Почему система налогообложения в Украине должна стать лучше, чем во всем мире

И как превратить налоговую реформу в конкурентное преимущество

Сегодня правительство (снова) разрабатывает налоговую реформу. Однако создается впечатление, что общего видения этих изменений у него пока нет, или же его держат в секрете. По мнению исследователя Киевской школы экономики Илоны Сологуб, чтобы привлечь как иностранные, так и внутренние инвестиции, налоговая система Украины должна быть хотя бы немного лучше, чем в других странах.

Налоги по-новому
Фото: Thinkstock, УНИАН

Летом 2015 года правительство намерено принять «настоящую» налоговую реформу, которая вступит в силу с 1 января 2016 года и устранит недостатки «предыдущей» реформы, принятой 28 декабря 2014-го, и получившей негативные отзывы украинского бизнеса. Соответственно, для разработки изменений в Налоговый кодекс осталось всего около трех месяцев. Тем не менее, веб-страница рабочей группы, ответственной за разработку реформы, практически пуста − там размещены положения коалиционного соглашения и программы правительства, которые или уже приняты, или они слишком общие. Зато в средствах массовой информации ведется активное обсуждение будущей налоговой реформы.

Если брать во внимание, что «идеальной» налоговой системы не существует, какая же система нужна Украине? Мой ответ − немного лучше, чем налоговые системы соседних стран. Помните старый анекдот: два зайца убегают от волка, и один говорит другому: «Ты все равно не сможешь бежать быстрее волка». − «Мне не нужно бежать быстрее волка, мне надо бежать быстрее тебя».

Сегодня, когда иностранные компании уходят из России, возникает естественный вопрос: почему бы не привлечь этот капитал в Украину? Из этого следует еще один вопрос: почему иностранные компании хотели бы инвестировать в Украину, в чем ее конкурентное преимущество перед соседними государствами? Первое, что приходит в голову, это заработная плата. Украинская рабочая сила не менее квалифицированная, чем польская или румынская, однако она в 2-3 раза дешевле.

Налоги по-новому

Источник данных: статистические органы соответствующих стран

Тем не менее, одной дешевой рабочей силы мало для привлечения инвестиций. Гораздо более важным фактором является регуляторная среда. Ниже сравниваются некоторые показатели рейтинга легкости ведения бизнеса Doing Business и Индекс восприятия коррупции (ИВК) в Украине и соседних странах. Как видно, по таким показателям, как «открытие бизнеса», «обеспечение исполнения контрактов» и «уплата налогов», Украина сопоставима со странами Восточной Европы и Турцией, но индекс восприятия коррупции у нас значительно выше. Думаю, система налогообложения существенно влияет на показатель ИВК.

Налоги по-новому

Источник: Отчет Всемирного банка по рейтингу легкости ведения бизнеса Doing Business-2015, Индекс восприятия коррупции−2014 от Transparency International

Рассмотрим систему налогообложения. Диаграмма 3 показывает, что по налогообложению прибыли Украина практически не отличается от соседних стран, но уровень налогообложения труда (НДФЛ и ЕСВ) в Украине – один из самых высоких в группе. Бесспорно, проблема ЕСВ и «зарплаты в конвертах» всем известна. Однако диаграмма показывает, что без решения этой проблемы инвестиционная привлекательность Украины будет значительно ниже по сравнению с соседними странами. Поскольку иностранные инвесторы платят «белые» зарплаты, приходя в Украину, они сразу оказываются в менее выгодном положении по сравнению с отечественными компаниями, которые используют «серые» схемы оплаты труда. Понятно, что такая ситуация не является привлекательной для инвесторов.

3. Совокупная ставка налогообложения, % прибыли

Налоги по-новому

Источник: Отчет Всемирного банка по рейтингу легкости ведения бизнеса Doing Business-2015

Еще один существенный недостаток украинской налоговой системы в сравнении с нашими соседями – Украина занимает второе место по затратам времени на администрирование налоговых платежей: 350 часов в год (исходя из восьмичасового рабочего дня, это два месяца полной занятости).

Налоги по-новому

Источник: Отчет Всемирного банка по рейтингу легкости ведения бизнеса Doing Business-2015

Наконец, следующая таблица демонстрирует еще один аспект налогового администрирования, пожалуй, самый неприятный для бизнеса − налоговые проверки. С июня 2014 года Государственная фискальная служба публикует данные о количестве налоговых проверок и доначисленные суммы налоговых платежей. Рассматривая таблицу, помните, что для малых предприятий (с годовым доходом не более 20 млн гривен) действует мораторий на проведение налоговых проверок.

