выбраны порты Ђќльви€ї (Ђќкт€брьскї) и ’ерсон. ƒо конкретных привлеченных инвестиций дело пока не дошло, однако если работа по тщательной отработке инвестиционных предложений даст результат Ц они могут по€витьс€ уже в следующем году. “акже подписан р€д меморандумов с потенциальными крупными инвесторами в портах ќдесса и „ерноморск, однако их услови€ туманны.  

≈сли вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.
√осударство
ƒавос, “рамп и ”краина: какие геополитические тренды обозначил WEF-2017
ќ чем говорили украинские делегаты, и что зарубежна€ элита думает об украинских реали€х
 ризис в √амбии: арми€ —енегала мен€ет президентов
—оседи Ђулыбающейс€ї африканской страны смещают проигравшего выборы правител€ под дулами автоматов
√од без транзита: удалось ли грузам найти путь в обход –‘
ј ”краине Ц дать достойный экономический и правовой ответ на транспортную блокаду
¬се материалы раздела
FORBES ¬ —ќ÷»јЋ№Ќџ’ —≈“я’
 омментариев 0
¬ойдите, чтобы опубликовать комментарий
¬ыбор редактора
„астное и честное: 5 книг декабр€
„астное и честное: 5 книг декабр€
Ќа какие новинки художественной литературы стоит обратить внимание в этом мес€це
 ак израильска€ арми€ стала 	Ђкузницей стартаповї
 ак израильска€ арми€ стала Ђкузницей стартаповї
Ѕывшие бойцы загадочной израильской службы киберразведки Ч подразделени€ 8200 Ч создали около 1000 начинающих IT-компаний. »менно им »зраиль во многом об€зан имиджем Ђнации стартаповї
’ождение по кругу: как в ћинфине переписывают Ќалоговый кодекс
’ождение по кругу: как в ћинфине переписывают Ќалоговый кодекс
» почему депутаты настаивают на проведении разового декларировани€
ќлигархи под подозрением: кому нужен јрхив клептократии и почему в него попали лишь Ђизбранныеї
ќлигархи под подозрением: кому нужен јрхив клептократии и почему в него попали лишь Ђизбранныеї
”краинские публичные персоны готовы оспаривать данные, опубликованные в јрхиве
—ейчас на главной
Ѕег c преп€тстви€ми: METRO Cash & Carry ради ”краины отказалась от традиционного формата сети
Ѕег c преп€тстви€ми: METRO Cash & Carry ради ”краины отказалась от традиционного формата сети
Ќа очереди Ч развитие независимой службы доставки товаров дл€ HoReCa, покупка производител€ м€сной или молочной продукции и другие шаги, которые позвол€т украинскому подразделению ритейлера удержатьс€ на плаву
ћобильные мошенники: как обворовывают сотовых операторов
ћобильные мошенники: как обворовывают сотовых операторов
—может ли снижение ставки международного интерконнекта побороть рефайл
ќценка залогового имущества: реалии и перспективы
ќценка залогового имущества: реалии и перспективы
ѕочему ”краине необходим новый Ќациональный стандарт оценки
Forbes рекомендует: куда пойти 23-29 €нвар€
Forbes рекомендует: куда пойти 23-29 €нвар€
√рафика мировых арт-звезд разных эпох на предаукционной выставке Ђ«олотого —ечени€ї, свежее французское кино, легенда американского джаза в  иеве и другие событи€ недели