Кредит МВФ: спасение, но не развитие

Украина, по сути, перекредитовалась, чтобы выполнить текущие обязательства перед своим же кредитором

Выполнив, мягко говоря, «драконовские» условия МВФ, Украина в 2014 году получила по программе stand-by всего лишь $4,6 млрд из обещанных $7,4 млрд. И не получила ничего из $10 млрд, на которые рассчитывала в 2015 году. 

Кредит МВФ: спасение, но не развитие
Фото Thinkstock

Вместо этого утверждена новая программа МВФ с еще более жесткими условиями. Из $4-6 млрд, на которые может рассчитывать наша страна в текущем году, львиная доля уйдет на погашение предыдущих долгов и в «черную дыру» коррупционных схем. Перезапуск же реального сектора экономики остается полностью на плечах частного бизнеса и займет, по наиболее оптимистическому сценарию, от 4 до 7 лет. Многие украинцы сегодня готовы «затянуть пояса» во имя будущих преобразований. Но действительно ли эти преобразования произойдут?

Претендент на EFF должен доказать МВФ, что находится на грани дефолта. Украинскому правительству удалось обосновать свои просьбы. И это печально. Значит, угроза дефолта действительно близка, и международные доноры спасают Украину от банкротства

Сегодня в Украине большие ожидания от обещанной помощи МВФ. Предоставление новых кредитов преподносится как внешнеполитическая победа и доказательство того, что украинским властям удалось добиться расположения мирового сообщества. Но этот праздник, как и любой другой в нашей экономике в последнее время, «со слезами на глазах». Прежде всего, потому что речь идет все-таки о кредите, а не о безвозмездной помощи. То есть, страну снова загоняют в долги, которые придется возвращать. С процентами.

Официальный меморандум с МВФ еще не утвержден и не опубликован. Но предварительные выводы можно делать уже сейчас.

Почти никто не обратил внимания на малозначимую для публики деталь: изменение программы кредитования. До сих пор транши Украине предоставлялись в рамках программы stand-by, то есть в виде целевых кредитов. Сейчас речь идет о программе EFF (Extended Fund Facility). А эти кредиты выдаются по обращению заемщика, который имеет серьезные нарушения платежного баланса, спровоцированные структурными негативными изменениями в национальной экономике.

Попросту говоря, претендент на EFF должен доказать МВФ, что находится на грани дефолта. Украинскому правительству удалось обосновать свои просьбы. И это печально. Значит, угроза дефолта действительно близка, и международные доноры спасают Украину от банкротства.

Согласно заявлению самого МВФ, Украина может рассчитывать на кредит в размере $17,5 млрд на протяжении 4 лет. Остальные средства из заявленных украинским правительством $40 млрд, которые планируется получить от внешних кредиторов, предоставят Всемирный банк, Европейский инвестиционный банк и другие кредиторы. Более точные суммы будут известны лишь после донорской конференции, которая запланирована на весну.

Можно ожидать, что в 2015 году максимальный объем помощи Украине от МВФ составит $6-8 млрд. При этом из них следует вернуть $4 млрд тому же Международному валютному фонду как выплаты по предыдущим займам. Украина, по сути, перекредитовалась, чтобы выполнить текущие обязательства перед своим же кредитором.

Напомню, по программе stand-by МВФ обещал предоставить Украине в 2014 году кредит $7,4 млрд, и $10 млрд в 2015 году. Предполагалось, что Украина вернет этот кредит в течение пяти лет, и при этом ставка по нему не будет превышать 3% годовых.

Но в действительности наша страна получила только $4,6 млрд из обещанных $7,4 млрд в 2014 году, и ни копейки – в 2015-м. Хотя мы выполнили все обязательства: девальвировали гривну, «заморозили» зарплаты и пенсии, готовится повышение тарифов на ЖКХ на 40-60%.

В ответ получили новую кредитную программу с куда более жесткими условиями.

Чтобы получить транши МВФ по новой программе, Украине необходимо выполнить «стандартный» набор рекомендаций, который кочует в качестве декларации из одного правительственного документа в другой. И если и рискует быть выполненным, то исключительно на бумаге. Это, например, проведение антикоррупционной и судебной реформы, реформа НАК «Нафтогаз» и выход его на бездефицитность в 2017 году,  сокращение аппарата государственных чиновников на 20%, реструктуризация банковской системы, приватизация убыточных госпредприятий, а также не имеющих стратегического значения. На первый взгляд, ничего нового.

$ 6-8 млрд
составит максимальный объем помощи Украине от МВФ в 2015 году

Но есть и условия, которые могут откровенно ударить по простому украинцу. Так, договоренности с МВФ, например, предусматривают увеличение пенсионного возраста, повышение налогов на зарплаты свыше 15 000 гривен и недопущение их ухода в тень. Это только те условия, о которых говорят публично. Часть условий могут оставаться за кадром, и мы узнаем о них уже только по факту.

