Возможна ли в Украине консолидация банковской системы

Желание НБУ искать альтернативные возможности для поддержания ликвидности украинских банков может быть объяснено ограниченностью ресурсов у самого регулятора

Национальный банк Украины объявил о подготовке законопроекта, позволяющего упростить процедуру слияния и поглощения банков. Гипотетически, за счет укрупнения и концентрации на банковском рынке НБУ попробует решить вопрос с докапитализацией малых и средних банков до необходимого уровня, обеспечивающего их стабильную работу и выполнение текущих обязательств, в том числе, перед вкладчиками.

Возможна ли в Украине консолидация банковской системы?
Фото Shutterstock

В текущих экономических реалиях становится очевидным, что нынешние собственники зачастую не готовы докапитализировать мелкие банки. Причина тому – не только отсутствие необходимых ресурсов, но и зачастую нежелание поддерживать убыточный бизнес, а также низкий уровень корпоративной и социальной ответственности последнего. Одновременно ожидать интереса от потенциальных внешних инвесторов тоже не приходится. Перспектива инвестирования в страну, раздираемую внутренними и внешними врагами, будем откровенны, привлекательностью не отличается.

Желание НБУ найти альтернативные возможности для поддержания ликвидности украинских финучреждений может быть также объяснено ограниченностью ресурсов у самого регулятора. Да и опыт кризисных 2008-2009 годов показывает, что государственные деньги (рефинансирование банков) имеют свойство «растворяться» вместе с хозяевами или управляющими таких банков с невероятной скоростью. Показательны истории с Родовид банком, Укргазбанком, банками «Надра» и «Киев». Похищенные 40 млрд гривен из выделенных НБУ на оздоровление банковского сектора в 2008-2009 годы так и не были найдены, а виновные до сих пор не понесли никакого наказания.

Желание НБУ найти альтернативные возможности для поддержания ликвидности украинских финучреждений может быть также объяснено ограниченностью ресурсов у самого регулятора

В результате с помощью консолидации НБУ может также сократить свои затраты. Из-за большого числа кредитных организаций Нацбанк содержит обширный штат специалистов для мониторинга ситуации в мелких банках. Консолидация сектора позволит оптимизировать человеческие и финансовые ресурсы, затрачиваемые в настоящее время на банковское регулирование и надзор.

О том, что действующие правовые нормы, регулирующие консолидацию (слияние и поглощение) банков, требуют упрощения, можно судить хотя бы по тому, что из-за сложности процедур классические слияния и поглощения в нашей стране фактически не проводятся. Украинскому банковскому рынку, скорее, характерны консолидации, представляющие собой внутригрупповые реорганизации, целью которых является объединение собственником банковских активов группы под одной торговой маркой.

В «рекордно короткие» сроки (12 месяцев) завершилась процедура слияния банков ПУМБ и Донгорбанка. Банки Фидобанк («СЭБ») и «Эрсте» (Фидокомбанк), слившись, образовали ФидоБанк. Формально процесс объединения занял примерно полгода. Сложности в процессе слияния указанных банков носили как юридический, так и чисто технический характер, ведь в слиянии участвовали банки, не прекращавшие свою операционную деятельность.

При этом существуют определенные сложности консолидации, находящиеся в юридической плоскости. 

Так, в соответствии с законом Украины «Об акционерных обществах» и законодательством, регулирующим выпуск акций, при реорганизации акционерных обществ уставные капиталы банков, представляющих собой АО, объединяются по номинальной стоимости. Указанное требование законодательства несправедливо. Ведь размер уставного капитала не является экономически значимым показателем и не отражает реальную стоимость акций такого банка.

Именно поэтому, полагаю, нуждаются в корректировке вышеуказанные положения законодательства, обеспечивающие слияние банков на основе их реальной рыночной стоимости. Иначе говоря, конвертация акций сливающихся акционерных обществ для акционеров должна происходить с применением коэффициентов, рассчитанных на основе оценки рыночной стоимости одной акции объединяющихся банков.

Также на данный момент процедура реорганизации, при условии соблюдения всех требуемых различными законами сроков, значительно растянута во времени, что не добавляет управляемости и прозрачности процессам. К примеру, решение о слиянии банков принимается общим собранием акционерного общества. Существуют сроки уведомления акционеров об общих собраниях акционерного общества (30 дней), сроки обязательного выкупа акций у акционеров, которые голосовали против слияния (30 дней), сроки уведомления акционеров о принятых решениях и т.д.

Из-за сложности процедур классические слияния и поглощения в нашей стране фактически не проводятся. Украинскому банковскому рынку, скорее, характерны консолидации, представляющие собой внутригрупповые реорганизации, целью которых является объединение собственником банковских активов группы под одной торговой маркой

Кроме того, процесс слияния не может быть завершен, если кто-либо из кредиторов банков – участников процесса реорганизации не получил удовлетворения по своим претензиям. Не совсем пока понятно, за счет оптимизации каких этапов возможно сокращение сроков реорганизации банков, но это однозначно необходимо, хотя бы с целью защиты интересов акционеров, которые принимали решение о консолидации, исходя из определенных экономических показателей и состояний участников реорганизации.

Так, регулятору в первую очередь необходимо через цивилизованные и известные в международной практике корпоративные механизмы минимизировать риск блокирования процедуры консолидации либо реорганизации миноритарными акционерами любого из банков, но в то же время гарантировать акционерам присоединенного банка их права в «объединенном» банковском учреждении.

Решение указанных проблем возможно за счет понижения требуемого количества голосов акционеров в поддержку вопросов, касающихся слияния, к примеру, до простого большинства, а также за счет урегулирования аспектов получения акционерами объединенного банка полного объема прав и до фактического исключения присоединенного банка из реестра.

В то же время решение на законодательном уровне проблем с консолидацией банков вряд ли существенно улучшит ситуацию на банковском рынке, поскольку, по задумке Национального банка, о принудительной консолидации речь не идет, а согласно действующему закону «О банках и банковской деятельности», на то, чтобы увеличить свои капиталы, банкам предоставлено 10 лет. А это немалый срок, в течение которого все может измениться.

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.
FORBES В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ
Комментариев 0
Войдите, чтобы опубликовать комментарий
Последние мнения
Самое темное время перед рассветом: как преодолеть кризис в компании
Какие задачи лягут на плечи команды, а какие – непосредственно на владельца
Коллекторы и юрлица: с бизнесом не церемонятся
Чем отличается поведение коллекторских структур в отношении должников-физлиц и бизнесменов
Скромное обаяние биткоина: украинские реалии использования криптовалют
При том, что криптовалюты пока официально запрещены, Украина входит в топ-5 стран мира по количеству пользователей различными биткоин-кошельками
Новый-старый порядок аттестации от Минюста: что изменилось
Об особенностях нового порядка аттестирования состава Государственной уголовно-исполнительной службы Украины
Экспортные мифы, или Как покорить Великую Китайскую стену
Рынок КНР сверхпривлекателен для экспортеров всего мира, продукция которых сегодня китайскому потребителю кажется гораздо интереснее, чем украинская
Сколько стоит профессиональное выгорание персонала
И как бизнес может застраховаться от проблем с сотрудниками
Разрубить гордиев узел: еврооблигационные LPN-структуры и новые правила налогообложения
Каковы новые правила налогообложения процентов, выплачиваемых украинскими эмитентами так называемых «облигаций участия в кредите» на международных рынках капитала
Принуждение в частном порядке: новшества в сфере исполнения судебных решений
Станет ли институт частных исполнителей необходимым и достаточным условием эффективной и объективной работы судебной системы