Станут ли украинские социальные сети серьезным бизнесом

Украина идет на рекорд – за две последние недели запущено сразу пять соцсетей
За последние несколько недель в ЮAнете состоялся запуск ряда проектов украинских социальных сетей. Каждая из них, будучи созданной вскоре после событий на Майдане и играя на патриотических чувствах, заявила об амбициях потеснить российские «ВКонтакте» и «Одноклассники».

Сегодня на статус «первой украинской социальной сети» претендуют сразу пять порталов: weua.info, druzi.org.ua, ukrface.net, ц.укр и combine.pp.ua. Кроме этого, в ЮАнете функционирует еще около десяти таких же сайтов, созданных за последние годы, среди которых ukrainci.org.ua, yachudo.com и znayomi.com. Немало и тех, которые закрылись, не выдержав конкуренции: Connect.ua, Friends.ua, Katmary.net (для представителей и сторонников шоу-бизнеса), Tuse.ua (для тусовщиков), Profeo.com.ua (для профессионалов) и Friendin.net. Последняя, между прочим, стоила инвесторам кругленькой суммы − $1,5 млн.

Среди новых сетей первые ростки надежды подает портал druzi.org.ua. Всего через две недели после запуска на нем зарегистрировались более 100 000 интернет-пользователей.

Своими мыслями о том, могут ли украинские социальные сети претендовать на потенциальный успех, с Forbes поделился Максим Саваневский, управляющий партнер в цифровом агентстве PlusOne DA и основатель портала watcher.com.ua.


Иллюстрация Thinkstock
Я не верю в перспективу украинских сетей. Мы живем в глобализированном мире, а потому будет успешной только та социальная сеть, которая дает максимальное количество контактов. Еще 3-4 года назад во многих странах мира, в частности, в Германии и Польше, существовало множество локальных соцсетей, но большинство из них были обречены. Facebook − успешная сеть. Хотя не стоит исключать, что со временем она может исчезнуть, и появится новый проект, который поглотит все остальные.

Авторы украинских соцсетей сейчас пытаются убедить, что у нас будет уникальная ситуация − они создали социальную сеть, которая будет успешной. В Украине социальная сеть может быть успешной лишь при одном условии: если она будет глобальной и будет иметь уникальные характеристики не только для локального рынка. Или если будет работать на большой сегмент аудитории. Как пример − «Одноклассники» и «ВКонтакте», работающие на постсоветском пространстве. Но они, я думаю, в перспективе ближайших пяти лет обречены на неудачу.

На волне популярности

Две самые популярные социальные сети − «ВКонтакте» и «Одноклассники» – стабильно входят в топ-10 самых посещаемых украинской сайтов. Однако их успех во многом был построен на отсутствии конкуренции в этом сегменте в 2006-2008 годах. Сейчас ситуация другая − мы являемся частью глобального интернета. Скопировать существующие за рубежом аналоги и назвать их украинскими − недостаточно для успеха.

Точной статистики по украинцам, пользующимся «ВКонтакте» и «Одноклассниками», нет. Есть только фрагментированная информация. Например, Mail.Ru Group, которая владеет 100% «Одноклассников» и 40% «ВКонтакте», не делится информацией о ежедневном или ежемесячном количестве украинских пользователей. Нам известно только о количестве зарегистрированных украинцев в сети «ВКонтакте» − около 22 млн. В эту цифру входит масса дубликатов (когда люди заводят по каким-то причинам новые аккаунты) и много ботов. Есть статистика дневной посещаемости − она составляет около 10 млн, но в эту цифру входят не только пользователи «ВКонтакте», но и посторонние пользователи, которые, например, перешли по ссылке, размещенной где-то на форуме. Дневная посещаемость «Одноклассников» − где-то в пределах 5-7 млн. Более-менее адекватную цифру по украинским пользователям дает Facebook − хотя бы один раз в месяц в этой соцсети логинятся 3 млн украинцев. Но при этом ежемесячно на сайт заходят по крайней мере в два раза больше украинцев − то есть и тут много посетителей, которые не являются пользователями соцсетей.

По сравнению с пользователями «ВКонтакте», в «Одноклассниках» менее опытная аудитория с точки зрения пользования интернетом и соцсетями. И в отличие от пользователя ВК, которому легче перескочить в Facebook, пользователя ОК труднее поглотить другой соцсетью.

