Психология агитации: о чем говорят билборды кандидатов в Раду

Психолог – о самых распространенных способах манипуляции избирателем

Ни для кого не секрет, что большая часть избирателей делают свой политический выбор иррационально*. Выбор, как правило, основывается не на анализе политической программы и фактов деятельности кандидата, а на существующем в массовом сознании представлении о наиболее востребованном на данный момент образе личности политика.

Психология агитации: О чем говорят билборды кандидатов в Раду
Украинское Фото

Именно соответствие имиджа кандидата этому образу и становится главной причиной выбора. И именно формированием и донесением данных представлений до широких масс занимаются PR-специалисты, таким образом управляя выбором людей. Они создают желанного героя. Однако это только лишь одно – наиболее очевидное – из направлений их работы. Существуют и другие, более изощренные и менее заметные методы.

Наиболее простым является «прямое внушение» – непосредственное индуцирование избирателю имени и внешнего облика кандидата, иногда – с призывом к действию. Плакаты с лицом, именем кандидата в ходе избирательных компаний можно встретить практически везде. И чем чаще эти лица избиратель видит, тем сильнее «эффект узнавания» и «формирования» более позитивного отношения к кандидату. Многократное повторение прямых призывов: «за», «голосуй», «наш выбор» и т.п. влияет на людей, имеющих сильные страхи перед участием в публичных социальных процессах.

Психология агитации: О чем говорят билборды кандидатов в Раду
Фото: Александр Козаченко для «Forbes Украина»
Психология агитации: О чем говорят билборды кандидатов в Раду
Фото: Александр Козаченко для «Forbes Украина»

Этот уровень – самый примитивный, и воздействует на наиболее архаичные, «тотемические» зоны психики человека, заставляя его делать выбор по принципу «наш – не наш» или «знакомый – не знакомый». Однако он самый эффективный в регионах с низким уровнем образования и самосознания населения.

Чуть более сложным методом влияния является «ассоциативный метод», заключающийся в приписывании образу кандидата позитивных личностных черт через многократное совместное их упоминание. Это и правильно подобранная одежда, и правильный жест на постере, и правильный текст, который утверждает, что кандидат «хороший», «сильный», «надежный», «уверенный» или же «добрый», «заботливый», «умный».

Психология агитации: О чем говорят билборды кандидатов в Раду

Фото: Александр Козаченко для «Forbes Украина»

Кроме личностных черт, можно ассоциировать кандидата с различными социальными ролями или же социальными процессами, опосредовано подчеркивая и усиливая в нем те или иные качества. Так, например, «он помогает детям», «строит спортивные площадки», «восстанавливает памятники», «выделяет продукты питания», «хочет вернуть долги» и прочее. Эмоциональное отношение избирателей к данным процессам ассоциативно переносится и на кандидата.

Психология агитации: О чем говорят билборды кандидатов в Раду
Фото: Александр Козаченко для «Forbes Украина»

Этот метод влияет не на тотемический, а на фетишистский и анимистический пласты массового сознания, и заставляет отождествлять объект и эмоциональные состояния, которые часто повторяются вместе с ним, а также наделять объект душевными качествами в связи с его внешними проявлениями.

Есть еще более сложный тип влияния – через «актуализацию значимых личностных качеств политика», что позволяет корректировать выбор избирателей при наличии нескольких альтернатив. Например, плакаты с лозунгами: «Нам нужен сильный президент», «Настало время интеллектуалов в политике» или «Политик должен заботиться о людях». Прямое подчеркивание необходимых для кандидата личностных черт – «молодой, честный, сильный, трудолюбивый» – является отличным примером «актуализации значимых личностных качеств политика».

Психология агитации: О чем говорят билборды кандидатов в Раду
Фото: Александр Козаченко для «Forbes Украина»

Более сложной и менее заметной формой психологического влияния на выбор избирателя является «мифологический» метод. Он подразумевает анализ и использование в PR уже существующих в массовом сознании ожиданий, связанных с культурными типами и, соответственно, психотипами избирателей.

Такая работа более сложна, так как требует от специалистов серьезного психологического исследования особенностей различных избирательных регионов, глубокого понимания сущности психотипов, невротических потребностей людей, проживающих в них. Также требует изучения наличие кросс-культурных феноменов, когда в одном и том же избирательном регионе проживают представители различных психотипов.

Так, приписывание кандидату мифологических свойств личности или же использование мифологических образов, апеллирующих к тем или иным мифологическим сюжетам, может происходить как текстуально, например, «он наш спаситель», «он работает, как раб на галерах» или «страдалец, мученик» и т.д., так и с помощью визуальных образов и символов, например: нимба, булавы, меча, крыльев и т.п.

Психология агитации: О чем говорят билборды кандидатов в Раду
Фото: Александр Козаченко для «Forbes Украина»

Допускаются прямые цитаты из мифов, когда событие с участием кандидата описывается в метафорах соответствующего мифа, например: «Закончилась мучительная, неравная борьба между коварными олигархами и простыми гражданами нашего города, наш кандидат спас миллионы семей от голода, холода, несправедливости и т.п.».

