Хитрости новых налогов

Или как депутаты решили наполнить бюджет-2015

Налоговая реформа в Украине оставалась дискуссионным вопросом более полугода. Фактически, правительство занялось им вплотную после создания Государственной фискальной службы на фундаменте Министерства доходов и сборов. Планы были грандиозными: гражданам и бизнесу обещали серьезные налоговые послабления; либерализацию бюрократических процедур, связанных с формированием и подачей отчетности; ликвидацию избыточных проверок, зачастую ведущих к коррупционным поборам с бизнеса; совершенствование администрирования (в первую очередь в части взимания и возмещения НДС) и так далее.

Хитрости новых налогов
Фото Shutterstock

На первый взгляд, планы властей выглядели как стремление стимулировать развитие бизнеса в стране, минимизировать отток капитала за границу, вывести сбережения населения из тени.

Тем не менее, принятые в конце декабря изменения в Налоговый кодекс превратились в лихорадочный поиск дополнительных источников наполнения бюджета. И, наверное, поэтому во вступивших в силу с 2015 года налоговых новациях крайне мало логики. Правда, народные избранники обещают уже в первом квартале вернуться к пересмотру налогов. Но нет никаких гарантий, что очередные изменения будут во благо физлиц и бизнеса.

С миру по нитке

Первый вопрос, который возникает при изучении изменений в Налоговый кодекс: а многие ли депутаты в принципе прочли более двух сотен страниц принятого документа, перед тем как голосовать за него? Например, почему неоднократно обещанное сокращение налогового груза (причем, непосредственно премьер-министром) превратилось, напротив, в увеличение количества налогов и сборов? И парламент это поддержал.

Принятые в конце декабря изменения в Налоговый кодекс превратились в лихорадочный поиск дополнительных источников наполнения бюджета. И, наверное, поэтому во вступивших в силу с 2015 года налоговых новациях крайне мало логики

Так, уже с 2015 года появился 5%-ный акциз, который распространяется на розничную продажу алкогольных напитков и табачных изделий, а также топлива. С электроэнергии также будет взиматься акциз в размере 3,2%. Естественно, все это ляжет на плечи бизнеса и потребителей.

Это же касается и дополнительного импортного сбора в размере от 5 до 10%, который Верховная рада одобрила другим документом, но в пакете изменений к НК. Самое циничное, что импортный сбор коснется и без того в разы подорожавших природного газа, угля, и даже гуманитарной помощи. Остается лишь вероятность, что этот сбор не одобрит МВФ (вступление его в силу зависит от Международного валютного фонда).

Откровением стало введение нового налога для автовладельцев. По идее, он затрагивает лишь обладателей дорогих автомобилей (при объеме двигателя от 3 литров и выше ежегодно придется уплачивать в бюджет фиксированные 25 000 гривен налога, до момента, пока возраст авто не превысит 5 лет). Но проблема в том, что при таком подходе под налогообложение попадут и те владельцы, автомобили которых относятся к «среднему классу». А это очередной удар по украинскому автопрому, и падение продаж новых авто.

Интересная коллизия произошла и с акцизом на первую регистрацию транспортного средства. Да, его отменили, но при этом вернули сбор на переоборудование грузовых авто (компании, которые специализируются на этом, скажут Кабмину отдельное «спасибо!»).

Еще одна интрига с налогообложением недвижимости. Помимо ужесточения условий его взимания для физлиц (об этом ниже), фактически, появился еще один новый налог – для владельцев коммерческой недвижимости. Странный шаг, учитывая, что только в Киеве вакантность офисных площадей к концу третьего квартала 2014 года составляла почти 386 000 кв. м. Бизнес попросту не справляется с арендными ставками, а новый налог лишь усугубит ситуацию.

Правда, есть льготы. Например, избавлены от нового налога помещения, используемые для производственных целей, малые архитектурные формы и недвижимость, принадлежащая предпринимателям, которые торгуют на рынках. Ставка достигает 2% минимальной зарплаты за 1 кв. м площади. Правом определять ее размер наделены местные органы власти.

Рука в кармане

Увеличение налоговой нагрузки коснется почти всех граждан, которые получают как трудовые доходы, так и пассивные доходы. В первом случае, как и ранее, будет применяться прогрессивная ставка, но вырастет ее верхняя граница. Так, доход в размере до 10 минимальных зарплат будет облагаться 15% НДФЛ, все, что свыше – 20% НДФЛ (ранее было 17%). Учитывая, сколь малое количество украинцев получают официальную зарплату в размере до 12 000 гривен и более, особого роста поступлений госбюджет явно не ощутит.

