Почему НБУ должен снять ограничения с валютного рынка

Политика свободного курсообразования была ошибкой Национального банка, которую его руководители признали слишком поздно

Фактически, сейчас НБУ вернулся к политике фиксированного курса. Однако сомнительные эксперименты на валютном рынке дорого обошлись экономике: цена ошибки НБУ – это двузначная инфляция, которая сильнее всего бьет по наименее социально защищенным слоям населения.

Почему НБУ должен снять ограничения с валютного рынка
Фото из архива Корреспондента

По расчетам МВФ, баланс во внешней торговле (экспортные и импортные потоки в долларовом эквиваленте) в конце 2013 года достигался при курсе 10,3 гривны за доллар.

Соответствующие расчеты, основанные на данном курсе, были заложены в проект меморандума с МВФ, который тогда же подготовил Кабмин. Однако политического решения девальвировать курс в тот момент не последовало.

Сейчас уже бессмысленно искать виновных в сложившейся ситуации (хотя, я убежден, что анализ ошибок необходимо сделать – во избежание их повторения в будущем). Правительству и НБУ следует сконцентрироваться на стабилизации валютного рынка, прежде всего, успокоив панику населения и дав бизнесу реальный индикатор стоимости валюты. Который, согласно проведенным расчетам, вполне может соответствовать 12-12,5 гривны за доллар.

Для достижения этой цели правительству и НБУ нужно сконцентрировать усилия в двух направлениях:
- снижение вреда от девальвации для заемщиков, получавших кредиты в валюте;
- увеличение предложения иностранной валюты на безналичном валютном рынке.

Что касается борьбы с черным рынком наличной валюты, считаю, что НБУ нужно отказаться от ошибочной практики якобы свободной продажи $200 в руки. Практика показывает, что купить даже обещанные НБУ $200 фактически невозможно. Особенно если речь идет об отделениях банков в средних и небольших городах.

Вместо растраты международных резервов на продажу $200 в руки по не рыночному курсу (которые все равно затем уйдут к спекулянтам), Нацбанку следует начать продажу валюты для валютных заемщиков, которые наиболее страдают от девальвации. Таких клиентов у банков сегодня – более 60 000. Однако суммы, которые необходимы для уплаты кредитов такими клиентами, невелики – около $50 млн ежемесячно до стабилизации курса (для сравнения, НБУ продает для валютных касс банков около $0,5 млрд в месяц). В случае реализации данной меры возрастет погашение валютных кредитов, что будет способствовать стабилизации ситуации в банковской системе страны.

Кстати, следует обратить внимание на одну любопытную деталь. По данным центробанка, в аукционах для покупки валюты на пополнение наличных в кассе принимали участие около 50 средних, крупных и крупнейших банков.

Приблизительное количество отделений у этих банков – около 20 000. То есть если предположить, что валюту можно было купить в каждом из отделений банков, участвовавших в аукционе, то на каждое отделение пришлось по $25 тыс. по заниженному в сравнении с рыночным курсу. Купить которые, исходя из введенных Нацбанком ограничений, смогли всего лишь 125 человек. Эффективность такого расходования международных резервов Украины оцените сами...

При этом бороться с нелегальными обменками, на чем концентрирует усилия Нацбанк, не нужно. Это следствие, а не причина валютной нестабильности. Да и такая борьба должна быть прерогативой правоохранительных органов, а не НБУ.

Успокоить ситуацию на валютном рынке возможно только через увеличение предложения валюты на межбанке. Для чего необходимо предпринять ряд стимуляционных, административных и ограничивающих мер.

Во-первых, надо отменить для банков возможность формировать резервы под кредитные риски в валюте. Такая мера уже применялась НБУ в 2010-2012 годы, и позволила существенно увеличить предложение валюты на межбанке (при жестком контроле над нормативом валютной позиции). И, как следствие, привела к укреплению курса гривны.

Во-вторых, НБУ следует потребовать от банков выполнения требований по докапитализации (стресс-тесты крупнейших банков завершились 31 августа). При этом необходимо разрешить акционерам вносить капитал в валюте – с последующей операцией СВОП с НБУ, например, длительностью в три года.

