Кризисный авторынок: кто уйдет, а кто – останется

И как выживают крупнейшие автодилеры в Украине

Украинский авторынок бьет отрицательные рекорды. Октябрь 2014 года, с результатом продаж в 5891 новый легковой автомобиль, стал худшим за 14 лет (падение по сравнению с октябрем 2013-го составило 63,4%). В сравнении с 2013 годом по-настоящему успешным для автодилеров был только февраль 2014-го, когда в ожидании девальвации гривны украинцы скупили рекордные 15 204 автомобиля (рост 11,9% по сравнению с февралем 2013 года). Далее началось стремительное падение.

Кризисный авторынок: кто уйдет, а кто останется
Украинское Фото

Всего за январь-октябрь было продано 82 589 новых легковых автомобилей. Доля импорта в этом сегменте традиционно высока – около 75%. Отечественные производители, заметные в общей статистике, это, прежде всего, ЗАЗ (7134 проданных авто за 10 месяцев), Skoda производства «Еврокар» (за январь-октябрь на заводе в Закарпатской области было произведено 3232 машины для внутреннего рынка), «Богдан» (ВАЗ 2110 и 2111 украинского производства, 1465 авто), произведенные в Украине Hyundai Tucson, а также Geely и SsangYong крупноузловой сборки производства КрАСЗ.

Впрочем, далеко не все проданные автомобили этих марок были украинского производства: КрАСЗ произвел за 10 месяцев 7514 автомобилей, а только Geely за этот период было продано 8546 авто (показатель SsangYong составил 1463).

Рынок новых автомобилей в Украине стремительно развивался в 2006-2008 годы за счет дешевизны и доступности кредитных ресурсов, сравнительно высоких доходов населения и стабильного курса доллара. Продажи росли на 30-40% в год, и в рекордном 2008 году в Украине было продано 623 252 легковых автомобиля. Падение в 2009 году уже серьезно «проредило» украинских автодилеров. Тогда преимущественно закрылись мелкие и независимые операторы, самым крупным был дилер Opel «СВТ Фортуна».

Ожидания восстановления продаж хотя бы до уровня в 300-400 тыс. автомобилей в год воодушевляли игроков авторынка, и они в последние годы формировали дилерскую сеть, исходя из этих оптимистичных планов, даже несмотря на кризис 2008 года. Однако ситуация в 2014 году гораздо сложнее, чем в 2008-м. К уже «привычным» для украинского автобизнеса проблемам в виде девальвации гривны и сужения кредитования (в 2009-2013 годы автокредиты все же выдавались, пусть и не так активно) добавились грабежи и масштабные боевые действия на Востоке (одном из ключевых рынков для большинства автоимпортеров), а также общая геополитическая неопределенность, в которой находится страна.

Иными словами, шутка о том, что по украинским дорогам можно ездить разве что на танке, стала трагической реальностью. Разумеется, в такой ситуации часть автосалонов была закрыта – изначально это касалось Крыма, Донецкой и Луганской областей, но по мере ухудшения экономической ситуации в стране автосалоны начали закрываться и в остальной Украине. По разным оценкам, закрыто не менее 25% автосалонов из примерно 750, а ряд из тех, кто еще работает, также могут свернуть деятельность.

На сегодняшний день крупнейшими автодилерами Украины остаются, прежде всего, «Богдан-Авто Холдинг» (ранее «УА холдинг», дилер Hyundai, Great Wall, Богдан, Subaru и др.), группа компаний «ВиДи Групп», «НИКО-Украина» (официальный импортер Mitsubishi Motors), «Виннер Автомотив» (глобальный дилер Ford). Также среди ведущих импортеров хотелось бы отметить традиционно входящую в топ-200 «Forbes Украина» ПИИ «Тойота Украина» (выручка 1,86 млрд гривен за І полугодие 2014 года).

В нынешних условиях проблемы есть практически у всех импортеров и дилеров, но громких банкротств, сравнимых даже с «СВТ Фортуна», пока не было. Впрочем, обострение военно-политической ситуации или дальнейшая девальвация национальной валюты могут иметь лавинообразные последствия для всех украинских автоимпортеров и автодилеров.

Крупные дилеры с наработанной годами репутацией, большой клиентской базой и развитой сервисной сетью и в 2008-м, и сейчас оказались более устойчивыми к кризисной ситуации, чем мелкие игроки. Во-первых, имея больший объем продаж, они могут рассчитывать на скидки от импортеров и производителей и быть более лояльными с ценообразованием. Впрочем, в условиях почти двукратной девальвации гривны мало какие скидки могут сделать гривневую цену по-настоящему привлекательной.

Во-вторых, они могут неплохо зарабатывать на гарантийном и постгарантийном обслуживании. Как правило, у крупных автодилеров хорошая материально-техническая база и выгодное месторасположение СТО, к тому же покупатели новых иномарок обычно платежеспособны и сравнительно редко отказываются от гарантии.

К слову, крупные автодилеры пытаются работать даже в зоне АТО. Например «Тойота Центр Донецк Галсмотор», чей автосалон, открытый в феврале 2014 года, находится возле Донецкого аэропорта, летом продавал автомобили в телефонном режиме, назначая встречи с клиентами по телефону и самостоятельно осуществляя доставку автомобилей.

Открылись также большинство фирменных донецких СТО (Honda, Toyota, Ford, Renault и др.). Впрочем, учитывая ситуацию, они сейчас в основном обслуживают автомобили отечественных марок, на которые вынужденно пересели в том числе многие их клиенты. В ближайшей перспективе нас ждет настоящая война за «постгарантийного» клиента,  ведь место на рынке смогут занять далеко не все.

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.
Лидеры мнений
Что происходит с банкингом VIP-класса
Итоги исследования «Бизнес Private Banking в Украине-2015»
3680
Мясная экспансия: сможет ли Украина торговать с Китаем продукцией животноводства
И какие барьеры стоят на пути украинских товаров в КНР
3246
FORBES В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ
Комментариев 0
Войдите, чтобы опубликовать комментарий
Последние мнения
Что происходит с банкингом VIP-класса
Итоги исследования «Бизнес Private Banking в Украине-2015»
Мясная экспансия: сможет ли Украина торговать с Китаем продукцией животноводства
И какие барьеры стоят на пути украинских товаров в КНР
О чем говорят итоги Евро-2016
И какие уроки стоит усвоить украинскому футболу
Как достичь фискальной справедливости в Украине
И почему налоговая реформа должна стать предметом широкой общественной дискуссии
Пивное регулирование: производители ждут послаблений
Пивовары рассчитывают на упрощение лицензионных процедур
«Политические стартапы»: как проходит формирование новых украинских партий
Почему новоявленные политические силы рискуют захлебнуться в волне популизма
Потерянный год: украинские власти вновь пытаются имитировать налоговую реформу
Почему фискальные новшества все еще далеки от идеала
Тест на зрелость парламента: кому важна стратегия экспортной экспансии Украины
И почему стране необходимо Экспортно-кредитное агентство