Украинские интернет-предприниматели – кто они?

Согласно исследованию развития стартап-культуры в Украине, чаще всего стартаперами становятся люди в возрасте 19-25 и 30-37 лет

По итогам 2013-2014 годов фонд Imperious Group был назван самым активным в Украине. Инвесторы вложили сотни тысяч долларов в Settle, PublicFast, JetMe и другие украинские стартапы. Специально для Forbes ассоциированный партнер фонда Кирилл Мазур провел исследование украинских интернет-предпринимателей и узнал об их зарплатах, ожиданиях от работы и призвании.

Украинские интернет-предприниматели – кто они?
Фото Shutterstock

За последние полгода в украинской стартап-экосистеме стали наблюдаться благоприятные изменения – венчурные фонды, инвестирующие в интернет-бизнес, начали активнее знакомиться, общаться и кооперироваться друг с другом. Для фондов это стало возможностью обсудить насущные проблемы рынка, которые часто оказываются схожими, а также поделиться партнерами, знакомствами, а порой и проектами, интересными для инвестиций. В рамках одной из таких встреч и родилась идея исследовать портрет типичного украинского интернет-предпринимателя.

Причин для такого исследования оказалось сразу несколько. Во-первых, мы вошли в самый разгар разработки новой стратегии развития фонда, и хотели узнать, как стать для бизнесменов максимально эффективным партнером. Во-вторых, мы увидели в этом пользу не только для себя и партнеров по рынку, но и для начинающих стартапов, привлекающих инвестиции, которые смогут понять для себя возможные проблемные зоны. В третьих – эта информация может помочь новомодным школам предпринимательства и другим активистам улучшить ландшафт интернет-предпринимательства в Украине.

Кто принимал участие в опросе?

Более 100 интернет-предпринимателей разного возраста, с совершенно разным опытом и достижениями – у кого-то за спиной были успешные продажи и выходы из бизнеса, а кто-то мог похвастаться лишь первыми бизнес-начинаниями.

Собственно, понять, чем отличается мышление удачливого предпринимателя от мечтательного новичка и как из новичка сделать легенду, и было задачей этого исследования. В конце концов, наша задача в Фонде – помогать начинающему бизнесу быстрее расти. Узнать, как это сделать лучше, нам помогли ответы людей, окунувшихся в мир интернет-бизнеса с головой.

Бизнесмен единожды – бизнесмен навсегда

Украинские интернет-предприниматели – кто они?

Старт первого бизнеса

Мы спросили респондентов о возрасте, в котором они создали свой первый бизнес. Самым ранним возрастом стали 12 лет (к слову, этому человеку сейчас 36). Самым поздним назвали 37 (этому человеку сейчас 39).

Наиболее часто упоминающиеся периоды для старта бизнеса оказались в промежутках 19-25 и 30-37 лет. Первый отрезок, теоретически, связан с периодом окончания вуза, студенческими годами (очень часто именно в этом возрасте появляются первые бизнес-начинания). Второй период, очевидно, больше направлен в сторону некого переосмысления жизни (кризис среднего возраста, «возраст Христа», т.д.).

О росте и становлении

Мы начали общение с предпринимателями с очень важного вопроса, который многие начинающие интернет-бизнесмены забывают себе задать: «Какова, на ваш взгляд, самая главная задача проекта в первый год его развития?» (Под «проектом» мы подразумевали «стартап».)

Хотя на первый взгляд может и показаться, что ответы на этот вопрос очень банальные, но они нас порадовали, поскольку говорят лишь о том, что качество знаний в украинской стартап-культуре растет из года в год.

Украинские интернет-предприниматели – кто они?

Роль инвестиций в интернет-предпринимательстве

Не секрет, что не каждый бизнес оказывается успешным, и точно не новость, что инвестиции получают далеко не все бизнес-проекты. Для некоторых основателей это вынужденная мера, для других же – осознанный выбор.

Среди тех, кто осознанно (по их словам) решил не привлекать инвестиции, самыми частыми причинами таких действий были названы: ориентир продукта на локальный рынок, не требующий высоких затрат (34%), получение гранта (6%), кредита (2%) а также отсутствие необходимости в быстром росте и масштабировании (21%).

Еще 14% указали, что осознанно решили не привлекать инвестиции, но считают это решение ошибкой. И лишь около 24% из тех, кто сразу пытался создавать глобально ориентированную компанию, отметили, что им хватило собственных денег для старта и развития. Последние – наиболее интересны для инвесторов, так как дополнительные средства позволяют им расти быстрее.

Другой важный вопрос: на какой стадии развития проекта (по мнению предпринимателей) необходимо привлекать первые инвестиции. Ответы получились следующими:

Украинские интернет-предприниматели – кто они?

Ответ на этот вопрос каждый предприниматель решает сам для себя.

