“имур ’ромаев: Ђ»з всех европейских стран только ”краина не имеет полноценного регул€тора ценных бумагї

√лава Ќ ÷Ѕ‘– Ц о специфике фондового рынка ”краины, борьбе с сомнительными эмитентами и роли высоких технологий в обеспечении довери€ к работе регул€тора
“имур ’ромаев: Ђ»з всех европейских стран только ”краина не имеет полноценного регул€тора ценных бумагї
“имур ’ромаев
‘ото: пресс-служба Ќ ÷Ѕ‘–

“имур ’ромаев возглавил Ќ ÷Ѕ‘– почти два года назад. Ёто первый состав  омиссии, который состоит практически полностью из представителей рынка. ¬ то же врем€ достаточно быстро тот рынок, который есть в ”краине сейчас, успел пропитатьс€ скепсисом в отношении нового руководства  омиссии.

ѕоследнее врем€ регул€тору пришлось столкнутьс€ с негативным информационным фоном вокруг себ€, что неудивительно, поскольку р€д инициатив Ќ ÷Ѕ‘– идет вразрез с интересами тех участников фондового рынка, которые присутствуют на нем сейчас. ¬ частности, некоторые из них невзлюбили этот состав за борьбу против мусорных ÷Ѕ, которые долгое врем€ были основным источником заработка дл€ участников рынка.

—ейчас Ќ ÷Ѕ‘– продвигает новые инициативы, которые могут повли€ть на количество участников рынка.  омисси€ хочет повысить стандарты безопасности дл€ р€да профучастников, на что у многих банально отсутствуют средства.

—ам ’ромаев при этом  настроен оптимистически. —кладываетс€ впечатление, что он в большей степени ориентируетс€ на критику со стороны различных ћ‘ќ. ѕри этом спуст€ два года пребывани€ на этой должности он Ц один из немногих, кто еще сохран€ет веру в то, что в ”краине вообще возможно построение фондового рынка серьезного уровн€. 

Ц ”же почти два года, как новый состав  омиссии приступил к работе. –ынок часто воспринимает ее действи€ скептически.  ак вы сами оцениваете свои результаты?

  Ц я бы оценивал по фактам. Ёто не вопрос скепсиса или оптимизма. я сам не в восторге от результатов. ÷ифры налицо. ћы видим, что у нас не произошли позитивные, качественные, фундаментальные изменени€. Ќо рынок однозначно не тот, каким был еще два года назад.

¬о-первых, организованный рынок очистилс€, в нем нет Ђмусораї, о котором всегда предпочитали молчать. Ќо он убивал рынок, повыша€ недоверие к нему.

” нас существенно улучшилось качество обращени€ ќ¬√«. ѕо разным причинам. Ќа это повли€ли действи€ Ќацбанка, ћинистерства финансов. ј также наша борьба с манипулированием и техническими сделками с ќ¬√«. ѕон€тно, что рыночна€ сила и монетарна€ политика понизили стоимость и доходность этого инструмента, но при этом качество ценообразовани€ существенно улучшилось Ц и по валютным, и по гривневым инструментам.

Ќа внебиржевом рынке, € бы сказал, ситуаци€ така€ же. ќна не столь ощутимо изменилась в лучшую сторону, но последний квартал мы видим улучшение. ѕрежде всего это существенное уменьшение, в том числе и за счет наших действий, числа ценных бумаг, операции с которыми имеют сомнительный характер. » на неорганизованном рынке идет очистка от таких бумаг и операций, в которых эти бумаги используютс€ дл€ оптимизации налогообложени€ и другого рода де€тельности, несовместимой с инвестиционной.

Ѕезусловно, жаль, что мы не смогли за прошлый год прин€ть существенных законодательных изменений.

Ц ѕо первым пунктам звучат мнени€, что  омисси€ избирательно относитс€ к тому же Ђмусоруї. Ќа рынке по€вилось пон€тие Ђкачественный мусорї.

Ц Ѕуду рад услышать конкретные мнени€. Ѕыло бы хорошо, если бы така€ информаци€ поступала к нам. ћы видим данные, и относимс€ к ним как к фактам. » пресекаем те моменты, которые считаем наиболее показательными, системными нарушени€ми.

