Чему должен научить Украину уход Wizz Air

И почему курс на полную открытость рынка иногда вредит государственным интересам

На прошлой неделе украинскую общественность взбудоражило решение венгерского лоукостера Wizz Air закрыть свою дочернюю структуру в Украине. И простые пассажиры, и участники рынка задались вопросом, что же вынудило компанию к такому шагу накануне высокодоходного летнего сезона.

Чему должен научить Украину уход c рынка Wizzair
Фото: wizzair.com

Ответ, казалось бы, лежит на поверхности – в стране глубокий кризис, который, судя по всему, затянется надолго. Однако следует вспомнить, что еще в ноябре прошлого года Wizz Air грозилась свернуть свою деятельность в Украине под предлогом возможного принятия авиационными властями новых – якобы дискредитирующих компанию – правил распределения новых назначений на полеты. По мнению автора, это был только предлог для того, чтобы добиться каких-то особых преференций, и, возможно, даже дотаций. А новые правила тут ни при чем – если в сложившихся экономических реалиях лоукостер решил уйти, он все равно уйдет.

В результате так и получилось – правила не утвердили, а Wizz Air все равно закрыла украинскую «дочку». Хотя, исходя из существующих международных соглашений, летать по всем доходным направлениям компания может уже сейчас, не дожидаясь подписания договора о едином авиапространстве с ЕС. Точно так же ранее Wizz Air поступила в Болгарии и Сербии.

Какие уроки из этого должны извлечь украинские власти? 

Спорные правила не утвердили, а Wizz Air все равно закрыла украинскую «дочку». Хотя, исходя из существующих международных соглашений, летать по всем доходным направлениям компания может уже сейчас, не дожидаясь подписания договора о едином авиапространстве с ЕС. Точно так же ранее Wizz Air поступила в Болгарии и Сербии

Правительство, руководствуясь либеральными экономическими теориями, считает, что главный рецепт спасения украинской экономики состоит в полном открытии рынка, скорой приватизации всей госсобственности и приоритете иностранных инвестиций перед местными. Несмотря на кризис и упавшую до исторического минимума стоимость украинских активов, в Кабмине ускоренно готовят программу «большой приватизации», громогласно обещая продать за год больше, чем за все предыдущие годы независимости.

Очевидно, госсобственность будет продаваться с очень большим дисконтом. Конечно, в воюющую страну можно заманить инвесторов, только продавая за бесценок то, что реально имеет намного более высокую стоимость. Но даже при бросовой цене большинство выставляемых на аукционы объектов будет не по карману украинскому среднему (и тем более мелкому) бизнесу. А крупный украинский капитал никто к приватизации не допустит под предлогом борьбы с олигархами.

Если посмотреть на список предлагаемых к приватизации предприятий, то среди них почти все – либо с невысокой прибыльностью, либо убыточные. Продавать прибыльные (пусть и с малой прибылью) предприятия – равносильно тому, как отец-алкоголик пропивает активы своих детей. Что же касается убыточных предприятий, то они давно требуют серьезного аудита и наведения порядка. Большинство из них стратегически важны, поскольку позволяют контролировать целые отрасли («Укрспирт», «Укртранснафта», Одесский припортовый завод или аэропорты) или сами являются отдельными отраслями («Антонов»).

Чтобы заинтересовать иностранных инвесторов, Украине придется предоставить им различные гарантии, преференции – возможно, полностью освободить на какой-то период от определенных налогов. Так, к примеру, поступила Литва ради привлечения на свои рынки мировых гигантов Barclay, Microsoft и Ryanair.

Однако иностранный инвестор, открывая бизнес за границей, руководствуется обычно только одним критерием – возможностью получения максимальной прибыли, которую в итоге он выводит в свою страну. То есть все инвестиции плюс вся заработанная прибыль в конечном итоге должна уйти за рубеж.

Wizz Air, как ранее и Shell в Харьковской области, преподала очень хороший урок украинскому руководству – иностранного инвестора не волнуют проблемы страны пребывания и ее жителей, его волнует только выгода здесь и сейчас. Нет прибыли – нет и инвестора со всеми его рабочими местами и прочими благами. Как говорится, «ничего личного – только деньги».