Последние данные о распределении предприятий по размерам доступны по 2013 год. В то время годовой доход меньше 20 млн грн (тогда 2 млн евро) был у около 5% предприятий. Предполагая, что разделение предприятий по размеру достаточно устойчиво, в конце 2014 года насчитывалось около 30 000 «не малых» предприятий, на которых можно было проводить налоговые проверки. Соответственно, в среднем каждое из таких предприятий может ожидать проведения подобной проверки не реже одного раза в год. Доначисленные по результатам проверок суммы налогов также весьма значительны.

Количество и интенсивность налоговых проверок

2014 год 2 месяца 2015 года
Количество проверок, результаты которых согласованы

33 613

(~2800 на місяць)

3947

(~2000 в месяц)

Плановых 5104 (15%) 582 (15%)
Внеплановых 28 509 (85%) 3365 (85%)
Доначисленные налоговые обязательства, млрд грн 7,96 0,93
По результатам плановых проверок

3,52 (44%)

(~ UAH 690 000 за одну проверку)

0,33 (35%)

(~ UAH 563 000 за одну проверку)

По результатам внеплановых проверок

4,44 (56%)

(~ UAH 189 000 за одну проверку)

0,6 (65%)

(~ UAH 179 000 за одну проверку)

Источник: Государственная фискальная служба

На основе вышеприведенного анализа можно определить следующие направления налоговой реформы.

• Снижение налогов на труд и хотя бы небольшое снижение общего уровня налогообложения предприятий. Снижение доходов можно компенсировать за счет налогов на потребление.

• Сокращение времени на администрирование налоговых платежей, чтобы сделать уплату налогов более выгодной, чем уклонение. Для этого необходимы четкие, понятные и подробно прописанные положения Налогового кодекса (большой объем Налогового кодекса − это не проблема), чтобы ограничить «свободу» принятия решений фискальными службами и налоговыми инспекторами.

• После существенного усовершенствования процедур налогообложения нужно оставить с упрощенной системы налогообложения только фиксированный налог (группы 1 и 2 из таблицы ниже), чтобы у владельцев предприятий не возникало стимулов оставаться малыми или делить свой бизнес на мелкие части. Расти для бизнеса − это нормально, и не нужно наказывать крупные предприятия за их размер.

Упрощенная система налогообложения

Группа Квалификационные критерии Ставка налога
1
Области торговли и услуг
Нет наемных работников.
Годовой доход до 300 000 грн
(~$13 000)
До 10% минимальной зарплаты в месяц**
2
Области торговли и услуг
До 10 наемных работников.
Годовой доход до 1,5 млн грн
(~$64 000)
До 20% минимальной зарплаты в месяц**
3

Любое количество наемных работников.
Годовой доход до 20 млн грн

(~$850 000)*

2% от дохода (для плательщиков НДС)

4% от дохода (для неплательщиков НДС)
4 Сельскохозяйственные предприятия (>75% производства – сельхозпродукция) 0,45-1,35% стоимости арендованных или частных земель либо водоемов
* Согласно данным Укрстата за 2013 год, 95% предприятий и 30% работников
** Минимальная зарплата на 2015 год составляет 1218 грн, или около $52. Ставка налога устанавливается местными органами власти

Материал опубликован с разрешения VoxUkraine

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.
Лидеры мнений
Доллар в квадрате: как «квартирный вопрос» спасает накопления украинцев
И почему население предпочитает квадратные метры банковским ячейкам и депозитам
12778
Рейтинг инвестиционной привлекательности: Украина катится вниз
Что следует предпринять чиновникам в срочном порядке
3064
Как и на чем зарабатывают банки
И почему задачу наращивания комиссионных доходов следует сделать стратегической
3055
FORBES В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ
Комментариев 10
Войдите, чтобы опубликовать комментарий
Irina Chaprack
Irina Chaprack — 15.04.2015, 10:00

Аналітика, яка розставляє всі точки над "і". Хочеться простоти ведення бізнесу, та доступності кредитних коштів і одночасно можливості їх інвестування без відчутних збитків. Тобто, щоб отримати кредит під 10 % потрібно щоб депозити були під 8% (це так грубо кажучи), а інфляція на рівні 2-3%. Змінити все одним розчерком пера уряд мав можливість коли готували зміни в бюджет і приймали на скору руку, але там реальних змін не було. Бюджет дальше наповнюють за рахунок ПДВ, коли бізнес "ганяють за його вищі обсяги сплати". Відміна ПДВ, акцизу до нічого доброго не приведе, але зміна способів обрахунку та зниження ставки хочаб до 10% дали б ефект. Також можна податкове навантаження за кривою Лаффера, чм воно вище тим сплата нища. А таке враження складається, що реформи пишуть навіть не теоретики, а люди із "внє", які мають зовсім інші цілі та інтереси.

