Чего ждать экстравертам в бизнесе, и чего ждать от них

Опасности, подстерегающие экстравертивных личностей в джунглях деловых отношений

Психологи утверждают, что экстраверты в бизнесе всегда более успешны и чувствуют себя комфортнее, чем их психологические антиподы – интроверты. Так ли это на самом деле? Где спрятаны ловушки для экстравертов, и как их избежать?

Экстраверты в бизнесе
Фото Shutterstock

Экстравертам легче вести бизнес – это считается аксиомой. Ведь именно они способны эффективно реализовать свою естественную жизненную стратегию – дать (то есть хорошо продать) то, чего все хотят. Природная расположенность к общению и, как следствие, увеличение круга полезных знакомств; почти неисчерпаемые внутренние резервы энергии, направляемой в конструктивное русло – чем не идеальная «бизнес-модель человека»? Поэтому именно экстраверт считается неким терминатором в деловой среде.

Поскольку внимание и одобрение извне – жизненно необходимый кислород для экстраверта, некоторые из них настолько сильно зависят от этого фактора, что… становятся легко подверженными манипуляциям

Но в мире нет ничего идеального. В противовес отличным «бойцовским качествам» экстраверта возникают и осложняющие обстоятельства, характерные этому типу личности. Именно они способны разрушить даже хорошо работающую бизнес-модель. По моему личному наблюдению, трудности экстравертов неизбежно возникают, потому что они склонны искать внешнее, а не внутреннее одобрение. В этом – вся суть подобных личностей: взгляд и энергия, направленные вовне. Но в чем здесь проблема, спросите вы.

Проблема действительно существует, и довольно серьезная. Многие экстраверты из числа моих знакомых постоянно испытывают необходимость впечатлять, вовлекать и влиять на окружающих их людей. Однако, поскольку внимание и одобрение извне – жизненно необходимый кислород для экстраверта, некоторые из них настолько сильно зависят от этого фактора, что… становятся легко подверженными манипуляциям. То есть, чтобы заслужить важное для них положительное мнение и внимание, они готовы неосознанно делать нечто, идущее вразрез даже с их собственными убеждениями и желаниями. А ведь именно это способно разрушить любую, даже сильную личность.

Любой бизнес имеет больше шансов на процветание, если он является созидательной деятельностью, которая становится способом самореализации для его руководителя. Казалось бы – иначе и быть не может. Но вот в этом месте у экстравертов часто возникает диссонанс, вызванный несоответствием внутренних и внешних ценностей. А необходимость нравиться всем (или хотя бы – большинству) часто приводит экстравертов к серьезным внутренним конфликтам.

Как же избежать подобных разрушительных внутренних диссонансов? На словах это сделать легко: нужно «всего лишь» исключить всеобщее признание из приоритетов. Или, для начала, осознать, что это сделать необходимо.

Взгляд со стороны

В чем заключаются главные сложности и как они влияют на бизнес? Казалось бы, экстравертам, тем более успешным, жаловаться на отсутствие друзей точно не приходится. Тем не менее, склонность преувеличивать число своих друзей, а также уровень их приверженности часто влечет за собой глубокие разочарования.

Хрестоматийный пример – стратегии компаний Microsoft и Apple. Два мощных игрока, имеющих противоположные рыночные позиции. Первая, экстравертная по сути, всегда следовала за рынком, вторая, интровертная, рынок для себя создавала сама

Достаточно высокий процент экстравертов, с которыми приходилось сталкиваться в жизни, поражали полным отсутствием предположений и оценок относительно того, как их воспринимают окружающие! Бурное развитие социальных сетей как общественного явления только «потакает» неумению экстравертов оценивать отношение людей своего социального круга к себе, даже когда речь идет о хороших знакомых. Нечего и говорить, что из нескольких тысяч друзей на Facebook, может быть, пять-десять являются таковыми в реальности. И то не факт. Но сам экстраверт может даже не догадываться об этом.

Что касается интровертов – им больше свойственно слушать, чем говорить. Будучи слушателем, человек лучше воспринимает прямую речь своих собеседников. Как говорил Билл Гейтс: «То, как вы собираете, обрабатываете и используете информацию, определит, выиграете вы или проиграете».

Если экстраверт много говорит, в том числе и о вещах, не интересующих собеседника, неудивительно, что его начнут избегать. И вряд ли станут иметь с ним деловые отношения. Разумеется, мы сейчас говорим не об элементарной навязчивости. А скорее о «фирменном» свойстве экстравертов: не осознавать (не отдавать себе отчет), какой именно эффект производят их действия на собеседников. Вдобавок хочу заметить, что экстраверты склонны к импульсивности, что сказывается на последовательности изложения мыслей и четкости формулировок, которые, безусловно, важны для эффективной коммуникации.