Использование мифологического пласта бессознательного позиционирует кандидата и избирателя в качестве ролей в одном сценарии. Политические события смещаются в мифологическое пространство, и избиратель теряет связь с «реальностью» и делает свой выбор, чувствуя себя частью мифологического сюжета. Определяя их эмоциональные взаимоотношения, и, соответственно, выбор.

Психология агитации: О чем говорят билборды кандидатов в Раду
Фото: Александр Козаченко для «Forbes Украина»

Как правило, «мифологический метод» очень распространен и используется как достаточно действенный в связи с тем, что большая часть избирателей не имеет соответствующего культурологического и психологического образования.

Психология агитации: О чем говорят билборды кандидатов в Раду
Фото: Александр Козаченко для «Forbes Украина»

Еще более сложным в контексте управления выбором избирателя является «формирование политического контекста» без специального навязывания необходимых личностных черт. Именно формирование контекста политической, экономической и культурной жизни страны канализирует психологические предпочтения избирателей, опосредовано подводя их к заранее известному выбору.

Психология агитации: О чем говорят билборды кандидатов в Раду
Фото: Александр Козаченко для «Forbes Украина»

Так, например, заданный контекст этнических либо же языковых противоречий, проблемы выбора присоединения страны к какому-нибудь международному союзу или процессу, газовые или территориальные проблемы являются ничем иным, как специально выделенной группой сюжетов, канализирующих внимание избирателей и направляющих их выбор на тех кандидатов, которые могут повлиять на заданный контекст.

Тонкость такого управления заключается еще и в том, что в рамках каждого такого контекста существует множество вариантов решений, что создает ощущение политического плюрализма. Тем самым скрывая за атрибутами демократии метод влияния.

Люди в данном случае голосуют не за кандидата, а за решение проблемы, чувствуя «свободу» выбора.

Психология агитации: О чем говорят билборды кандидатов в Раду
Фото: Александр Козаченко для «Forbes Украина»
Психология агитации: О чем говорят билборды кандидатов в Раду
Фото: Александр Козаченко для «Forbes Украина»

Нужно также отметить, что каждый более высокий уровень влияния может включать в себя предыдущие, с одной стороны, позволяя влиять на большее количество людей более незаметно, а с другой – требуя более высокой психологической и культурологической квалификации от специалистов PR.

Так, например, «демократия», в предыдущем случае, это категория еще более сложного уровня – «идеологического». Сущность которого заключается в том, что в массовом сознании распространяется набор идеологем, описывающих фундаментальные принципы мироустройства.

Психология агитации: О чем говорят билборды кандидатов в Раду
Фото: Александр Козаченко для «Forbes Украина»

Такой подход определяет не только выбор кандидата, но и критерии оценки его деятельности, дискурс и ценностные ориентации, и, по сути, не является психологической манипуляцией, а полномерным политическим способом управления, так как идеология определяет методы влияния.

Примерами манипулятивного использования данного уровня являются современные попытки внедрить «коммунистические представления» с помощью финансовых инструментов влияния, например, оплата за участие в митинге или же внедрение «либеральных» взглядов людьми автографичными, с выраженными националистическими взглядами, например, поддержкой национального производителя для развития свободного предпринимательства.

Из всего выше сказанного можно сделать вывод: чем в большей степени человек подкован в вопросах психологии и культурологии, тем сложнее им манипулировать. В том числе политикам. 

* При подготовке материала автор опирался на несколько научных разработок:

«Миф о рациональном избирателе» – книга Брайана Каплана, профессора экономики Университета Джорджа Мейсона.

«Социально-психологические свойства избирателей как фактор предпочтения ими политических лидеров» – диссертация по психологии кандидата психологических наук Вихристюк О.В., 2001 год.

О сильнейшем влиянии бессознательных сил на поведение человека, в том числе и на политическое поведение, писали: З.Фрейд, К.Хорни, Э.Фромм, М.Вебер и др.

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.
FORBES В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ
Комментариев 0
Войдите, чтобы опубликовать комментарий
Последние мнения
Самое темное время перед рассветом: как преодолеть кризис в компании
Какие задачи лягут на плечи команды, а какие – непосредственно на владельца
Коллекторы и юрлица: с бизнесом не церемонятся
Чем отличается поведение коллекторских структур в отношении должников-физлиц и бизнесменов
Скромное обаяние биткоина: украинские реалии использования криптовалют
При том, что криптовалюты пока официально запрещены, Украина входит в топ-5 стран мира по количеству пользователей различными биткоин-кошельками
Новый-старый порядок аттестации от Минюста: что изменилось
Об особенностях нового порядка аттестирования состава Государственной уголовно-исполнительной службы Украины
Экспортные мифы, или Как покорить Великую Китайскую стену
Рынок КНР сверхпривлекателен для экспортеров всего мира, продукция которых сегодня китайскому потребителю кажется гораздо интереснее, чем украинская
Сколько стоит профессиональное выгорание персонала
И как бизнес может застраховаться от проблем с сотрудниками
Разрубить гордиев узел: еврооблигационные LPN-структуры и новые правила налогообложения
Каковы новые правила налогообложения процентов, выплачиваемых украинскими эмитентами так называемых «облигаций участия в кредите» на международных рынках капитала
Принуждение в частном порядке: новшества в сфере исполнения судебных решений
Станет ли институт частных исполнителей необходимым и достаточным условием эффективной и объективной работы судебной системы