Alexander Ostapchuk
Alexander Ostapchuk — 10.04.2015, 17:02

Автор статті порівнює податкові системи країн, які найближчі до України. Якщо ми хочемо отримати швидкий результат росту економіки України то потрібно провести аналогії більш маштабні і брати приклад з країн де найнижчі податки: Гонконг, Дубай, Сінгапур, Грузія, США (декі штати) і впровадити в Україні більш низьку систуму оподаткування. Зараз просто ідеальний час для зміни системи, в тому числі і податкової. Економіка майже досягла свого дна і тільки швидкі і кардинальні зміни можуть врятувати країну!

Eduard Virag
Eduard Virag — 09.04.2015, 23:07

ВИМОГИ до ВЛАДИ!
Ось що потрібно для Україні та бізнесу!!!
1. Скасуйте всі існуючі податки в т.ч. ПДВ та введіть 2 простих для сплати та адміністрування податки 5% з купівель та 10% - з зарплати (працівник самостійно сплачує цей податок). Тільки так зможете вивести бізнес та зарплати з тіні! В Грузії після скасування 25 податків і запровадження 5 податків - надходження до бюджету збільшились в 11 разів!
2. Скасуйте дозвільну систему з запровадженням повідомної системи, щоб громадянин України з моменту нотаріальної заяви в повідомній формі мав право займатися будь-якою комерційною діяльністю незабороненою законом, самостійно дотримуючись санітарних, пожежних та інших норм, згідно з законодавством.
3. Впроваджуйте вільне, без обмежень проходження товарів та вантажів через митницю з єдиною митною ставкою 5% на все! Митний контроль здійснюється тільки для виявлення зброї та наркотиків. Внаслідок цього не потрібно буде виділяти з бюджету дотації та компенсовувати збитки "національним" (олігархічним) неконкурентоспроможним товаровиробникам. Тільки в умовах справжньої конкуренції вони будуть виробляти справді якісні та конкурентні товари. Яскравим прикладом згубності дотацій і преференцій (+ встановлення спеціальних мит на аналогічні товари іноземного виробництва) для бізнесу є збанкрутілий АвтоЗАЗ, якому виділяли дотації за рахунок сплачених нами з вами податків 24 роки, а сьогодні він банкрот!
4. Ліквідуйте всі контролюючі органи, вони не виконують жодних корисних функцій крім рекетирських, + це підвищує собівартість «підконтрольних» товарів та понижує конкурентоздатність. Найкращий контроль – це вільний ринок, конкуренція та клієнти!
5. Скасуйте мараторій на продаж землі. Земля повинна стати товаром, яким можуть володіти і торгувати виключно громадяни України.
6. Дозвольте вільний обіг валют в Україні та припиніть державне регулювання у сфері кредитування, відтак в Україні зможуть працювати іноземні банки з відсотковими ставками для бізнесу 3%-5%.
Тільки максимально спростивши систему, Ви зможете скоротити держапарат, а отже і витрати на нього більш ніж на 80%!
7. Демонополізуйте та монетизуйте держпідприємства з подальшою передачею їх до Пенсійного фонду для забезпечення пенсіонерів та малозабезпечених верств населення.
Ми зможемо виправити становище, тільки вирізавши (буквально) «ракову пухлину», та прибравши причини. Щоб вилікувати Україну і позбавити її від цієї «пухлини», нам потрібно знищувати саму можливість відновлення шахрайства та зловживань: скасувати ПДВ, ліквідувати мита, знищити дозвільну систему, встановити ринкові тарифи на енергоресурси.
І припиніть вже ці нескінченні розмови, обговорення, круглі столи, конференції про «реформи», «люстрації», «контроль», «регулювання», «субсидії», «покращення»…, адже це все є «переливанням з пустого в порожнє» або «теми за все хороше», а українці слухають ці пусті балачки вже 24 роки тільки з різних вуст! Результати цього бачимо сьогодні!
Гонконг, Сінгапур, Грузія та навіть Європа після війни починала свій економічний розвиток саме з лібералізації економіки як і США в 19 ст., а ми зараз знаходимося на тому рівні, що й вони в той час, а соціалістичні лозунги заможної Європи, сьогодні не актуальні для України. Україна повинна стати найвигіднішою країною для бізнесу, тільки так ми зможемо залучити інвестиції з усього світу! Наше географічне положення + вищевказані реформи і Україна зможе стати однією з найзаможніших країн світу з заможними громадянами!
Дійте у вищеперерахованих КОНКРЕТНИХ напрямках, як робили це справжні реформатори в успішних країнах і тоді народ України справді буде Вам вдячний!