Итак, Украине выставлены жесткие условия, соблюсти которые полностью будет крайне сложно. Потому риски прекращения финансирования от МВФ или других кредиторов и доноров очень высоки, тонкий ручеек внешних заимствований может пересохнуть в любой момент, и без предупреждения.

Что самое печальное, даже если украинцы согласятся «затянуть пояса» на время (а по факту, у них другого выбора-то и нет), чтобы выполнить эти и предыдущие условия, полученные кредитные средства не перезапустят экономику. Это всего лишь очередной долг для выплаты предыдущего займа.

На что будут потрачены деньги? На погашение внешних долгов, пополнение золотовалютных резервов, докапитализацию банков и поддержку Фонда гарантирования вкладов. Но именно в этих сферах сегодня самая большая государственная коррупция! Очевидно, бóльшая часть средств МВФ просто уйдет в никуда и будет питать ту самую теневую экономику, на борьбу с которой эксперты Фонда так тщательно выписывают Украине рецепты.

При этом объем ожидаемых поступлений является минимальным даже для стабилизации гривны. Тезис главы НБУ, что до конца 2015 года золотовалютные резервы Украины по итогам реализации нового пакета помощи МВФ могут вырасти до $17 млрд, выглядит сомнительно. В лучшем случае чего стоит ожидать – это курса на уровне не менее 23-24 гривен за доллар. И то в случае прекращения активных военных действий и выполнения своих обязательств всеми сторонами по итогам Минска-2.

Исходя из договоренностей с МВФ, можно сделать вывод, что у правительства изначально отсутствует намерение вложить полученные средства в развитие реального сектора экономики. Просто потому что этих средств не предусмотрено. Мы спасаемся, нас спасают, и не более того. Страна уже не может сводить концы с концами без внешней поддержки.

Вклад государства может заключаться только в 3% ВВП, направленных на инфраструктурные проекты (одно из требований международных доноров). Но будут ли они выделены – большой вопрос. Премьер-министр, например, уже неоднократно заявлял, что средств на инфраструктурные проекты не предусмотрено. А если они и будут выделены, то не факт, что будут использованы по целевому назначению – коррупцию в Украине так никто и не победил.

Посему развитие страны зависит только от частных инвестиций. Но и они могут прийти в украинскую экономику не раньше, чем через год – если говорить о внутренних инвесторах, или не ранее чем через два года, если речь идет о международных. Война не добавляет стране инвестиционной привлекательности, а постоянные изменения налоговой и регуляторной систем отбивают любое желание рассматривать Украину как площадку для инвестиций именно со стороны реальных игроков.

Что необходимо делать в такой ситуации?

Остается единственный вариант: не стимулировать, пусть невольно и косвенно, импорт, но, напротив, всеми возможными способами выводить на внешний рынок отечественного производителя. Принципиальное отличие от экономической политики 90-х, когда именно так молодая Украина получала валютную выручку от предприятий ГМК, должно заключаться в том, что на этот раз в приоритете обязан быть пул наукоемких производств (машиностроение, авиастроение, электроника и прочее).

Необходимо определить пул крупнейших машиностроительных и технологическиемких производств, которые могут конкурировать на внешних рынках и быть задействованы для госзаказов («Мотор сич», КМЗ, «Азовмаш», «Антонов» и другие). В противном случае промышленный потенциал будет потерян навсегда.

Тезис главы НБУ, что до конца 2015 года золотовалютные резервы Украины по итогам реализации нового пакета помощи МВФ могут вырасти до $17 млрд, выглядит сомнительно. В лучшем случае чего стоит ожидать – это курса на уровне не менее 23-24 гривен за доллар

В остальном же стране остается только стимулировать внутреннее производство. Таким образом стартовала Польша в 90-х. Синергия государства и частного бизнеса в энергетике, логистической инфраструктуре, строительстве недвижимости может стать двигателем роста и стабилизации.

Кроме того, необходимо сосредоточиться на развитии и стимулировании альтернативных источников энергоресурсов: добычи угля открытым методом в Западной Украине, альтернативных источников: ветряные электростанции,  солнечные батареи, биогазовые установки и т.д.

К сожалению, относительно благополучные годы не были использованы для глубокой трансформации национальной экономики. Мы вынуждены заниматься этим в преддефолтном состоянии.

Оптимистический сценарий, включающий выделение всей запланированной международной помощи и достижение мира на Донбассе, отводит на это не менее 4-7 лет. Результат, на который мы сможем выйти – это импортозамещение в сегменте малого и среднего бизнеса, рост ВВП и инвестиций, стабилизация инфляции на уровне ниже 10%.

Пессимистический же сценарий говорит, что даже удержать курс национальной валюты будет крайне сложно. К концу лета гривна рискует  с легкостью превысить отметку в 30 гривен за доллар.