Ѕезусловно, все и всех мы наказать не можем, да и наша основна€ задача Ц в другом. Ќам необходимо искоренить нарушени€. —ейчас  омисси€ с ними боретс€ Ц на наш взгл€д, более системно, чем когда-либо.

 роме того, Ђмусорї не существует на рынке сам по себе. ќн кем-то обслуживаетс€ Ц таких участников рынка мы считаем недобросовестными.  аждому, кто работал с этими инструментами, придетс€ в какой-то момент объ€сн€тьс€ с правоохранител€ми.

Ц ¬ы думаете, такое врем€ наступит?

Ц ќно уже наступает.

Ц  ак это про€вл€етс€?

Ц ѕо€вл€етс€ все больше уголовных дел в отношении недобросовестных участников рынка, дел, св€занных с мошенничеством с ценными бумагами. Ќедавно мы объ€вл€ли о ситуации с Ђѕиоглобалї Ц к нам поступило письмо от эмитента облигаций, который обслуживалс€ в этом депозитарном учреждении, с просьбой остановить обращение его облигаций в св€зи с подозрением в совершении мошенничества. Ёмитент обнаружил, что в реестре собственников ценных бумаг по€вились лица, незаконно завладевшие облигаци€ми. Ќо проблема в том, что  омисси€ еще в прошлом году аннулировала лицензию этой компании, а та не передала в другие депучреждени€, как требуют правила, счета в ценных бумагах, которые обслуживала. ћы сейчас разбираемс€ в ситуации.

Ќедобросовестность начала очень активно про€вл€тьс€ и у депозитарных учреждений, и у торговцев. Ќо в целом поведение участников рынка мен€етс€. я говорю сугубо о фактах, а факты говор€т об изменени€х.  акие они, наверное, оценивать еще рано. Ќо € уверен: такого рода изменени€ приведут нас к хорошим результатам.

Ќо дл€ этого нам нужно еще укрепить нашу законодательную базу, чем мы сейчас и занимаемс€. ¬ ¬ерховной раде ждет наш законопроект по отдельным видам облигаций (є5068), в декабре в парламенте был зарегистрирован законопроект по раскрытию информации и совершенствованию пор€дка эмиссии ценных бумаг (є5592). ¬ финальной стадии разработки Ц законопроект о противодействии злоупотреблени€м на фондовом рынке. ¬ этом году будем готовить законопроект о ценных бумагах с обеспечением, залогом.

ѕлюс, второго чтени€ ожидает важный законопроект о регулируемых рынках и деривативах (є3498). ѕоэтому, с точки зрени€ инструментари€, мы многое сделали. ћогли бы больше, безусловно, но новые инструменты должны лечь на чистую поверхность. —вою роль мы выполн€ем, но дальнейшее и окончательное решение лежит все-таки в политической плоскости.

ѕоданные в парламент законопроекты Ц например, о регулируемых рынках и об эмиссии ценных бумаг Ц затрагивают 4-5 дес€тков законов каждый. Ёто требует времени

ћы уже полтора года говорим о принципах международной организации, котора€ объедин€ет комиссии по ценным бумагам во всем мире Ц IOSCO. „тобы рынок капитала мог выполн€ть свою роль, необходимо иметь правовую базу, котора€ соответствует международным требовани€м. »нвесторы не будут вкладывать средства в рынок, правова€ база которого не обеспечивает справедливое, эффективное и прозрачное поле де€тельности. ѕрисоединение ”краины к меморандуму IOSCO MMoU станет ключевым сигналом дл€ инвесторов по всему миру. Ќо сделать мы это сможем только после того, как национальное законодательство будет приведено в соответствие с базисными принципами IOSCO.

ћы сделали многое, чтобы объ€снить, что это такое, и с чем его ед€т Ц и политикам, и профессиональному сообществу. Ќо политические решени€, а точнее Ц законодательные, еще не прин€ты. ’от€ политические намерени€ у нас были отображены и в коалиционном соглашении, и в  омплексной программе реформ финсектора-2020.

≈сли говорить о задачах прошлого года, мы их выполнили приблизительно на 40%. Ёто уровень нашей эффективности. Ёто то, что мы все коллективно создали, но не смогли реализовать. ¬ большей степени за счет торможени€ в законодательной ветви. Ќо, тем не менее, уровень дискуссии повышаетс€, становитс€ более качественным. » да, это требует времени.

