Банковское будущее vs стагнация экономики

Какую перспективу сегодня видят коммерческие банки

Сегодня рынок Украины столкнулся не только с насущными проблемами выживания, что вполне закономерно в условиях военной экономики, но и со стагнацией всех макроэкономических показателей, крупным оттоком вкладов бизнеса и населения, потерей платежеспособности у большого числа банков. Сейчас ситуацию можно назвать экономикой ожидания, когда к скачкообразным инфляционным волнам и низким социальным стандартам, которые могут вызвать рост социальной напряженности, тяжелым бременем добавляется отсутствие каких-либо жизненно важных реформ, которым нет разумной альтернативы. Итоги десяти месяцев этого года пока неутешительны: объемы кредитования в национальной валюте, по данным НБУ, снизились на 8,4% (данные 9 месяцев), банковский капитал − на 15%, общий ущерб, нанесенный банковской системе, превысил 13 млрд гривен.

Банковское будущее vs стагнация экономики
Фото Shutterstock

Коммерческие банки продолжают работать на перспективу, заботясь о своем будущем здесь и сейчас. Они, оставаясь консерваторами в классических банковских операциях кредитования и инвестирования, стремятся быть более инновационными, мобильными, все больше напоминая научных исследователей по внедрению цифровых и cloud-технологий, чем финансовый институт, главная задача которого − обеспечить средствами экономику, чтобы гарантировать безопасность государства.

Недавно наткнулся на довольно интересные результаты исследования чикагской организации BAI, которая занимается предоставлением финансовых сервисов, а также консолидацией информации, необходимой для внедрения инноваций в банковской сфере. Несмотря на всеобщее затишье деловой активности в США, американские банки все чаще инвестируют в современные технологические решения, в том числе − в мобильный и онлайн-банкинг, чтобы соответствовать растущим потребностям клиентов.

Несмотря на общее затишье деловой активности в США, американские банки все чаще инвестируют средства в современные технологические решения, в том числе − в мобильный и онлайн-банкинг, чтобы соответствовать растущим потребностям клиентов

95% из 400 опрошенных респондентов отметили, что клиенты банка могут проверять баланс своего счета с помощью мобильного телефона, около 75% − что их финансовый партнер позволяет вкладчику переводить деньги на другой счет тоже по телефону, 70% опрошенных также сообщили о возможности мобильной оплаты счетов и тому подобное. При этом, учитывая растущую популярность дистанционных каналов обслуживания, банки стремительно развивают дополнительные мобильные функции. В течение ближайших трех лет 34% опрошенных американских банкиров готовы внедрить p2p платежи, 25% − возможность удаленного перевода баланса между счетами разных банков, еще 25% − услугу открытия счета через мобильные приложения и др. Кроме мобильных сервисов, банки намерены активно продвигать свои услуги в сети интернет. Так, более 80% опрошенных заявили, что уже используют социальные сети для связи с клиентами, интерактивного общения и рекламы своих услуг.

Отличные цифры, не так ли? Однако многое из того, чем могут похвастаться американские банкиры, уже существует в украинской финансовой системе – возможно, просто не в таких масштабах внедрения. Причины этого лежат на поверхности, и главные из них −  необходимость выживания в условиях стагнации экономики, валютной лихорадки, стремительного банкопада вместо направления усилий и средств на разработку и внедрение тех или иных новых технологий, построение инновационной культуры как фундамента всей новой финансовой архитектуры и философии. Без этого процессы стабилизации отечественной банковской системы будут еще долго находиться под «дамокловым мечом» украинских макроэкономических тенденций, которые в наступающем 2015 году вряд ли будут легче по сравнению с текущим годом.

Я считаю, что процесс обновления применяемых технологий в банках должен стать константой и ключевым фактором эволюции отечественного банкинга, а потребность клиентов финучреждений в современных банковских сервисах − катализатором инновационных процессов. Я уверен, что инновации должны начинаться с людей − и тех, на кого рассчитаны эти инновации, и тех, кто должен поставить их на поток, и тех, кто каждый день встречается с потребностями и запросами клиентов лицом к лицу. Возможно, банк будущего и станет банком без офиса, а ключевой точкой входа в банк − компьютер, ноутбук, айпад, айфон или любой другой гаджет, ведь мобильные технологии позволят банку «дотянуться» до своего клиента, где бы он ни находился. Но личное общение с теми, кто нуждается в финансовом советчике, которому доверяешь, особенно в условиях низкого уровня финансовой культуры в нашей стране, еще долго останется востребованным среди наших клиентов − и корпоративных, и частных.

Процесс обновления применяемых технологий в банках должен стать константой и ключевым фактором эволюции отечественного банкинга, а потребность клиентов финучреждений в современных банковских сервисах − катализатором инновационных процессов

Синергетическое сочетание новых и традиционных технологий проведения банковских операций (не космических, а выверенных потребностями клиентов!) будет формироваться на основе методологической и структурно-технологической перестройки работы head, front- и back-офисов банка, с четким разделением полномочий и функций. При этом новейшей должна быть и управленческая технология, позволяющая создать в банке такую инновационную культуру, которая поможет в ежедневной работе избавиться от непроизводительных процессов и неэффективного использования времени и пространства, вовлечь всю команду в поиск путей для решения задач любой сложности по принципу question storming (поиск правильно поставленных вопросов) в отличие от brain storming (поиск правильных ответов). Инновационность корпоративной культуры, то есть восприимчивость сотрудников к новым идеям, их готовность и способность поддерживать и реализовывать новшества повлечет за собой и новую философию подготовки и переподготовки банковского персонала, и новые банковские профессии, такие как продукт-менеджер, консультант, аналитик, бренд-менеджер и др.

Однако доверие как важная эмоция в общении с людьми, которые вручают банкирам практически собственное будущее, все же останется приоритетом в банковском обслуживании, а онлайн-банкинг будет развиваться не вслепую, а по четко выверенной стратегии с привлечением даже неожиданных коммуникативных каналов. Не зря же 67% американских банкиров предпочитают продвижение своих услуг через Facebook, а 24% − через Twitter.

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.
FORBES В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ
Комментариев 0
Войдите, чтобы опубликовать комментарий
Последние мнения
Самое темное время перед рассветом: как преодолеть кризис в компании
Какие задачи лягут на плечи команды, а какие – непосредственно на владельца
Коллекторы и юрлица: с бизнесом не церемонятся
Чем отличается поведение коллекторских структур в отношении должников-физлиц и бизнесменов
Скромное обаяние биткоина: украинские реалии использования криптовалют
При том, что криптовалюты пока официально запрещены, Украина входит в топ-5 стран мира по количеству пользователей различными биткоин-кошельками
Новый-старый порядок аттестации от Минюста: что изменилось
Об особенностях нового порядка аттестирования состава Государственной уголовно-исполнительной службы Украины
Экспортные мифы, или Как покорить Великую Китайскую стену
Рынок КНР сверхпривлекателен для экспортеров всего мира, продукция которых сегодня китайскому потребителю кажется гораздо интереснее, чем украинская
Сколько стоит профессиональное выгорание персонала
И как бизнес может застраховаться от проблем с сотрудниками
Разрубить гордиев узел: еврооблигационные LPN-структуры и новые правила налогообложения
Каковы новые правила налогообложения процентов, выплачиваемых украинскими эмитентами так называемых «облигаций участия в кредите» на международных рынках капитала
Принуждение в частном порядке: новшества в сфере исполнения судебных решений
Станет ли институт частных исполнителей необходимым и достаточным условием эффективной и объективной работы судебной системы