Рекламные ходы

Стратегия бойкота российских соцсетей, которую применили сразу несколько недавно созданных сайтов − это как акция сопротивления. Наконец, троллинг − важный элемент молодежной культуры. Но как долговременная стратегия он бесперспективен. Это вызывает лишь улыбку, поскольку люди все равно будут пользоваться соцсетями не с целью противостоять россиянам, а чтобы общаться со своими друзьями. И будут это делать там, где есть их друзья. Чтобы перейти в другую соцсеть, нужно, чтобы была критическая масса этих друзей. Хотя бы 30%. Когда 90% друзей находятся в «ВКонтакте» или в Facebook − перспективы украинских сетей весьма туманны.

Информация о DDoS-атаке сайта WEUA могла быть элементом пиар-кампании. А возможно, это свидетельствует о проблемах с архитектурой сайта. Портал мог просто не выдержать нагрузки из-за банальной проблемы в своем коде. Предполагаю, что проблемы появились тогда, когда о сети узнало много людей, и они бросились посмотреть, а что же там за сайт создан. Однако при этом я не исключаю, что DDoS-атаку кто-то делал целенаправленно. В России есть достаточное количество организованных групп, занимающихся киберпреступностью и другими интернет-провокациями.

Потенциальная аудитория

Говорить о каких-то потенциальных перспективах любой украинской соцсети можно будет лишь тогда, когда дневная аудитория достигнет хотя бы 100 000. Хотя и этого очень мало. Если на старте не будет и этого количества, то об успешности проекта речь уже не идет. Сконцентрировать такую аудиторию можно на базе студентов КПИ или других вузов, где много людей, которые друг друга знают. Например, у человека есть 200 друзей в Facebook и 30 − в «ВКонтакте», с которыми он поддерживает отношения. Представим себе, что у него есть еще и 20 друзей в украинской соцсети. Это потенциально может привести к тому, что пользователь будет с ними общаться в этих сетях. Но когда только один ваш друг или ни одного из них нет в новой соцсети − вероятность, что вы будете ею пользоваться, близка к нулю.

И даже появление в социальных сетях брендовых страниц компаний или популярных новостных агрегаторов, которые завели свои аккаунты в одной из новых соцсетей, не может повлиять на привлечение новых пользователей. Люди приходят в соцсети не для чтения новостей, а для общения с друзьями. Поэтому определяющая характеристика − критическая масса друзей.

Клонированный интерфейс

Проблем относительно того, что их интерфейс аналогичен интерфейсам в «ВКонтакте» или Facebook, в этих сетях не возникнет − на них не обращают внимания. Эти сети настолько несущественны, что час работы юриста «Одноклассников» или «ВКонтакте» обойдется дороже, чем убытки, которые украинские сайты могут нанести популярной сети, переживающей за свою безопасность.

Затраченные средства

Оценить сумму, потраченную на запуск, довольно трудно. Это могут быть от нескольких сотен до нескольких десятков тысяч долларов. Все зависит от того, что они сделают. Если сайт «падает» от нескольких тысяч пользователей, которые одновременно туда зашли − такой сайт стоит несколько сотен долларов. Если же эти порталы могут выдержать высокую нагрузку, у них правильная инфраструктура, существует внутренний файлообменник, быстро и качественно работает, то это означает, что в сеть нужно вкладывать средства − на серверы, сетевое оборудование, программное обеспечение, поддержку всего этого хозяйства и т.д. Это уже будут десятки тысяч долларов.

Инвестиционная привлекательность

Надеяться на то, что украинские социальные сети найдут инвесторов в лице инвестиционных фондов, не стоит. У нас уже были Connect.ua и Friends.ua − они закрылись как социальные сети. Connect.ua даже имел венчурного инвестора, но это было уже почти семь лет назад. Тогда были другие времена. Возможно, авторам новых проектов удастся найти инвесторов, рассказать им интересную историю о великом будущем и финансовой успешности проектов, но я не верю в такую историю. И не верю, что кто-то может инвестировать в украинскую социальную сеть. Если бы она имела какие-то уникальные качества, которые бы создавали перспективы для ее успеха на глобальном рынке, это другое дело. В украинском − никаких шансов.

