Кризисный авторынок: кто уйдет, а кто – останется

И как выживают крупнейшие автодилеры в Украине

Украинский авторынок бьет отрицательные рекорды. Октябрь 2014 года, с результатом продаж в 5891 новый легковой автомобиль, стал худшим за 14 лет (падение по сравнению с октябрем 2013-го составило 63,4%). В сравнении с 2013 годом по-настоящему успешным для автодилеров был только февраль 2014-го, когда в ожидании девальвации гривны украинцы скупили рекордные 15 204 автомобиля (рост 11,9% по сравнению с февралем 2013 года). Далее началось стремительное падение.

Кризисный авторынок: кто уйдет, а кто останется
Украинское Фото

Всего за январь-октябрь было продано 82 589 новых легковых автомобилей. Доля импорта в этом сегменте традиционно высока – около 75%. Отечественные производители, заметные в общей статистике, это, прежде всего, ЗАЗ (7134 проданных авто за 10 месяцев), Skoda производства «Еврокар» (за январь-октябрь на заводе в Закарпатской области было произведено 3232 машины для внутреннего рынка), «Богдан» (ВАЗ 2110 и 2111 украинского производства, 1465 авто), произведенные в Украине Hyundai Tucson, а также Geely и SsangYong крупноузловой сборки производства КрАСЗ.

Впрочем, далеко не все проданные автомобили этих марок были украинского производства: КрАСЗ произвел за 10 месяцев 7514 автомобилей, а только Geely за этот период было продано 8546 авто (показатель SsangYong составил 1463).

Рынок новых автомобилей в Украине стремительно развивался в 2006-2008 годы за счет дешевизны и доступности кредитных ресурсов, сравнительно высоких доходов населения и стабильного курса доллара. Продажи росли на 30-40% в год, и в рекордном 2008 году в Украине было продано 623 252 легковых автомобиля. Падение в 2009 году уже серьезно «проредило» украинских автодилеров. Тогда преимущественно закрылись мелкие и независимые операторы, самым крупным был дилер Opel «СВТ Фортуна».

Ожидания восстановления продаж хотя бы до уровня в 300-400 тыс. автомобилей в год воодушевляли игроков авторынка, и они в последние годы формировали дилерскую сеть, исходя из этих оптимистичных планов, даже несмотря на кризис 2008 года. Однако ситуация в 2014 году гораздо сложнее, чем в 2008-м. К уже «привычным» для украинского автобизнеса проблемам в виде девальвации гривны и сужения кредитования (в 2009-2013 годы автокредиты все же выдавались, пусть и не так активно) добавились грабежи и масштабные боевые действия на Востоке (одном из ключевых рынков для большинства автоимпортеров), а также общая геополитическая неопределенность, в которой находится страна.

Иными словами, шутка о том, что по украинским дорогам можно ездить разве что на танке, стала трагической реальностью. Разумеется, в такой ситуации часть автосалонов была закрыта – изначально это касалось Крыма, Донецкой и Луганской областей, но по мере ухудшения экономической ситуации в стране автосалоны начали закрываться и в остальной Украине. По разным оценкам, закрыто не менее 25% автосалонов из примерно 750, а ряд из тех, кто еще работает, также могут свернуть деятельность.

На сегодняшний день крупнейшими автодилерами Украины остаются, прежде всего, «Богдан-Авто Холдинг» (ранее «УА холдинг», дилер Hyundai, Great Wall, Богдан, Subaru и др.), группа компаний «ВиДи Групп», «НИКО-Украина» (официальный импортер Mitsubishi Motors), «Виннер Автомотив» (глобальный дилер Ford). Также среди ведущих импортеров хотелось бы отметить традиционно входящую в топ-200 «Forbes Украина» ПИИ «Тойота Украина» (выручка 1,86 млрд гривен за І полугодие 2014 года).

В нынешних условиях проблемы есть практически у всех импортеров и дилеров, но громких банкротств, сравнимых даже с «СВТ Фортуна», пока не было. Впрочем, обострение военно-политической ситуации или дальнейшая девальвация национальной валюты могут иметь лавинообразные последствия для всех украинских автоимпортеров и автодилеров.

Крупные дилеры с наработанной годами репутацией, большой клиентской базой и развитой сервисной сетью и в 2008-м, и сейчас оказались более устойчивыми к кризисной ситуации, чем мелкие игроки. Во-первых, имея больший объем продаж, они могут рассчитывать на скидки от импортеров и производителей и быть более лояльными с ценообразованием. Впрочем, в условиях почти двукратной девальвации гривны мало какие скидки могут сделать гривневую цену по-настоящему привлекательной.

Во-вторых, они могут неплохо зарабатывать на гарантийном и постгарантийном обслуживании. Как правило, у крупных автодилеров хорошая материально-техническая база и выгодное месторасположение СТО, к тому же покупатели новых иномарок обычно платежеспособны и сравнительно редко отказываются от гарантии.

К слову, крупные автодилеры пытаются работать даже в зоне АТО. Например «Тойота Центр Донецк Галсмотор», чей автосалон, открытый в феврале 2014 года, находится возле Донецкого аэропорта, летом продавал автомобили в телефонном режиме, назначая встречи с клиентами по телефону и самостоятельно осуществляя доставку автомобилей.

Открылись также большинство фирменных донецких СТО (Honda, Toyota, Ford, Renault и др.). Впрочем, учитывая ситуацию, они сейчас в основном обслуживают автомобили отечественных марок, на которые вынужденно пересели в том числе многие их клиенты. В ближайшей перспективе нас ждет настоящая война за «постгарантийного» клиента,  ведь место на рынке смогут занять далеко не все.

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.
Лидеры мнений
Сколько стоит профессиональное выгорание персонала
И как бизнес может застраховаться от проблем с сотрудниками
14203
Принуждение в частном порядке: новшества в сфере исполнения судебных решений
Станет ли институт частных исполнителей необходимым и достаточным условием эффективной и объективной работы судебной системы
6408
Разрубить гордиев узел: еврооблигационные LPN-структуры и новые правила налогообложения
Каковы новые правила налогообложения процентов, выплачиваемых украинскими эмитентами так называемых «облигаций участия в кредите» на международных рынках капитала
2939
FORBES В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ
Комментариев 0
Войдите, чтобы опубликовать комментарий
Последние мнения
Новый-старый порядок аттестации от Минюста: что изменилось
Об особенностях нового порядка аттестирования состава Государственной уголовно-исполнительной службы Украины
Экспортные мифы, или Как покорить Великую Китайскую стену
Рынок КНР сверхпривлекателен для экспортеров всего мира, продукция которых сегодня китайскому потребителю кажется гораздо интереснее, чем украинская
Сколько стоит профессиональное выгорание персонала
И как бизнес может застраховаться от проблем с сотрудниками
Разрубить гордиев узел: еврооблигационные LPN-структуры и новые правила налогообложения
Каковы новые правила налогообложения процентов, выплачиваемых украинскими эмитентами так называемых «облигаций участия в кредите» на международных рынках капитала
Принуждение в частном порядке: новшества в сфере исполнения судебных решений
Станет ли институт частных исполнителей необходимым и достаточным условием эффективной и объективной работы судебной системы
Столичные квадраты: в тренде – элитная недвижимость
Рынок элитной недвижимости Киева: основные тенденции прошлого года и прогнозы на нынешний
Традиции и тенденции: с чем Украине жить в 2017 году
О чем говорит новая мировая и европейская реальность
Show Must Go On: чистый ритейл никому не нужен
Бизнес-модель «микрополиса» – формула вечной жизни для ритейла