Интроверты vs экстраверты

В своей книге «Как важно быть интровертом» психолог Джеральд Мэтьюс говорит о том, что интроверты размышляют более основательно, чем экстраверты. Экстраверты больше склонны придерживаться быстрого и приблизительного подхода к решению задач, но при этом жертвуют точностью в угоду скорости. Интроверты тщательно анализируют информацию, прежде чем действовать. Кроме того, интровертам более свойственно задавать вопрос «что, если?», и именно эта способность часто служит источником эффективных решений в бизнесе.

Экстраверт сначала узнает, что можно будет хорошо продать, а потом думает, как это сделать. Интроверт сначала думает, что он может хорошо сделать, а потом думает, как это продать

Приверженность к позитивному («что есть»), а не к нормативному («как должно быть») анализу прямо влияет на избранные экстравертом способы достижения успеха. Порой экстраверты думают, что способны без труда убедить людей действовать именно так, как это выгодно самим экстравертам. Не лучше ли пойти другим путем? Любой товар или сервис прежде всего покупается, а не продается. Именно поэтому мне становится смертельно скучно даже от одной мысли о посещении тренинга по продажам. Уверен, все интроверты испытывают в этом случае то же, что и я.

Различие между интровертами и экстравертами проявляется и в склонностях к риску. Исследования, приведенные в вышеупомянутой книге Метьюса, говорят о том, что интроверты на 28% меньше склонны к финансовому риску. Хорошо это или плохо – пусть каждый решает для себя сам. Но объективные данные свидетельствуют, что, когда интроверты сталкиваются с низкой вероятностью выигрыша, они стремятся избежать риска; в случае высокой вероятности победы их готовность к риску увеличивается. Так, в результате еще одного исследования, в котором приняли участие 64 трейдера инвестиционного банка, было установлено, что трейдеры, получающие самые высокие результаты, относятся к числу эмоционально устойчивых интровертов.

У обоих типов личности различные стратегии. Хрестоматийный пример – стратегии компаний Microsoft и Apple. Два мощных игрока, имеющих противоположные рыночные позиции. Первая, экстравертная по сути, всегда следовала за рынком, вторая, интровертная, рынок для себя создавала сама. Какая из них наиболее эффективна? Ответить сложно. Так и в случае с экстравертами и интровертами.

Путь к успеху

Что касается универсального рецепта, его можно условно сформулировать так: экстраверту нужно следовать за рынком, интроверту – следовать за своими возможностями. Существует такая формула: «Экстраверт сначала узнает, что можно будет хорошо продать, а потом думает, как это сделать. Интроверт сначала думает, что он может хорошо сделать, а потом думает, как это продать».

У людей этих двух типов примерно равный интеллект. Различие и определяющие факторы успеха кроются в методах

По словам Юнга, «чистых экстравертированных и интровертированных типов не существует. Разумеется, пациенты психиатрических клиник не в счет». Мы же говорим лишь о неких общих наклонностях. Напоследок, справедливости ради, скажу, что интроверты не умнее экстравертов. Судя по показателям IQ, у людей этих двух типов примерно равный интеллект. Различие и определяющие факторы успеха кроются в методах. Фактически, успешные люди могут быть от природы и экстравертами, и интровертами. Но и тем, и другим важно научиться альтернативным умениям: экстравертам – интровертивным, а интровертам – экстравертивным. Это словно менять полюса: экстравертам заглядывать внутрь себя, а интровертам выглядывать наружу и хорошенько осматриваться.

Можно ли (и нужно ли) изменить свою склонность к какому-либо психологическому типу – это предмет отдельного исследования. Но задуматься и осознать подоплеку принимаемых решений – стремление каждого, кто движется к успеху, особенно к успеху в бизнесе.

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.
FORBES В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ
Комментариев 0
Войдите, чтобы опубликовать комментарий
Последние мнения
Самое темное время перед рассветом: как преодолеть кризис в компании
Какие задачи лягут на плечи команды, а какие – непосредственно на владельца
Коллекторы и юрлица: с бизнесом не церемонятся
Чем отличается поведение коллекторских структур в отношении должников-физлиц и бизнесменов
Скромное обаяние биткоина: украинские реалии использования криптовалют
При том, что криптовалюты пока официально запрещены, Украина входит в топ-5 стран мира по количеству пользователей различными биткоин-кошельками
Новый-старый порядок аттестации от Минюста: что изменилось
Об особенностях нового порядка аттестирования состава Государственной уголовно-исполнительной службы Украины
Экспортные мифы, или Как покорить Великую Китайскую стену
Рынок КНР сверхпривлекателен для экспортеров всего мира, продукция которых сегодня китайскому потребителю кажется гораздо интереснее, чем украинская
Сколько стоит профессиональное выгорание персонала
И как бизнес может застраховаться от проблем с сотрудниками
Разрубить гордиев узел: еврооблигационные LPN-структуры и новые правила налогообложения
Каковы новые правила налогообложения процентов, выплачиваемых украинскими эмитентами так называемых «облигаций участия в кредите» на международных рынках капитала
Принуждение в частном порядке: новшества в сфере исполнения судебных решений
Станет ли институт частных исполнителей необходимым и достаточным условием эффективной и объективной работы судебной системы