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.
FORBES В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ
Комментариев 12
Войдите, чтобы опубликовать комментарий
Денис Солоный
Денис Солоный — 18.02.2016, 15:42

NAPS.com.ua — это средство общения, состояние души, образ жизни! Мы сближаем людей, мы делаем жизнь ярче!

Alexey Solovyov
Alexey Solovyov — 12.07.2015, 22:59

Почему так пессимистично? Например я видел социальную сеть знакомств Клик. Это 2 в одном, социальная сеть, плюс поиск знакомств. причем знакомства там - понятие расширенное, а не то что мы представляем себе, услышав это слово. Так вот, там, например, есть даже встроенный интернет магазин для желающих продавать и покупать свои вещи или услуги. То есть интернет магазин для всех зарегистрированных. А в российских половина продают, но сети этого "упорно не замечают". И это только одна фишка в этой сети. Поэтому я бы не был так пессимистически настроен..

Oles Lytvynovych
Oles Lytvynovych — 10.03.2015, 11:10

Скільки всього пишуть про соц мережі, але найбільше мені сподобалась стаття у 3-ому номері україномовного психологічного журналу Експеримент

Иван Сорочин
Иван Сорочин — 17.04.2014, 16:41

А как же украинская соц сеть ukrface.com.ua которая была создана ещё в 2009 - 2010году...не выдержавшая 30тыс. аудиторию из-за финансирования????? и была закрыта...теперь снова открылась????

Михаил Гриненко
Михаил Гриненко — 17.04.2014, 13:58

это пока что, или вы думаете что украинские программисты не способны придумать ничего круче контакта? Просто сейчас это должно выглядеть так, как то к чему привыкли люди.

Dmitriy Kozlov
Dmitriy Kozlov — 14.04.2014, 16:39

В данной публикации все по делу. Украинские социальные сети не могут предложить ничего принципиально нового, не только на глобальном уровне, но и на национальном.

Евгений Дмитриевич
Евгений Дмитриевич — 12.04.2014, 15:09

Вот еще есть frevend.com, ц.укр. Дейтсвительно за последние несколько месяцев на рынке Украины появилось множество социально ориентированных проектов. Это хорошо, в любом случаем, кто достойный, а кто уг покажет время.

Александр Пикало
Александр Пикало — 12.04.2014, 11:16

А я нашел крутую сеть Единая Украина http://ua-vc.net.ua/

Andrey Morozov
Andrey Morozov — 12.04.2014, 00:06

Вероятно, стоит ожидать новый украинский проект с профессиональным подходом к делу, который затмит все нынешние украинские социальные сети, собранные на коленке.

Анна Жук
Анна Жук — 11.04.2014, 22:44

А я вже в друзях і частина друзів з однокласників там

Yaroslav Semenchuk
Yaroslav Semenchuk — 14.04.2014, 20:00

"Друзі"- російська мережа, замаскована під українську.

Последние мнения
Самое темное время перед рассветом: как преодолеть кризис в компании
Какие задачи лягут на плечи команды, а какие – непосредственно на владельца
Коллекторы и юрлица: с бизнесом не церемонятся
Чем отличается поведение коллекторских структур в отношении должников-физлиц и бизнесменов
Скромное обаяние биткоина: украинские реалии использования криптовалют
При том, что криптовалюты пока официально запрещены, Украина входит в топ-5 стран мира по количеству пользователей различными биткоин-кошельками
Новый-старый порядок аттестации от Минюста: что изменилось
Об особенностях нового порядка аттестирования состава Государственной уголовно-исполнительной службы Украины
Экспортные мифы, или Как покорить Великую Китайскую стену
Рынок КНР сверхпривлекателен для экспортеров всего мира, продукция которых сегодня китайскому потребителю кажется гораздо интереснее, чем украинская
Сколько стоит профессиональное выгорание персонала
И как бизнес может застраховаться от проблем с сотрудниками
Разрубить гордиев узел: еврооблигационные LPN-структуры и новые правила налогообложения
Каковы новые правила налогообложения процентов, выплачиваемых украинскими эмитентами так называемых «облигаций участия в кредите» на международных рынках капитала
Принуждение в частном порядке: новшества в сфере исполнения судебных решений
Станет ли институт частных исполнителей необходимым и достаточным условием эффективной и объективной работы судебной системы