С другой стороны, критические времена отлично подходят для реальных реформ. Просто потому, что терять уже нечего, хуже не будет. Главное, чтобы была политическая воля и системное государственническое мышление для осуществления этих реформ, а не просто спекуляции и банальный PR.

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.
Лидеры мнений
Гарвард, немного MTI и «госдеповские печеньки»: где учат лоббистов в США
Вероятное будущее украинского лоббизма на примере двух формаций западного лобби
3331
Оттолкнуться от дна: на чем банки будут зарабатывать в обозримом будущем
Банкиров подталкивают к активным действиям и смене источников дохода
2326
FORBES В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ
Комментариев 27
Войдите, чтобы опубликовать комментарий
Павел Лусников
Павел Лусников — 06.05.2015, 10:26

мировой заговор против МВФ.....".Из $4-6 млрд, на которые может рассчитывать наша страна в текущем году, львиная доля уйдет на погашение предыдущих долгов и в «черную дыру» коррупционных схем". - ........или как разрушить медленно и уверенно мир. Фин. Систему

olpkol .
olpkol . — 24.02.2015, 15:44

Ваш коментар...

Донецькі ухайдокали Донбас, Україну і виходять на світовий рівень - ухайдокають Форбс!
Вітаю Лєночку Бондаренко та всіх її уродів!

Stanislav Shkrebko
Stanislav Shkrebko — 24.02.2015, 14:22

Объясните рабочему классу, что будет, когда объявят дефолт?

Rogue Status
Rogue Status — 24.02.2015, 08:20

Дааа журнал опускается всё ниже и ниже... Печатая статьи таких гениев...
Блин прям знаток экономики... Сидел всю жизнь в отмывашках работал и бабло так зарабатывал, а теперь вдруг берёт написаные кем то статьи и выдает за свои умные мысли. Уже б не позорился, экономит великий. Сам поди на третьей странице "Экономикса" засыпает))))

Bogdan Danilenko
Bogdan Danilenko — 24.02.2015, 00:11

Если в Украине нет денег, то почему тогда банки которые принадлежат Порошенко, Гонтаревой, Яреме за 2014 год не накрылись медным тазом а наоборот увеличили свои активы. ВиЭйБи банк перед тем как закрыться получал от НБУ миллионы гривен рефинансирования,и где эти миллионы теперь. Таких вопросов слишком много и боюсь что воскрешать экономику уже никто не будет.

Philipp Kolibaba
Philipp Kolibaba — 23.02.2015, 22:43

Клименко... Дорогая редакция, замазать г-ном репутацию такого журнала - это надо уметь.

Viktor Tretyakov
Viktor Tretyakov — 23.02.2015, 19:16

Ситуация с кредитами похожа на заместительную терапию для наркомана: да это плохо и может аукнуться в будущем, но дает шанс сегодня и сейчас на то что у тебя будет будущее завтра.

Mihail Zhivilov
Mihail Zhivilov — 23.02.2015, 18:58

Поддерживаю, относиться к автору можно по-разному, но цифры-то вполне официальные. Гривна к доллару девальвировала уже почти в 4 раза, рост тарифов на ЖКХ иначе как шоковым не назовешь. Если кто-то сможет аргументировать что все эти данные приведут к процветанию украинской экономики я думаю Форбс с удовольствием даст ему площадку для размещения соответствующей статьи.

Evgeny Nevzorov
Evgeny Nevzorov — 23.02.2015, 18:55

В первую очередь нужно обращать внимание на факты и аргументы, которые излагает автор статьи, ведь в них все же присутствует логическое зерно. Состояние экономики печальное, все это понимают, ситуацию срочно нужно исправлять!

Костя Носов
Костя Носов — 23.02.2015, 18:51

в любом случае получение кредита не может расцениваться как победа!каждый раз очередной займ денег погружает ниже в долговой яме,соответственно и выбраться из нее будет сложнее.

Последние мнения
Оттолкнуться от дна: на чем банки будут зарабатывать в обозримом будущем
Банкиров подталкивают к активным действиям и смене источников дохода
Гарвард, немного MTI и «госдеповские печеньки»: где учат лоббистов в США
Вероятное будущее украинского лоббизма на примере двух формаций западного лобби
Что происходит с банкингом VIP-класса
Итоги исследования «Бизнес Private Banking в Украине-2015»
Мясная экспансия: сможет ли Украина торговать с Китаем продукцией животноводства
И какие барьеры стоят на пути украинских товаров в КНР
О чем говорят итоги Евро-2016
И какие уроки стоит усвоить украинскому футболу
Как достичь фискальной справедливости в Украине
И почему налоговая реформа должна стать предметом широкой общественной дискуссии
Пивное регулирование: производители ждут послаблений
Пивовары рассчитывают на упрощение лицензионных процедур
«Политические стартапы»: как проходит формирование новых украинских партий
Почему новоявленные политические силы рискуют захлебнуться в волне популизма