Ц ¬ чем проблема с законодател€ми? ¬аша законодательна€ инициатива может исходить от президента.

Ц ќт президента, от  абмина или от народных депутатовЕ

“имур ’ромаев: Ђ»з всех европейских стран только ”краина не имеет полноценного регул€тора ценных бумагї
¬стреча с представител€ми международной организации IOSCO при участии президента ѕетра ѕорошенко
‘ото: пресс-служба Ќ ÷Ѕ‘–

Ц ѕочему на прот€жении последнего времени вас игнорировали, законопроекты переносили, не поддерживали? Ќе складываетс€ ли впечатление, что это никому не нужно? ≈сть международные финансовые организации, перед которыми мы делаем вид, что что-то реформируем...

Ц я бы не сказал, что все так плохо. »дет дискусси€. ¬се наши инициативы Ц системные, они очень глубинные и масштабные. ѕоданные в парламент законопроекты Ц например, о регулируемых рынках и об эмиссии ценных бумаг Ц затрагивают 4-5 дес€тков законов каждый. Ёто требует времени.

» определенный уровень противодействи€ со стороны политических кругов € бы не называл непониманием, а скорее Ц необходимостью более активной нашей позиции в доведении этого вопроса до должного уровн€.

Ѕезусловно, небанковский сектор все равно €вл€етс€ в определенной мере вторичным к банковскому. ¬ финансовом секторе у нас доминирует банковска€ система. ј пропагандирование нами фундаментальных изменений Ц это та же работа по правильному позиционированию небанковского сектора. ≈го нужно хот€ бы поставить на рельсы развити€.

Ц ѕон€тно, что банковский сектор в ”краине Ц доминирующий. “ем не менее, через инструменты фондового рынка прошла основна€ масса операций по выводу средств из банков. ¬о всем цивилизованном мире это считалось бы мошенничеством, у нас это нормальные операции. √де все это врем€ был регул€тор?

Ц “ут есть много проблем. ¬о-первых, законодательного характера. ћногие операции не попадают под нормы, которые бы предусматривали серьезное и эффективное наказание. ¬торое: да, есть сложности с установлением факта нарушени€ и взаимодействи€ финансовых регул€торов с правоохранительными органами. Ёто два континента Ц и между ними океан.

” финансовых регул€торов отсутствует инструментарий превентивного характера. »менно на этом строитс€ работа финансовых регул€торов во всем мире Ц превентивность, предупреждение.  огда уже есть Ђследы крови на полуї, извините, это уже дело следстви€, а оно длитс€ очень долго. “ребовать от следстви€ результат в течение мес€ца-двух невозможно.

ѕревентивность, предупреждение Ц именно на этом строитс€ работа финансовых регул€торов во всем мире

” нас идет больша€ работа с правоохранительными органами по обмену информацией. » там тоже растет уровень понимани€ финансовой проблематики. Ќо есть системные проблемы, которые не дают нам возможности эффективно предотвращать использование финансового сектора и финансовых инструментов в недобросовестных операци€х.

Ц Ќедостаток полномочий комиссии?

Ц Ёто и полномочи€, и отсутствие определенных элементов в наших процессуальных кодексах, которые бы дали возможность эффективно задействовать как превентивные меры, так и преследовать нарушител€.

Ц Ќасколько велика веро€тность того, что полномочи€  омиссии в нынешнем году будут усилены?

Ц ћы же с вами не в казино находимс€. Ўансы? Ўансы есть всегда.

Ц ќт кого сейчас есть запрос на усиление полномочий  омиссии?

Ц ќбщество требует этого от нас. ћы только что обсудили, что надо боротьс€ со злоупотреблени€миЕ

Ц ≈сть ли запрос со стороны законодательной власти, рынка? ћногие на нынешнем рынке высказываютс€ против усилени€ полномочий регул€тора.

Ц »з всех европейских стран ”краина осталась единственной, у которой отсутствует полноценный регул€тор ценных бумаг. Ќаши европейские коллеги обращают на это внимание. » € уверен, что есть запрос от общества. я бы его сформулировал таким образом: необходимо мен€ть конфигурацию с точки зрени€ полномочий и устанавливать прозрачные, пон€тные правила на финансовом рынке, которые будут четко регламентировать де€тельность на этом рынке и предотвращать масштабные злоупотреблени€.

