Почему проверки бизнеса не дают гарантий безопасности его работы

Станция «БРСМ-Нафта» в Василькове в свое время блестяще прошла аудит

Благодаря мораторию на проверки со стороны государственных контролирующих органов, введенному в августе 2014-го, количество проверок в прошлом году, по сравнению с тем же периодом 2013 года, снизилось на 68%. При сравнении последних кварталов 2013 и 2014 годов ГРС констатировала уменьшение количества проверок на 98,5%.

Почему проверки бизнеса не дают гарантий безопасности его работы
Фото Shutterstock

В этом году мораторий продолжается.

В конце декабря прошлого года Верховная рада приняла закон «О внесении изменений и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Украины», в котором было установлено, что проверки предприятий, учреждений и организаций, физических лиц-предпринимателей контролирующими органами (кроме Государственной фискальной службы Украины и Государственной финансовой инспекции Украины) должны осуществляться в течение января-июня 2015 года исключительно с разрешения Кабинета министров Украины или по заявке предприятия относительно его проверки.

Практически одновременно был принят еще один закон – «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые законодательные акты Украины относительно налоговой реформы», который также зафиксировал мораторий на проверки. Так, установлено, что в 2015 и 2016 годах проверки предприятий, учреждений и организаций, физических лиц-предпринимателей с объемом дохода до 20 млн гривен за предыдущий календарный год контролирующими органами осуществляются исключительно с разрешения Кабинета министров Украины, по заявке предприятия относительно его проверки, согласно решению суда или в соответствии с требованиями Уголовно-процессуального кодекса Украины.

Обращаем внимание, что указанный пункт не является поправкой к Налоговому кодексу Украины, пусть название закона никого не вводит в заблуждение. Это положение создает вполне самостоятельную норму, которая распространяется на все без исключения контролирующие органы.

Исключения устанавливаются только по отношению к уровню дохода предприятий, учреждений и организаций – без разрешения Кабинета министров Украины можно проверить только те, у которых доход за год, предшествовавший проверке, превысил 20 млн гривен. Количество работающих при этом значения не имеет. Таким образом, для примерно 80% предприятий и 99% предпринимателей мораторий продолжается.

Особый режим

Специфические исключения из моратория предусмотрены только для проверок, которые проводит Государственная фискальная служба Украины.

С 1 января 2015 года мораторий не распространяется на проверки субъектов хозяйствования, которые ввозят на таможенную территорию Украины и/или производят и/или реализуют подакцизные товары, на проверки соблюдения норм законодательства по вопросам наличия лицензий, полноты начисления и уплаты налога на доходы физических лиц, единого социального взноса, возмещения налога на добавленную стоимость.

Для примерно 80% предприятий и 99% предпринимателей мораторий на проверки продолжается

С 1 июля 2015 года мораторий не распространяется на проверки плательщиков единого налога второй и третьей (физические лица-предприниматели) групп, кроме тех, которые осуществляют деятельность на рынках, продажу товаров в мелкорозничной торговой сети через средства передвижной сети, за исключением плательщиков единого налога, определенных пунктом 27 подраздела 10 раздела XX «Переходные положения» Налогового кодекса Украины, по вопросам соблюдения порядка применения регистраторов расчетных операций (РРО).

Последнее исключение будет касаться только проверок использования РРО.

Действующая сейчас редакция пункта 296.10 статьи 296 Налогового кодекса Украины содержит норму, согласно которой плательщики единого налога первой-третьей групп не применяют РРО. Необходимость их применения у части предпринимателей появится после вступления в силу новой редакции пункта: «Плательщики единого налога второй и третьей (физические лица-предприниматели) групп при осуществлении деятельности на рынках, при продаже товаров мелкорозничной торговой сети через средства передвижной сети, а также плательщики единого налога первой группы не применяют регистраторы расчетных операций».