Первый вопрос, который возникает при изучении изменений в Налоговый кодекс: а многие ли депутаты в принципе прочли более двух сотен страниц принятого документа, перед тем как голосовать за него? Например, почему неоднократно обещанное сокращение налогового груза (причем, непосредственно премьер-министром) превратилось, напротив, в увеличение количества налогов и сборов?

Что касается пассивных доходов, то в этом случае произошла, напротив, некая либерализация. Будет применяться единая ставка в размере 20% (ранее было 15% и 17% в зависимости от размера полученного дохода) к начисленным процентам, роялти, инвестприбыли, дивидендам (но не во всех случаях, для компаний – плательщиков налога на прибыль ставка по дивидендам будет 5%). Это облегчит администрирование, но в то же время рост налога явно вызовет очередную волну общественного недовольства и спровоцирует дальнейший отток средств из банков.

Не захотели депутаты упразднять и военный сбор (ставка осталась на прежнем уровне в 1,5%). С одной стороны, его введение в условиях возросших бюджетных затрат на армию было обоснованным. С другой, этот псевдоналог будет действовать неограниченное время, поскольку теперь в Налоговом кодексе записано, что его отмена совпадет с моментом завершения реформы Вооруженных сил. Но насколько затянется эта реформа, кто будет принимать решение о ее завершении и, самое главное, кто будет контролировать эффективность распределения этого сбора?

Обладать недвижимостью также стало дороже. Так, вплоть до 2015 года собственники квартир площадью до 120 кв. м и домов до 240 кв. м могли пользоваться льготой по уплате налога на недвижимость. Теперь такое право имеют лишь те, кто владеет квартирами до 60 кв. м и домами до 120 кв. м. Учитывая, что ставка налога составляет до 2% минимальной зарплаты за каждый квадратный метр, собственникам крупной недвижимости придется раскошелиться. Например, за квартиру в 200 кв. м ежегодно придется платить почти 3400 гривен налога, за дома в 500 кв. м – свыше 10 000 гривен налога.

Удар в прибыль

Разумеется, не обошли  стороной и бизнес. Причем, компаниям и предпринимателям пообещали на 2015-2016 годы изрядное сокращение числа проверок. Такое «облегчение» коснется плательщиков налога на прибыль (тех, кто ошибся в заполнении деклараций и в подсчете сумм налога), а также тот бизнес, годовой оборот которого не превышает 20 млн гривен, и предпринимателей 2-й и 3-й групп. Кроме того, с 2015 года контролирующим органам запрещается проводить документальные внеплановые проверки, если вопросы, которые являются предметом такой ревизии, были охвачены во время предыдущих проверок.

Самое циничное, что импортный сбор коснется и без того в разы подорожавших природного газа, угля, и даже гуманитарной помощи. Остается лишь вероятность, что этот сбор не одобрит МВФ (вступление его в силу зависит от Международного валютного фонда)

Но вопрос в том, что минимизацию ревизий со стороны налоговых органов сулят уже не первый год. Однако все эти планы благополучно нарушаются, и причины для проверок при необходимости находятся в два счета. Как будет в этот раз – непонятно.

Тем более что в некоторых случаях обещания не применять санкции выглядят, будто легкий шантаж. Например, предпринимателей 2-й и 3-й групп не будут проверять два года, с 1 июля 2015 года, при условии, что до этой даты они установят кассовые аппараты. Своеобразный бартер: СПД массово обзаводятся РРО, и тратят на это несколько сотен тысяч гривен (по самым грубым подсчетам, стоимость одного аппарата составляет 5-7 тыс. гривен, а также около 130 гривен в месяц его обслуживание). А им за это обещают «крышу». Хотя ни мотивов, ни логики, зачем малому бизнесу столь спешно и массово навязывать кассовые аппараты (тем более, что сумма налога СПД 2-й группы зависит от минимальной зарплаты, а не от оборота), никто из чиновников озвучить не может.

