Почему украинские художники не входят в топ-позиции мирового арт-рынка

Галерист Людмила Березницкая – о том, чего не хватает национальному искусству

Международный арт-рынок снова демонстрирует тенденцию к росту объема продаж, появлению новых персоналий, улучшению качества работ (в сравнении с продававшимися по той же стоимости до 2008 года). По сути, уже продается не просто имя, а вещь. Это значит, что рост рынка обеспечен не только пиаром и популярностью автора, но и его основой становится качество произведения.

Почему украинские художники не входят в топ-позиции мирового арт-рынка
«Мыстецкий Арсенал» (Киев) VIII ART KYIV Contemporary
Украинское Фото

В то же время топы продаж продолжают держать докризисные звезды. Это связано как с субъективными причинами, например, узнаваемостью, так и с объективными – звучные новые проекты подтверждают справедливость цен.

В 2014 году украинское искусство неоднократно представлялось за рубежом в выставочных проектах в Лондоне, Вене и Париже, наши художники участвовали в торгах «Сотбис» и «Филипс». И даже если среди работ, выезжавших за рубеж, по-прежнему преобладает традиционная технология – живопись, мы можем со всей определенностью констатировать наличие интереса к нашему искусству. Этот интерес развивается медленно, и не всегда основан на объективных критериях оценки качества и перспектив того или иного имени либо стиля. Такой темп свойственен арт-рынку. Впрочем, мы можем утверждать: украинское искусство успешно продвигается к завоеванию мировых позиций. Украинские художники уже получили шанс участвовать в мировом арт-марафоне, однако для завоевания топ-позиций потребуется не только время, но и способность внедряться в общемировой культурный контекст.

Из-за неразвитости внутреннего арт-рынка мы лишь частично «засвечены» там, где формируются настоящие бренды

Некоторое отставание обусловлено тем, что не все работы, достойные стать частью мирового культурного достояния, получили право быть представленными миру. Мы лишь частично «засвечены» там, где формируются арт-бренды. Почему так? Одна из причин – неразвитость внутреннего арт-рынка, недостаточное количество профессиональных игроков. В проектах и продажах до сих пор участвуют лишь те, кто прошел многолетнюю обработку на внутренней сцене, и чаще в традиционном ключе. И, к сожалению, полностью отсутствуют другие – в студиях которых возникают мультимедийные вещи, созданные с помощью новейшего технологического инструментария. А ведь современное искусство уже давно развивается за счет высоких технологий.

Еще один недостаток, не позволяющий определить реальных лидеров процесса, это отсутствие в Украине нормального взаимодействия между всеми участниками рынка (музеями, некоммерческими и коммерческими институциями, экспертными сообществами, критиками) и отсутствие профессиональной государственной премии. Она могла бы собрать всех заинтересованных под одной крышей и дать возможность высказаться тем, кто сегодня остается вне среды.

Подобная премия должна быть инициирована государством, но поддержана арт-общественностью. Важно, чтобы в экспертный совет вошли не только держатели должностей при власти, но прежде всего те, кто работает в сфере современного искусства, включая профессионалов, обладающих реальными возможностями и технологиями продвигать искусство на мировую сцену и знающих  ее специфику. Только так возможно избежать субъективизма в выборе новых имен и определить тех, кто способен конкурировать с мировыми арт-лидерами.

Говоря о рейтинге, мы также должны учитывать различные критерии. Существует множество методик, которые выявляют первых. Но все они грешат однобокостью. Например, Art Fact и другие международные арт-порталы используют в определении лидеров не только результаты продаж, но и количество посещений интернет-страниц тех или иных художников, отзывы любителей и профессионалов. Другие рейтинги профессиональных арт-изданий строятся на основании опроса ведущих игроков рынка (от кураторов, музейных работников и теоретиков до галеристов, маршанов и коллекционеров). Однако нельзя забывать, что эксперты, вписанные в опрашиваемую среду, могут быть предвзяты в оценках и на них влияет общая атмосфера в арт-среде и мода.

Еще один, относительно объективный критерий – это прецеденты продаж. Но и он не универсален. На рынок, особенно вторичный, не всякий год попадают программные или лучшие вещи художника, и потому трудно вывести тот самый топ продаж, определяющий его статус. Особенно когда в одной упряжке оказываются равные среди равных – основатели разных направлений в искусстве, ставших уже частью истории.

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.
FORBES В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ
Комментариев 1
Войдите, чтобы опубликовать комментарий
Anton Solovev
Anton Solovev — 17.01.2015, 21:57

Криволап - это "кичуха". Цаголов здесь нормальный художник, действительно со вкусом. А остальное - случайность. Все нормальные с Украины художники уехали за зарабатком, а на Украине ничего не продаш. Когда наступит время когда художник сможет прийти на Сотбис, как к примеру, на выставком, и оставить на продаж связку своих работ? И когда художник сможет обойтись без искуствоведов, галеристов...? Любая галерея навязывает свой вкус! А как же творчество художников! Ведь у каждого свои предрассудки и взгляды. И художник обязан "делать" сугубо на продажу.

Последние мнения
Самое темное время перед рассветом: как преодолеть кризис в компании
Какие задачи лягут на плечи команды, а какие – непосредственно на владельца
Коллекторы и юрлица: с бизнесом не церемонятся
Чем отличается поведение коллекторских структур в отношении должников-физлиц и бизнесменов
Скромное обаяние биткоина: украинские реалии использования криптовалют
При том, что криптовалюты пока официально запрещены, Украина входит в топ-5 стран мира по количеству пользователей различными биткоин-кошельками
Новый-старый порядок аттестации от Минюста: что изменилось
Об особенностях нового порядка аттестирования состава Государственной уголовно-исполнительной службы Украины
Экспортные мифы, или Как покорить Великую Китайскую стену
Рынок КНР сверхпривлекателен для экспортеров всего мира, продукция которых сегодня китайскому потребителю кажется гораздо интереснее, чем украинская
Сколько стоит профессиональное выгорание персонала
И как бизнес может застраховаться от проблем с сотрудниками
Разрубить гордиев узел: еврооблигационные LPN-структуры и новые правила налогообложения
Каковы новые правила налогообложения процентов, выплачиваемых украинскими эмитентами так называемых «облигаций участия в кредите» на международных рынках капитала
Принуждение в частном порядке: новшества в сфере исполнения судебных решений
Станет ли институт частных исполнителей необходимым и достаточным условием эффективной и объективной работы судебной системы