Для плательщиков единого налога третьей группы новая редакция пункта 296.10 статьи 296 Налогового кодекса Украины вступит в силу с 1 июля 2015 года, а для плательщиков налога второй группы – с 1 января 2016 года.
Таким образом, плательщикам единого налога второй группы не следует бояться проверок использования ими РРО после 1 июля 2015 года, так как использование ими РРО до 1 января 2016 года вообще не предусмотрено законодательством.

Есть новость и для тех предпринимателей, у которых ГФС сможет проверить использование РРО с 1 июля 2015 года.
Верховная рада Украины планирует рассмотреть во втором чтении проект закона № 1088 об упрощении применения РРО. Кроме того, с 1 июля 2015 года планируется отмена всех проверок и штрафных санкций, которые могут быть связаны с РРО.

Нестрашный мораторий

Государственная регуляторная служба Украины и я лично полностью поддерживаем позицию правительства относительно ограничений на проведение контролирующими органами проверок предприятий, учреждений, организаций и физических лиц-предпринимателей. Я считаю, что дополнительное давление на бизнес сейчас неуместно, а снятие моратория создаст риски необоснованных проверок и коррупционных требований контролеров.

Однако есть и противоположное мнение − что из-за моратория на проведение проверок субъектов хозяйственной деятельности нарушаются конституционные права граждан. Подобная информация не соответствует, и не может соответствовать действительности. И вот по каким причинам.

Во-первых, само проведение проверок ничем не запрещено. Однако установлен особый порядок их проведения − с разрешения Кабинета министров Украины или по заявке предприятия по поводу его проверки.

Кроме того, в целом проверки субъектов хозяйственной деятельности не гарантируют качества их деятельности.

Так, например, распоряжением Кабинета министров Украины от 28.01.2015 №317-р Государственной службе Украины по чрезвычайным ситуациям предоставлялось разрешение на проведение плановых проверок состояния пожарной и техногенной безопасности.

Среди объектов из этого списка, которые уже были проверены, значилась и печально известная нефтебаза «БРСМ-Нафта», за пожаром на которой наблюдала вся страна.

Таким образом, реализация контролирующими органами норм закона, ограничивающих проверки, совершенно не создает предпосылок для нарушения государством конституционных прав граждан. В то же время предоставление Кабинетом министров Украины разрешения контролирующим органам на проведение проверок − это эффективный механизм предупреждения случаев проверок на основаниях, не предусмотренных законом.

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.
Лидеры мнений
Гарвард, немного MTI и «госдеповские печеньки»: где учат лоббистов в США
Вероятное будущее украинского лоббизма на примере двух формаций западного лобби
3244
Оттолкнуться от дна: на чем банки будут зарабатывать в обозримом будущем
Банкиров подталкивают к активным действиям и смене источников дохода
1778
FORBES В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ
Комментариев 0
Войдите, чтобы опубликовать комментарий
Последние мнения
Оттолкнуться от дна: на чем банки будут зарабатывать в обозримом будущем
Банкиров подталкивают к активным действиям и смене источников дохода
Гарвард, немного MTI и «госдеповские печеньки»: где учат лоббистов в США
Вероятное будущее украинского лоббизма на примере двух формаций западного лобби
Что происходит с банкингом VIP-класса
Итоги исследования «Бизнес Private Banking в Украине-2015»
Мясная экспансия: сможет ли Украина торговать с Китаем продукцией животноводства
И какие барьеры стоят на пути украинских товаров в КНР
О чем говорят итоги Евро-2016
И какие уроки стоит усвоить украинскому футболу
Как достичь фискальной справедливости в Украине
И почему налоговая реформа должна стать предметом широкой общественной дискуссии
Пивное регулирование: производители ждут послаблений
Пивовары рассчитывают на упрощение лицензионных процедур
«Политические стартапы»: как проходит формирование новых украинских партий
Почему новоявленные политические силы рискуют захлебнуться в волне популизма