«а прошлый год мы провели много профессиональных дискуссий с привлечением экспертов Ц и украинских, и иностранных. Ќаша цель пон€тна. » нужно переходить к конкретике. ј мы до сих пор обсуждаем, «емл€ кругла€ или все-таки плоска€. ћы не о рынке должны говорить, а об инвесторах. ћы защищаем инвестора, мы его адвокаты.

Ц ¬ ”краине очень слаба€ инвестиционна€ активность.  ого мы защищаем в данный момент? „ью де€тельность?

- ” нас пор€дка 10 000 акционерных обществ и 5,5 млн акционеров. —лаба€ или сильна€ активность Ц это неважно, защита интересов инвесторов в ценные бумаги должна быть обеспечена. —амый большой прогресс за последние два года у нас был именно в вопросе изменени€ правил и условий защиты прав миноритарных акционеров. –ечь идет об изменени€х законодательства, прин€тых в 2015 году.

—ейчас мы рассчитываем на продолжение этого тренда. »зменени€ будут касатьс€ раскрыти€ информации, прозрачности де€тельности всех субъектов рынка. Ёто создаст предпосылки дл€ довери€ и дл€ активности на рынке.

Ц  огда  омисси€ может начать более интенсивные изменени€ внутри себ€? ћногие смотр€т до сих пор на нее как на очень инертный орган, со всеми старыми проблемами, в том числе Ц и с коррупционными. “акже высказываютс€ допущени€ вплоть до того, что нынешние члены комиссии не всех своих сотрудников могут контролировать.

Ц ƒавайте начнем с первого пункта. ¬нутренн€€ трансформаци€  омиссии как раз сейчас происходит. ћы за прошлый год существенно изменили структуру и сократили штат на 20%. “акже постепенно отказываемс€ от присутстви€ в регионах. ћен€ем нашу модель от отраслевой к функциональной. Ќе надо осуществл€ть надзор отдельно за торговцами, депозитарными учреждени€ми,  ”ј. Ќужен единый надзор за всеми участниками, потому что его правила одинаковы. » процедуры лицензировани€ также одинаковы дл€ всех.

¬есь прошлый год мы работали над концепцией информационно-технического обеспечени€, чтобы определить требовани€ к нашей I“, котора€ будет играть очень важную роль в нашей работе. »зыскивали средства дл€ того, чтобы запустить эту работу.

” нас не произошли позитивные, качественные, фундаментальные изменени€. Ќо рынок однозначно не тот, каким был еще два года назад

ћы внедрили в  омиссии —истему электронного документооборота. Ёто было первым этапом в рамках прин€той комплексной IT-стратегии  омиссии Ц 2020. ¬ этом году планируем завершить ревизию информационных ресурсов, начать работу по их интеграции в единую базу, переходу на использование единых стандартов и форматов данных.

ѕланируем запустить в первом квартале новый сайт, который в будущем станет платформой дл€ предоставлени€ онлайн-услуг дл€ участников рынка через защищенные каналы Ц прежде всего речь идет о сертификации, лицензировании, а в дальнейшем Ц регистрации выпусков ценных бумаг и т.д.

¬ течение трех лет мы хотим создать единую информационную среду дл€ рынка и регул€тора, объединив многочисленные не св€занные между собой системы и ресурсы, унифицировав подходы в работе.

 оррупци€, о которой вы говорите, есть тогда, когда присутствует человеческий фактор. ћы не раз проводили анализ коррупционности нашей системы. “ам, где есть человеческий контакт, там может быть и коррупци€, это известный факт.

Ц  ак это преодолеть?

Ц ћы хотим убрать этот контакт и полностью перевести общение в технологическую плоскость. ѕоэтому мы двигаемс€ к тому, чтобы перевести такие услуги как лицензирование, регистрацию выпусков и прочие на ≤“-платформу.

—айт станет платформой всех операционных взаимоотношений  омиссии. ¬се наши реестры будут переведены на эту ≤“-платформу. ќна будет покрывать абсолютно весь рынок. –еализовать эту интегрированную систему мы предполагаем в течение двух-трех лет. “акой большой проект требует средств.