Зачем инвесторы вкладывают деньги (по мнению предпринимателей)

Среди тех, кто плохо разбирается в венчурном инвестировании, часто рождается больше всего сплетен по поводу качества сделок, их причин и в целом работы венчурных инвесторов. Решили задать такой вопрос и интернет-предпринимателям, чтобы узнать, что думают они.

Вопрос звучал следующим образом: «На ваш взгляд, какие мотивы движут инвесторами при вложении денег в интернет-проекты?»

Украинские интернет-предприниматели – кто они?

И здесь же после вопроса о мотивации инвестора мы задали вопрос о мотивации самих людей, решивших создать свой бизнес.

О призвании предпринимателя

Украинские интернет-предприниматели – кто они?

Как помочь интернет-бизнесу

Когда мы говорим об интернет-бизнесе, то в первую очередь говорим о венчурных проектах (стартапах), ориентированных на глобальный рынок (>100 млн. клиентов, >$1 млрд годовой выручки). Так как рынок в Украине не соответствует критериям «глобальности», продажи создаваемых продуктов обычно ведут не здесь, и у проекта на начальных этапах возникает много потребностей в связи с международной экспансией.

Основными потребностями бизнеса, выявленными в исследовании, стали: помощь проекту контактами в сфере работы проекта, наставническая (менторская) работа с основателями, чуть реже – юридическая консультация и помощь в налаживании маркетинга и построении отдела продаж.

Об «умных» деньгах

Большинство опрошенных считают, что венчурные фонды должны помогать не только деньгами, но и экспертизой для помощи компании. Не можем тут не согласиться – все наши партнеры именно такие.

Украинские интернет-предприниматели – кто они?

При этом сами проекты не соглашаются, что менторская помощь важнее суммы инвестиций. Деньги пока все-таки в топе запросов стартапов, и соглашаться на меньшее количество денег ради нематериальных бонусов пока не готовы (что тоже часто весьма правильно).

Украинские интернет-предприниматели – кто они?

О зарплатах в стартапах

Мы решили скрасить исследование долей юмора, и задали довольно провокационный вопрос про зарплату основателей стартапа. Этот вопрос довольно щепетилен для обеих сторон сделки, и мало кто любит его вслух обсуждать, но все же.

Вопрос звучал следующим образом: «Какую зарплату вы считаете приемлемой для основателей проекта при получении первых инвестиций?»

Примерно треть указала цифры в пределах $500-1000 в месяц. Еще по 25% опрошенных указали рамки $1000-1500 и $1500-2500 в месяц. Причем нельзя отметить, что цифры зарплат киевских основателей сильно отличались от показателей зарплат опрошенных фаундеров из России, Казахстана, Таиланда и Польши (хотя уровень жизни везде и разный). Лишь 11% среди опрошенных предпринимателей считают, что у основателя до появления оборота не должно быть зарплаты.

О проблемах

Не обошли мы стороной и проблемы в стартапах. Если вы делаете свой проект – можете проверить, нет ли у вас таких же проблемных зон, и не стоит ли их доработать (пока не поздно).

«Был ли у вас неудачный опыт создания интернет-бизнеса – что послужило проблемой?»

Украинские интернет-предприниматели – кто они?

О ситуации в стране

«Как последние события в стране повлияли на вектор развития вашего бизнеса?»

Украинские интернет-предприниматели – кто они?
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.
FORBES В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ
Комментариев 1
Войдите, чтобы опубликовать комментарий
Евгений Топорков
Евгений Топорков — 03.06.2015, 18:41

Курс 20 – что дальше?
https://changeinfo.ru/new s/grivna-rastet

Последние мнения
Самое темное время перед рассветом: как преодолеть кризис в компании
Какие задачи лягут на плечи команды, а какие – непосредственно на владельца
Коллекторы и юрлица: с бизнесом не церемонятся
Чем отличается поведение коллекторских структур в отношении должников-физлиц и бизнесменов
Скромное обаяние биткоина: украинские реалии использования криптовалют
При том, что криптовалюты пока официально запрещены, Украина входит в топ-5 стран мира по количеству пользователей различными биткоин-кошельками
Новый-старый порядок аттестации от Минюста: что изменилось
Об особенностях нового порядка аттестирования состава Государственной уголовно-исполнительной службы Украины
Экспортные мифы, или Как покорить Великую Китайскую стену
Рынок КНР сверхпривлекателен для экспортеров всего мира, продукция которых сегодня китайскому потребителю кажется гораздо интереснее, чем украинская
Сколько стоит профессиональное выгорание персонала
И как бизнес может застраховаться от проблем с сотрудниками
Разрубить гордиев узел: еврооблигационные LPN-структуры и новые правила налогообложения
Каковы новые правила налогообложения процентов, выплачиваемых украинскими эмитентами так называемых «облигаций участия в кредите» на международных рынках капитала
Принуждение в частном порядке: новшества в сфере исполнения судебных решений
Станет ли институт частных исполнителей необходимым и достаточным условием эффективной и объективной работы судебной системы