Такая мера даст НБУ оперативный доступ к валюте, а банковским акционерам – возможность хеджировать валютные риски.

В-третьих, необходимо внедрять закон о контроле над трансферным ценообразованием, который снизит возможность для ФПГ выводить за рубеж прибыль и формировать валютные авуары на банковских счетах, открытых в зарубежных банках.

К сожалению, после событий Майдана чиновники странным образом забыли о необходимости контролировать нюансы всех денежных потоков крупного бизнеса. Между тем операции по продаже продукции украинских предприятий через офшорные компании должны быть ограничены – валюта от экспорта должна поступать напрямую в Украину и в определенные законодательством сроки.

В-четвертых, правительству нужно активизировать работу с международными донорами. На мой взгляд, учитывая непростую ситуацию на востоке страны и необходимость восстановления Донбасса, украинскому правительству следует готовить выпуск специальных евробондов, покупателями которых могут выступить правительства европейских стран, а также международные финансовые организации.

По моим оценкам, на сегодня для стабилизации ситуации на валютном рынке необходимы валютные интервенции в размере $5 млрд. Около $1,5 млрд могут быть оперативно выделены из резервов НБУ для удовлетворения избыточного спроса на межбанке. Еще около $2 млрд могут быть привлечены до конца года через работу с коммерческим банками. А $1,5-2 млрд – через работу с международными донорами и правительствами.

Задача вполне решаемая, если концентрировать усилия на четких и понятных целях.

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.
Лидеры мнений
Что происходит с банкингом VIP-класса
Итоги исследования «Бизнес Private Banking в Украине-2015»
4682
Гарвард, немного MTI и «госдеповские печеньки»: где учат лоббистов в США
Вероятное будущее украинского лоббизма на примере двух формаций западного лобби
2853
Оттолкнуться от дна: на чем банки будут зарабатывать в обозримом будущем
Банкиров подталкивают к активным действиям и смене источников дохода
545
FORBES В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ
Комментариев 1
Войдите, чтобы опубликовать комментарий
Vladimir Naginsky
Vladimir Naginsky — 12.04.2015, 11:12

То что Бывший глава Нац банка пишет в Фейсбук -это отлично но то что за 4 месяца до падения курса предсказывает 12 а на самом деле он стал в феврале 25 в США бы уже посадили . там законом запрещено давать цифровые прогнозы . только в процентах . да еще если так было понятно что курс отпускать нельзя почему тогда не было статьей на ссылки на Россию 1998 года когда несколько банков потеряли от 20 миллионов до 300 мил дол. и после этого Россия в срочном порядке ввела закон по которому за одну торговую сессию нельзя поднимать курс боле чем 5 % в течении одного дня . как же так девушка которая работала на валютной бирже в 1996 году могла не знать об этом. я тогда не потерял деньги только из за лояльности московского банкира и успел вывести средства в Приват Константиновки . да только обязательства оказались пустыми и не ответственными. надо писать не о том что кто то ошибся а что делать сейчас и главное одной строкой -мера . вторая строка мера . и тогда специалисты оценят .

Последние мнения
Оттолкнуться от дна: на чем банки будут зарабатывать в обозримом будущем
Банкиров подталкивают к активным действиям и смене источников дохода
Гарвард, немного MTI и «госдеповские печеньки»: где учат лоббистов в США
Вероятное будущее украинского лоббизма на примере двух формаций западного лобби
Что происходит с банкингом VIP-класса
Итоги исследования «Бизнес Private Banking в Украине-2015»
Мясная экспансия: сможет ли Украина торговать с Китаем продукцией животноводства
И какие барьеры стоят на пути украинских товаров в КНР
О чем говорят итоги Евро-2016
И какие уроки стоит усвоить украинскому футболу
Как достичь фискальной справедливости в Украине
И почему налоговая реформа должна стать предметом широкой общественной дискуссии
Пивное регулирование: производители ждут послаблений
Пивовары рассчитывают на упрощение лицензионных процедур
«Политические стартапы»: как проходит формирование новых украинских партий
Почему новоявленные политические силы рискуют захлебнуться в волне популизма