» еще один компонент ≤“ Ц это защита информации, аспекты информационной безопасности. — этим вопросом некоторые св€зывают проблемы в части довери€ к регул€тору.

Ц ј контроль служащих?

Ц  онтроль, ответственность, об€зательства всех сотрудников должны быть регламентированы соответствующими функциональными инструкци€ми, законодательно подкреплены.  стати, в законопроекте о регулируемых рынках и деривативах заложена ответственность сотрудников за выполнение своих функций, ее разграничение на разные категории, доступ к информации, сохранение конфиденциальности, уголовна€ ответственность за нарушени€. Ёто все у нас уже прописано, но нельз€ забывать и о финансовой составл€ющей. Ћюд€м надо платить.

—ейчас уровень ответственности сотрудников  омиссии такой же, как во многих госорганах, которые не ограничены специфическими регламентами Ц такими, например, как в правоохранительных органах или даже в коммерческих банках, где есть банковска€ тайна.

ћы активно сотрудничаем с јмериканской комиссией по ценным бумагам в вопросах разработки требований к персоналу, кодекса этики и морали. ќн включает в себ€, в том числе, и систему предотвращени€ функционального конфликта интересов между разными группами сотрудников. ” нас это все готово, и теперь мы ждем законов, которые позвол€т внедрить эти наработки в нормативную базу.

ћы начинаем проект с большой аудиторской компанией по анализу бизнес-процессов в  омиссии. ¬ следующие шесть мес€цев будет разработана нова€ система взаимодействи€, система KPI, оценка эффективности работы каждого сотрудника.  ак только закончим, начнем воплощать ее в жизнь. ћы предполагаем переход на самофинансирование  омиссии, а это бюджетирование, система учета, расходов времени и средств.

“имур ’ромаев: Ђ»з всех европейских стран только ”краина не имеет полноценного регул€тора ценных бумагї
“имур ’ромаев Ц участник  иевского международного экономического форума-2016
‘ото: пресс-служба Ќ ÷Ѕ‘–

Ц ѕочему именно сейчас нужно активизировать дорогосто€щие процессы по ≤“?

Ц ≤“ дл€ нас Ц такой же значимый элемент, как и вопросы правоприменени€, регулировани€. “ехнологии в финсекторе Ц это минимум треть расходов, ресурсов. ј у нас из 400 человек в штате только 6 айтишников.

Ќаш бюджет на ≤“ в прошлом году составл€л 8 млн гривен, мы его потратили на электронный документооборот, систему защиты информации в рамках в рамках электронного документооборота, программное обеспечение, оборудование. ≈ще очень многое предстоит сделать.

Ц „то комисси€ сейчас ждет от рынка в вопросе ≤“, защиты информации? Ќе надумана ли эта проблема?

Ц ” нас биржи и депозитарий неоднократно уходили в блэкаут. ѕомимо нарушени€ приостановки торгов, могло произойти вмешательство в торговую или учетную систему, возможно, изменение или извлечение учетных данных, возможно, кража ценных бумаг и т. д. Ќо реальные последстви€ вмешательства не разглашаютс€, поэтому мы о них можем только догадыватьс€.

¬ игнорировании таких фактов и заключаетс€ проблема. ј необходимо оценить риск и пон€ть, каков ущерб. ¬ прошлом году было отключение депозитари€ на три дн€. ћы провели аудит и вы€вили очень много сложностей, на которые обратили внимание руководства, и они начали их постепенно решать.

≈сть проблемы с потерей данных. Ёто не вопрос взлома парол€ или разглашени€ информации. Ёто вопрос культуры и защиты информации.

≤“ Ц часть рынка. —ейчас перед нами стоит задача полной технологической реструктуризации центрального депозитари€ и депозитарных учреждений. ћы провер€ем качество систем защиты информации. —оответствуют ли они тем нормам и стандартам, которые предусмотрены законодательством. ’от€ в большинстве своем не соответствуют.

Ц ¬ы сами говорили о том, что законодательство прописано формально. „то касаетс€ защиты информации Ц это реальные требовани€ или бюрократические процедуры?

Ц »з всего можно сделать бюрократическую процедуру. Ќо закон есть закон.