Это же касается и НДС, в отношении внедрения электронного администрирования которого споры велись очень долго. Парламент, правда, прислушался к воззваниям бизнеса и дал отсрочку до 1 февраля. В этот срок допускается возможность не регистрировать налоговые накладные в едином реестре. Однако хватит ли правительству и Государственной фискальной службе месяца, чтобы решить проблемы, связанные с администрированием НДС и функционированием НДС-счетов, если их не смогли решить более чем за полгода? И хотя полный переходный период заявлен вплоть до 1 июля, не исключено, что плательщиков НДС начнут штрафовать уже с февраля, поскольку этот налог является стратегически важным для наполнения бюджета.

Да и автоматическое возмещение вряд ли заработает так, как хочет бизнес. Этот механизм в действующей редакции Налогового кодекса предусмотрен, но вместе с тем условия его получения столь непросты (чего стоит лишь требование к компании проинвестировать 3 млн гривен в необоротные активы за предыдущие 12 месяцев), что рассчитывать на него смогут лишь единицы. Все остальные заявленные суммы, как и прежде, будут подвергаться длительным проверкам.

Плательщиков налога на прибыль несомненно порадует то, что законодатели отменили 32 ограничения по учету расходов. Кроме того, компании с доходом до 20 млн смогут определять налог на прибыль без учета налоговых разниц. Это, несомненно, плюс. Также если раньше от авансирования освобождались компании, у которых доходы за последний календарный год не превышают 10 млн гривен, то теперь эта планка увеличена до 20 млн гривен.

Однако отменена норма, которая позволяла в случае, когда за год предприятие получило прибыль, а по итогам первого квартала убытки, не платить авансовые взносы. Осталась неизменной и базовая ставка налога (18%), хотя ранее уже предусматривалось ее снижение с 2015-го до 17%. Помимо этого, отныне организаторы лотерей, кроме основной суммы налога, будут платить 10%, а букмекеры – 18% от полученного дохода.

Что имеем?

Вопреки попыткам задекларировать реформу, итогом изменений в Налоговый кодекс стало явное увеличение налогового давления как на граждан, так и бизнес. Об этом свидетельствует рост ставок подоходного налога, а также расширение базы налогообложения. Например, в случае с недвижимостью либо военным сбором, который отныне будет взиматься не только с трудовых, но и всех остальных доходов физлица. Причем, негативный эффект лишь усиливается в связи с появлением новых «поборов» (налога на роскошные авто, 5%-ного акциза, налога на нежилую недвижимость и т.д.).

И хотя в одобренных парламентом новациях есть положительные моменты, которые касаются минимизации проверок, отсрочки внедрения электронного администрирования НДС и ликвидации налоговых разниц, население фактически лишается инструментов диверсификации своих сбережений, а бизнес – возможностей для развития и роста.

Поэтому перемены в налоговом законодательстве с большой вероятностью будут играть не на наполнение бюджета и привлечение инвестиций, а напротив, способствовать оттоку капитала из Украины, поиску более безопасных и комфортных с точки зрения налогообложения юрисдикций. 

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.
FORBES В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ
Комментариев 0
Войдите, чтобы опубликовать комментарий
Последние мнения
Самое темное время перед рассветом: как преодолеть кризис в компании
Какие задачи лягут на плечи команды, а какие – непосредственно на владельца
Коллекторы и юрлица: с бизнесом не церемонятся
Чем отличается поведение коллекторских структур в отношении должников-физлиц и бизнесменов
Скромное обаяние биткоина: украинские реалии использования криптовалют
При том, что криптовалюты пока официально запрещены, Украина входит в топ-5 стран мира по количеству пользователей различными биткоин-кошельками
Новый-старый порядок аттестации от Минюста: что изменилось
Об особенностях нового порядка аттестирования состава Государственной уголовно-исполнительной службы Украины
Экспортные мифы, или Как покорить Великую Китайскую стену
Рынок КНР сверхпривлекателен для экспортеров всего мира, продукция которых сегодня китайскому потребителю кажется гораздо интереснее, чем украинская
Сколько стоит профессиональное выгорание персонала
И как бизнес может застраховаться от проблем с сотрудниками
Разрубить гордиев узел: еврооблигационные LPN-структуры и новые правила налогообложения
Каковы новые правила налогообложения процентов, выплачиваемых украинскими эмитентами так называемых «облигаций участия в кредите» на международных рынках капитала
Принуждение в частном порядке: новшества в сфере исполнения судебных решений
Станет ли институт частных исполнителей необходимым и достаточным условием эффективной и объективной работы судебной системы