ФГВ: гарантия без гарантий

С какими трудностями сталкиваются клиенты неплатежеспособных банков

Действия Национального банка на протяжении последних девяти месяцев привели к введению временной администрации и закрытию уже 26 финансовых учреждений. Постоянные заявления руководства НБУ о ликвидации очередного банка до конца недели или месяца подорвали доверие к банковской системе. 

!!!!Гарантия без гарантий
К тому моменту, когда НБУ решает передать банк Фонду гарантирования, крупные вкладчики учреждения успевают подготовиться к работе временной администрации 
Фото Thinkstock

Основной головной болью клиентов и вкладчиков банков стал вопрос сохранения своих средств. Они не должны нести ответственность за действия НБУ, укрывательство нарушений финучреждений на протяжении длительного времени, передела рынка обналичивания средств и т.д. С целью защиты прав и законных интересов вкладчиков, укрепления доверия к банковской системе Украины, стимулирования привлечения в нее средств, обеспечения эффективной процедуры вывода неплатежеспособных банков с рынка и ликвидации банков был принят закон Украины «О системе гарантирования вкладов физических лиц».

Указанные выше функции возложены, в первую очередь, на Фонд гарантирования вкладов физических лиц. Однако Фонд не справляется с этой задачей, а во многих случаях, по моему мнению, действует вопреки поставленной перед ним цели. Судя по последним действиям Фонда, основной его целью стала не гарантия вкладов и укрепление доверия к банковской системе, а невозврат вкладов, размещенных в

Хочется надеяться, что существующая система гарантий под политическим натиском не станет системой гарантий без гарантий. На мой взгляд, данную проблему в Украине можно решить за счет построения прозрачной схемы реализации активов проблемных банков, чтобы избежать продажи их за бесценок

проблемных финансовых учреждениях. Вероятнее всего, это вызвано отсутствием средств в самом Фонде. Недавно Верховная рада не предоставила возможности увеличить бюджет ФГФ, а принятые нормативные акты, позволяющие кредитовать Фонд под векселя или поступления будущих периодов, не дают его достаточно наполнить. Кроме того, не совсем понятно, как на фоне массового закрытия регулятором коммерческих банков можно рассчитать будущие поступления в Фонд. И всем давно уже известно, что появление вексельных схем никогда и ни к чему хорошему не приводило, кроме громадных потерь бюджета и выведения средств в тень.

Первыми признаками работы этого механизма стало появление огромного количества объявлений, предлагающих выкуп депозитных вкладов с дисконтом. Кроме этого, на помощь Фонду были брошены правоохранительные органы, которые вместо поиска виновных и возврата украденных топ-менеджментом и собственниками банков средств занялись разбирательством с вкладчиками и сотрудниками банков.

В некоторых банках с помощью правоохранителей сейчас пробуют признать часть депозитных договоров недействительными – на основании показаний операционистов о том, что деньги хотя и находятся на счетах в банке, но были разбиты и внесены туда третьими лицами, которые в учреждении якобы не присутствовали.

Действующим в Украине законодательством не запрещена переуступка или дарение вкладов, а также и возможность непосредственного снятия вкладов, и внесение их большим количеством вкладчиков. При этом данные вклады тоже гарантируются Фондом. Хотя уже сейчас становится ясно, что заявление о том, что 98% вкладов покрываются средствами ФГВ, не соответствует действительности. Кроме того, именно крупные вкладчики составляют основу банковской системы. 

Хочется надеяться, что существующая система гарантий под политическим натиском не станет системой гарантий без гарантий. На мой взгляд, данную проблему в Украине можно решить за счет построения прозрачной схемы реализации активов проблемных банков, чтобы избежать продажи их за бесценок. Кроме того, ответственность руководства НБУ, осуществляющего контроль за деятельностью банков, может привести к резкому уменьшению количества ликвидируемых банков и построению цивилизованной банковской системы в Украине.

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.
Лидеры мнений
«Приватные» уроки: какие выводы нужно сделать из национализации
И где рядовому вкладчику найти информацию о надежности банка
6581
Фактор Нацбанка: какие вызовы предстоит учесть регулятору
О проблемах и тактике экономического роста Украины
3499
Строить по-новому: что предлагают парламентарии
Плюсы и минусы отмены категорий сложности объектов строительства
3361
FORBES В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ
Комментариев 0
Войдите, чтобы опубликовать комментарий
Последние мнения
«Приватные» уроки: какие выводы нужно сделать из национализации
И где рядовому вкладчику найти информацию о надежности банка
В какой кадровой политике нуждаются госпредприятия
На примере государственных банков
Строить по-новому: что предлагают парламентарии
Плюсы и минусы отмены категорий сложности объектов строительства
Сколько стоит альтернативное искусство
И можно ли в него инвестировать
Фактор Нацбанка: какие вызовы предстоит учесть регулятору
О проблемах и тактике экономического роста Украины
Кибер-страхование: новый инструмент риск-менеджмента
Как вызовы эпохи информационных технологий формируют инновационные страховые продукты
Венесуэльский сценарий биткойна в Украине
Что ожидает криптовалюту после предновогодних реформ правительства
Любить по-русски: что стоит за очередными разоблачениями нового президента США
И как мировая политика тонет в потоке войны компроматов