—ейчас, например, многие участники рынка не выполн€ют требований по капиталу. ” них нет денег. ƒл€ нас это сигнал, что большинство их клиентов в случае негативного развити€ ситуации будут брошены на произвол судьбы.

Ќо при этом есть и такие участники рынка, которые выполн€ют не только национальные требовани€, но и международные. Ќе дл€  омиссии, а ради своих клиентов.

“ам, где есть человеческий контакт, там может быть и коррупци€

ћногие биржи приостанавливали торги. Ќо они не сделали выводов и не предпринимают вн€тных шагов по защите своих систем. ћы хотим изменить эту ситуацию. Ѕиржи должны показать своим клиентам, что неравнодушны к той информации, котора€ проходит через них. Ёто вопрос довери€, которое мы должны создавать с нул€ и культивировать. ћы не гон€емс€ за отдельными призраками. јбсолютно со всеми ведем диалог.

Ц  акие могут быть санкции за невыполнение ваших решений?

Ц √оворить на тему санкций сейчас неуместно.  омисси€ Ц коллегиальный орган, и у нее есть свои процедуры прин€ти€ решений. ћы могли бы применить санкции, но нам нужны меры по урегулированию и решению проблем. Ќеобходимо предложить комплекс меропри€тий, чтобы те субъекты, которые хот€т исправить ситуацию, имели возможность это сделать.

Ќекоторые биржи используют программную платформу, разработанную в стране-агрессоре, некоторые Ц собственные наработки. ћы будем изучать этот вопрос.

Ц Ќе кажетс€ ли вам, что способность украинского фондового рынка к бурному росту несколько преувеличена? ” нас уже сформировалс€ банковский сектор, и, возможно, всегда в нем р€ду субъектов будет легче получать финансирование, чем на фондовом рынке.  акие потенциальные преимущества у привлечени€ денег на фондовом рынке?  ак он будет расти, как он будет вытесн€ть банковский сектор?

Ц –ечь не о вытеснении. ћы не можем их сравнивать Ц это разные формы финансировани€. Ќе надо все сводить к банальному кредиту. јкции Ц это инвестиции в капитал, это более рисково. Ќо этот инструмент позвол€ет расширить возможности развити€. ¬ы не можете финансировать свое развитие за счет кредитных средств. ¬ам нужно товарное финансирование, нужен капитал.  апитал вам банк не даст.

Ц ј рынки каких инструментов в ”краине могут эффективно развиватьс€?

Ц ќблигации. ћуниципалитеты могут заимствовать деньги на рынке облигаций. Ёто наиболее эффективный способ финансировани€ потребностей местных общин. ≈сть будущее и у корпоративных облигаций.

ѕерспективы начинаютс€ тогда, когда у разных категорий инвесторов по€вл€ютс€ средства. —ейчас на руках у индивидуальных инвесторов в ”краине большой объем средств. я абсолютно уверен, что если люд€м предложить качественные активы дл€ инвестировани€, то они пойдут на это. ≈ще 15 лет назад наши родители были собственниками заводов и пароходов, которые обесценились. Ёто большой урок, из которого нужно сделать выводы, и двигатьс€ дальше.

ј есть еще аграрный рынок, рынок фьючерсных контрактов Ц это колоссальные возможности.

“имур ’ромаев: Ђ»з всех европейских стран только ”краина не имеет полноценного регул€тора ценных бумагї
“имур ’ромаев
‘ото: пресс-служба Ќ ÷Ѕ‘–

Ц Ќо может ли весь этот рынок сформироватьс€ обособлено, без развити€ остальных государственных институций?

Ц Ќет.

Ц Ќе видите ли вы, что реформы отстают?

Ц ќтстают или нет Ц это неточный термин.

Ц —удебна€ система мен€етс€?

Ц ƒа, она мен€етс€. Ќевозможно судить о тренде изменени€, исход€ из короткого периода. ќценива€ по фактам сделанную работу Ц да, зат€гиваютс€ рассмотрени€ дел, но улучшилось качество работы с судами. Ќесущественно, но оно улучшилось.

Ѕанковскую систему к концу 2016 года мы получили совершенно в новом виде. –ынок уже никогда не будет таким, каким он был раньше. 

