Властелины рубильников: от кого зависит электроснабжение Украины

Россия не может прекратить поставки электроэнергии в Украину, потому что просто не осуществляет их

Угрозы премьер-министра России Дмитрия Медведева о прекращении поставок электроэнергии в Украину в ответ на сокращение поставок в Крым беспочвенны. Нельзя прекратить то, чего нет. Украина и Россия не осуществляют коммерческой деятельности в области продажи электроэнергии. Более 15 лет между двумя странами подписано и действует техническое соглашение о так называемых взаимных перетоках.

Властелины рубильников: от кого зависит электроснабжение Украины
Фото Shutterstock

Поскольку энергосистемы обеих стран работают в параллельном режиме, то в течение суток излишки электроэнергии «перетекают» на одну или другую сторону – их еще называют сальдо-перетоки. Подобное происходит и на наших границах с Беларусью и Молдовой, энергосистемы которых также работают параллельно с украинской. НЭК «Укрэнерго» как основной диспетчер и владелец сетей имеет аналогичные технические соглашения о перетоках со всеми смежными энергосистемами.

Операторы энергосистем этих стран в конце месяца подводят консолидированные итоги. Как правило, все выходят на ноль. Внутри периода иногда происходят большие отклонения, они могут быть посуточными, могут быть декадными. Но, в соответствии с соглашением, операторы понимают, что в конце месяца нужно регулировать потоки таким образом, чтобы выходить в ноль.

Поэтому сегодня возможное «прекращение поставок» означает только то, что Россия может нарушить техническое соглашение. На данный момент никаких официальных обвинений в отношении Украины о нарушении соглашений ни одна из стран не выдвигала.

Мне приходилось слышать предложения, что, мол, эти перетоки со стороны России можно было бы направлять в Крым. Сколько Россия «передала» Украине, столько в Крым и дадим. Это в корне неправильно. Когда подписывалось соглашение, принадлежность Крыма Украине никто не ставил под сомнение, а потому отдельного соглашения по сальдо-перетокам с Крымом не существует, и должны действовать соответствующие коммерческие механизмы. 

К тому же Крым энергодефицитен. По балансу 2013 года он потребил 6,8 млрд кВт/ч, собственное производство на территории полуострова находится на уровне 1,1 млрд кВт/ч, а оставшиеся 5,7 млрд кВт/ч поступают с материковой Украины. В то же время пропускная способность на границе с Россией составляет всего 1,8 млн кВт/ч в месяц. Эти мощности сейчас свободные, и «Укрэнерго» ежемесячно выставляет их на аукцион. Но даже если их задействовать, пропустить там 6 млрд кВт/ч все равно не получится.

Например, корпорация ДТЭК сейчас рассматривает возможности на основании закона «Об энергетике» и нового закона «Об основах функционирования рынка электроэнергии Украины» перейти на коммерческие отношения с Россией. Но уже по совершенно другому соглашению, которое не касается сальдо-перетоков. Это могут быть импортные контракты.

Пока что у нас продолжается переходной период с новым рынком, и полностью схема двусторонних договоров не работает, но импортер должен сначала согласовать техническую возможность импорта с НЭК «Укрэнерго», импортируемую электроэнергию продать в Оптовый рынок, и только потом уже покупать ее для своих нужд по той цене, которая сложится в рынке.

И поставлять дальше потребителю. Фактически импортер становится в один ряд с генерирующими компаниями. Так что сегодня сделать так, чтобы Россия поставляла нам электроэнергию на северные границы, а мы ее передавали в Крым, невозможно ни юридически, ни физически.

Сейчас поставки электроэнергии в Крым осуществляются по схеме, введенной с 1 апреля. На тот момент Крым уже был аннексирован. Но поскольку мы не признаем юридически, что это часть РФ, мы вынуждены были разработать правовые механизмы поставки электроэнергии. В итоге была использована действующая схема экспорта, только поставщиком выступила госкомпания «Укринтерэнерго», которая имеет лицензию на поставку.

Она покупает необходимый для «Крымэнерго» и «Крымских энергетических сетей» объем на внутреннем энергорынке, вносит предоплату, и затем уже по какой-то контрактной цене продает поставщику для крымских потребителей. Дальше эта электроэнергия  распределяется по потребителям согласно решению самопровозглашенного руководства Крыма и «Крымэнерго».

То есть мы можем продать в Крым порядка 6 млрд кВт/ч. Не поставить, я подчеркиваю, а продать. Хотя на сегодняшний момент, возможно, эти объемы не помешали бы и самой Украине для внутреннего пользования. Но это решение принимает Министерство энергетики и угольной промышленности. И здесь необходимо взвешивать не только экономическую, но и политическую целесообразность.

Например, из Украины экспортируется электроэнергия. Я специально подсчитала по августу: 900 МВт – пропускная способность для  Беларуси, 550 МВТ – в Молдову, 235 МВт на Замостье в Польшу идет с Бурштына, 645 МВт – сам Бурштын дает, и линия на Ужгород – еще 10 МВт с Бурштына. Итого по месяцу пропускная способность 2240 МВт.

Но Бурштынский остров соединен только с Европой. Линия на Польшу – с Добротворской ТЭС, и «повернуть» ее в систему Украины тоже нельзя. Теоретически, запустить в украинскую энергосистему можно только ту энергию, что идет в Беларусь и Молдову, но с этими странами, не забываем, действуют технические соглашения о сальдо-перетоках. А потому полностью прекратить экспорт мы не можем, так как ставим под угрозу баланс электроэнергии не только на границе с Беларусью и Молдовой, но и для ряда наших потребителей.

Тем более, что приграничный с Молдовой район имеет ряд технических проблем с обеспечением, особенно в пиковые часы. Так что делать это просто нецелесообразно. Наиболее оптимальным вариантом решения нынешнего недостатка электроэнергии в Украине может стать коммерческий подход, а не административный.

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.
Лидеры мнений
«Приватные» уроки: какие выводы нужно сделать из национализации
И где рядовому вкладчику найти информацию о надежности банка
5309
Фактор Нацбанка: какие вызовы предстоит учесть регулятору
О проблемах и тактике экономического роста Украины
3437
Строить по-новому: что предлагают парламентарии
Плюсы и минусы отмены категорий сложности объектов строительства
3305
FORBES В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ
Комментариев 0
Войдите, чтобы опубликовать комментарий
Последние мнения
«Приватные» уроки: какие выводы нужно сделать из национализации
И где рядовому вкладчику найти информацию о надежности банка
В какой кадровой политике нуждаются госпредприятия
На примере государственных банков
Строить по-новому: что предлагают парламентарии
Плюсы и минусы отмены категорий сложности объектов строительства
Сколько стоит альтернативное искусство
И можно ли в него инвестировать
Фактор Нацбанка: какие вызовы предстоит учесть регулятору
О проблемах и тактике экономического роста Украины
Кибер-страхование: новый инструмент риск-менеджмента
Как вызовы эпохи информационных технологий формируют инновационные страховые продукты
Венесуэльский сценарий биткойна в Украине
Что ожидает криптовалюту после предновогодних реформ правительства
Любить по-русски: что стоит за очередными разоблачениями нового президента США
И как мировая политика тонет в потоке войны компроматов