Но упрекать в этом иностранцев сложно. В отличие от представителей украинской бизнес-элиты, а тем более – чиновничьего сословия, которые в последнее десятилетие грешили тем же. И подобные эпизоды легко можно найти даже сейчас среди высшего руководства страны.

Wizz Air, как ранее и Shell в Харьковской области, преподала очень хороший урок украинскому руководству – иностранного инвестора не волнуют проблемы страны пребывания и ее жителей, его волнует только выгода здесь и сейчас. Нет прибыли – нет и инвестора со всеми его рабочими местами и прочими благами. Как говорится, «ничего личного – только деньги»

Залогом успешных реформ нового украинского правительства должны стать прагматизм и «экономический национализм» с опорой на украинский средний бизнес. В первую очередь – производственный, который создает новые рабочие места и реинвестирует полученную прибыль на родине.

В той же авиационной сфере, кроме «олигархического» национального перевозчика и нескольких авиакомпаний иностранного капитала, существуют новые амбициозные проекты. Так, основанный украинским бизнесменом, проживающим в Германии, Yanair не только развивает полеты, но и активно восстанавливает аэропорт в родном Житомире. Группа инженеров – вынужденных переселенцев из зоны АТО – запустила с нуля новое авиаремонтное предприятие в Харьковском аэропорту, и с начала года уже отремонтировала два аэробуса.

Наверняка подобные истории успеха есть в каждой отрасли экономики. Вот их украинскому правительству и надо поддерживать, а к каждому иностранному инвестору относиться с предвзятым подозрением. Так делают в Соединенных Штатах, где иностранцы не могут владеть контрольным пакетом авиакомпании, а без разрешения компетентного органа США иностранному резиденту даже самолет не продадут, причем неважно, где он будет в итоге летать. А арабских инвесторов, владеющих морскими портами в США, четко ограничивает американское законодательство, английское право и строгий суд. Украине пока до этого очень далеко.

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.
FORBES В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ
Комментариев 2
Войдите, чтобы опубликовать комментарий
Олег Дорожовець
Олег Дорожовець — 01.04.2015, 16:37

Я не дуже розумію усі ці соплі по Віззейру. Віззейр в Україні уже давно не лоукост. Для прикладу візьмемо рейс "Київ-Мілан" на 16 квітня. У "Віззі" він коштує 2750 грн,, в МАУ - на цей же день і ту ж дату - 3370 грн. Чи аж така велика різниця? Натомість того ж таки 16 квітня з Варшави до Мілану тим же "Віззейром" можна долетіти за 159 злотих, що у 2,5 раза дешевше, ніж із Києва. Мене як споживача така цінова дискримінація дратує.

Andriy Tymchyshak
Andriy Tymchyshak — 31.03.2015, 16:25

Ну і до чого весь цей текст, якщо я як споживач не зможу більше полетіти у Венецію чи Барселону за таку вартість, як пропонував Wizzair? - усі ці фантазії про нового національного авіаоператора та практику на ринку США нічого не варті в нашій реальності.

Последние мнения
Самое темное время перед рассветом: как преодолеть кризис в компании
Какие задачи лягут на плечи команды, а какие – непосредственно на владельца
Коллекторы и юрлица: с бизнесом не церемонятся
Чем отличается поведение коллекторских структур в отношении должников-физлиц и бизнесменов
Скромное обаяние биткоина: украинские реалии использования криптовалют
При том, что криптовалюты пока официально запрещены, Украина входит в топ-5 стран мира по количеству пользователей различными биткоин-кошельками
Новый-старый порядок аттестации от Минюста: что изменилось
Об особенностях нового порядка аттестирования состава Государственной уголовно-исполнительной службы Украины
Экспортные мифы, или Как покорить Великую Китайскую стену
Рынок КНР сверхпривлекателен для экспортеров всего мира, продукция которых сегодня китайскому потребителю кажется гораздо интереснее, чем украинская
Сколько стоит профессиональное выгорание персонала
И как бизнес может застраховаться от проблем с сотрудниками
Разрубить гордиев узел: еврооблигационные LPN-структуры и новые правила налогообложения
Каковы новые правила налогообложения процентов, выплачиваемых украинскими эмитентами так называемых «облигаций участия в кредите» на международных рынках капитала
Принуждение в частном порядке: новшества в сфере исполнения судебных решений
Станет ли институт частных исполнителей необходимым и достаточным условием эффективной и объективной работы судебной системы