Ц ‘инансовый сектор носит вспомогательный характер. ¬ то же врем€ у реального сектора нет насто€щей корпоративной культуры. ћожет ли вообще в таких услови€х состо€тьс€ такой фондовый рынок, о котором вы говорите?

Ц Ќу, а откуда она по€витс€, эта культура? ¬се формируетс€ параллельно. ѕо€витс€ ли она завтра? ¬озможно, да. Ёто все сообщающиес€ сосуды. » судебна€ реформа, и финансовый сектор, и изменени€ корпоративного права.

 ак изменить культуру, например, если не предоставить акционерам право подписывать акционерный договор? —ейчас мы занимаемс€ этим вопросом. Ѕизнес сможет не на словах, а документально фиксировать договоренности. ќтношени€ станут более предсказуемыми. Ѕудет ли это востребовано? Ѕудет! ћногие инвесторы приход€т и сразу спрашивают: Ђј есть ли у вас акционерный договор?ї ¬ этом году он у нас будет.

Ёто св€занна€ экосистема. ћы все живые существа. ” нас сложна€ корпоративна€ культура. Ќо мы ее мен€ем, и она будет мен€тьс€. ћы уже не те, кем мы были два года назад. ¬ этом и заключаютс€ изменени€.

≈сли вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.
√осударство
«игмунт Ѕердыховский: Ђ¬ наше врем€ очень трудно отличить глупость от государственной изменыї
Ѕлиц-интервью с председателем программного совета Ёкономического форума и экс-депутатом польского —ейма
ƒеньги из трубы: кто получит плату с газораспределительных сетей
ќчередной виток борьбы за финансовые потоки обострил противоречи€ между Ќ –Ё ” и ЂЌафтогазомї
–еакци€ вытеснени€: ЂЌафтогазї сдает позиции
ѕочему декларируема€ власт€ми либерализаци€ рынка становитс€ все больше похожа на самоубийство госмонополиста
¬се материалы раздела
FORBES ¬ —ќ÷»јЋ№Ќџ’ —≈“я’
 омментариев 0
¬ойдите, чтобы опубликовать комментарий
¬ыбор редактора
„астное и честное: 5 книг декабр€
„астное и честное: 5 книг декабр€
Ќа какие новинки художественной литературы стоит обратить внимание в этом мес€це
 ак израильска€ арми€ стала 	Ђкузницей стартаповї
 ак израильска€ арми€ стала Ђкузницей стартаповї
Ѕывшие бойцы загадочной израильской службы киберразведки Ч подразделени€ 8200 Ч создали около 1000 начинающих IT-компаний. »менно им »зраиль во многом об€зан имиджем Ђнации стартаповї
’ождение по кругу: как в ћинфине переписывают Ќалоговый кодекс
’ождение по кругу: как в ћинфине переписывают Ќалоговый кодекс
» почему депутаты настаивают на проведении разового декларировани€
ќлигархи под подозрением: кому нужен јрхив клептократии и почему в него попали лишь Ђизбранныеї
ќлигархи под подозрением: кому нужен јрхив клептократии и почему в него попали лишь Ђизбранныеї
”краинские публичные персоны готовы оспаривать данные, опубликованные в јрхиве
—ейчас на главной
“ехнические работы на сайте Forbes ”краина
“ехнические работы на сайте Forbes ”краина
¬ыпуск журналистских материалов на сайте временно прекращен.
јлександр Ўлапак: Ђ—удитьс€ с крупными должниками банка бессмысленно, так как эти долги не имеют обеспечени€ї
јлександр Ўлапак: Ђ—удитьс€ с крупными должниками банка бессмысленно, так как эти долги не имеют обеспечени€ї
√лава ѕриватЅанка Ц о возврате долгов бывших акционеров, развитии банка и перспективах крымских вкладчиков
—амое темное врем€ перед рассветом: как преодолеть кризис в компании
—амое темное врем€ перед рассветом: как преодолеть кризис в компании
 акие задачи л€гут на плечи команды, а какие Ц непосредственно на владельца
 оллекторы и юрлица: с бизнесом не церемон€тс€
 оллекторы и юрлица: с бизнесом не церемон€тс€
„ем отличаетс€ поведение коллекторских структур в отношении должников-физлиц и бизнесменов