Viktor Sovietov
Viktor Sovietov — 09.04.2015, 22:54

Идеальная налоговая система существует. Это - ее отсутствие.

noys34
noys34 — 09.04.2015, 15:05

Убрать НДС!

Aleksandr Novakovski
Aleksandr Novakovski — 09.04.2015, 14:09

Все правильно, но самая большая проблема это база налогообложения! Я 10 лет занимался бизнесом в Польше, и последние 10 лет пробую заниматься на Украине. На этой неделе побывал в налоговой где мне распечатали мое выполнение (не выполнение) налоговой нагрузки, вчера в налоговой милиции узнал о возбуждении уголовного дела, и выемке
документов с моего предприятия - один из моих поставщиков имел отношения с обнальной фирмой.... Мы из реального сектора, производим реальную продукцию. Какое имеет значение какая ставка налога, если я не могу ставить в кредит РЕАЛЬНЫЕ расходы. В Европе, к расходам можно относить очень разнообразные затраты, в том числе и одежду, походы в ресторан с партнерами, расходы на бензин личного транспорта сотрудников и т.д.

Sergey Kiselev
Sergey Kiselev — 09.04.2015, 15:28

Абсолютно согласен. У меня такое ощущение, что все наши эксперты - сплошные теоретики. Важны не только ставки, но и база налогообложения и администрирование. Ну скажите, как может выжить производитель, если он передал товар в торговую сеть, еще не получил ни копейки за свой товар, уже должен оплатить НДС. Кто этот "великий" автор первого события? Хочется ему приносить счета на эти оплаты и возвращать деньги, когда получишь оплату за товар. Ставки налогов у нас нормальные. Порядок оплаты - вот это "песня". точно так же и подоходный. Во всем мире деньги потраченные на лекарства, обучение детей, свое образование вычитаются из дохода для уплаты подоходного, а у нас.....

Александр Ващук
Александр Ващук — 09.04.2015, 12:16

Только 510

Данило Корабельний
Данило Корабельний — 09.04.2015, 10:30

Верится с трудом. Ситуация с налогообложением на рынке недвижимости не выдерживает никакой критики. Есть, конечно застройщики, типа ЖК Совские, которые даже при этом держат цены в рамках приемлемых, и инвесторы могут вкладывать деньги в первичку. Это единственный выход при таком падении гривны.

Andrii Kobzar
Andrii Kobzar — 08.04.2015, 22:40

Хороший проведен анализ! А Ваши предложения в чем-то созвучны с системой "5.10" Балашова. Сто опять так подтверждает, что единственным адекватным решением проблем налоговой системы Украины есть введение системы "5.10". А реформирование реформ реформаторов в нашей налоговой системе просто бессмысленно.

Последние мнения
Суд да дело, или Коррумпированное судопроизводство для «особенных» клиентов
Как на самом деле выглядит «борьба с коррупцией» в сфере правосудия
Рейдерство в Украине: чего ждать бизнесу?
И как вести себя в случае грубого нарушения имущественных прав
Рейтинг инвестиционной привлекательности: Украина катится вниз
Что следует предпринять чиновникам в срочном порядке
Как и на чем зарабатывают банки
И почему задачу наращивания комиссионных доходов следует сделать стратегической
Доллар в квадрате: как «квартирный вопрос» спасает накопления украинцев
И почему население предпочитает квадратные метры банковским ячейкам и депозитам
Нуждаются ли аграрии в государственной поддержке
Помогают или вредят отечественному сельхозпроизводству государственное субсидирование и налоговые льготы
Точка разворота: как воспитать здоровую конкуренцию на строительном рынке
И преодолеть демпинговою политику застройщиков-«однодневок»
В погоне за реформами: что предлагает Кабмин в качестве налоговых новаций
И какие подвохи скрыты в этих инициативах